Мария Чахнашвили Пользователь — была вчера 20:05

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

6 апреля 2014 г. 20:37 Стамбул — Турция Март 2014

Итак, подъем, завтрак в отеле — и в путь вдоль трамвайных путей, теперь уже в правильную сторону, в сторону Султанахмета. Мимо ворот в парк Гюльхане,

мимо вот таких домиков,

прямо к храму Святой Софии.

Как нам правильно подсказали, в Айя Софию нужно прийти до открытия, поэтому были мы там в 8.35, впереди нас всего человек 30 и попали внутрь ровно в 9.00. Надо сказать, что в 9.00 очередь была человек на 200, не меньше. Купили билеты (25 лир) + взяли поз залог паспорта и дополнительных 15 лир еще и аудиогида на русском. Очень рекомендую — это кладезь ценнейшей информации.

Собор Святой Софии… Почти 1,5 тысячи лет эта постройка стоит там, где стоит. Второй по размерам храм после Собора Святого Петра в Риме. Еще император Константин Великий приказал построить здесь в 325 году первую базилику. С тех пор храмы на этом месте многократно уничтожались и возводились заново. Так же как и сегодня он выглядел в 15-м веке, если только прикрыть глаза и убрать минареты, которые достроил Мехмед II, захватив Царьград и превратив собор в мечеть.

Вход в храм начинается с маленькой двери, ведущей во внутренний нартекс (прихожая) или Вестибюль воинов.

В главный неф ведут императорские ворота.

С первого взгляда, создается впечатление, что внешний вид храма Айя-Софии, как бы несколько прост и не имеет каких-либо архитектурных украшений. Но… заглядываем в ворота.

И обмираем от мощи и великолепия; буквально перехватывает дыхание, когда видишь, как гигантских размеров масса кирпича и камня, оборачивается наполненной фантастическим светом, неповторимой церковью, мечетью — не важно.

Немыслимое сочетание христианства и ислама. Колонны и пол сделаны из мрамора, а так же из мрамора выложены и некоторые стены храма Алтарь находится в Апсиде, а над ним мозаичное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.

На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела. Сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.

Всю огромность можно оценить поднявшись на второй уровень.

Но там еще сюрприз: украшенные сусальным золотом мозаики 9 столетия, расположенные над бывшими царскими вратами христианского храма.

А здесь знаменитая «плачущая колонна», в ней есть небольшое углубление в которое нужно вставить большой палец и повернуть его на 360 градусов, вот тогда и исполнятся все желания. Палец я конечно засунула, для истории. Но желание загадывать не стала) Не верю)

Да, кстати, Святая София сейчас работает как музей, ни действующей мечетью, ни церковью она не является, поэтому нет требований к покрытой голове, плечам и т. д.

Возле западного входа в здание, с левой стороны, и сегодня можно увидеть руины старой базилики Святого Феодосия 5 столетия. Эта базилика сгорела в 532 году в период восстания «Ника». Руины этой церкви были обнаружены в 1936 году, когда производились раскопки на территории Софийского собора. В память об этом храме история оставила нам немного: несколько надписей и два фриза с высеченными на них фигурами овец и пальм.

Да, на осмотр Айя Софии закладывайте не меньше 2-х часов, если вы не искусствовед. Во дворе музея можно увидеть астрономичекий прибор,

какое-то чудо-дерево,

фонтан Мехмета II,

выпить кофе, или гранатовый сок. И полюбоваться кошками)

Напротив Святой Софии расположено не менее грандиозное и известное здание Стамбула — Султан Ахмет Джами (Голубая Мечеть). Великий султан Сулейман Великолепный приказал построить эту мечеть дворцовому архитектору Синану, когда повелителю исполнилось 30 лет.

Голубой эту мечеть называют, потому что во внутреннем интерьере преобладает голубой цвет.

Мечеть — это место не только для молитв, но и для отдыха. Она представляет собой целый комплекс, включая хамам. Туристов пускают на территорию мечети с бокового входа. При входе надо обязательно снять обувь сложить ее в предоставленный пакетик, а ноги прикрыть тряпкой-юбкой, которую дают при входе. Также дают и накидку на голову.

Вход в мечеть бесплатный. Внутри все богато украшено, в зоне для молитвы мужчин лежит ковер. Женщины же ютятся за перегородкой, на территории раз в десять меньше мужской. Это связвно с тем, что женщины редко приходят в мечеть из-за обилия домашних дел, и им разрешено совершать намаз дома. Голубая мечеть является действующей, поэтому вести себя в ней надо соответственно.

За 20 минут до призыва на намаз для туристов вход в нее закрывают. На осмотр вместе с очередью

ушло чуть больше часа.
После посещения Голубой мечети мы пошли в музей мозаики. Находится он в 5 минутах ходьбы: из мечети по ступенькам выходишь, направо в арку,

небольшой базар, где продают красивые и безумного дорогие вещи ручной работы.

Дальше по указателям. Вход прямо с рынка). Музей мозаики действительно совсем маленький, и будет интересен туристам — любителям истории.

После музея мозаик нас ждала Цистерна Базилика (Йеребатан), о ней я уже подробно рассказывала.

Это просто потрясающее место! Очередь да, тоже была, но двигается быстро, не больше 10–15 минут. В самом «затонувшем дворце» планируйте провести минут 30–40, если только вы не собираетесь там наряжаться в восточные одежды для фотографирования (есть такая услуга).

Выйдя из подземелья мы поняли, что завтрак был давно.)) Нам предстояло решить сложную задачу и найти ресторан с нормальными ценами, вкусными блюдами в районе Султанахмет. Задача сложная, потому что обычно в таких туристических местах еда ниже среднего уровня, а цены высокие. Мы прошли около 100 метров от Цистерны Базилика и увидели очень уютный ресторан — Алемдар.

Чуть подробнее о ресторане можно прочитать тут https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/cafe/17736/responses/745
На очереди нас ждали музеи. Музей истории Востока,

Археологический

и музей керамики.

Если хотите впечатлиться, то берите аудиогида. Расположены эти три музея в одном дворе, в них общий билет и общий аудиогид. Ходить по Археологическому музею Стамбула можно очень долго, у нас это заняло чуть более 3-х часов. Но я любитель. Мне очень понравилась коллекция саркофагов, которая здесь собрана,

и комментарии аудиогида, которые поясняют ценность каждого.

После хождения по музеям мы было собравлись во дворец Топкапы — но поняли, что не осилим и просто побродили по близлежащему парку Гюльхане.

Парк чудесный, зелёный, фонтанчики, цветочки, скульптуры — сплошной релакс.

Сидим на лавочке, беседуем, и тут я вспоминаю, что мы же не купили сувениры! И мы бегом помчались на Египетский базар!  за пахлавой, лукумом, чаем, чашечками и прочими диковинами.

Кстати возле базара вот такая скульптура, показывающая древних торговцев.

В принципе, этим и закончились наши выходные. Нет, мы разумеется мы побродили еще по улочкам города, полюбовались жизнью и бытом, постараюсь еще сделать альбом с фотографиями улиц, не вошедшими в рассказ. Очень колоритно. Был еще и ужин в близлежащем ресторанчике — но уже тихий и семейный, не праздничный)) Кстати там увидели интересное действо: официант под музыку вынес два кувшина объятых пламенем,

потом пламя погасили, кувшины разоубиди поперёк одним движением острого длинного ножа (может и кинжала), и из кувшина высыпали в тарелку тушеную в этом кувшине баранину с какими-то специями-овощами. Очень эффектно.

Ну, а завтра утром домой, к детям! Соскучились!

в Стамбуле

6 апреля 2014 г. 21:04
Прекрасные, сверхнасыщенные выходные в Стамбуле у Вас получились, Маша. Прямо порадовалась за вас с мужем. И сколько всего успели охватить! В Султанахмете большинство достопримечательностей расположены близко друг к другу, то конечно существенно облегчает жизнь туристов. Голубая мечеть меня очень впечатлила, помню, а до Цистерны мы почему-то не дошли. А как там приятно просто бесцельно бродить по узеньким колоритным улочкам!
6 апреля 2014 г. 21:56
Да, Ира, эти лабиринты улочек просто прелестны) огромное удовольствие)
Цистерна - очень интересный объект, там еще музыка такая мистическая)))
6 апреля 2014 г. 21:27
Много сделали за день, молодцы такие!...Храм Софии - мечта детства, хорошо хоть твоими глазами смотрю сейчас...... Что касается обеда...
6 апреля 2014 г. 21:57
Лена, если мечта осуществима, то это не мечта, а цель
Что касается обеда - ты же вроде как рыбная душа?!
6 апреля 2014 г. 22:16
В пост так есть все время хочется....
6 апреля 2014 г. 22:19
А-а-а-а! У тебя же пост!
Ничего, 2 недели всего огсталось)))
6 апреля 2014 г. 22:28
срываюсь периодически...Грехи не дают поститься правильно...
Maxim1972
6 апреля 2014 г. 21:47
Да, Мария, насыщенные у вас выходные вышли... Очень разнообразно, красиво,интересно и колоритно...Ноги, наверняка, гудели полночи..))))))
6 апреля 2014 г. 21:59
О да! Максим, они не полночи гудели, а еще и пару дней после приезда в Москву))) мы то дома вообще пешком не ходим. Ну почти совсем. А тут такой марш-бросок)))
6 апреля 2014 г. 22:37
Маша, Стамбул - моя мечта! особенно после недавнего первого посещения Турции....
6 апреля 2014 г. 22:44
Оксана, я уже выше Лене писала: если мечта осуществима - то это цель
До поездки в Стамбул я, если честео, Турцию вообще особо не рассматривала. И была уверена, что кроме Стамбула там уж точно делать нечего. А там, на месте купила на Истикляль книгу-альбом о Турции. Какая потрясающая страна!!!
6 апреля 2014 г. 22:58
marsada писала 6 апреля 2014 г. 22:44
я, если честео, Турцию вообще особо не рассматривала
- аналогично! А там!!!! И Каппадокия, и Памуккале, и Ликия!....И....Смотреть-не пересмотреть!
7 апреля 2014 г. 17:21
А я, представляешь, когда пять лет назад первый раз попала в Стамбул - вообще о нем ничего не знала, только что "это город, где Айя София" И опа! - любовь на всю жизнь ))
7 апреля 2014 г. 17:32
Только ли к городу
7 апреля 2014 г. 17:37
ну это жизнь покажет. Но к городу - однозначно!
7 апреля 2014 г. 1:00
Действительно, Стамбул - прекрасный город! Сколько там ни была - всё мало. Хотелось бы сделать маленькое уточнение. Голубую мечеть построили по повелению султана Ахмеда - правнука султана Сулеймана Великолепного. А Сулейман Великолепный отдал приказ Синану строить мечеть Сулеймание. Хотя запутаться в этих исторических фактах в Стамбуле не грех)))
7 апреля 2014 г. 17:32
спасибо за уточнение! Видимо наш путеводитель что-то напутал)))
7 апреля 2014 г. 21:51
Я помню, какой у меня ступор случился, когда я попала в Стамбул, все эти мечети в кучу смешались, я их долго училась отличать друг от друга, хоть и серьёзно очень готовилась к поездке А Вы молодцы, с первого раза самостоятельно во всём разобрались и столько всего успели увидеть
7 апреля 2014 г. 21:54
Жалею тлько, что в Топкапы не попали. Но как раз за этим и надо будет вернуться)))
7 апреля 2014 г. 17:16
Маш, я тут за последние дни так заностальгировалась от ваших с Леной Орловой Стамбулов - что решила написать про Айя Софию - и тут бац, и у тебя Айя София!!! Ну не мистика ли?
7 апреля 2014 г. 17:33
Кать, у меня в целом, а у тебя подробно. Я уже читала) мистика конечно)))
7 апреля 2014 г. 22:58
Маш, а тебе что больше понравилось: Айя София или Голубая мечеть?
Просто у меня Святая София оставила только чувство холодного восхищения, зато мечеть поразила: я готовилась ощутить что-то мрачное, враждебное, чуждое, а там такая чудесная атмосфера удивительного покоя и, в то же время, радостного ликования, аж голова кругом шла. Позитивная энергетика так и пронизывала.
7 апреля 2014 г. 23:07
Мне.... Юль, ты знаешь, на первый взгляд, подойдя к Софии я разочаровалась. кирпич какой-то, из-за ворот толком ничего не видно. А Голубая мечеть такая роскошная, грандиозная, величественная. а посетив обе мечети внутри - однозначно Айя София, безоговорочно. В Голубой мечети эмоций не случилось. Ну да, красиво. Но не более. Может быть потому, что смотреть внутри особо не на что.
8 апреля 2014 г. 15:11
Да, вот уж точно сколько людей, столько и мнений, и впечатлений!
8 апреля 2014 г. 15:17
И в это счастье!
Представь как было бы скучно, если бы все чувствовали одинаково?
8 апреля 2014 г. 15:43
Согласна на все 100!
14 апреля 2014 г. 13:00
Замечательный подарок,Машенька,Вы сделали мужу!
14 апреля 2014 г. 13:26
14 апреля 2014 г. 22:16
Как же подробно я изучила Стамбул год назад... Но планы так и остались на бумаге ) Читала с легкой грустью о своей неосуществленной мечте и радостью, что у вас все получилось!
14 апреля 2014 г. 22:28
Люба, я пыталась съездить в Стамбул несколько раз. И вот только в этом году все сложилось.
Значит и у тебя все еще впереди!)
30 июня 2014 г. 15:15
замечательные выходные !!!!!!!!!! Просто Восточная сказка!
30 июня 2014 г. 16:16
)Спасибо, София! Это и правда была сказка!