Турист Екатерина (Coshara)
Екатерина
была 22 апреля 12:45

Убуд — Индонезия Октябрь 2013

Утром мы последний раз позавтракали в ресторанчике отеля с видом на океан и рыбаков, прикупили дельфинчиков из дерева у единственного торговца на всем побережье (нам показалось, что это служащий одного из отелей). Папу, маму и бебика. Потому что — семья!

Наш Бали. Убуд

Эту птичку один из работников выловил в океане, спас, можно сказать! Мне кажется, что это кто-то из семейства зимородковых.

Загрузили вещи в машинку(еще один плюс!) и поехали снова в сторону озера Бератан, в Ботанический сад, по пути сделав остановку у символа Ловины.

Наш Бали. Убуд

Картинки с обочины. Всегда, во время передвижения по острову снимала из окна.

Ботанический сад (Kebun Raya Bali), находится в кратере потухшего вулкана.

Территория парка просто огромная -157,5 га! Она простирается на зеленых холмах, на высоте 1200–1450 метров над уровнем моря, там очень подходящий климат для многих растений, которых там свыше 2000 видов!

Для любителей активного отдыха на территории сада есть парк приключений (Bali Treetop Adventure Park). Это 72 испытания (натяжные мосты, паучьи сети, тарзанки и т. д.) различной сложности для всех возрастов, располагающихся на деревьях, на высоте от 2 до 20 метров. Мы не рискнули, а вот китайцы очень веселились.

Путу высадил нас около огромной статуи, дал нам карту и показал куда идти, на середине пути мы должны были ему позвонить, и он подхватив нас, провезет в другую часть парка. Вы знаете, очень приятное место для прогулок и отдыха!

Первое, что сразу замечаешь — это прохлада. Свежий ветерок, а в тени вообще комфортно, на полянках сидят люди, отдыхают, едят. Куча уютных уголков с водопадиками, фонтанами, запрятанными в зелени…

Все редкие растения здесь имеют информационные таблички, из которых можно узнать полезную информацию о самих растениях, их происхождении и уникальных свойствах.

Наш Бали. Убуд

Есть парк орхидей, павильон кактусов, бамбуковый сад и многое-многое другое. Еще здесь можно увидеть разных птиц, если никуда не торопиться.

Популярная во многих странах индийская Рамаяна проявилась здесь чудесными скульптурами и монументами, сделанными так искусно, что глаза некоторых из них казались живыми.

Первое фото — это эпизод из эпоса Рамаяна, где группа обезьян под предводительством Ханумана пытается спасти похищенную богиню Ситу из когтей гиганта Раваны.

Наш Бали. Убуд

Что не может оставить равнодушными, так это необыкновенное дерево — баньян. Эти деревья почитают за священные, особенно большие и старые. Те, кто живут поблизости стараются заботиться об этих исполинах — саронгом ствол повяжут, по особым дням всей деревней церемонии под сенью дерева проводят, а иногда даже в ветвях маленький храм ставят.

У взрослых растений из ствола и ветвей образуются длинные воздушные корни, которые достигая земли укореняются. Со временем корни утолщаются, превращаясь в дополнительные стволы, опоры для единой густой кроны. Баньян еще называют «шагающим» деревом, потому что он растет вширь, «шагает» новыми стволами во все стороны от основного ствола.

Там для масштаба я стою)) И Бамбуковый сад. Здесь собраны совершенно различные виды бамбука: от высотой не выше травы, до высоченных деревьев. Там муж стоит для масштаба))

Наш Бали. Убуд

Часа полтора мы там побродили, хотя с удовольствием остались бы и на подольше, но надо было ехать дальше.

Бедугул, где мы проезжали, находится примерно в 50 километрах на север от Денпасара и здесь есть одна очень интересная достопримечательность, отель «P. I. Bedugul Taman Rekreasi Hotel & Resort»

Вот уже более десятилетия отель постепенно и с достоинством приходит в упадок. Гостиница так и не приняла первых гостей — стройка, начатая сыном президента Индонезии, была заморожена из-за раскрывшихся случаев злоупотреблениями казенных средств и даже убийства следователя по этому делу, строитель угодил в тюрьму, а отель оказался заброшенным. Однако балийцы придумали красивую легенду, согласно которой в одну ночь из отеля таинственно пропали все постояльцы и персонал. Удивительно, но отель совсем не подвергся мародерству. Туда можно зайти и побродить по пустующим комнатам и залам. С многочисленных террас и балконов открываются прекрасные виды на рисовые поля и горы, а вечерами (мы проезжали предыдущим вечером там), на отель опускается туман и картинка становится вообще мистической, того и гляди услышишь вой привидения.

Наш Бали. Убуд

Почти повсеместно видели длинные «грядки» цветов. С удивлением узнала наши бархатцы! Их очень широко используют для украшений во время всевозможных церемоний, для лепестков.

Еще на Бали оседают многочисленные европейцы: французы, итальянцы, немцы. Некоторые их дома разительно отличаются от жилищ местных. К примеру этот дом-птицу построили немцы.

Остров Бали во многом отличается от всей Индонезии: если подавляющее большинство населения страны исповедует ислам, то на Бали более 90% являются приверженцами индуизма, но несмотря на это мусульманские праздники на острове объявляются выходными днями, а иногда можно встретить и такое: на последнем фото — только для мусульман.

Наш Бали. Убуд

Еще в начале нашего трипа мы озвучили, что хотели бы побывать на петушиных боях. Знаю-знаю, многие поморщатся, но это часть балийской культуры и никуда от этого не деться.

Оказалось, что Путу заядлый петушатник(?), я не знаю как это называется)). Про петухов и бои он мог говорить часами. Оказывается там все так непросто!

Бойцовские петухи ценятся на вес золота. Они выращиваются с цыплячьего возраста, да и цыплята берутся от определенных кур, короче, с родословной.

С самых первых дней они иначе питаются и ведут особый образ жизни. Их тренируют, им делают массаж, пичкают витаминами, выставляют в клетках вдоль дорог, чтоб привыкали к шуму, ставят клетки без дна на песок, чтоб они тренировали лапы, копая этот песок. Их любят и ими гордятся. В год-два впервые выводят на ринг.

На Бали нет особых развлечений, поэтому петушиный бой — это и ритуал, и азартная игра, и огромная часть жизни балийских мужчин. Бои сами по себе власти запретили, но ушлые балийцы вышли из положения. Бой петухов приурочили к праздникам и церемониям, а ритуальные бои по случаю религиозного праздника, никто не отменял.

Религиозная окраска петушиного боя имеет огромное значение. Балийцы верят в духов — добрых и злых. Темным духам, нужна кровь, иначе можно духов разгневать. Темное воплощение — Кала, задабривается петушиной кровью.

Когда везешь петуха на бой, его никто не должен видеть, это плохая примета, поэтому петуха сажают в закрытую пальмовую клетку. У Путу есть петух, который выиграл три боя, это очень круто!

Наш Бали. Убуд

По дороге Путу угощает нас, как он говорит «местным киви», а по нашему маракуйя, очень вкусная и сочная, сердцевинку надо прям высасывать из кожуры.

И вот мы едем в деревню, где будет проходить большая церемония и соответственно — большие петушиные бои.
О том, что здесь будет происходить, ясно уже на подъезде к деревушке:

Наш Бали. Убуд

Мы подходим к некоему открытому сооружению с высокой крышей, площадка для боя внизу и по четырем сторонам к ней спускаются ступени-лавочки.

Тут же рядом, за ипровизированным столом сидят мужики, едят.
НАРОДУ!!! Я не ожидала… Женщин на такие мероприятия не пускают, только одна-две разносят закуски (фрукты, чипсы).

Наш Бали. Убуд

Если честно, я думала поснимать петухов вблизи, сделать шикарные снимки боя, а тут… Не то, что бы поснимать, я даже боя толком не видела, но потом даже порадовалась, что так вышло. Я, конечно не плакала бы, типа: птичку жалко, но все-таки зрелище не из приятных, во первых, а во вторых то, что мы попали именно на такой большой бой, в самую гущу событий, это огромная удача! Там не было ничего показушно-туристического, настоящие эмоции, такой накал страстей! Какие лица, азарт!

Перед боем петухов «разогревают», хозяева щиплют их за перья и тормошат. Подбирают равных по темпераменту. Потом привязывают бечевкой или приматывают изолентой к левой лапе острое лезвие-шпору, которое называется «таджи».

Наш Бали. Убуд

После того как шпоры прикреплены, два петуха ставятся их секундантами (которые могут быть, а могут и не быть их владельцами) друг против друга в центр ринга…

Далее делаются ставки. Путу нам объяснял систему, но я сама не смогу грамотно описать, поэтому погуглив цитирую: ««Во-первых, существуют два типа пари, или „то“ (toh): одно главное пари, которое заключается в центре ринга между основными участниками состязания („то кетенга“), и множество второстепенных, которые заключаются вокруг ринга между зрителями („то кесаси“). Первое — обычно на крупную сумму, другие — обычно на мелкие. Первое является коллективным и заключается между союзами спорщиков, группирующихся вокруг владельцев петухов; другие индивидуальны и заключаются между отдельными людьми. Центральное пари — официальное… оно заключается обязательно с участием четырех или пяти, иногда семи или восьми человек — родни, деревенских приятелей, соседей, близких друзей. Заключение пари вокруг ринга, после того как уже заключено центральное пари и сумма его оглашена, превращается в нарастающее крещендо криков. Те, кто ставит на петухов-аутсайдеров, делают свои предложения всем, кто только может их принять, в то время как те, кто ставит на фаворитов, но недоволен предлагаемыми суммами, выкрикивают столь же неистово масть петуха, давая понять, что они тоже отчаянно хотят сделать ставку, но только на более низкие суммы.»

И вот когда все начинают по нарастающей выкрикивать ставки, вытягивая руки, с зажатыми в них купюрами, вот тут у меня аж дыхание перехватило и вниз живота ухнуло, до того захватывает это все!

Петухов отпускают, 1–2 минуты и все закончено, окровавленного побежденного уносят, победителя поднимают для всеобщего обозрения. Спрашиваю: А не жалко вот так, растить, заботиться, а потом раз и все! Отвечает, что жалко, конечно, но даже если твой петух проиграет, все равно праздник: петуха приготовят на ужин, да и жертва духам принесена. Смеясь сказал, что все деньги, которые зарабатывает отдает жене, иначе есть риск проиграть на петушиных боях.

Мы рассказали, что у нас похожего нет, если только собачьи бои, но это совсем не то, это жестокость, кровь и деньги.
А женщины сидели совсем неподалеку и занимались своими женскими делами, и будничная жизнь в деревеньке шла своим чередом.

Наш Бали. Убуд

Мы пробыли там часа полтора. Путу сказал, что такие большие бои длятся целый день и закончатся часов в пять вечера.
Под впечатлением мы покинули деревню и тронулись дальше.

То, что мы уже в районе Убуда стало понятно, когда вдоль дороги стали попадаться все чаще просто какие-то музейные шедевры: потрясающие резные двери, шикарная деревянная мебель, целые картинные галереи.

Мы приехали на фабрику батика. На улице, под большим навесом, стояли в ряд швейные машинки, ткацкие станки и несколько женщин расписывали жидким воском ткани. Ну, это, естественно, тоже вариант для туристов, с другой стороны — глубоко вникать в процесс создания батика у нас не было особого желания. Почему то в центре было много свободного места, подняв голову, поняли почему: Прямо над головами висела гроздь летучих мышек. Для горячего батика используют воск, парафин или стеарин, из которых сделаны самые обычные хозяйственные свечи. Воск растапливают на водяной бане до жидкого прозрачного состояния и наносят либо кистью, либо специальным приспособлением в виде медной леечки, или чантингом. Это такой инструмент, похожий на табачную трубку с тоненьким носиком. Им черпается расплавленный воск. Посмотрев, как работают мастерицы, прошли в магазин. Вот такая незатейливая дверь и ставни в магазине).

Наш Бали. Убуд

Довольно большой, несколько залов и второй этаж, больше похожий на музей. Там находятся полотна-картины. Очень красиво! Фотографировать в магазине запрещено.

Покупать особо ничего не стали, для нас довольно пестро все, так, небольшие сувениры в виде сумки, косметички, саронга и простую белую футболку, которую мне расписали на выходе).

Наш Бали. Убуд

Задержались ненадолго в деревне мастеров по камню. Если бы я задержалась там чуть дольше, то наверно там и осталась бы. Ничуть не уступает лучшим музеям Европы, честное слово!

Еще заехали в мастерскую—магазин серебра. Там фотографировать было нельзя, (только при входе можно) а жаль! Настоящий музей! Изделия невероятной красоты и затейливости. Цены совершенно разные, на всякий карман. Естественно стараются впарить как можно больше и дороже, но не агрессивно. Купили, что хотели. Но не надо забывать, что это самый популярный магазин, куда обязательно завозят всех туристов. Потом мы были в более удаленных и неизвестных магазинчиках, там цены на порядок ниже и можно торговаться.

И снова картинки за окном.

Наш Бали. Убуд

Ну, а мы попросили Путу остановиться в каком-нибудь кафе или ресторанчике, с красивым видом, что он и сделал.
Вид был просто обалденный, впрочем, как и везде)). На изумрудное рисовое поле.

Я всегда брала свежевыжатые соки и фрукты, но в это время на Бали не особый сезон, как правило это были арбуз, банан, манго, ананас и папайя. Бананы маленькие и очень сладкие, ананас просто тает во рту и нисколечко не разъедает губы и язык. Про пиво муж сказал, что хуже, чем в Праге, но лучше, чем московское, не знаю, не пью. Мне взяли попробовать курочку в кари. Очень недурственно, во всяком случае не пережаренная мумия)). Ну, а муж, как всегда — рыбку. Ко всем блюдам рис подается отдельно, хочешь смешивай, хочешь нет, кому как нравится.

Наш Бали. Убуд

А этого товарища я увидела только в первый вечер, а потом только слышала, он прятался за картиной)) Какой красава!
В Ловине гекконов токи не встречала, только маленьких.

Наш Бали. Убуд

Ну вот. Выехали из Ловины мы в девять утра, а в Убуд приехали к девяти вечера и столько успели увидеть!