Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Воронежская область — Россия Июль 2011

Не постесняюсь назвать замок принцессы Евгении Ольденбургской в Рамони одной из ярчайших достопримечательностей центрального федерального округа.

Несмотря на удручающее состояние замка сегодня, впечатление он производит неизгладимое. Прежде всего — из-за уникальных для своего времени инженерных решений, часть секретов которых специалисты не могут разгадать до сих пор.

Технологическое чудо Рамони

Историю замка можно найти в мировой сети — построен в 1883–1887 годах из кирпича, производившегося прямо на месте строительства. Толщина стен — не менее метра. Три этажа, подвал, мансарды, смотровая площадка на крыше. Позднее пристроенная стеклянная веранда и грот.

Принцесса Евгения Ольденбургская, родственница императора Александра II, отличалась недюжинными организационными навыками. На подаренной ей императором территории за неполное десятилетие возник сахарный (а позже и карамельный) завод, питомник для содержания бобров и пятнистых оленей, централизованный водопровод, конный двор. Удивительно, но все начинания принцессы сохранились до нашего времени — на месте завода появился единственный в России НИИ сахарной свеклы, на месте питомника — государственный природный заказник, конезавод переехал ближе к Воронежу, но сохранил племенное стадо.

Легкая рука, пронзительный инженерный ум принцессы и смелый архитектурный эксперимент Кристофера Нейслера привели к появлению в достаточно глухом по меркам 19 века уголке страны удивительного по внешней красоте и внутреннему убранству замка.

Технологическое чудо Рамони

Говорят, особенно ярко замок выглядит зимой, в обрамлении пушистого снега.

Добраться до Рамони из Воронежа можно как автобусом от автовокзала, так и электричкой, курсирующей 2–3 раза в день. От конечной станции электрички до замка придется прогуляться 3–4 километра, причем в гору.

Технологическое чудо Рамони

Между станцией Рамонь и поселком можно поставить палатку. Переночевали под дубом, выгоревшим от удара молнии.

Если в гору идти лень — можно поймать попутку. Автобусы, впрочем, идут из самого поселка, и от автостанции до замка не более 10 минут прогулки.

Технологическое чудо Рамони

Замок прячется среди жилой застройки.

Часовая башня на входе в замок, оставшаяся от свитского корпуса — самый сохранившийся объект комплекса.

Более всего замок пострадал от действий советской власти. Чего только не размещалось в его стенах, и как только на перекраивались интерьеры. Во время Великой отечественной войны немецкие бомбардировщики облетали замок стороной — германские корни принца Ольденбургского сыграли свою роль.

Технологическое чудо Рамони

От современных построек замковый двор отгородили декоративной стеной с репродукциями старых снимков замка.

Посещаемость места высокая — даже в будние дни экскурсии следуют одна за другой. Стоимость — 60 рублей. Разрешение на съемку почему-то 500, но можно договориться за 200. Мы же решили поснимать бесплатно «с бедра», а затем улизнули от экскурсовода и пробежались по зданию со вспышкой.

Технологическое чудо Рамони

Парадная лестница. Возле нее сидит злая бабушка и затрудняет нормальную съемку.

Парадная лестница, по легенде, спроектирована самой принцессой, так, чтобы дамам в длинных платьях и на высоких каблуках было комфортно подниматься-спускаться.

Технологическое чудо Рамони

Первый этаж был отделан гобеленами. На потолках размещались квадратные деревянные панели из мореного дуба с выжженным орнаментом. Выжигала в том числе и принцесса — на сохранившихся панелях есть ее инициалы.

Рамы для гобеленов. Их содержание и цветовая гамма утеряны навсегда.

Деревянная и тканевая обшивка залов позволяла достичь мягкой акустики. В замке есть лишь одно место, где можно услышать эхо — на вершине парадной лестницы.

Технологическое чудо Рамони

Большая часть помещений первого и второго этажей закрыта на капремонт.

Ремонт идет уже 40 лет и вряд ли закончится скоро.

Технологическое чудо Рамони

Еще пару лет назад можно было выйти на смотровую площадку. Сегодня на дверях замки.

Местами советский бетонный новострой выглядит хуже старинных конструкций.

Самое интересное скрывается в подвале и внутри замковых стен. Уникальная система отопления, водоснабжения и нагрева воды, экономная и эффективная.

Технологическое чудо Рамони

Остатки подстанции низкого напряжения. А при принцессе в этом подвальном помещении зимой держали медвежат.

Очень похожие провалы кирпичных полов мы видели в казематах Бобруйской крепости. Возможно, под полом есть пустоты.

Технологическое чудо Рамони

Знаменитый «призрак принцессы» — осыпавшаяся штукатурка в форме профиля человека с протянутой рукой. Рамонь — одно из самых привиденческих мест России.

А вот и некогда горячее сердце замка — огромная печь. В ней одновременно могли сжигать до шести бревен, каждое 3–4 метра в длину.

Технологическое чудо Рамони

Сбоку к стенке печи был прижат водогрейный котел — это место его установки.

От котла горячая вода поступала на первый и второй этажи здания. Сохранились элементы душевой комнаты.

Технологическое чудо Рамони

Оригинальные кнопки подачи воды в душевой сохранились до наших дней.

Дымоходы разобрали, чтобы понять устройство и принципы функционирования системы отопления. Пока безрезультатно.

Технологическое чудо Рамони

Декоративные камины выполняли роль подогревочных тепловых пунктов в холодное время года — через топки пропущены трубы, подающие горячую воду.

Для каминов подбирали специальные дрова из деревьев с ароматным дымом. Облицованы камины неплохо сохранившейся плиткой-«голландкой», изготовлявшейся в России по приказу Петра I в. точном соответствии с голландским стандартом.

Угловой камин с черной плиткой, играющей своими гранями.

Технологическое чудо Рамони

В целом замок не производит гнетущего впечатления — здесь приятная раскованная атмосфера, располагающая к прогулкам и созерцанию. Очень жалко, что не осталось построек принцессы из речного камня — в окрестных лесах она возводила гроты и «волчьи памятники» — на память о крупных загонах и истреблении волков. Сегодня оригинальность построек можно оценить лишь по рисункам и потертым снимкам на экспозиционных стендах небольшого замкового музея.