Николай Лебедев Администратор — был 14 января 23:23

Хельсинки: туда и обратно

16 апреля 2014 г. 21:33 Хельсинки — Финляндия Июль 2012

Туда…

Так получилось, что Финляндию я посетил дважды. Не буду лукавить — эта страна не была в моем виш-листе, и даже не входила в десяток потенциально интересных для меня мест. Но вот мы собрались в свадебное путешествие в романтичную Италию (ОК, на Мальдивы тупо не хватило денег), и как раз в период верстки трипа я наткнулся на «сумасшедшие дни» Finnair. Кроме замечательной цены в 11500 до Рима и обратно, меня прельщала перспектива полетать на незнакомом доселе Embraer 190 и возможность выбрать длинную стыковку в также незнакомом доселе Хельсинки. Половина дня на пути туда (с 7 до 15) и половина на пути обратно (с 15 до 22). Итак, что это за зверь такой — Хельсинки?

Надо сказать, столица самостийной Финляндии встретила нас весьма скотской погодой — серое низкое небо, пронизывающий ветер и мелкодисперсионная взвесь в воздухе. Но дышалось очень легко и мы были в новом для себя городе, в новой стране — значит вперед за скандинавской звездой кочевой оседлой, к черту погоду, наплевать на низкое небо и не по-христиански дорогой проезд из находящегося не так уж и далеко аэропорта — 4,5 евро с носа. Оплата водителю кэшем, остановка прямо у выхода из терминала, номер автобуса не помню, но возможно это 617, что-то такое отложилось в памяти. В любом случае, вы спросите внутри аэропорта — финны отзывчивы, готовы помочь и с английским дружат весьма хорошо. По ощущениям, ехать до вокзала (а именно туда приезжает автобус) примерно как от пражского аэропорта до метро, то есть не больше получаса. Есть способ как-то сэкономить, но быстро подошедший автобус пресек мои попытки вникнуть в расположенную на остановке схему с картами оплаты. Подозреваю это все имеет смысл при многократном использовании транспорта, но мы патологические пешеходы, так что будем считать, что все правильно сделали (поправьте кто знает что к чему про проезд и ценообразование).

Итак, мы на вокзале. Строение, лучшим образом выражающее холодную скандинавскую и в то же время монументальную авангардистскую архитектуру 20-х годов, хотя говорят что это модерн. На любителя, в общем. Куда идти? Скачанная карта города в телефон дала понять, что вся движуха — в сторону гавани, туда и пойдем. Хотя, думалось мне, какая к черту движуха в 8 утра в субботу? Но нет, финны — народ работящий, и уже в это время у портовой части города развернулся рынок. От овощей, грибов и ягод, настолько прекрасных и идеальных, что были восприняты как искусственные, до поделок ручной работы, включая знаменитые финские ножи. Денег пока что много, соблазн велик, но багаж путешествует отдельно от нас, так что ножи отпадают. А с ними и все остальное кроме пары фенек — заскочим на обратном пути.

Тут внезапно весьма ожидаемо погода испортилась, она превратилась из просто неприятной в мерзкую — количество взвеси в воздухе превысило все допустимые нормы, ветер усилился и было понятно, что это не предел. Надо что-то делать. Решение пришло в виде симпатичных финских студенток, подрабатывающих промоутерами туров на корабликах по гавани. Часовая прогулка по прибрежному архипелагу предлагалась за 20 евро с человека, оставалось только выяснить есть ли крыша у посудины. Оказалось есть не только крыша, но и бар внутри, правда за дополнительные деньги. Окей, спасение от непогоды найдено, заодно посмотрим на Хельсинки с воды.

Первое, что мы видим — порт и стоящие на рейде огромные паромы. Скоро мы поплывем из Неаполя в Палермо на таком же, а пока размеры, конечно, впечатляют. Затем почти сразу же по правую руку будет крепость Суоменлинна, не пропустите. Аудиогид есть и на русском, но не в виде привычных наушников с выбором языков, а в виде чередующихся объявлений из общего динамика на четырех языках. Чтобы пофотографировать то, что снаружи, нужно выходить на верхнюю, открытую палубу, что в моем случае было сродни геройству из-за все ухудшающихся погодных условий. Впечатлили сауны, разбросанные тут и там, аккуратные финские домики, иногда к ним примыкающие (часто сауны стоят сольно) и сдвижной мост.

К счастью, когда мы причалили, погода нормализовалась, и можно было покинуть судно, не опасаясь промокнуть до нитки. Как после любых водных процедур, люто захотелось есть, а далеко ходить, к счастью, не надо — прямо на пристани, в рамках рынка выходного дня, работали лавочки, где тут же жарились рыбы, колбасы, картошка и прочая простая и вкусная еда. Две порции замечательного (нет, правда очень вкусного!) молодого картофеля — с рыбой и с колбасками вышли, насколько я помню, по 8 евро каждая. В стоимость входят напитки, причем я взял себе местного пива. Да, рановато, согласен, да и не хотелось по такой погоде пива — взял его ради крышки (я их коллекционирую) и из любопытства. Так себе, как и любое другое скандинавское пиво.

Насытились, а заодно наслушались темнокожего местного жителя, который всем что-то вещал весьма громко, демонстрируя недюжинную осведомленность в гоповатых манерах. Проезжавшие мимо классические европолицейские-то бишь накачанные кросавчеги в красивой форме — подошли и урезонили его. Я финский не разумею, но, судя по всему, они в курсе кто он, что он состоит на учете и чтобы вел себя хорошо. Итак, пора бы растрясти съеденное, куда можно пойти?

Первым делом надо отметиться у Кафедрального собора — в любом крупном городе это так или иначе доминанта. А в некрупном — и подавно. Хельсинки, конечно, мелким не назовешь, но, положа руку на сердце, город отнюдь не ломится от достопримечательностей. Знатоки Финляндии могут кидаться камнями в комментариях, я только за. Итак, собор. Внутрь мы не попали, потому что он был закрыт. Видимо было рано, но скорее всего причина в чем-то другом, в чем — я не знаю. Но внешне он внушает уважение, особенно учитывая, что вокруг невысокая застройка, а сам собор расположен на возвышенности с идущими к нему широченными ступенями. На ступенях, как и положено, тусуется народ. И чайки. Рядом, в отдельном строении есть бизнес-придаток в виде церковной лавки. Иначе собор именуется в честь святого Николая, а перед зданием — приличная по размерам Сенатская площадь, в центре которой — памятник Александру II, которого финны ценят, поскольку он дал множество свобод Финляндии в период ее вхождения в состав Российской Империи. Вот и все что я имею сказать о войне во Вьетнаме Николаевском соборе и Сенатской площади.

Далее, раз уж речь зашла о религиозных сооружениях, мы отправились к Успенскому собору. Тоже, между прочим, кафедральному, но уже православной кафедры. И он тоже был закрыт, видимо вся религиозная братия в это утро была на рынке на Старой Торговой площади, у гавани. Ну и ладно, раз дождя все равно нет, мы решили просто прогуляться по набережным, перекусить в какой-то невразумительной кафешке (но при этом весьма вкусно) и за этими делами как-то незаметно подошло время отправляться в аэропорт. Автобус отправляется от того же места — Ж/Д вокзал. Итак, чемодан-вокзал-Израиль вокзал-автобус-аэропорт — и мы летим в Рим!

… и обратно

На обратном пути все было по-другому. Во-первых, погода — светило солнце, было безветренно, многие местные жители ходили в футболках и босиком сидели на траве в парках. Однако нам, только что прилетевшим с Сицилии, их было не понять. Во-вторых, была вторая половина дня, и на улицах было как-то поживее, Хельсинки уже не казался малолюдным полусонным городом. В-третьих, мы были после отпуска, а значит не такие жадные до впечатлений, да к тому же еще и в немного, но знакомом городе. Все эти три фактора нам как бы говорили: ребят, расслабьтесь и гуляйте, ведь это вы любите больше всего! Мы и правда любим это больше всего — бродить без четкого плана, заходить куда вздумается, проводить времени в конкретном месте столько, сколько захочется… Проблема в том, что не каждый город к этому располагает. В тот вечер Хельсинки располагал более чем.

Поэтому мы пошли — просто в другую сторону, чем три недели назад, по кварталам вокруг вокзала, по большому и ухоженному парку около него, по большому проспекту со статуей Маннергейма, мимо произведений так называемого современного искусства, по кварталу с хай-тек домами… Как-то по-особенному переваривалась только что состоявшаяся поездка — вот только что ты был в солнечном Палермо, отмахивался от настойчивого возницы у театра Массимо, покупал сигареты без фильтра в Tabacci, лавировал мимо итало-индусов в грязноватых едальнях около вокзала. И вот, спустя несколько часов (слава авиации и очень смелой стыковке в Риме) ты курсируешь между холодной скандинавской архитектурой рубежа веков и стекло-бетонными офисятниками, при этом все парадоксально приправлено солнцем, как будто оно прицепилось за хвост самолета.

Хельсинки не оставил четкого впечатления, которое можно маркировать и положить в определенный ящик в голове. С одной стороны — город скучный и грустный, хоть и опрятный, с хорошим вкусом, манерами. Да, я знаю, что мы зря не сходили к знаменитой церкви в скале, и по музеям как-то не прошлись. Но все равно — он как парень, который сидит с тобой рядом у барной стойки, и костюм ничего, и пьет он что-то интересное, но не твой человек. Однако тут вы с ним выпиваете чуть больше — и дело пошло на лад — он, оказывается, заслушивается твоей любимой группой, и все в таком духе. А расходитесь вы все равно весьма холодновато и настороженно. Непонятно — быть может вы еще раз пересечетесь в этом баре, а может ноги вашей там не будет. Про Хельсинки одно могу сказать точно — это самый погодозависимый город из всех, что попадались на моем пути!

Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Финляндии, да и по любой другой стране, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!

в Хельсинки

16 апреля 2014 г. 21:43
Да,это скорее после отдыха,а погода лишь подчеркнула это,эмоции тоже имеют свои сроки и голодному на путешествия туристу,уверен,погода уже будет не столь важна)
17 апреля 2014 г. 19:35
Так тут получилось наоборот - на пути туда были голодны, но не впечатлены, а обратно - да, и я списываю это на погоду, потому что больше не на что)
16 апреля 2014 г. 22:50
Реально, Хельсинки не богат на достопримечательности... У меня нет ни одного ахового эпизода в памяти...Ну, Собор, там репетируют музыкальные коллективы...Ну, площадь...там продают классные варежки...Как-то не динамично... Мне кажется, тебе удалось "напустить" любви к Хельсинки...И с твоей подачи получается - классный город, с особой архитектурой и своей собственной аурой... И интересно ведь получилось! Как-то давно Фил писал о финнах, насколько это классные и мировые парни. Может, просто нужен особый подход к ним, и к людям, и к столице их...
17 апреля 2014 г. 19:37
Они на самом деле классные мировые парни, только большие города им не идут. Впрочем они и сами это понимают - самый большой город меньше Е-бурга. Вот в городках поменьше - вообще красота, потом расскажу про Турку.
17 апреля 2014 г. 22:07
Давай! А еще я помню классный городочек Парвоо, кажется... заезжал туда?
18 апреля 2014 г. 8:48
Не, только Турку и Наантали, но совсем проездом, в парке муми-троллей. Фотки вот тут кстати: http://www.tourister.ru/...
16 апреля 2014 г. 23:53
Не соглашусь, что город скучный, просто наскоком его не прочувствовать, это факт. Я когда-то давным-давно провела там неделю и весь его исходила пешком. Не могу сказать, что это 100% мой город, но впечатления остались очень приятные. А может быть, еще сыграло роль, что мои родители когда-то давно там прожили три года, и та поездка была у нас семейной, им хотелось показать нам, где и как они жили, провести по своим любимым местам.
17 апреля 2014 г. 19:38
Я думаю факт родителей имеет место быть. Я если еще раз полечу Финскими авиалиниями - конечно, снова выберу большую стыковку, посмотрю, вдруг не распробовал чего.
17 апреля 2014 г. 11:14
Вот и у меня какое-то непонятное впечатление осталось от города. Был там и зимой в морозы, и весной, и летом, но сказать, что ах! не могу...
Конечно, неплохо. Чистота и порядок, всё нормально. Иногда, как вспомнишь историю, так тянет на определенные сравнения с нашей реальностью...
17 апреля 2014 г. 19:40
А я на климат смотрю и сравниваю с нашей реальностью - какого черта у них снег так не портит дороги!? Хотя ответ, конечно, известен((
17 апреля 2014 г. 22:46
Тоже бывает совсем не жарко, но зима там похоже не приходит внезапно...
17 апреля 2014 г. 13:12
Николай,
соглашусь с тобой, что Хельсинки не сильно богат интересными местами - он хорош, как промежуточная точка в длинном маршруте. Но побывать там хотя бы раз обязательно стоит, и твое минипутешествие оказывает это еще раз.
Мы там были зимой под новый год, перед круизом до Стокгольма - очень понравилось - очень миленько, все в снегу, а на обратном пути еще и сильный мороз ударил...
Даже рассказ об этом написал. Правда, не знаю, фото в нем откроются или нет, сегодня сайт чего-то тупит.. http://www.tourister.ru/responses/id_805
17 апреля 2014 г. 19:44
Глянул, фотки вроде как откачали. И мне показалось что снег даже как-то больше идет Хельсинки, чем летние наряды, так что надо бы побывать там проездом в зимнюю пору!
17 апреля 2014 г. 23:05
Borracho писал 17 апреля 2014 г. 19:44

Весной и летом в Хельсинки все рано лучше....
Mabuta
17 апреля 2014 г. 16:08
А я в Хельсинки не была, да и признаться с пересадками не так часто летаю, но описание ощущения города очень пришлось по душе. Особенно, про "того парня"!!!
17 апреля 2014 г. 19:46
Спасибо) А пересадки очень рекомендую. Допускаю что не всем нравится аэропортовая романтика так, как мне, но брать стыковочные рейсы стоит уже ради таких мини-путешествий! А, ну и зачастую они дешевле чем прямые)
17 апреля 2014 г. 18:29
Очень похоже на мое былое представление о Хельсинки. Мне и не сосчитать, сколько раз я тут была, но точно помню, что понравился он мне только после того, как специально задержались, чтобы погулять подольше и побольше по не туристическим кварталам. Даже удивительно было - Хельсинки-то оказывается, красивый город!

А насчет погоды....Финляндия нас приучила к тому, что нет плохой погоды, есть неправильная одежда.
17 апреля 2014 г. 19:48
ala писала 17 апреля 2014 г. 18:29
Финляндия нас приучила к тому, что нет плохой погоды, есть неправильная одежда.
Да, золотое правило,и на Урале все про него знают) Но мы все же летели в Италию))
ValentinPanov
17 апреля 2014 г. 21:55
Николай, нужно было посетить собор, встроенный в скалу. И памятник Сибелиусу. А в целом да, город на один экскурсионный день. Меня поразила малолюдность на улицах в любое время, а также цены. Это транзитный город на пути в Швецию-Норвегию. Рассказ и слог понравились. Спасибо!
17 апреля 2014 г. 22:24
Вам спасибо что оценили! А церковь в скале - да, мы знали что она есть, но поздно спохватились и не успевали. В следующий раз если Финнами полечу - первым делом к ней))
Sveta_Mokrjak
18 апреля 2014 г. 0:01
Я очень люблю Хельсинки - мне он кажется очень уютным! В первые дни меня напрягало, что трамваи проезжают очень близко к пешеходной зоне (я-то привыкла, что в СПб и дороги шире, и трамвайные пути дальше от тротуара =D Согласна, что достопримечательностей там не много, и даже могу сказать, что город может показаться несколько скучноватым, но такая уютная атмосфера, ах!) У Вас очень чёткие фотографии, мне всё таким родным кажется)
18 апреля 2014 г. 8:29
Фотографии как раз местами нечеткие - объектив, как выяснилось, фокусируется через раз, сломался( А трамваи и вовсе по пешеходной части ездят местами, и ничего, не напрягает! Уют - вообще фирменная черта финнов похоже)
18 апреля 2014 г. 1:20
Если когда-нибудь поеду в Хельсинки, то тоже исключительно в виде пересадки в какое-нибудь более солнечное и приятное место. Палермо, как у вас, тоже подойдет
Сколько я видела о нем репортажей и фото - ни разу не вызвал желания посетить его самолично. А вот финская природа, финские озера, финская рыбалка - совсем другое дело)
А расходитесь вы все равно весьма холодновато и настороженно.

Надо сразу пить финскую водку - вот тогда будет совсем другое впечатление под конец вечера
18 апреля 2014 г. 8:33
Vodka - connecting people!
Вот природа - да. Не городская страна совсем, сельская (в хорошем смысле), финны - они ближе к природе.
Вот еще недавно выложил фото из Турку, для сравнения: http://borracho.tourister.ru/photoalbum/16126
Maxim1972
18 апреля 2014 г. 1:46
Николай...я не был в Хельсинки...возможно и не буду.... но, последняя фото с фонарем, в правом верхнем углу...сказала..-НАДО! ))))))))))))
18 апреля 2014 г. 8:35
Закат - штука коварная, приукрасит любое место!
Elena_Samuseva
18 апреля 2014 г. 2:00
Вам не повезло , Вас Хельсинки не принял . Увы ! Так бывает ! Финны народ медлительный , но чистый и добродушный . И Хельсинки такой же . Здесь нельзя спешить , мимолетом ничего не поймете ! В Хельсинки нужно пожить , хоть недельку ! Никуда не торопиться , пить настоящий финский кофе и финское пиво , есть салаку и оленину , пить молоко и сливочный рыбный суп . Каждое утро начинать день с сауны , ведь так и гласит финская пословица - хороший день начинается с хорошей сауны ! Город это не набор достопримечательностей , прежде всего это люди и их образ жизни , если поймете и полюбите его ....
18 апреля 2014 г. 8:38
Вполне допускаю что все это так, и более того - сама Финляндия располагает к такому образу как жизни, так и изучения страны. Просто не уверен что получится когда-либо провести в Хельсинки недельку. Для меня город в принципе - динамика. А вот на финских озерах или в коттедже на берегу залива недельку, чтобы сауна и рыбалка, - это я очень даже за!
Elena_Samuseva
18 апреля 2014 г. 22:30
А у финов и в Хельсинки , как в коттедже на берегу с сауной .
18 апреля 2014 г. 4:42
Коля, по-моему, ты все правильно описал - про парня в баре)) Скучноватый Хельсинки город. И, наверное, самая небогатая на достопримечательности столица из всех, в которых я бывал. Но тем не менее город очень приятный! Жаль, мы не покатались как вы на кораблике!))
А церковь в скале, кстати, вещь!
18 апреля 2014 г. 8:43
Ну вот, до вещи-то мы и не дошли! А кораблик - это спасибо сволочной погоде, так может и проигнорировали бы) В общем Финляндия другим богата, не достопримечательностями всякими - но уютом точно!
18 апреля 2014 г. 15:05
И природами всякими еще!)
18 апреля 2014 г. 16:41
И рыбой! В Турку случилась лучшая в моей жизни!
19 апреля 2014 г. 7:42
Супер! Я, правда, увы, в Финляндии был только в Хельсинки)
18 апреля 2014 г. 10:54

наслушались темнокожего местного жителя, который всем что-то вещал в[q]наслушались темнокожего местного жителя, который всем что-то вещал весьма громко, демонстрируя недюжинную осведомленность в гоповатых манерах.

Николай, жаль, что Вы нечасто выкладываете рассказы!
18 апреля 2014 г. 11:14
Я постараюсь исправиться!
maksim-nav
18 апреля 2014 г. 11:00
Для меня, главное в рассказе - это отличный пример, как с пользой провести стыковочное время. А понравился/не понравился можно спорить до бесконечности. Хотя, мне лично понравилось... даже не столько город, сколько то как ты его описал.
18 апреля 2014 г. 11:18
Рад слышать! Ну а стыковочное время чаще всего именно с пользой проводится - как раз из-за того, что ограничен во времени и пытаешься что-то успеть.
18 апреля 2014 г. 13:06
По фото город очень милый и чистый,но у меня он так же не стоит даже в первых пятидесяти мест для посещения.Представляю Ваши ощущения Хельсинки после колоритного Палермо
18 апреля 2014 г. 14:48
Нет Хельсинки в планах - летайте самолетами Finnair! Отличный слоган для кросс-сотрудничества перевозчика с муниципалитетом
18 апреля 2014 г. 18:37
Мне до Финляндии слишком уж далеко))
21 апреля 2014 г. 11:45
Borracho писал 18 апреля 2014 г. 11:18
стыковочное время

а там отеля случаем нет в порту?
шенген на двоих тыщ 11 вышел?
21 апреля 2014 г. 16:55
Есть 2 на территории: http://www.tourister.ru/...
Шенген на двоих в районе 6, делали через итальянский ВЦ, мы летели, в Италию.
22 апреля 2014 г. 13:13
хммм...у меня 15 часов стыковка...вот я в думках))))
22 апреля 2014 г. 21:24
То есть перелет в нешенгенскую страну я так понимаю?
22 апреля 2014 г. 21:40
да....вот и думаю...так то к финикам не шибко рвусь...
порт не очень комфортный там?
23 апреля 2014 г. 21:38
Порт хороший, есть вайфай и курилка, в зависимости от направления есть даже халявные шезлонги (если через океан то на них попадаешь, мой брат рассказывал, но я не увидел). Вот тут я немного рассказал о нем: http://borracho.tourister.ru/blog/891
Mnemon
26 апреля 2014 г. 18:12
Про Финляндию всегда читаю с любопытством, ибо в моём листе её как не было так и нет, и хочется понять, что там находят те, кто побывал! :)
30 апреля 2014 г. 8:49
Не уверен что помог в этом плане))
1 июля 2014 г. 9:08
"он как парень, который сидит с тобой рядом у барной стойки, и костюм ничего, и пьет он что-то интересное, но не твой человек. " - как это верно,Николай! Город показали очень интересно и рассказ написан просто великолепно , но точно Хельсинки не мой город.... и я туда пока тоже не собираюсь...А вот посмотреть на него было интересно!Спасибо!
2 июля 2014 г. 10:30
С оказией то чтож не заглянуть) Может больше зацепит))
2 июля 2014 г. 10:52
только оказии в ту сторону пока совсем не предвидится!))
Ivan_Kuchin
6 декабря 2016 г. 11:19
Соглашусь, Хельлсинки не изобилует достопримечательностями, но кое-что там еще все-таки есть

Меня обычно по дороге "обратно" уже мало что цепляет - ведь основное-то путешествие уже позади (в данном случае Италия) и различные Хельсинки меркнут на фоне только что полученных впечатлений. А вас с погодой на обратном пути повезло .

Понравилось про "бизнес-придаток" к церкви.
6 декабря 2016 г. 11:26
Обратно конечно были переполнены впечатлениями, но немного места все же осталось!