Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Корфу — Греция Май 2013

Сегодня весь православный мир празднует большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, для русских православных — Вербное воскресение. Это одно из самых великих событий из земной жизни Христа. И, пребывая в храме, слушая радостные для всех «осанна в вышних», память моя опять неизменно возвращается в прошлый год, на остров Корфу, где именно с Вербного воскресения начинаются все интересные события пасхальной недели. И дело здесь не только в событиях, описанных в Евангелии, просто с Вербным воскресением у жителей Корфу связан их местный большой праздник. Как оказалось именно в этот день, в 1630 году, в Керкире прошел первый крестный ход, посвященный спасению острова от чумы святым Спиридоном Тримифунтским. Это событие случилось годом раньше, но именно с 1630 года ЕЖЕГОДНО в Вербное воскресение по улицам города идет торжественная процессия с оркестром. Мужчины несут красиво украшенный паланкин — место, где покоятся мощи святителя Спиридона

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Крестный ход в честь Святого — спасителя Керкиры начинает движение от церкви в 11 часов утра и проходит по линии, где когда-то стояли городские стены столицы острова.

Люди со всего острова стекаются в город.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

В полдень, в домах и тавернах подают традиционное рыбное блюдо этого праздника: Стакофиси или треску.

ΣΤΑΚΟΦΥΣΙ (стакофИси) — это большая сушеная рыба типа пикши или трески. Ее долго (2–3 дня) вымачивают в воде, часто меняя ее, чтобы освободить от лишней соли. Потом нарезают на порции, сшивают брюшко, чтобы совсем не развалилась при приготовлении. И около 1,5 часов варят с 3–4 стаканами воды (ее подсаливают) с головкой чеснока и щепоткой перца горошком. А в конце добавляют картофель (1 кг), нарезанный крупными кусочками, оливковое масло (1,5 стакана). И тушат на медленном огне под крышкой. Как картошка смягчится — солят окончательно и поливают лимонным соком.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Эта традиции (использовать в блюдо именно сушено — соленую рыбу) появилась на Керкире с тех старых голодных времен, когда еды не хватало и хороший улов заготавливали впрок.

Страстная неделя

Страстная неделя для всей Эллады проходит в Посте и ожидании Воскресения Господня. В эти дни просыпается природа, очень хорошо чувствуется начало новой жизни!

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

На Керкире есть старинные монастыри, которые советуют посетить именно в эти дни. И я счастлива тем, что 7 монастырей в ту поездку мы увидели, познакомились с жизнью и трудами монашествующих, прикоснулись к их святыням. Безумно радостно видеть сегодня в празник (в будни — жалко…) на моем столе шикарные скатерти и салфетки, созданные монахинями, с молитвой и любовью…А как пригодились мне расписанные кружева палантина для венчания в прошлом году…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Я давно поняла, если в монастыре захотелось что-то купить, не убеждайте себя в обратном…Это обязательно пригодится и принесет огромную радость в будущем…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Еще очень красиво на улицах городов и селений острова Керкира, к весне у домов местных жителей распускаются и садовые цветы, все благоухает, дышит счастьем и ожиданием праздника.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

В дни страстной недели из каждого храма Керкиры доносится хоровое пение, оно выливается из храмов на улицы города и торжественно плывет над крышами домов. Это гармоничное церковное пение «причудливым квартетом» считается уникальным, оно зародилось на Крите в 17 веке и известно во всем мире как «критская музыка».

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Надо сказать, что Спиридона Тримифунтского называют Кипрским чудотворцем. Где Кипр и где Корфу, недоумевала я раньше. Оказывается, Спиридон упокоился с улыбкой на устах в возрасте 78 лет на Кипре, где он и жил всю свою жизнь (его жизнь приходится на вторую половину третьего — начало четвертого веков). После смерти тело его погребли в мраморной гробнице в храме Святых Апостолов в Тримифунте. Поскольку у мощей происходило много чудес и исцелений, вскоре воздух вокруг саркофага стал благоухать, и люди поняли — СВЯТОЙ!

С седьмого века на Кипр стали нападать арабы, и мощи Спиридона, спасая от нечестивцев, перевезли морем в Константинополь. При вскрытии саркофага люди были поражены, что мощи не только нетленны и благоуханны. Они теплы и пластичны. В столице Римской империи святой Спиридон пробыл до разорения её турками — до 1453 года (почти 500 лет!). И все эти 500 лет не прекращалась людская река к его мощам. Прозорливец сам знал, что нужно человеку, и никто не уходил без даров…

Для спасения от турок во второй половине 15 века святитель Спиридон был перевезен из Византии на остров Корфу. С тех пор он становится покровителем Керкиры. Но мощи святого до 1925 года не были достоянием местной Церкви, они были собственностью потомком Георгия Калохеретиса, священника, с чьим именем связано перемещение мощей из Византии. В завещании этого человека сказано — мощи будут собственностью семьи, пока в ней есть священники. В 1925 году династия священников прервалась и Православная Церковь обрела то, что очень давно чаяла…

Кстати, около 500 лет назад от мощей святителя была отделена правая десница. Она хранилась в Ватикане. Говорят, что святой стал приходить к служителям храма, и жаловаться, что негоже ему без руки… Стали вести переговоры, и папа Римский десницу недавно вернул. Сегодня она находится в серебряном ковчеге рядом с ракой. Во время крестных ходов её обязательно несут рядом.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Вернусь к описанию страстной недели. В Святую среду муниципальный хор Керкиры дает концерт церковной музыки. Да, я еще не сказала, что на Керкире почти каждый житель играет в духовом оркестре. Нигде и никогда я не видела такого количества трубачей и других музыкантов…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

В Великий четверг можно увидеть женщин острова Корфу с охапками цветов, которые идут украшать церкви и паланкин — носилки с балдахином, которые символизируют гроб Господень. Торжественные процессии будут проносить эту нарядную ритуальную конструкцию, украшенную распятиями и цветами в Страстную Пятницу по улицам города до самой ночи. У каждого церковного прихода будет своя процессия с «гробом» Господа.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Еще в ночь на Великий Четверг хозяйки пекут куличи, красят яйца (классический способ — шелухой красного лука) и вывешивают на окна полотна красной ткани — так вся Греция украшается к великому празднику Воскресения Господня.

Красный цвет ткани, украшающей дома греков, как и красные крашеные яйца означают кровь, смерть и страдания Иисуса Христа. А яйцо является символом жизни и возрождения.

Страстная пятница

Страстная пятница является важным днем скорбных предпасхальных торжеств и то, что происходит в этот день на улицах Корфу называется — Эпитафио. Эпитафиос, в переводе с греческого, означает «надгробный». Этим греческим словом обозначают и символическую похоронную процессию, и хоругви с ликом Иисуса, которые проносят по Керкире.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Все пятничные торжества направлены на то, чтобы верующие могли выразить свою скорбь по гибели Иисуса Христа, совершив традиционные символические действия и ритуалы Эпитафио.

День начинается с того, что из храмов выходят торжественные процессии, несущие «гроб» Иисуса Христа. В этом действе участвуют все горожане (все очень нарядные) и гости Керкиры. Это такое печальное великолепие. Греки так искренне скорбят!!!

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Процессий очень много (до 20), они обходят весь город, периодически шествия разных церковных приходов пересекаются, и тогда смешиваются люди, оркестры, ведь улицы города очень узкие…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Многие гости не выходят в это время на улицу и наблюдают за Эпитафио с балконов и крыш своих отелей…

Это красивое и важное для каждого православного христианина Керкиры событие проходит под музыку. Существует 4 огромных филармонических оркестра (не считая множества мелких), который играет каждый свою музыку: Адажио Альбинони, Похоронный марш Шопена, Верди и другие торжественные и печальные мелодии. Различают их по цвету одежды (формы музыкантов): есть красный оркестр: красные мундиры, подпоясанные белыми или черными ремнями, черные брюки и кепки или шлемы; музыканты в темно-синих костюмах и шлемах с бело-голубыми перьями; оркестры в темных мундирах с темно-розовой (цвета фуксии) или бирюзовой отделкой.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

В 10 вечера появляется самая большая Эпитафио. И тогда на главной городской площади Керкиры — Листоне, в знак траура и скорби зажигают розово-красные фонарики.

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

Нам очень повезло с расположением отеля, и мы до глубокой ночи видели все это … Было уже за полночь, а мы все не уходили с многолюдных улиц города, хотя на завтра, на 9 утра мы возлагали самые большие надежды…Нам обещалась самая незабываемая Страстная Суббота. Ведь так она не проходит нигде в мире.

Но об этом в следующей части…

Корфу. Пасха. Филахто...Часть 2

PS. А напоследок не могу не сказать… В это году Лазарева суббота стала для меня двойным праздником! Развиртуалился мой друг Маша Чахнашвили! И нам посчастливилось провести этот великий праздник вместе с монахинями Дуниловского Успенского монастыря… Мы стали свидетелями и участницами замечательной монастырской службы и православного ритуала Освящения вербы игуменьей Ольгой с маленькими воспитанницами монастырской гимназии. Машенька, с праздником!