Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Архангельск — Россия Март 2014

Начало рассказа «Мой Архангельск (часть 1)» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_8612

Сейчас Архангельск располагается на обоих берегах Северной Двины и островах её дельты. До некоторых районов можно добраться только по пешеходной ледовой переправе (летом — на теплоходах).

Мой Архангельск (часть 2)

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на десятки километров.

Мой Архангельск (часть 2)

Над этой частью города доминирует телевышка, построенная в виде корабельной мачты. Очень подходит для города корабелов — мачта, вокруг которой вьются чайки.

Набережные — любимое место отдыха горожан. Проезд по ним ограничен, некоторые участки полностью закрыты для автомобилей.

Мой Архангельск (часть 2)

Летом здесь катаются на роликах и велосипедах, зимой на лыжах, а дети на лошадках и даже на единственном в городе верблюде Яше (теплолюбивое животное живет в нашем северном городе уже лет пять).

Мой Архангельск (часть 2)

На набережной устраивают променады, праздничные гуляния, фестивали.

Мой Архангельск (часть 2)

Самый любимый летний — Фестиваль уличных театров, на который съезжаются участники из разных стран. Зимой — рождественский фестиваль ледовых фигур.

Мой Архангельск (часть 2)

А в начале весны на набережной гуляется широкая Масленица:

Мой Архангельск (часть 2)

На набережной расположен и самый современный отель города — «Пур-Наволок» (двухместный номер с видом на Северную Двину — от 5000 руб. в сутки)

Мой Архангельск (часть 2)

Северная Двина — широкая река, через неё построено несколько мостов.

Это автомобильно-железнодорожный мост через Северную Двину, открытый в 1964 году. До этого мостов через Двину не было. Поезда прибывали на левый берег, а далее пассажиры должны были пересечь реку на пароме и сесть на другом ее берегу на трамвай. А Северная Двина — широкая река. Кое-где она разливается почти на 5 километров- и это естественное русло. Даже в узких местах ее ширина 1–1,5 км — именно в таком месте и построен мост.

Через город проходит несколько притоков Северной Двины. Например, речки Кузнечиха и Соломбалка:

Мой Архангельск (часть 2)

Кузнечевский мост связывает три спальных района с центром города. Мосты через наши реки не несут особой художественной красоты, это просто технические сооружения.

Северная Двина глубоководная река и в период навигации только один из мостов разводят, (однако никто не выходит на набережную посмотреть на это действо. Всё-таки это не Питер)). А вот Белые ночи с мая по июль у нас точно такие же (не путать с Полярным днем, как в Мурманске).

Мой Архангельск (часть 2)

Городу более четырёхсот лет, но исторических зданий сохранилось мало. Связано это, прежде всего с тем, что в Архангельске долгое время преобладала деревянная застройка, приводящая к частым пожарам.

Несколько лет назад в память о прошлом города, была открыта пешеходная улица старого Архангельска. Она носит имя Чумбарова-Лучинского, но жители называют её просто — Чумбаровка.

Мой Архангельск (часть 2)

Это наш местный Арбат. Часть зданий жилые, в остальных располагаются ресторанчики, кафе, магазины.

Мой Архангельск (часть 2)

Здесь на Чумбаровке, в начале ноября устанавливают первую в городе новогоднюю ёлку. На этой пешеходной улице проходят ярмарки, фестивали, а еще здесь можно загадать желания у памятника самого известного поморского сказочника — Писахова. (В городе есть очень интересный музей С. Г. Писахова).

Мой Архангельск (часть 2)

А это памятник одному из героев писаховских сказок — архангельскому мужику Сене Малине.

На этой же улице скульптурная композиция, посвященная русским жёнам — берегиням семейного очага.

Мой Архангельск (часть 2)

Одно из самых ярких зданий на этой пешеходной улице — Дом коммерческого собрания.

Заказ на постройку этого здания поступил от немецких лесопромышленников и членов Коммерческого клуба (Собрания). Здесь протекала общественная и культурная жизнь города. Ориентировочная дата постройки здания — 1858 год.

Главной же улицей города является Троицкий проспект. С 1920 по1993 г. — проспект Павлина Виноградова, до1854 г.- северная часть проспекта называлась Дворянским проспектом, а южная — Купеческим.

Мой Архангельск (часть 2)

Проспект тянется через всю центральную часть города, мимо площади Ленина, повторяя изгиб Северной Двины. Своё нынешнее название Троицкий проспект получил от некогда стоявшего на нём Троицкого Кафедрального собора.

До революции в городе было много церквей. Сохранились единицы:

Соловецкое подворье — комплекс зданий, образующих большой открытый двор. До 1917 года сюда стекались паломники со всей страны и отсюда отправлялись на Соловки:

Мой Архангельск (часть 2)

это главная церковь подворья — Церковь Св. Зосимы, Св. Савватия и Св. Германа. Со стороны двора пристроен каменный флигель, где разместились служебные и кельи. Построена в начале 19 века. 30 июля 1998 года церковь была освящена после ремонтно-реставрационных работ.

А это Никольская церковь (храм святителя Николая), построенная в 1904 году. (Ранее на этом месте был храм подворья Николо-Корельского монастыря):

Мой Архангельск (часть 2)

Фасады церкви обращают на себя внимание ярким декором. Особенно замечательно смотрятся орнаменты в виде ниш, имевших вид греческих крестов. Внутренний вид храма также отличается красотой и благолепием. Особенно красив позолоченный иконостас из липы.

Храм Успенья Божьей Матери, построен в 1742 г. на месте деревянной Боровской церкви Успения Пресвятой Богородицы:

Мой Архангельск (часть 2)

В 1930 году храм и колокольня были разрушены, сейчас восстановлены. Рядом с храмом очень популярный у архангельских молодоженов памятник — благоверным святым князю Петру и княгине Февронии Муромским (покровителям семьи и брака):

Еще один храм на набережной — Свято-Троицкий:

Мой Архангельск (часть 2)

Он был построен в 1745—1747 гг. на месте деревянных Троицкой и Богоявленской церквей. В 1761 г. рядом с церковью построили трехъярусную колокольню.

Мой Архангельск (часть 2)

В Свято-Троицком храме хранились четыре полковых знамени петровского времени, царские вклады, ценные предметы церковного обихода. В советские годы Троицкая церковь была закрыта и только в1992 г. здание было передано православной общине, возобновились богослужения и литургии.

Есть в Архангельске и Лютеранская кирха Святой Екатерины (сейчас камерный зал Поморской филармонии, где проходят вечера органной музыки):

Мой Архангельск (часть 2)

Связано это с тем, что начиная с середины XVII века в Архангельске постоянно проживало большое количество иностранных купцов, в том числе немцев и голландцев. В 1768 году лютеране построили каменную Кирху. После нескольких перестроений изначально барочное здание приобрело более готический облик.

А это уже православное церковное здание, которое используется не по назначению. Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря:

Мой Архангельск (часть 2)

Подворье было построено и освящено в 1907 году. В начале XX века Сурское подворье считалось лучшим зданием Архангельска, как с архитектурной, так и с градостроительной точек зрения. Оно было построено в русско-византийском стиле: над храмом возвышались три главки, две маленькие и одна большая. Над входом в здание была колокольня с восемью колоколами (самый большой весил 48 пудов).

Главным же храмом города был Троицкий кафедральный собор, разрушенный в 1928 году. Сейчас на берегу Северной Двины идет строительство нового храма — возводится Михаило-Архангельский кафедральный собор:

Мой Архангельск (часть 2)

Его высота составит 70 метров, шпиль соборной колокольни увенчается изображением Архангела Михаила, а под его куполом будет устроен маяк, указывающий мореплавателям путь к столице Поморья.

Вот в принципе и всё основное, что можно посмотреть в Архангельске. Достопримечательности центральной части города можно не спеша обойти за один день. В остальных районах преобладает стандартная застройка панельными пяти и девятиэтажными домами.

Мой Архангельск (часть 2)

И только в центре можно встретить дома, архитектура которых выделяется из общей массы:

Мой Архангельск (часть 2)

Цветной кирпич новостроек и растущих, как грибы, торговых центров, оживляют городской пейзаж:

Мой Архангельск (часть 2)

Проблем в городе много, в первую очередь это ветхое жилье, разбитые дороги и уборка улиц. Но я не стану об этом писать и показывать, подобное наблюдается во многих российских городах. Скажу лишь одно, не смотря ни на что, мы любим свой Архангельск, ведь он такой родной!

У Белого моря, вдоль тихой Двины,
Раскинулся город любимой страны.
Стоит величаво над северной рекой,
Столица Поморья — Архангельск родной!

Люблю я Соломбалы дух вековой,
И новой Чумбаровки вид молодой,
У Пристани Красной — седой Гостиный Двор,
И площадь, где новый воздвигнут Собор!

Славься, город с именем святым,
С поморским нравом — чистым и прямым,
Свою былую славу возроди,
Мы верим, что всё у тебя впереди!