Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Корфу — Греция Май 2013

Если вам доведётся хотя бы раз в жизни побывать на острове Корфу, имеет смысл отправиться туда весной, а точнее — провести там пасхальную неделю. Почему? Да потому, что пасхальные праздники на Керкире — уникальны. Они впитали в себя православные греческие обычаи и обычаи римско-католической церкви, древние языческие обряды, венецианские традиции (остров расположен близко к Италии и периодически находился под господством Рима и Венецианской Республики). И ко всему этому добавлен культ Святого Спиридона, которого очень почитают на этом греческом острове. В течение пасхальной седьмицы полифоническая церковная музыка, глубокая и волнующая, наполняет улицы и сердца слушателей радостью и весенними чувствами.

Я уже писала, что пасхальные шествия начинаются в Вербное воскресенье, на Корфу они называются «Вайоне». В 11 утра в храме Святителя Спиридона начинается торжественный Крестный ход. Торжественную процессию сопровождают 18 филармонических оркестров острова Корфу (4 крупных и 14 поменьше) каждый в парадной форме определенных цветов.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

В Страстной Понедельник жители Корфу отправляются за покупками, и улицы наполняют ароматы местных сладостей.

В Страстной Вторник после торжественной Литургии около колонн Старого Дворца обществом корфиотских торжеств организуется музыкальный вечер на тему «От Голгофы к Воскресению».

В Страстную Среду верующие отправляются в церкви на Соборование, а в 8.30 вечера множество людей заполняют местный театр, чтобы послушать знаменитый корфиотский хор, исполняющий церковные гимны и песни Страстной недели, в которых соединена западная и восточная техника пения.

В страстной Четверг, когда читаются «двенадцать Евангелий», небольшое церковное торжество проходит на площади Мэрии, у кафедрального католического Собора Дуомо. Зажигаются 12 свечей, после прочтения каждого Евангелия одна свеча гасится. В тот же день, как и на всей территории Греции, яйца красят в красный цвет.

Ранним вечером в Страстную Пятницу на живописных старинных улочках старого города начинается самая знаменитая в Греции Епитафио.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

До поздней ночи десятки «Епитафий» (торжественные церковные шествия с богато украшенным живыми цветами надгробиями), проходят по всем улочкам города и острова. Тысячи верующих несущит специальные большие свечи «тортсес», венецианские фонарики «мануалья» и церковные стяги.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

В Великую Субботу в 6.00 утра в храме Богородицы Ксенон по местному обычаю организуется представление — воспроизведение землятресения, случившегося после распятия Христа, описанного в Евангелии. Это реально страшно, гремит и шумит так, словно наступает конец света.

Главное субботнее действие начинается в 9 утра. Из храма святого Спиридона выносят мощи святителя и совершают с ними торжественный обход города! Участвуют все жители острова и десятки тысяч туристов со всего мира! Торжество сопровождается потрясающей оркестровой музыкой и хоровым пением. Люди целый год готовятся к этому, очень ответственно и серьезно.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

Этот обычай возник еще в венецианские времена, в 1550 году, после того, как Святой Спиридон спас остров от голода. Тогда по соображениям безопасности было запрещено проведение Эпитафио, но разрешили шествие Святого.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

После крестного хода начинается самое — самое. К 11 утра каждый человек должен спрятаться. Куда? Куда-нибудь, поскольку в 11 утра начинается ранняя корфиотская Пасха. А это значит, что из каждого окна (каждого!!!) на улицу полетит красный пасхальный кувшин с водой, бывают кувшины и человеческого роста, между прочим!

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

Центральная площадь Эспьянада, улица Листон и ближайшие районы наполняются тысячами людей, которые приходят посмотреть на этот знаменитый обычай. Колокола храма Святого Спиридона звенят не переставая во всю мощь, и в это же время жители домов и отелей города выбрасывают из своих окон огромные глиняные кувшины, наполненные водой.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

В каждой комнате отеля можно найти такой кувшин. Я привезла его домой, но надо было наполнить водой и сбросить вниз на голову кому-нибудь. Корни этого праздника лежат в средневековье. По поверью, в средние века местные католики выбрасывали из окон старые вещи, чтобы после Пасхи Господь избавил их от старых проблем и дал новые силы и удачу. Корфиоты преобразовали этот обычай, выбрасывая из окон кувшины, наполненные водой, как символ избавления от всего старого и ненужного. Также корни этого обычая могут лежать в древней Греции, где в апреле отмечался праздник растений, цветов, начала посева.

По форме, большинство летающих сосудов — это высокие вазы с узким горлышком и двумя ручками: пелики, пифосы (которые использовались с древних времен для хранения продуктов).

Еще, с языческих времен принято считать, что плоды нового урожая (фрукты, орехи, овощи) будут лучше храниться в новом. Да и урожай, зная, что ему предназначены новенькие места хранения, вырастет большим и богатым. И это языческое поверье тоже оказало влияние на появление местной традиции метать вазы и кувшины.

Есть и другое объяснение обряда выбрасывания глиняной посуды на Корфу: говорят, что когда после распятия Мария Магдалина увидела опустевший гроб Иисуса, от удивления она выронила из рук глиняный горшок. И жители Керкиры теперь символически повторяют события, предшествовавшие воскрешению Иисуса.

После того, как шум и грохот разрывающихся «снарядов» утихает, люди бросаются на дорогу в поисках неразбитого, целого горлышка, это нужно принести домой и хранить целый год — «к счастью и добру.»

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

После разбивания глиняных сосудов, на улицах звучат радостные марши в исполнении филармонических оркестров.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

Потом горожане бросают монетки на счастье в фонтан, расположенный в старинной торговой части города. Вылавливать их потом можно только с первым ударом колокола, возвещающего о Воскресении Христовом.

В 12 ночи тысячи верующих собираются на площадях города и острова, на балконах домов, держа в руках зажженые свечи «ламбада», по всему острову начинаются фейерверки, салюты, все это создает незабываемое фантасмагорическое зрелище.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

Как только заканчивается «Воскресение», люди начинают шествие с зажжеными свечами и хором поют пасхальные гимны. Праздник продолжается до утра, люди отправляются в дома и таверны, чтобы поесть традиционный пасхальный суп из бараньих потрохов «Магиритца», который готовят раз в году на Пасху (Очень вкусно! мы пробовали).

Утром на Пасху в 7 часов, от церквей, у которых есть икона Воскресения Господня стартует торжественная процессия — крестных ход, после которого народ с разноцветными свечами в руках собирается на Эспланаде и Листоне для торжественной встречи Благодатного огня из Иерусалима. Его доставляют самолетом из Афин. Затем горожане сопровождают Благодатный огонь в церковь Святой Параскевы, расположенной в Верхней площади (на которой потом пройдет еще одно шумное и веселое празднование Воскресения Христова с музыкантами и фейерверком)! Мы научились приветствовать христиан словами: Христос Анести! Христос Воскресе! Или отвечать — Алифос анести! Воистину Воскресе! Мы были одной семьей…

После церковной службы горожане расходятся по домам, чтобы отметить праздник в кругу многочисленных родственников.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

И в это время нам, туристам, можно только пить, есть и гулять. Поскольку в последующие ТРИ дня ни одни грек работать не будет… Мы улетали в среду после Пасхи, и очень сильно сомневались, взлетит ли самолет)))

Уж больно веселы и сыты-довольны были островитяне, и работать никому не хотелось. Веселье продолжалось и в процессе полета. Одинаково сыто-пьяно — довольными казались и экипаж, и пассажиры… И было всем нам счастье…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 3

Начало этой истории можно посмотреть здесь https://www.tourister.ru/responses/id_8802