Елена Акимова Пользователь — был сегодня 15:03

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

14 апреля 2014 г. 8:59 Корфу — Греция Май 2013

Сегодня весь православный мир празднует большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, для русских православных — Вербное воскресение. Это одно из самых великих событий из земной жизни Христа. И, пребывая в храме, слушая радостные для всех «осанна в вышних», память моя опять неизменно возвращается в прошлый год, на остров Корфу, где именно с Вербного воскресения начинаются все интересные события пасхальной недели. И дело здесь не только в событиях, описанных в Евангелии, просто с Вербным воскресением у жителей Корфу связан их местный большой праздник. Как оказалось именно в этот день, в 1630 году, в Керкире прошел первый крестный ход, посвященный спасению острова от чумы святым Спиридоном Тримифунтским. Это событие случилось годом раньше, но именно с 1630 года ЕЖЕГОДНО в Вербное воскресение по улицам города идет торжественная процессия с оркестром. Мужчины несут красиво украшенный паланкин — место, где покоятся мощи святителя Спиридона

Крестный ход в честь Святого — спасителя Керкиры начинает движение от церкви в 11 часов утра и проходит по линии, где когда-то стояли городские стены столицы острова.

Люди со всего острова стекаются в город.

В полдень, в домах и тавернах подают традиционное рыбное блюдо этого праздника: Стакофиси или треску.

ΣΤΑΚΟΦΥΣΙ (стакофИси) — это большая сушеная рыба типа пикши или трески. Ее долго (2–3 дня) вымачивают в воде, часто меняя ее, чтобы освободить от лишней соли. Потом нарезают на порции, сшивают брюшко, чтобы совсем не развалилась при приготовлении. И около 1,5 часов варят с 3–4 стаканами воды (ее подсаливают) с головкой чеснока и щепоткой перца горошком. А в конце добавляют картофель (1 кг), нарезанный крупными кусочками, оливковое масло (1,5 стакана). И тушат на медленном огне под крышкой. Как картошка смягчится — солят окончательно и поливают лимонным соком.

Эта традиции (использовать в блюдо именно сушено — соленую рыбу) появилась на Керкире с тех старых голодных времен, когда еды не хватало и хороший улов заготавливали впрок.

Страстная неделя

Страстная неделя для всей Эллады проходит в Посте и ожидании Воскресения Господня. В эти дни просыпается природа, очень хорошо чувствуется начало новой жизни!

На Керкире есть старинные монастыри, которые советуют посетить именно в эти дни. И я счастлива тем, что 7 монастырей в ту поездку мы увидели, познакомились с жизнью и трудами монашествующих, прикоснулись к их святыням. Безумно радостно видеть сегодня в празник (в будни — жалко…) на моем столе шикарные скатерти и салфетки, созданные монахинями, с молитвой и любовью…А как пригодились мне расписанные кружева палантина для венчания в прошлом году…

Я давно поняла, если в монастыре захотелось что-то купить, не убеждайте себя в обратном…Это обязательно пригодится и принесет огромную радость в будущем…

Еще очень красиво на улицах городов и селений острова Керкира, к весне у домов местных жителей распускаются и садовые цветы, все благоухает, дышит счастьем и ожиданием праздника.

В дни страстной недели из каждого храма Керкиры доносится хоровое пение, оно выливается из храмов на улицы города и торжественно плывет над крышами домов. Это гармоничное церковное пение «причудливым квартетом» считается уникальным, оно зародилось на Крите в 17 веке и известно во всем мире как «критская музыка».

Надо сказать, что Спиридона Тримифунтского называют Кипрским чудотворцем. Где Кипр и где Корфу, недоумевала я раньше. Оказывается, Спиридон упокоился с улыбкой на устах в возрасте 78 лет на Кипре, где он и жил всю свою жизнь (его жизнь приходится на вторую половину третьего — начало четвертого веков). После смерти тело его погребли в мраморной гробнице в храме Святых Апостолов в Тримифунте. Поскольку у мощей происходило много чудес и исцелений, вскоре воздух вокруг саркофага стал благоухать, и люди поняли — СВЯТОЙ!

С седьмого века на Кипр стали нападать арабы, и мощи Спиридона, спасая от нечестивцев, перевезли морем в Константинополь. При вскрытии саркофага люди были поражены, что мощи не только нетленны и благоуханны. Они теплы и пластичны. В столице Римской империи святой Спиридон пробыл до разорения её турками — до 1453 года (почти 500 лет!). И все эти 500 лет не прекращалась людская река к его мощам. Прозорливец сам знал, что нужно человеку, и никто не уходил без даров…

Для спасения от турок во второй половине 15 века святитель Спиридон был перевезен из Византии на остров Корфу. С тех пор он становится покровителем Керкиры. Но мощи святого до 1925 года не были достоянием местной Церкви, они были собственностью потомком Георгия Калохеретиса, священника, с чьим именем связано перемещение мощей из Византии. В завещании этого человека сказано — мощи будут собственностью семьи, пока в ней есть священники. В 1925 году династия священников прервалась и Православная Церковь обрела то, что очень давно чаяла…

Кстати, около 500 лет назад от мощей святителя была отделена правая десница. Она хранилась в Ватикане. Говорят, что святой стал приходить к служителям храма, и жаловаться, что негоже ему без руки… Стали вести переговоры, и папа Римский десницу недавно вернул. Сегодня она находится в серебряном ковчеге рядом с ракой. Во время крестных ходов её обязательно несут рядом.

Вернусь к описанию страстной недели. В Святую среду муниципальный хор Керкиры дает концерт церковной музыки. Да, я еще не сказала, что на Керкире почти каждый житель играет в духовом оркестре. Нигде и никогда я не видела такого количества трубачей и других музыкантов…

В Великий четверг можно увидеть женщин острова Корфу с охапками цветов, которые идут украшать церкви и паланкин — носилки с балдахином, которые символизируют гроб Господень. Торжественные процессии будут проносить эту нарядную ритуальную конструкцию, украшенную распятиями и цветами в Страстную Пятницу по улицам города до самой ночи. У каждого церковного прихода будет своя процессия с «гробом» Господа.

Еще в ночь на Великий Четверг хозяйки пекут куличи, красят яйца (классический способ — шелухой красного лука) и вывешивают на окна полотна красной ткани — так вся Греция украшается к великому празднику Воскресения Господня.

Красный цвет ткани, украшающей дома греков, как и красные крашеные яйца означают кровь, смерть и страдания Иисуса Христа. А яйцо является символом жизни и возрождения.

Страстная пятница

Страстная пятница является важным днем скорбных предпасхальных торжеств и то, что происходит в этот день на улицах Корфу называется — Эпитафио. Эпитафиос, в переводе с греческого, означает «надгробный». Этим греческим словом обозначают и символическую похоронную процессию, и хоругви с ликом Иисуса, которые проносят по Керкире.

Все пятничные торжества направлены на то, чтобы верующие могли выразить свою скорбь по гибели Иисуса Христа, совершив традиционные символические действия и ритуалы Эпитафио.

День начинается с того, что из храмов выходят торжественные процессии, несущие «гроб» Иисуса Христа. В этом действе участвуют все горожане (все очень нарядные) и гости Керкиры. Это такое печальное великолепие. Греки так искренне скорбят!!!

Процессий очень много (до 20), они обходят весь город, периодически шествия разных церковных приходов пересекаются, и тогда смешиваются люди, оркестры, ведь улицы города очень узкие…

Многие гости не выходят в это время на улицу и наблюдают за Эпитафио с балконов и крыш своих отелей…

Это красивое и важное для каждого православного христианина Керкиры событие проходит под музыку. Существует 4 огромных филармонических оркестра (не считая множества мелких), который играет каждый свою музыку: Адажио Альбинони, Похоронный марш Шопена, Верди и другие торжественные и печальные мелодии. Различают их по цвету одежды (формы музыкантов): есть красный оркестр: красные мундиры, подпоясанные белыми или черными ремнями, черные брюки и кепки или шлемы; музыканты в темно-синих костюмах и шлемах с бело-голубыми перьями; оркестры в темных мундирах с темно-розовой (цвета фуксии) или бирюзовой отделкой.

В 10 вечера появляется самая большая Эпитафио. И тогда на главной городской площади Керкиры — Листоне, в знак траура и скорби зажигают розово-красные фонарики.

Нам очень повезло с расположением отеля, и мы до глубокой ночи видели все это … Было уже за полночь, а мы все не уходили с многолюдных улиц города, хотя на завтра, на 9 утра мы возлагали самые большие надежды…Нам обещалась самая незабываемая Страстная Суббота. Ведь так она не проходит нигде в мире.

Но об этом в следующей части…

PS. А напоследок не могу не сказать… В это году Лазарева суббота стала для меня двойным праздником! Развиртуалился мой друг Маша Чахнашвили! И нам посчастливилось провести этот великий праздник вместе с монахинями Дуниловского Успенского монастыря… Мы стали свидетелями и участницами замечательной монастырской службы и православного ритуала Освящения вербы игуменьей Ольгой с маленькими воспитанницами монастырской гимназии. Машенька, с праздником!

на Корфу

14 апреля 2014 г. 9:44
А потрогать мощи получается нельзя?
14 апреля 2014 г. 10:23
Николай, когда рака открыта в храме - возле Спиридона стоят и поют 2 приста, дотрагиваться не дают, хотя ноги в сапожках абсолютно открыты...Верхняя часть тела - под стеклом...
14 апреля 2014 г. 9:50
Лена! Ты для меня сейчас лучший фотохудожник на сайте (я не раздаю комплементы щедро - ты знаешь)
Если смотреть твой сюжет в быстром темпе получается ... фильм!
Мозаичное сознание современного человека (потребителя культуры) здесь будет вполне удовлетворено - динамика великолепна! Ну а тот. кто хочет подумать... Может остановится и взглянуть в глаза собаки, или того голубоглазого мальчугана, или.... Над каждым кадром можно просидеть долго-долго.
Еще раз подчеркну удивительную многослойность и многоуровневость сюжета.
14 апреля 2014 г. 10:22
Спасибо Вам... Фото для меня - самое простое и удобное выражение чувств, со словами сложнее, надо было лобызнуть - таки камень красноречия в Ирландии ))))
14 апреля 2014 г. 11:25

Лучше меньше слов, чем вязкие, претендующие на литературное творчество интермедии.
Мне всего хватает в данных сюжетах!
14 апреля 2014 г. 11:44
Я рада, Вы - строгий критик)
14 апреля 2014 г. 10:41
А я обратила внимание на лица, глаза, улыбки людей. Кажется, будто они светятся изнутри, так и излучают спокойствие, добро, одухотворенность, понимание мира и своего места в нем - даже самые маленькие! Здорово оказаться в таком месте, как Корфу, во время большого религиозного праздника, который объединяет людей
14 апреля 2014 г. 10:52
karela писала 14 апреля 2014 г. 10:41
я обратила внимание на лица, глаза, улыбки людей.
Да и еще сто раз да! Там нет игры, это все по -настоящему!!!
14 апреля 2014 г. 12:14
Мне нравится, как у греков проявляется вера, очень органично, не на показ,но и не прячут ничего,это праздник,это огромная часть их жизни, им не нужно долго к этому идти,они с этим рождаются..Это особый дар, который есть у целого народа..
И фото, и текст прекрасны! Не нужно тебе ничего лобызать, хватает всего
14 апреля 2014 г. 12:33
sheftali писала 14 апреля 2014 г. 12:14
Не нужно тебе ничего лобызать
Ладно уж, не буду...
14 апреля 2014 г. 13:39
Правильно Настя сказала
sheftali писала 14 апреля 2014 г. 12:14
не на показ,но и не прячут ничего,это праздник,это огромная часть их жизни,
. Все происходит естественно, как сама жизнь. И еще одна встреча в реальности-молодцы!!
14 апреля 2014 г. 13:46
Я тоже очень рада!!! Маша такая умница!!!
14 апреля 2014 г. 17:04
Лена, спасибо тебе большое! Прежде всего за чудесный субботний день! За мой новый опыт!
за рассказ, за историю
Кстати Нугзар будет очень рад приехать в храм на 3-4 сентября, не смотря на то, что это будний день. Так что, еще увидимся!)
14 апреля 2014 г. 17:46
Я так рада! Уверена, что ему понравится монастырь )))
14 апреля 2014 г. 19:22
Лена и Маша! Рада за вас - познакомились!
Леночка! Спасибо, что художественно просвещаешь (лично меня - не очень образованную) в области духовного постижения канонов христианской церкви у греков.
Очень понравилось фото мальчишки с огромными и растерянными глазами.
Очень просветленное и счастливое лицо у тебя при обряде венчания.
14 апреля 2014 г. 19:25
Спасибо тебе, Ленусечка! За твою радость )))) А к венчанию мы шли почти 30 лет, вот и радуюсь)))
14 апреля 2014 г. 19:33
Kapuletta писал 14 апреля 2014 г. 19:25
А к венчанию мы шли почти 30 лет, вот и радуюсь

За 30 лет не растратить чувства, а напротив укрепить их на столько, чтобы венчание стало для них кульминацией! Восхищаюсь!
14 апреля 2014 г. 19:37
Это богоугодное дело, видно ))) Мы только подчиняемся течению реки...
14 апреля 2014 г. 20:01
какой своеобразный подход к традициям у них,с одной стороны скорбят а с другой яркие цвета,организованность,сплоченность,культура видна во всем,а особенно проявляется во время праздников.Да,хочешь не хочешь а приходится сравнивать...
14 апреля 2014 г. 20:06
Юра, у них населения всего 100 тысяч на ВСЕМ острове! Им надо как-то выживать...
14 апреля 2014 г. 20:24
Я давно поняла, если в монастыре захотелось что-то купить, не убеждайте себя в обратном…Это обязательно пригодится и принесет огромную радость в будущем…
- да? Вот я так тоже в этот раз подумала.....Посмотрим!
14 апреля 2014 г. 20:26
Все будет хорошо, вот увидишь )))
14 апреля 2014 г. 22:03
Портреты необыкновенно хороши!
Фотографии с венчания торжественны и в тоже время очень милы!
Платье у невесты красивое очень! Поздравляю!
14 апреля 2014 г. 22:11
так это давно было...в том году))) Платье гречанки - монахини делали...и палантин...Я поэтому сюда приплела личную жизнь... Корфиотские подарки)))
14 апреля 2014 г. 22:58
Как летит время!!
Гречанки шили? Класс!!
Хорошо вы подготовились к этому делу!
15 апреля 2014 г. 10:10
Не готовились...Все случайно как бы ))))
14 апреля 2014 г. 22:15
Портреты необыкновенно хороши!
Я тоже так считаю. Люди особенно удались!
Сколько радостных событий сразу - и венчание, и развиртуализация! Просто замечательно!
14 апреля 2014 г. 22:17
Люди и святой Спиридон определяют атмосферу на острове))) Спокойно и умиротворенно, исключая, конечно, 10 - минутный полет керкирских ваз)))
15 апреля 2014 г. 10:05
Лена, спасибо, было очень интересно! Быть свидетельницей празднования таких событий - это незабываемый опыт!

Единственное, чего я не понимаю в христианстве, так это поклонения мощам. Мне кажется, что это от язычества, от лукавого - поклоняться праху, и мне кажется, что эти таскания туда-сюда и хранение останков не дают упокоиться бессмертной душе святых, насильно привязывают ее к земле, беспокоят, тревожат, мучают, не дают оказаться возле Бога. Люди словно берут душу в заложники, требуя от нее исцелений, удачи, заступничества перед Богом. Получается, что святые, положившие жизнь во благо людей, обязаны теперь еще и после смерти без отдыха пахать.

Я понимаю, что пишу сейчас сейчас спорные, чересчур радикальные вещи, но я не пытаюсь никого переубедить, просто хотелось поделиться мнением.

Какие Вы с мужем все-таки умницы, что решили венчаться! Для этого требуется немалая решительность и взвешенный подхход. Ведь это 100% навсегда. Я мужу перед свадьбой предлагала: "Венчаться будем?" А он серьезно так сказал: "Это очень большая ответственность, давай, когда нам будет лет по 50 вернемся к этому вопросу".
15 апреля 2014 г. 10:12
julykum писала 15 апреля 2014 г. 10:05
У меня есть точно такое же чувство ))) Но их любовь настолько велика к Богу и людям, что они с величайшей покорностью помогают нам...В этой покорности, видимо, сила )))
А про венчание - мы тоже подошли к этому почти в 50)))
15 апреля 2014 г. 11:12
Kapuletta писал 15 апреля 2014 г. 10:12
.В этой покорности, видимо, сила )))
Да, думаю, ты права!
Ella_Pyhova
16 апреля 2014 г. 0:09
Боже, что за глаза, что за веснушки! Лен, потрясающий портрет мальчонки! Уже второй раз встречаю его в Ваших рассказах и не устаю любоваться!!! За одним этим портретом стоило ехать на Корфу))))
16 апреля 2014 г. 11:30
Это настоящий корфиот, искренний, открытый, неравнодушный )))