Турист Дмитрий Киселев (Dmitry_S)
Дмитрий Киселев
был 19 июня 2023 20:35

Освенцим — Польша Апрель 2014

Про Освенцим написано не мало, но только побывав там осознаешь весь ужас произошедшего. Надеюсь, что человечество больше никогда не допустит подобного преступления…

До «Лагеря смерти» мы добрались из Кракова на автобусе за 12 злотых, время в пути порядка полутора часов. Ехали утром примерно в 10–00, но желающих было полно. Русские там редко встречаются, честно говоря, за почти целый день не встретили ни одного. Говорят есть экскурссии на русском 1 раз в день, если не ошибаюсь в 12–00 и то, если группа набирается. По всему мемориалу множество стендов с фотографиями и пояснительные надписи, но совсем нет на русском. И кстати, ни единого слова о том, кто же освободил заключенных, в отличии от той же «Фабрики Шиндлера», где этому посвящен целый зал.

Прибыв и Аушвиц, как его называли немцы, мы подошли ко входу и увидели огромную толпу людей- запускали группами и за деньги. Но перед входом, совсем незаметно стоит стенд, который гласит, что после 15–00 вход бесплатный. Поэтому мы отправились на бесплатном автобусе (надо сказать, что организовано там все прилично) в Освенцим II — Биркенау.

Уже подъезжая стало понятно, что это действительно самый большой гитлеровский концентрационный лагерь уничтожения людей.

Освенцим

Огромные ворота, железная дорога, ведущая прямо в ад, и бараки, бараки, бараки…

Освенцим

Ни одна фотокамера не охватит все эти гектары.

Освенцим

Вход свободный, в бараки можно не только заглянуть, но и зайти. Километры колючей проволоки можно не только сфотографировать, но и потрогать. Невозможно поверить, но это все существовало…

Освенцим

Перевозили заключенных в вагонах для скота, ехали стоя, не 1 сутки.

Многие умирали еще в поездах, воды не давали, о личной гигиене и естественных потребностях можно промолчать. Вообще Биркенау прежде всего газовые камеры и крематории — всего 8.

Ежедневно прибывали поезда с новыми заключенными, и их сразу же сортировали. Больных, старых, а в начале и детей в одну сторону, остальных делили на женщин и мужчин. Первым говорили, что их ведут на дезинфекцию, в т.н. «душевые», люди покорно раздевались, оставляли вещи в «сортировочной комнате» и без паники, не догадываясь ни о чем заходили в газовую камеру. Сейчас от этой камеры остались одни руины — фашисты взорвали все при отступлении.

Освенцим

Там же стоит мемориал в память о погибших и о ужасе который проиходил, есть надпись и на русском…

Для вторых начиналось жуткое время — кто-то становился надзирателем над вновь прибывшими, кого-то отбирали для опытов, так же заключенных отправляли на работы на различные предприятия. Нацисты были очень предусматрительны, ничего не уходило просто в отходы — волосы с трупов срезали (они шли в текстильную промышленность), из костей делали мыло и т. д.

Бараки были очень холодные, мне они напомнили загоны для лошадей, только все было заполнено трехуровневыми койками. Зимой многие умирали просто от обморожения, все ходили в деревянных колодках и тонкой форме.

Освенцим

Те, кто работали на сортировке вещей вновь прибывших, могли урвать себе хоть какие-то теплые вещи и шанс на жизнь. Кормили тоже скудно — хлеб 1 раз в день, «суп» — вода с крапивой и каким-нибудь овощем. Рабский труд, моральное уничтожение делали свое дело… Многие пытались бежать, но лагерь был очень хорошо охраняем. Иногда, устав от мучений, заключенный кидался на сетку, по которой проходил ток.

Освенцим

Но чаще всего, его расстреливали до этого. Тяжело рассказывать о быте в Освенциме, в голове просто не укладывается как там выживали. Если кому-то интересно именно бытовая сторона, то есть книги — воспоминания тех, кто сумел спастись, я например прочел Кристину Живульскую «Я пережила Освенцим».

К 15–00 мы вернулись туда, откуда все начиналось. Толпа была, но двигалась живенько. Через 5 минут мы уже были в Аушвиц I

Освенцим

Труд освобождает… но на самом деле только губил. В этом музее под открытым небом уже все по другому. Во-первых туристы могут взять аудиогид, во-вторых в бараках сделаны инсталляции и залы разных стран. Есть там и Российская экспозиция, находится в самом начале лагеря. Открыта в 2013 году — оцифрованные видео, письма, воспоминания заключенных на русском языке и многое другое.

Каждый день заключенных пересчитывали на площади

. Контроль был во всем.

В одном из бывших бараков можно увидеть то, что отбиралось у людей сразу после прибытия в лагерь.

А потом тщательно сортировалось заключенными.

Освенцим

Кроме этого, там были витрины с отрезанными волосами, отобранными очками, расческами, зубными щетками и многое другое. Тут же можно посмотреть умывальные комнаты и уборные. В туалет водили 1 раз в день на несколько минут, и одновременно умывались или очищались человек по 50. Представлял он собой длинный бетонный пандус с отверстиями. Позже были установлены унитазы. Хоть в Аушвице I кормили уже 3 раза в день, проблемы с желудком были у многих. И если кто-то не сдерживался — заставляли убирать тех, кто просто попадался на глаза и не всегда давали тряпку. Условия тут были намного лучше. Имелась библиотека, работала почта и даже бордель! Но жестоксть никто не отменял. Была публичная висилица, стена растрела.

На этой виселице в 1946 году по приговору Польского национального трибунала был повешен комендант Освенцима Рудольф Хёсс.

Освенцим

Служебные помещения и бараки разделялись так же колючей проволокой.

Но самое ужасное это газовая камера с крематорием

Освенцим

Когда входишь в это место, то муражки просто бегут по тебе с головы до пят. Как будто стены все помнят и передают эту энергетику тебе.

На осмотр «лагеря смерти» у нас ушел целый день, добираться в гостиницу в Краков было проблематично. Автобусы ходят не часто и забиты донельзя. Многие сидели и даже лежали прямо на полу

вот такая она Европа.

Это место по возможности должны посетить все. Это память о погибших, о войне. Это напоминание о самом страшном преступлении против человечества.