Турист Светлана (gerry)
была 21 марта 16:39

Туманный Альбион

Глазго, Эдинбург, Стратфорд-на-Эйвоне, Лондон — Великобритания Ноябрь 2013

Задолго до прихода осени было решено посетить такие знакомые и такие прекрасные Британские острова! А точнее Великобританию!

Хотелось посмотреть всё, но лучше меньше, да лучше, поэтому маршрут получился следующий: Москва -> Лондон -> Стратфорд-на-Эйвоне -> Эдинбург (с однодневным визитом в Глазго) -> Москва.

Москва, Домодедово, 7 утра — самолет компании BritishAirways берет курс на Лондон, а мы благополучно пытаемся заснуть.

А мне лета-ать, а мне лета-а-ать, а мне лета-а-а-а-а-а-ать охота :)

Полет прошел волшебно — смотрели кино, спали, ели, спали, смотрели кино. И уже через 4 часа благополучно приземлились на английской земле. Она нас встретила потрясающим рассветом и очередью на паспортном контроле!

Лондон

Достаточно быстро уладив все формальности (снятие отпечатков пальцев и проверка паспортов), вышли в город. Сразу купили Oyster card (или в простонародье Устрица), зарядили ее на неделю и, спустившись в подземку, начали разбираться куда нам ехать.

Я бы не сказала, что метро такое уж сложное, скорее непривычное, но как только разбираешься, сразу становиться все очень удобно и комфортно. Ко всему прочему в метро тканевые и мягкие сидения.

Итак, добравшись до отеля, мы оставили вещи (для заселения было рано) и поехали в магазин «The Who Shop». Дальше «поклонникам Доктора Кто посвящается». Доехав на метро до станции Upton Park и выйдя в город обнаружили, что карты у нас нет и как идти до магазина мы имеем «слегка» размытое представление! Но русских путешественников так просто не смутишь!!! По наитию мы все же нашли его (если вдруг кто поедет без карты, то из метро, направо до перекрестка с памятником болельщикам, там налево и метров через 50–100 по левую руку будет магазин — от метро около 10–15 минут ходу). И вот мы на месте — сначала радость была сдержанной (сказался перелет), но походив по магазину мы решили заглянуть в Синюю Будку (музей Доктора прям в магазине). Приветливый продавец дал нам ключ от этого прекрасного сооружения и мы зашли внутрь!

Мы попали внутрь будки Доктора!!!

«Trust Your Doctor»
Exterminate!
"Exterminate!"

Выйдя из магазина, взяли курс в отель. И вот тут нам встретились фанаты футбола. Дело в том, что на той же станции метро находиться стадион West Ham United и в тот самый день проходил матч! Сколько же там было людей!!! И все с символикой команд. Мы шли против толпы, поэтому путь до метро занял раза в три больше времени, чем от метро, но мы зарядились эмоциями предвкушения матча и позитивом болельщиков!

Футбольный стадион в Лондоне

Дальше наш путь лежал в Leadenhall Market. Это потрясающе-красивая улица в центре Лондона. Приготовление к Рождеству идут полным ходом!

Следующий день выдался солнечным, и мы решили осмотреть исторические памятники Лондона.

И начали мы с Тауэра! Это поистине величественное сооружние! Сокровищницы, палаты, а сколько удовольствия забраться на стену и вообразить себя лучником, защиающим крепость!

Конечно же мы посетили камеру Анны Болейн и собственными глазами увидели то место, где было казнено так много знатных и не очень людей.

Из этого окна Анна Болейн наблюдала, как по приказу супруга казнили всех ее приближенных. В конце и она последовала за ними.

Дальше мы прогулялись до Тауэрского моста и направились в сторону Собора Св. Павла. Поднялись на самый верх и перед нами предстал Лондон во всем своем великолепии!!!

После чего мы прогулялись по мосту Миллениум и, прокатившись на кораблике, забрались на London Eye.

Ночной Лондон с LondonEye

Британский музей входил в места, которые обязательно надо посетить в Лондоне. Он бесплатный, поэтому мы не задумываясь направились смотреть подлинные древности. В процессе набрели на временную экспозицию El Dorado. Волшебные слова воскресили в памяти образы первооткрывателей, далекого материка и уже прошедших времен и не раздумывая мы пошли смотреть вещи, некогда великой империи! Залы были погружены в полумрак и только экспонаты подсвечивались, что придавало торжественность экспозиции.

Дальше наш путь лежал в Ричмон Парк, а точнее к скамейке Иена Дьюри. Итак, добравшись до парка, мы поняли, что не имеем ни малейшего представления, куда, хотя бы ориентировочно, нам надо идти! Решили, что пойдем направо — в конечном счете можно посмотреть будет вид на Лондон, т. к. там был холм. Неспешным шагом (при том что уже начало смеркаться), мы следовали своим путем. И вдруг под ногами образовался какой-то люк, внимательно присмотревшись, выяснили, что это не люк, а указатель на Собор Св. Павла.

А дальше события развивались стремительно — солнце садилось, а мы бегали от лавки к лавки и искали, то зачем сюда прибыли. Небольшое отступление — все лавочки которые мы видели были посвящены кому-то-либо жене, либо детям, либо событиям в жизни — но чаще всего встречались таблички именно «говорящие» о тех кого уже нет.

Какие же поиски обходятся без фразы «и вдруг наступила ночь»?! Так было и с нами — наступила ночь, а мы все продолжали поиски скамейки — и вот, сделав «круг почета» по парку, прибрели к последней площадке с кучей лавочек, батарейки на телефоне садились (да, к слову, в парках фонарей нет) и фонарики готовые были уже отключиться, «как вдруг» мы нашли ее!!! Да!!! Это было она — скамейка Иена Дьюри! Столь радостную находку мы отпраздновали наблюдением за фейерверком в честь празднования Ночи Гайя Фокса!

На выходе висело большое сообщение, что со следующего дня начинается «сезон охоты» и простым посетителям закрыт на ближайший месяц!

«Элементарно, Ватсон» или прохождение курса дедукции по адресу Бейкер Стрит 221б.

В Музее Шерлока Холмса и Доктора Ватсона
Подсматриваю, как создается произведение :)

Конечно мы оставили записи о своем пребывании в книге посетителей:)

Недалеко находиться не менее именитый музей Мадам Тюссо.

Кульминацией музея стал небольшой фильм 5D про героев Marvel. Это было потрясающе — полное погружение — и вода лилась, и ветер дул и ощущение, что все это взаправду:)

Перед поездкой были забронированы места на экскурсию в святая святых для поклонников английского кино и всемирно-известной студии новостей — BBC!

Микрофон в студии BBC

Экскурсию ведут двое — молодой человек и девушка. Рассказывают очень интересно и с таким позитивом, что хочется слушать, слушать и слушать! Внутри фотографировать нельзя (только в некоторых местах). Когда смотришь на активную работу людей, создается ощущение, что ты находишься на Информационное бирже!

На фотографии, если приглядеться видно, что висит экран и там отмечены все новости — которые уже опубликованы, готовятся вот-вот выйти, которые еще не опубликованы! Сначала ведут по самой студии, рассказывают о работе компании и информационного отдела.

Потом была демонстрация работы ведущих новостей и прогноза погоды с участием экскурсантов.

Прогноз погоды

Далее выходим к главному входу — красота! На полу написаны все столицы и крупные города мира. Да, вместо того что бы слушать увлекательную (правда очень интересно) экскурсию, мы пошли искать Москву — и нашли!!! Радости было много:)

Потом идем в соседнее здание и там звукозаписывающие студии, концертные залы.

Экскурсия потрясающая! Проходит на английском, но рассказывают на доступном языке, что с минимальным набором слов всегда можно понять о чем идет речь!
По завершении экскурсии был записан небольшой фрагмент радио-спектакля! Не легкое это дело — записать даже небольшой кусочек. Но удовольствие получили все — и участники процесса и зрители:)

Звукозаписывающая студия BBC

Отдельным пунктом в списке, что очень хотелось посетить в Лондоне был магазин M&M’s.

Чего там только нет! И одежда, и игрушки, и сувениры всех мастей, и посуда, и даже куртка со стразами, все конечно с символикой компании. Сам по себе магазин 4-х этажный! Это столько радости и счастья))) Просто рай! И самое большое коварство со стороны организаторов — конфеты можно брать на вес!

Там есть лаборатория, которая сделает конфеты по заказу — выбранный цвет, вкус и форма, а главное все оформлено, как именно лаборатория — того и гляди рванет какой-нибудь реактив:)

Побыв в таком прекрасном месте около часа, мы решили, что пора закругляться, а то так и останемся здесь!

Что бы отпраздновать окончание такого прекрасного и насыщенного дня мы решили поужинать в Dickens' Tavern.

Еда в Лондоне занимает отдельное упоминание! Это потрясающе вкусно и не так дорого! Конечно мы попробовали местное пиво — оно очень вкусное!!! Особенно темное!

На следующий день наступила погода, которая ассоциируется с Англией — туман, дождь и сырость! И это придало колорит всему вокруг, а мы пошли осматривать театр Globe (с любовью от Шекспира). Сначала мы гуляли по музею театра,

потом нас собрали в небольшие группы и очень приветливая и колоритная девушка начала нам рассказывать о истории, укладе и других интересных фактах о театре. Было очень интересно узнать как проходили спектакли во времена Шекспира, где сидели люди в зависимости от сословия. Нас провели по всему театру и мы посидели на всех местах, кроме тех, где сидели самые знатные и богатые горожане.

После чего мы поехали на Хайгейтское кладбище.

Вход на Хайгейтское кладбище
Осень наступает

Во время экскурсии шел дождь и был туман, что создавало ощущение умиротворенности и бренности этого мира. Экскурсию вел мужчина преклонных лет с негромким голосом и позитивным взглядом на мир. Самое интересное, что гуляя по кладбищу, не было убийственного ощущения безысходности, даже наоборот, все тревоги уходили на второй план, ангелы на надгробиях не выглядели столь печально (даже не смотря на погоду), а скорее просто наблюдательно.

Тропинки кладбища

Нас провели в несколько склепов, показали красивые надгробия и рассказали истории жизни некоторых людей. Мы никуда не спешили, а просто шли и слушали смотрителя кладбища. По выходу мы прошли на кладбище напротив и посетили могилу Маркса.

Могила Карла Маркса

И вот наступил день, когда пришло время двигаться дальше — из Лондона с Стратфорд-на-Эйвоне. Заглянув по дороге на Платформу 9¾ мы двинулись в путь!

Стратфорд-на-Эйвоне

Мы прибыли в город, подарившего миру человека, написавшего «Гамлета» и «Короля Лир», «Мого шума из ничего» и «Укрощение строптивой» и много других потрясающих поизведений — Уильям Шекспир!

Железнодорожная станция Стратфорда

Бросив вещи, сразу пошли в Дом, где родился Шекспир.

Небольшое отступление: когда нам продали билет, то мы увидели, что он действует на все шекспировские места Стратфорда и действителен в течение года. Вот это сервис!

После Дома, мы уже никуда не успевали и решили просто погулять по городу.

Главная пешеходная улица Стратфорда
Памятник Шекспиру и персонажам его произведений (Гамлет, Фальстаф, Принц Хэл, Леди Макбет)
Стратфорд на Эйвоне с высоты театра

На следующий день с самого утра шел дождь и мы поехали в Дом Энн Хэтэуэй (жена Шекспира). Дом очень милый, уютный и главное (не смотря на низкие потолки) не чувствуешь себя как в коробке.

В Доме не проводят экскурсий как таковых, но на каждом этаже есть по одному или два человека, готовые вам с удовольствие рассказать много интересного об обитателях, истории и укладе жизни жителей дома!

В этот же день мы посетили все места Шекспира в Стратфорде.

В результате прогулок, уставшие и счастливые мы зашли в Costa Cofe и с наслаждением поели имбирных человечков, потрясающий десерт и выпили кофе.

После чего было решено посетить забавный музей MAD. Это музей всяких интересных, забавных штучек, а главное что все можно запустить самостоятельно и стоять наблюдать, как все это работает!

Вечером нас ждало представление в театре Шекспира в Стратфорде!

Театр Шекспира в Стратфорде

Смотрели мы постановку «Ричарда II» в главной роли Девид Теннант (более известный как Десятый Доктор или Барти Крауч-мл.)

Постановка была настолько шикарной и эмоциональной, что высказать весь спектр эмоций очень сложно! Спектакль проходит на одном дыхании — переживаешь, смотришь, хочется смеяться и плакать — в общем актеры играют с такой отдачей, что создавалось впечатление «на сцене не актеры, а ожившие персонажи пьесы»!

Сцена первая спектакля Ричард II
Сцена первая спектакля "Ричард II"

Небольшое отступление, которым очень хочется поделиться! Звонков, вещающих, что спектакль начинается нет — спектакль просто начинается и все, зал может быть полупустым — 7 часов начало спектакля — пунктуальность признак королей! Так же и с антрактом — окончание антракта было охарактеризовано, что действие просто продолжилось.

После каждого спектакля через несколько минут, артисты выходят в определенном месте из театра и раздают автографы, фотографируются — в общем не надо за ними гоняться, а просто подойти в нужное место в нужное время:) Если что, в Стратфорде оно точно на другой стороне от выхода из театра!

На следующий день было решено посетить Rollright Stones. Это отдаленно напоминающее Стоунхендж место, но менее известное и менее посещаемое туристами.

Добирались мы туда на такси (хотя можно и на общественном транспорте, но расписание было не удобно) и были одни. Попросили вернуться за нами через 2 часа.

Плата за вход добровольная, а если после заката, то бесплатно вовсе!

Табличка перед символическим входом на Rollright stones

Комплекс включает в себя три группы камней — «Королевская рать», «Шепчущие рыцари» и «Король».

С происхождением сооружения связано много легенд, но все он в целом сводятся к тому что, как-то на охоте король повстречался с ведьмой и она сказала «Быть тебе Королем Англии, если через семь шагов увидишь ты Лон Комптон». Придворные собрались в круг и держали совет по решению этой задачи, задача не сложная, но ведьмы — народ не простой. Король был смелым и сделал эти 7 шагов, но не увидел он города и тогда ведьма засмеялась и обратила его и его рать в камни, и появились «Камень Король» и «Королевская рать», а рыцари, что плели заговор против короля поодаль, теперь называют «Шепчущими рыцарями».
В ночь на солнцестояние не стоит приходить на это место — можно сойти с ума. Но днем многие девушки приходят и тихо-тихо подбираются к рыцарям, в надежде услышать свое будущее!

Первые нам по пути встретилась Королевская рать.

RollRight Stones. Королевская рать

Камни в идеальном круге — что впечатляет. Опять же по легенде, плохая примета прикасаться к ним, но после очередного прохода вокруг, уж очень велик соблазн и начинаешь прикасаться к камням. Моросит дождик, только что прочитанная красивая легенда, ни единой души вокруг (кроме нас) — воображение разыгрывается и уже слышен разговор рыцарей, позвякивание мечей и нетерпеливое притопывание лошадей.

Между тем идем дальше! Везде проложены дорожки, что упрощает переход от одной группы камней к другой.

И вот мы уже около Шепчущих рыцарей, которые огорожены невысоким забором.

Монетки на счатье кидают Шепчущим рыцарям

Бросив монетки (на счастье!), отправляется искать Короля. Находим его через дорогу. Стоит один в чистом поле и (мне кажется), что он смотрит в небо.

RollRight Stones. Король

Небольшое отступление — когда мы ходили вокруг и около в поисках Короля, то мимо проезжающая машина остановилась и милый мужчина спросил не заблудились ли мы, какого было его удивление, когда мы уверенно сказали, что знаем куда идем (хотя слабо это себе представляли!) и он поехал дальше! Вот такие они — заботливые англичане:)

Походив еще вокруг короля, посмотрев под дождем на английские поля и сельскую местность, начали двигаться к дороге. И в этот момент тучи разошлись, и выглянуло солнце. Перед нами открылась картина, от которой перехватило дыхание — Радуга через все небо и потрясающе четкая! Это было божественно красиво и настолько же великолепно! Подарок природы!

Насладившись такой картиной, мы сели в машину и поехали обратно в город. За окном проплывали деревеньки, солнце пробивало черно-серые туч, роса с примесью дождя блестела на траве, а мы спокойно ехали на заднем сидении машины и все в этот момент было абсолютно не важно.

По возвращению в Стратфорд, переоделись (все же кроссовки и джинсы были заляпаны по колено) и немного отдохнув пошли на ночную экскурсию по Театру Глобус. Экскурсия длилась 1 час и группа у нас подобралась очень колоритная: русские, поляк, итальянки, американка, фин и кто-то еще был (для полноты картины не хватало француза и немца!!!). Экскурсии водят актеры, нашего зовут Девид.

Мы прошли по холлам театра, услышали забавные и не очень истории об актерах и администрации театра, о порой мистических событиях произошедших в стенах здания. А вы знали, что у каждого театра есть свои призраки?
К сожалению, нам так и не повстречалось ни одно из них, но как любил повторять Девид в течении всей экскурсии «хотите верьте, хотите нет»!

И вот мы покидаем уютный и такой милый Стратфорд и отправляемся дальше — Шотландия.

По дороге заглянув в Глазго

Мост
Шотландская студия BBC
Научный цент и музей в Глазго
Памятник Виктории. Глазго

мы добрались до столицы Шотландии — Эдинбург!

Отступление: поезда в Англии ходят точно по расписанию, в плоть до секунды. И на всех остановках висят объявления, что «Просьба двери не держать, т. к. задержка поезда на каждой станции на секунды приводит к опозданию в конечный пункт на минуты»! Пунктуальность — признак королей!

Первым пунктом нашего осмотра города был Эдинбургский замок.

Величественное сооружение, наблюдающее за городом с вершины холма. Наш путь до замка лежал через Royal Mile, и пройдя по ней мы зашли в потрясающе красивый собор Св. Джаилза.

Собор Св.Джайлза

Внутри фотографировать нельзя (точнее можно, но за доп. плату, а фотографии красивее, чем открытки все равно не получатся, поэтому мы ограничились осмотром). Нам улыбнулась удача в тот день, и осмотр собора прошел под органные звуки! А сам орган представляет отдельное произведение искусства!

Насладившись красотами собора, мы направились в Замок. Не забыв при этом сделать фотографию перед замком!

Строение само по себе не особо большое, но вот виды, открывающиеся с холма, захватывают дух!

Внутри замка находятся музеи (преимущественно военные). Мы побывали в сокровищнице и музее II Мировой войны.

Побывать в Шотландии и не попробовать виски (даже если вы трезвенник) — это кощунство! И мы решили пойти в Музей Виски. Сначала садишься в вагонетки-бочки, и проходит 10-минутное путешествие по процессу создания виски (русский язык тоже предусмотрен). Дальше идет дегустация 5 различных типов виски (конечно каждое сопровождается комментарием экскурсовода) и выбирается наиболее понравившийся. И уже под конец экскурсии мы попали в святую-святых — Зал коллекционного виски! Это действительно впечатляет!!! Огромная комната и вдоль стен (под стеклом) в три ряда и 4 яруса виски всех мастей! А самое главное, что во всем этом разнообразии нет ни одной одинаковой бутылки!

Коллекционное собрание в музее Виски
Во всем собрании нет двух одинаковых бутылок - все разные

Напротив музея виски располагается Камера Обскура! Музей содержит в себе различные диковинные экспонаты и конечно эпицентр сама камера Обскура! Объемные картины, витиеватые изобретения, смешные экспонаты и много другого интересного!

Камера Обскура
Сколько волков вы видите на этом снимке?

На Королевской миле (Royal Mile) мы так же заглянули в Музей детства. Это 4 этажный музей не только для детей, но и взрослых. В качестве экспонатов выступают игрушки не только Англии начала XX века и современные, но и других стран (мы нашли русские кубики-алфавит!).

Музей Детства

И вот день клонился к закату, и мы пошли (хотя вернее понеслись со всех ног) на Carlton Hill, откуда открывается потрясающий вид Эдинбург в лучах заходящего солнца!

Вы когда-нибудь представляли себе как жили люди в… ну скажем в средние века? Точнее представляли ли вы себя на их месте? Понятно, что были придворные и короли, высшее сословие, но ведь большую часть населения составляли крестьяне и бедняки… Если хотите собственными глазами увидеть и пройтись по улице того времени, то добро пожаловать в Mary King’s Close.

Экскурсии ведут люди, переодетые в костюмы того времени, что создает определенную ауру уже при входе в музей. И вот мы спускаемся на подземную улицу. Все погружено во мрак, начинается экскурсия, и уже представляешь как здесь жилось (не очень комфортно), а когда доходит до описания подробностей бытовой жизни, тут уж совсем хочется побыстрее выйти, но интерес толкает вперед и мы постепенно перемещаемся дальше по закоулкам. Через несколько «залов» выходим в небольшое помещение, которое сохранилось еще со времен постройки — все обветшало, но держится, и, я думаю, продержится еще ни одно столетие! Среди всех историй, наверно, самая популярная про маленькую девочку, которую мама закрыла (вернее замуровала) в комнате, думая, что у малышки чума (хотя никакой чумы у ребенка не было), теперь дух девочки не может успокоиться и многие приходящие в эту комнату оставляют игрушки и украшения. В некоторых «залах» показывают фильмы, рассказывают менее мрачные истории. Наверно последний параграф получился очень мрачным (но место не из веселых, хотя очень-очень интересно побывать и окунуться ненадолго в те времена), но экскурсия сама по себе великолепная! В учебниках обычно пишут в целом как жили крестьяне, а тут действующая некогда улица — вот это приключение с погружением! И, кстати, когда мы вышли на улицу — были самыми счастливыми людьми — как же прекрасно жить на свете — светить солнышко, и воздух свежий и живем мы с окнами!

Дальше мы направились к Бобби. Это милая и добрая собачка породы скайтерьер известна тем, что охраняла могилу своего хозяина на протяжении 14 лет. Недалеко от центра на невысоком постаменте воздвигнут памятник и рядом находить бар, названный так же в честь Бобби.

Недалеко от этого места находиться The Elephant House. Когда-то в нем сидя за столиком начала писать сагу о Гарри Поттере Дж. Роулинг (что не особо афишируется в самом кафе, все же оно посвящено слоникам!). Это очень милое кафе с детскими рисунками слоников и не только!

Ресторан, в котором когда-то началась сага о Поттере

Мы решили перекусить и заказали что-то вроде тарталеток и кофе. Но когда нам принесли огромные тарелки с заказанными тарталетками и бесподобно вкусной картошкой мы немного опешили — не ожидали такого)))

Затем мы направились к монументу Вальтера Скотта! В плотную мы не смогли к нему подойти, потому что шли приготовления к Рождеству и все было огорожено. Но тем не менее мы подошли на максимально близкое расстояние и посмотрели сам монумент.

Монумент Вальтеру Скотту

В Эдинбурге находиться летняя резиденция Английской Королевы Дворец Холирудхаус. Посмотреть на то как в действительности живут члены королевской семьи очень интересно.

Но мне больше всего понравилось одноименное аббатство рядом с замком! Когда идешь под чистым небом и под ногами звучит гравий, а воображение рисует богато украшенный алтарь, высокие потолки, пение и людей толпящихся бок о бок, а глаза видят только стены и полу обвалившиеся столбы — время, как давно и недавно это было!
Впечатления непередаваемые!

Разрушенное аббатство Holyroodhouse

Последней достопримечательностью стал вид на Эдинбург с Трона Артура. На гору стоит забраться (хотя бы ради вида) и осмотреть этот величественный город с высоты! Кстати, осенью там страшный ветер — сносит в прямом смысле!

Вид на Эдинбург с Трона Артура

Уже на следующий день наше двухнедельное путешествие по Великобритании подошло к концу. Надеемся еще вернуться в эту прекрасную страну и насладиться едой и общением с местными жителями (очень приветливыми и дружелюбными)!