Турист zur-alex
zur-alex
был 25 апреля 2014 22:16

По Италии на велосипедах

Болонья, Феррара, Равенна + 2 города — Италия, Сан-Марино Март 2014
6 8

Увертюра

Наконец-то руки дошли осуществить давнюю мечту — велопутешествие по Европе. По времени удобно получалось на уикенд 8 марта — три выходных плюс можно по деньку захватить до и после. В Европе уже не холодно, но и не жарко.

Критерием выбора страны был дешевый перелёт, возможность провоза великов бесплатно, но и всё-таки хотелось поюжнее.

Германию решили оставить на более тёплое время, удобством перелёта и ценой привлекала Молдова, но там, вроде как, и делать нечего.

Выбор сузился до Милана и Болоньи, куда были приемлемые цены и удобный перелёт.

Район Болоньи привлек более южным расположением, большим количеством историчностей, и развитым железнодорожным сообщением, чтобы всегда можно было свалить с маршрута.

Рассматривали вариант с ежедневным возвратом в один и тот же отель, чтобы не возить с собой вещи, но отмели его, как менее интересный и спортивный.

Итак, покупаем авиабилеты Москва-Кишинев-Болонья авиакомпанией AirMoldova, туда на 7 марта, обратно на 11ое. Стыковка в Кишиневе 2.5 и 1.5 часа — очень удобно. Правда посмотрев на билет, обнаружилось, что сегмент Болонья-Кишинев выполняет на сама AirMoldova, а итальянская Meridiana, она же Air Italy, а там правила провоза велосипедов отличаются.

С нами двоими велосипедистами также поехали две девушки, но они будут жить в Болонье и путешествовать на электричках. Зато им можно будет скинуть в отель велочехлы и лишние акскссуары. В принципе, в аэропорту Болоньи есть камера хранения за 4 евро в сутки за место, так что проблема хранения чехлов в любом случае решается.

План

Маршрут линейный, а точнее кольцевой, ночуем каждый раз в разных городах.

Заказали сразу 4 отеля в городах Феррара, Римини, Флоренция и Болонья. Я совсем забыл предупредить отели, что мы едем с велосипедами. Проблем, правда у нас не возникло, но лучше это сразу указывать, чтобы могли придумать место хранения на ночь.

Маршрут составляли с учётом возможности всегда свалить на электричку (погода, здоровье, западло…), запрета езды по автострадам и максимального использования велодорожек и веломаршрутов.

Неожиданно оказалось, что нам не удалось найти расписание электричек Regionale, были только SNCF и Trenitalia. Будем решать проблемы на месте.

1 день — Болонья-Феррара, примерно 60 км, едем сразу из аэропорта. Вряд ли сумеем выехать раньше 16:30 (самолёт прилетает в 14:40) часов, так что не мало.

2 день — Феррара-Равенна-Римини, 150 км, многовато, но зато без рельефа и фактически вдоль ж/д, всегда можно соскочить.

3 день- Римини-Сан-Марино(25 км, подъём 650 метров)-ж/д (ещё 30), там на электричке через горы и ещё 35 км уже до Флоренции. Это маршрут осуществить не удалось…

4 день — Флоренция-Болонья. Тут тоже без электрички не обойтись, 170 км через горы не реально.

Реально последние полтора дня подкорректировали, отель в Флоренции пропал.

Провоз велосипедов на аэроплане

В разных авиакомпаниях требования к спортивному багажу значительно различаются. Собственно, провоз разрешен на большинстве, за исключением совсем уж лоукостов, но где-то за это берут фиксированную сумму (50–80 евро), где-то велосипед считается сверхнормативным багажом с оплатой примерно 1% стоимости билета за килограмм, а где-то считается обычным багажом, так что если нет другого, то перевозка бесплатно.

В AirMoldova именно так, т. е. если вес чехла с великом меньше 23 кг и нет другого багажа, то оплата не требуется. Дополнительно можно провезти одно место ручной клади до 8 кг. В Meridian’e же, велосипед оплачивается 50 евро заранее на сайте или 68 — в аэропорту.

Попытки выяснить, надо ли нам оплачивать велик на обратном пути давали разные ответы:

— т. к. вы покупали билеты в AirMoldova, то платить не надо, т. к. действуют правила продавца билетов

— т. к. регистрацию на рейс выполняет Meridiana, то на этот сегмент распространяются правила этой компании.

— используется правило MSC (Most Significant Carrier), т. е. действуют правила компании, выполняющий наиболее длинный или наиболее значимый перелёт. Но у нас оба лега фактически равны, так что как считать не ясно.

Второе мнение было более распространенным и убедительным, но мы всё-таки решили сразу не оплачивать, а попытаться в Болонье уговорить сотрудниц. И это нам удалось, но обо всём по порядку.

Погода обещалась хорошей, от солнечной до слегка облачной, хотя за неделю до поездки лили дожди. Днём температура 15–18, ночью 8–10.

Подготовка великов

Заблаговременно мы купили специальные велочехлы по 1000 руб. У них кроме длинной молнии есть специальное уплотнение под вилку и карман для мелочей.

У велосипедов надо:

— снять переднее колесо и прикрепить его к раме,

— снять руль и прикрепить его к вилке,

— снять педали и поместить их в карман на чехле,

— опустить максимально седло,

— стравить давление в шинах до 1 атм (вроде как, глупость, но авиакомпании требуют),

— развернуть вынос руля внутрь

— снять или развернуть внутрь лишний обвес (фонари, держатель телефона, звонок)

— вставить распорку в переднюю вилку (я сделал длинную шпильку M6)

— вставить распорку в ручку тормоза (для гидравлики)

— снять переднее крыло

Всё это хозяйство скручивается стяжками, скотчем или оконной лентой, с боков прокладываются туристические коврики. Удобно также использовать разрезанные вдоль утеплители водопроводных труб. А дальше остаётся только молиться, чтобы грузчики не положили сверху пару чемоданов. Мы также приклеили с двух сторон наклейку с рюмкой FRAGILE.

По всей видимости, велосипеды везли достаточно аккуратно, однако всё равно в некоторых местах чехол порвался насквозь. Но всё равно задний переключатель стал работать не чётко, похоже при перевозке всё-таки слегка погнулся петух или задний переключатель. Подрегулировать не получилось, но и особого неудобства не доставляло.

Инструмент и аксессуары, связь

Купил велорюкзак-торбы для крепления на задний багажник (1800 руб). Очень удобная штука — при пеших переходах, в аэропорту, используется как рюкзак с лямками, а при движении крепится на задний багажник: достаточно большой объём, два больших боковых кармана, расширитель по высоте сантиметров на 5, специальный чехол от дождя в отдельном кармане (не воспользовались), светоотражающий наклейки и просто очень симпатичный внешний вид. Несмотря на хорошее штатное крепление, взял дополнительно эспандер. Ну и российский флаг очень хорошо втыкался в боковой карман, но. держался не очень крепко и в результате потерялся на третий день.

Под него пришлось купить багажник. Всеми любимый «Эдельвейс», ещё за месяц до поездки обещавший привезти багажник, именно под дисковый тормоз, меня подло кинул. Времени искать где-то ещё не осталось, так что купил за 300 руб. обычный большой багажник, а для обхода тормозного привода вставил две гайки-втулки по 10 мм. Верхний крепёж тоже не подходил, пришлось снять заднее крыло и колхозить.

Задний катафот, как впрочем, и передний оставил дома, а задний фонарь закрепил на багажнике. Взял ещё налобный фонарь, но так им и не воспользовался, да и крепить его на шлем проблематично.

На голове шлем с подшлемником, у напарника ещё и экшн-камера, а я для своей GoPro не нашел лишний крепёж.

На велик было навешано:

— держатель для мобильника-навигатора

— велокомпьютер

— прозрачный чехол на вынос руля для второго мобильника

— передний фонарь (позже купил второй)

— звонок (нужная вещь)

В две сумочки под рамой и седлом запихнул инструменты, минимальный набор медикаментов (йод, перекись, набор пластырей) и дополнительный аккумулятор на 12, А*ч для навигатора, Андроид жрёт не меряно.

Из инструментов кроме набора отвёрток-шестигранников взял ключ для педалей (оставил в велочехле), ключ для подножки (а то бывает сбивается и начинает задевать за колесо), и пару ключей на 10 для крепления багажника и распорки вилки, а также выжимку цепи и запасной магнит для велокомпьютера. Две запасных камеры и два ремкомплекта с лопатками — явно избыточно, хватит и по одной. А уж манометр для шин — это просто разврат.

Из одежды — кроссовки, джинсы, футболка, толстовка, ветровка, кепка — casual, и спортивные штаны, непромокаемые кроссовки, футболка, куртка для вело. Ну и шлем с подшлемником.

Взяли с собой и термос, очень мне понравилась эта идея при езде на горных лыжах.

Из гаджетов — два телефона-навигатора, GPS-логгер, большой фотоаппарат, электротройник, и зарядки для всех устройств. Плюс два дополнительных аккумулятора.

Для связи включил на МТСе «Ноль без границ» (бесплатные входящие) за 33 руб в день и «Бит за границей» (безлимитный интернет, правда после 10 Мб скорость падает) за 350 руб в день. На втором телефоне — GoodLine, все исходящие звонки по 50 долларовых центов (18 руб), а на любимый номер вообще 5 — много дешевле, чем через роуминг МТСа.

Так что халявный WiFi в отелях и McDonnald’сах вроде как и не нужен.

Активно использовали WhatsApp, как для чатов, так и для передачи фоток, местоположения и даже послали видеопоздравление женщинам на Байконур. Ещё удобная штука — Zello, интернет-рация.

Для навигации использовал SasPlanet’у для Androida с закачанными картами Open cycle map и Bing Sattelite (в Италии и многих других местах BING лучше, чем Google Sattelite), слоями гибрид Wikimapia и гибрид Google с разрешением до z17 во всём районе и z18,z19 по маршруту и в городах. Всего получилось 4.5 Гб карт.

Маршруты, в том числе и альтернативные, заранее сделал в большой SasPlanet’е, конвертировал из KMZ в GPX программкой ExpertGPS (не все конвертеры делают «правильный» для SasPlanet’ы формат GPX, XML — страшная штука). В результате ехать очень удобно — на светлом фоне OpenCycleMap проложен розовый маршрут, а по нему синий хвост своей траектории.

Иногда, достаточно редко, переключался на спутниковые снимки BING’а, когда надо было рассмотреть очередную достопримечательность.

Но большой внешний АКБ строго необходим, мой 12 амперчасовый садился за день больше, чем на половину только на зарядке Android’а.

Второй внешний АКБ подпитывал экшн-камеру.

GPS-logger втёмную писал маршрут, заряда как раз хватало на день, а память за 3.5 дня поездки использовалась на половину.

День первый, 07 марта 2014, Болонья-Феррара

пробег 61 км, средняя скорость 21 км/ч

Итак, утром стартуем в Домодедово на двух машинах, велики заранее запакованы в чехлы. Уже третий раз используем парковку http://autoparking-dmd.ru/, хотя ещё в июле 2013 я катался по берегу Пахры в этом месте, открылась она только в конце августа.

Стоит парковка 200 руб в сутки (у нас получилось 1000 руб), трансфер до аэропорта бесплатный на микроавтобусах, в багажник Фиат Дукато наши велики влезли преспокойно. Осмотр авто, оплата, перегрузка багажа, всё быстро и чётко, а девочки пока в уютной комнате с телевизором пьют кофе.

В аэропорту чехлы с велосипедами прекрасно встают на тележки и даже умещаются в крутящуюся дверь на входе, но для досмотра надо либо открыть чехлы и всё показать, либо дождаться кинолога. Мы решили подождать собачку, потеряли минут 10–15, не страшно.

На стойке регистрации велосипеды и ручную кладь взвесили, чтобы убедиться, что влезаем в разрешенные 23+8 кг, а потом повторно взвесили перед лифтом негабаритного багажа, что не делали в январе, когда мы летели с лыжами.

В нашем любимом магазине на втором этаже купили виски и вина, но попросили не упаковывать, а выдать пакет с собой. Это конечно нарушение, но зато какое приятное.

Кормёжка в самолёте была скромной — круассан с напитками, зато давали пиво, а дьютифришный виски с взятой из дома колбасой сделал путешествие незабываемым.

Перед транзитным досмотром в Кишиневе бутылки запаковали в пакет, и никто не обратил внимание, что они уже наполовину пусты.

Болонья встретила солнечной погодой, сонный пограничник, не глядя на фотку поставил штамп на предыдущую визу. Собирать велики расположились на выходе из терминала между дверьми. Сбоку была стеклянная стенка дорогого ресторана, где поедающие лазанью пассажиры с интересом наблюдали за нашими манипуляциями.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Сборка великов с переодеванием заняла почти час. Неожиданно, основной проблемой стала накачка колёс — оба наших насоса не хотели делать больше 2 атм. Решили на это забить до ближайшей заправки. Время 16:20, начинаем движение. Маршрут на карте

На приаэропортовой площади полицейские активно выписывали штрафы за неправильную парковку, но нас, движущихся по кругу против движения, не тронули. Заправка нашлась через 3 км, где мы нормально накачали колёса до 3 атм и сделали первые фотографии.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Скорость движения в 25–30 км/ч ошибочно показала лёгкость маршрута, оказалось, было просто под горку. Буквально сразу пришлось отклоняться от маршрута — небольшая дорожка с мостом через речушку была затоплена недавними дождями, проезда не было. Маршрут на карте

Пришлось делать крюк до шоссе, лишние километра 3.

Езда с тяжелым, килограмм 10, грузом на багажнике, вначале напрягала — сложнее держать прямую, тяжелее разгоняться, а уж в гору вообще труба.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Путь лежал среди озерцов и болот, часто по грунтовой велодорожке, тут и родные гОвны появились. Солнце стремительно садилось… Велодорожка стала гравийной, и мы решили всё-таки ехать по шоссе. 30 км по обочине со сплошным потоком машин были весьма не приятны, но других вариантов не было. В магазинчике купили пиво и уже с удовольствием доехали до центра Феррары, время 20:30. Отель, а точней bed&breakfast нашли только по номеру дома и маленькой табличке b&b privacy под звонком.

Карта

Антикварная комната с шикарным столом, стены в вензелях, всё блестит золотом… И отельер подстать — благообразный седенький старичок. Велики поставили прямо посреди этого великолепия.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Отельер не скрывал своего удивления, увидев вместо семейной пары двух мужиков-велосипедистов, особенно когда мы переглянулись, увидев одну широкую кровать с одним одеялом. Но нас это не смущало, и быстро переодевшись и помывшись, побежали смотреть город. Завтрак заказали на 7 утра.

В городе побродив по средневековым улицам, очередной раз попили пиво по 5 евро за кружку в уличном кафе. С полдюжины итальянцев за соседним столиком бурно обсуждали политику — узнавались слова Юкраин, Русси, референдум, Путин…

Заметно холодало и хотелось спасть, учитывая три часа разности во времени.

В номере были и одноразовые тапочки, и зубные щётки с пастой.

Допив остатки утреннего виски и закусив московской колбасой, быстро заснули.

День второй, 08 марта 2014, Феррара-Равенна-Римини

пробег 127 км, средняя скорость 18.6 км/ч

Встав без будильника, быстро побежали завтракать. Мы были единственными постояльцами отеля, дедуля уже всё накрыл нас стол, а потом ещё и наполнил чаем термос. Кажется, мы слегка переели, потому что после завтрака ещё полчаса валялись на кровати, переваривая круассаны.

Расплатившись наличкой (52.5 + 2*1.5 — местный налог), в 9 утра тронулись в путь. Покружив по центру города, поехали в сторону Равенны. Неожиданностью стал сильный ветер. Через 20 км в городке Сан-Николо устроили привал на скамейке возле блошиного рынка.

Карта

Здесь я за 5 евро купил задний и передний фонарь в дополнение к имеющимся у меня. По ошибке, вместо пятиевровой банкноты сунул 5 украинских гривен, это окончательно запутала продавца-араба, ведь мы же только что представились русскими. Прохожие подходили к нам и рассматривали флаги, ведь издали они похожи на французские.

На дороге нас догнал неновый фольцваген — русско-украинский водитель, увидев наши флаги, предложил заехать к нему на кофе, он жил рядом прямо по дороге.

Карта

Оказалось, что сам он из Львова, жена из Николаева, уехали в 1997, дети родились уже здесь. Недавно он купил дом в ипотеку, сейчас его потихоньку обустраивает.

Рассказал он, что живётся в Италии не сладко, хотя у него хорошая постоянная работа водителя фуры. Раньше, в доевровую эпоху было лучше. Сейчас понаехало много румын, молдован, цыган — ищут работу, откровенно воруют, у него уже влезали в дом и поворовали что могли. Полиция никого не ищет. Даже за обеды двум детям в школе надо платить 365 евро в месяц. Школьный автобус стоит дОрого, так что лучше возить самим на машине. Он переживает за судьбы Родины, но считает, что у Украины есть только один путь — объявить кому-то войну и быстро сдаться.

Домик стоит прямо на берегу речушки, так что любимым его отдыхом является рыбная ловля, вытаскивал и десятикилометровых сомов. Волнует только сильно меняющийся уровень реки, как бы не залило дом, в этих местах это не редкость, ещё несколько десятилетий назад тут были сплошные болота. Несколько собачек в загоне с детскими качелями и грибками смотрелись очень органично.

Попив кофе, через минут 45 тронулись дальше, нам предстоял ещё очень длинный путь.

Свернув на восток в Оспиталь Монакале опять попали под жесткий встречный ветер. Худо бедно доползли до Арженты, дальше план был по велосипедной дорожке по узкой косе между рекой и каналом, но её тоже залило, опять фладинг 

Карта

Пришлось возвращаться назад на шоссе.

Отдохнули от ветра, спрятавшись за придорожную церквушку Santuario della Beata Vergine della Celletta (гугл карта), записали и передали на Байконур через WhatsApp видеопоздравления девушкам с 8 марта.

Ну и решили всё-таки схалтурить, оставшееся расстояние до Равенны проехать на электричке, уж очень достал встречный ветер.

Отклонившись от маршрута, заехали в городок Левазолло на ж/д станцию. До ближайшей электрички было 20 минут, мы быстро купили билет до Равенны (2*3.7 евро) и только потом сообразили, что в перевозке великов могут быть особенности. Этот же терминал выдал, что надо доплатить 3.5 с велика, но доступный поезд будет ещё через час. Как мы поняли, что в ближайшем поезде нет вагонов для великов, и билет пропадёт.

Чтобы не терять время, решили проехать ещё пару остановок до Альфонсине, это километров 15, как раз успеем.

Но усилившийся встречный ветер добил нас, свернули на следующую станцию Вольтана, до поезда оставалось 35 минут. Вокзал не работал, билетного автомата не было, но нам сказали, что обилетят в поезде без проблем. Была сиеста, магазины закрыты, хорошо нашлась небольшая кафешка с пивом по 4 евро. Мы сели на улице нежиться в лучах весеннего солнца… Барменша вышла спросить откуда мы, мол, посетители интересуются, мы ответили. Через минуту она нам вынесла большую тарелку с пицей и печеньками за счёт заведения, кто говорил что русских в Европе не любят?

В электричку мы влезли в первый попавшийся вагон, но молоденькая кондукторша объяснила, что для велосипедов предназначены первый и последний вагоны, на которых есть соответствующая маркировка. Хорошо в поезде было пусто, и мы просочились между сидений до последнего вагона, где и поставили велики вертикально, подвесив за колесо. Билет нам зачли, пришлось только доплатить за велики по 3.5, но этот билет действует по всей Италии в течении 24 часов от момента покупки. Но повторно мы им так и не воспользовались.

25 км на электричке со скоростью 100 км/ч, и мы в Равенне. Покатались по центру и двинули к морю по велосипедной дорожек на Червию. Путь пролегал через поля и прямо настоящие леса, в основном по грунтовкам. Летом здесь, наверное, очень красиво, а сейчас выглядело бедненько, листьев ещё нет. Навстречу попадались толпы велосипедистов, выходной всё-таки, и явно культовый маршрут от Равенны к морю и обратно. Первая большая лужа нас не испугала, проехали, а вот вторая оказалась гораздо глубже, сантиметров 20 точно… В ботинках захлюпало, хорошо всё-таки смогли проехать, даже не успев переключить передачу. Где-то здесь я потерял российский флаг, видимо задел ногой, когда садился, и он выпал из рюкзака…

Добравшись до моря, посидели на берегу. Интересно, что пляжные постройки отделены от моря песочной дамбой метра 4. На летних фотография в Panoramio я её не вижу, похоже насыпают на зиму, чтобы защититься от моря…

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Ветер совсем стих, вода совсем не кажется холодной, но купаться не тянет, да и народа вокруг много прогуливается, а мы-то плавки не взяли. Весь пляж усеян мусором с моря, водорослями, какой-то грязью, совсем не похоже на лубочные фотографии с рекламных проспектов.

Поехали вдоль моря, Червия полна народу, несмотря на несезон и закрытые отели. Бабулька из обгонявшей машины радостно машет нам рукой, увидев российский флаг, показывает большой палец.

Быстро темнеет, и Миха предлагает оставшиеся 27 км проехать на электричке, всё-таки уже 102 км пройдено, из них 60 с встречным ветром. А я не могу, всё горит, решаю ехать дальше один.

Полный штиль, прекрасные широкие променады, народу почти нет, всё отлично освещено. Огромное наслаждение дорогой и лишь последние пяток километров собственно по Римини пришлось ехать по весьма загруженному шоссе.

Я не совсем правильно указал на карте расположение нашего отеля Бенгази, хожу вокруг ищу номера домов, а велик на подножке светится двумя задними и двумя передними фонарями. Мимо идёт группа, как оказалось, соотечественников. То ли они так громко топали, то ли вел почуял русский дух… В общем, он упал прямо им под ноги, фонарь отвалился, не переставая мигать, а девушка, явно не ожидая такого, вскрикнула: «Наебнулся». Пришлось ответить: «Не наебнулся, а упал», барышня была в шоке.

Отель нашелся с другой стороны улицы, я только что проехал прямо мимо него. Мишкин вел я увидел за стеклянной стенкой ресторана, значит всё нормально, его поселили, несмотря на то, что бронь была на меня.

Явно коррелирующий с названием отеля служащий открыл мне уличную дверь в ресторан, но почему-то самого не пустил. На мой удивлённый взгляд, он со словами dangereux показал на клетку у двери, возле которой сидел огромный попугай со страшным клювом — это он охраняет дверь и наши велики.

В номере санузел поразил своей компактностью, на площади в пару квадратов уместили раковину, унитаз, биде и душ… Т. е. если умываешься, то стоишь прямо в душевой кабине, а если моешься, то занавесочка огораживает всё свободное пространство, задевая за биде и раковину. Ну, а если сесть на унитаз, то ноги будут аккурат под раковиной… И вроде, даже удобно:-)

Миха уже ушел гулять, где мы встретились… Male Amerigo Vrspucci тянется параллельно морю вторым уровнем. Везде толпы народа, постоянно слышна русская речь, много объявлений на велИком и могучем. Попили пиво на лавочке, съели по кебабу, поговорили о политике… Хорошо вот так просто посидеть, никуда не торопясь, и обсудить завтрашний день.

Первая часть плана была очевидна — подняться на крепость Сан-Марино и спуститься к ж/д-ветке на Болонью. А дальше — или на электричке до Флоренции, или часть пути в сторону Болоньи. На вокзале посмотрев расписание поняли, что до Флоренции ехать плохо — с пересадкой в Фаензе, дороговато (с великами больше 20 евро с носа), а главное не удобно, раньше вечера во Флоренцию не попадаем, и смысл поездки теряется. Решаем забить на Флоренцию, раз уж ездим по Эмилии-Романии, то нефиг соваться в Тоскану. Завтра проедем, сколько сможем на Болонью.

Оказалось, это было правильное решение, во Флоренции было ну очень много народа, да и поезда до Болоньи стоили сильно дорого.

А пропавший отель — это всего 21 евро, переживём.

День третий, 09 марта 2014, Римини — Сан-Марино — Форли

пробег 78 км, средняя скорость 18.6 км/ч

С утра позавтракали и расплатились — 30 евро за отель карточкой, а 3 евро налога — наличными. Странно как-то.

Дорога от моря пошла в гору, но пока не так страшно. Через некоторое время мы увидели гору с крепостью наверху, куда нам предстоит подняться, тут уже стало волнительно.

Но вначале мы доехали до музея Авиации, это примерно полпути, километров 13, а подъём всего 78 метров. Правда были и спуски, и подъёмы, но не страшно.

Музей авиации оставил довольно странное впечатление. С одной стороны, очень много экспонатов, в том числе и советских самолётов из стран Варшавского Договора и даже Ирана, с другой какая-то совковая неустроенность, как в Монино… Кучи мусора, самолёты облезлые, асфальт разбит. Посетителей почти не было. 9 евро за билет показалось многовато, но уж авиационные музеи мы посещаем везде, даже не знаю какой это по счёту. Залез я на фюзеляж Ил-28 вооруженных сил Польши, на табличке написано, что один раз на него подвешивали атомную бомбу. Фонарь уже был разбит, а один мой неосторожный шаг добавил осколков. Хорошо, никто не заметил.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

На фоне десятков самолётов здорово смотрелась в утренней дымке гора Титано с крепостью Сан-Марино.

Небольшой спуск и мы в Сан-Марино, о чём свидетельствует характерный для ЕС знак с разрешенной на территории государства скоростью. Обычно бывает несколько значений — для населённых пунктов, обычных дорог, дорог с разделительной полосой, автомагистралей… Здесь же только один знак — в населённом пункте — 50, других дорог в Сан-Марино нет. По обочинам дорог сразу стало много банков и магазинов duty free, а на обочинах — явно более дорогих машин с красивым номерным знаком Республики Сан-Марино.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Дорога шла всё круче вверх, периодически мы стали делать остановки на отдых, а мимо нас бодро катили вверх спортсмены-шоссейники. Их братья, уже победившие высоту, летели вниз, не держась за руль и болтая по мобиле (интересно, это разрешено ПДД Республики). В какой-то момент мы увидели провокационный знак, что направо через 5.7 км будет канатная дорога до Сан-Марино (наверное, имелась в виду крепость) и Borgo Maggiore (последний городок перед вершиной). Предательски захотелось подняться таким халявным способом, но жажда покорить вершину осталась. И это оказалось правильно — канатка была закрыта на сервис до 15 марта, что мы выяснили несколько позже на промежуточной станции.

По Италии на велосипедах

Миха по-джентельменски предложил поменяться великами, ведь мой значительно тяжелее. Так героически и доползли до вершины на скорости не больше 10 км/ч. Пару раз схалтурили, срезав серпантин пешим подъёмом напрямки, хотя не известно, что ещё легче…

И вот она — верхняя точка, доступная велосипедистам. Дальше стены крепости под охраной полиции, туда на великах низя. Здесь уже тусят обогнавшие нас шоссейники, а на российские флаги обращают внимание туристы-соотечественники.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Мы решили разделиться — пока один пьёт пиво и сторожит велики, другой быстро обегает крепость. Внутри ничего особенного не было — узкие, полные туристов улицы, нескончаемая торговля всем. На две высокие башни я не пошел, жалко стало платить по 3 евро за сомнительное удовольствие подняться ещё на 10 метров выше. Вертикальный обрыв виден и так, да и проходили мы это всё, на Оке Эльзаса было круче. Разве что кажущееся совсем маленьким футбольное поле прямо под скалой было в диковинку. Наверное отсюда файеры бросать прикольно.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Всё-таки, быть в Сан-Марино и ничего не купить, как-то грешно. Сербская продавщица, предлагавшая кожаные изделия на хорошем литературном русском, привлекла меня больше других, у неё купил барсетку за 50 евро, при начальной цене 65. Давно запрошенный сыном кастет нашелся в оружейном магазине за 10 евро, но судьба его (кастета) окажется впоследствии печальной. Сразу мне приглянулась красивая фуфайка на манекене с изображением Господа Бога и Майкла Джордана в борьбе за баскетбольное кольцо, пришлось купить, несмотря на категорический отказ торга — типа коллекция этого года, 65 юро и ни центом меньше.

Дорога вниз по серпантину, разогнаться не успеваешь, опять резкий поворот, но рекорд скорости поставил — 69 км/ч. Конечно на треть меньше, чем на лыжах, но всё равно приятно. Тут мы потеряли второй российский флаг, был вырван скоростным потоком. На видео видна тень — вот он есть, а на следующем — уже нет.

По Италии на велосипедах

По пути заскочили на местный блошиный рынок — какое только дерьмо тут не продавали, как-то напомнила Россию 90х годов, неужели это кто-то покупает?!

Ещё 25 км, и мы в городке Santarcangelo di Romagna, где планировали сесть на электричку во Флоренцию. Очередная средневековая крепость, толпы праздношатающегося народа, воскресенье-типа, Доменика.

Далее до Болоньи почти идеально прямая Виа Эмилья, римская дорога с двухтысячелетней историей. На пути десяток древних городков, и в каждом мы должны попить пиво!

Но отель-то у нас забронирован был во Флоренции…

Ещё вчера вечером, изучив расписание, решили туда не ехать, а остановиться примерно в середине этой дороги. Утором я не смог заказать отель через браузер на www.booking.com, что-то там глючило при доступе с телефона, пришлось срочно ставить приложение booking.com. Лень было идти спрашивать пароль WiFi, начал скачивать через мобильную сеть и быстро съел быстрый лимит в 10 Мб. Так что скачивание пришлось завершать уже по дороге в Сан-Марино, там и бронировать отель. Выбрали Grand Hotel Forli, не дорого, понтово и «рядом с центром». Последняя фраза оказалась издевательством, отель оказался в 7 км от центра Форли вообще в чистом поле за заправкой. Мы не нашли адрес на картах навигатора и решили искать уже по месту.

Неожиданно появился звонкий звук в переднем колесе, локализовавшийся в задевающей за диск тормозной колодке. Регулировка не помогала, похоже колодка самопроизвольно выпадала. Иногда становилось лучше, а иногда звенело, как погремушка. Но выбора нет, едем так.

За 20 км до Чезены заехали только в Савиньяно-суль-Рубиконе, а тут и солнце село. Оставалось ещё 20, решили проверить расписание электричек… а она тут вот и подъехала. Битком набитая в конце рабочего дня. Мы мухой в хвостовой веловагон, втиснулись еле-еле. Вокруг люмпенского вида товарсчи с соответствующими великами и мы, такие красивые. Контроллеры сквозь этакую толпу видимо не пролазят, так что доехали одну остановку зайцем, и вот мы в Форли. Осталось найти отель.

На переговорах с супругой с целью найти искомую улицу в быстром интернете кончились деньги на ГудЛайне, зато Миха сумел очаровать местных ментов. Они хоть и ругались, что мы по платформе едем на великах, но не поленились найти англоговорящего коллегу, который и подсказал, что наша Via Del Partigiano не то что в центре Форли, как говорил букинг, а вообще даже не в Форли, и даже не в соседней деревне, в хрен знает где, за пределами карты в чистом поле за заправкой в 5 км от станции. А если бы мы были пешком?

Решили сначала заехать в центр города, очередной раз попили пиво с лазаньей или чем-то похожим. Заявленный халявный WiFi на площади оказался только для местных жителей — надо знать логин-пароль или получить его смс-кой, но только на итальянские номера. Дискриминация, однако!

Замёрзли мы знатно, так что оставшиеся 78 км гнали на максималке. Вокруг чистое поле и вдруг вырисовывается громада отеля, четыре звезды с буквой «s», и всё за 39 юро с завтраком. Бассейн на крыше, огромная парковка для автобусов — это не закуток бэд-энд-брекфаст в Ферраре.

На регистрации девушка с кем-то советовалась, куда нам девать велики на ночь, и, в конце концов, согласилась с нашим предложением — прямо в номер. Гулять вокруг некуда, но мы хоть оттянулись в бесплатном быстром интернете.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

День четвёртый, 10 марта 2014, Форли-Болонья

пробег 80 км, средняя скорость 17 км/ч

Шикарный завтрак, расплата карточкой, никаких местных налогов, и в 10 утра мы стартуем. Сегодня халявный день, всего километров 80 без рельефа.

В Фаензе и Имоле сделали фотосессию, чтобы хоть были какие-то фотки в движении на фоне итальянских историчностей. Очередные церквы и крепости, всё красиво, но надоедливо. Толстые украинки, на всю площадь обсуждающие «що я бачив», да гаишники в кустах. Действительно, я совсем не ожидал такого количества полиции на дорогах, раньше такого не встречал, в том числе и в Италии. Причём часто именно прячутся в засаде, выставляя на дорогу лишь камеру на проводочке. И постоянно кого-то ловят, то за скорость в населённом пункте, то за сплошную. Так кризис проявляется, что ли?

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Последний привал сделали в Ozzano di Emilia на тихой лавочке между школой и полицией, допили пиво, доели колбасу. Погода стала не весенней, а осенней. Холодный северный ветер, хорошо не встречный, а боковой, обилие неубранных опавших листьев, зябко. Пасмурно, на горизонте дождит. А вчера было идеально ясно.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Пригород Болоньи объехали по велодорожке, а дальше однообразие спальных районов современного невысокого города. Проехали через исторический центр с узкими улочками, брусчаткой, троллейбусами и толпами народу.

На искомой Via Audinot с трудом нашли дом 28/2, где должен быть наш отель I 4 Gatti, т.е четыре кошки. Никаких вывесок, только парень с девушкой играют в бадминтон. Оказалось, это и есть наши апартаменты. Парень был очень дружелюбен, представился Филиппом и сразу запомнил наши имена. Велосипеды оставили во дворе под деревом, а комната наша была на третьем этаже. Похоже, и тут мы были единственные гости. Филипп предложил нам воспользоваться полностью оборудованной кухней на первом этаже, в том числе и продуктами в холодильнике, чаем, кофе… А мы боялись, что это единственный отель без завтрака. А вообще всё выглядело, как в обычном жилом доме — разнокалиберная посуда, где-то лежит пачка бананов, где-то куль старых немытых пакетов, старинная мебель соседствует с современной. Наша комната была непосредственно под почти плоской крышей. Толстенная балка из настоящего неклееного дерево разрезала потолок пополам. Окна были только вверх, а чтобы их открыть прилагались длинные палки. Дверь напоминала советскую дачу 30х годов — тонкая, плохо закрывающаяся, с большим ключом. Подстать, была и ванная комната. Современное оборудование с полным набором моющих средств сочеталась с обычным крючком на двери, коих я не видел у нас уже лет 20. В коридоре ещё одна угловая раковинка а-ля-коммуналка и общественный холодильник. В целом, всё очень мило и не обычно.

Филипп принёс карту Болоньи на русском языке и подробно рассказал на отличном английском, что стоит посмотреть. Ключик WiFi оказался таким длинным, символов 40, что с двух попыток я не смог его ввести и плюнул, продолжил пользоваться мобильным интернетом.

По Италии на велосипедах

Быстро умывшись, побежали пешком в центр города, пока не стемнело. Опять поднадоевшие историчности, среди которых выделялись две знаменитые «падающие» башни, куда назавтра запланировали залезть, а сейчас отправились на поиски наших девушек, погрязших в магазинах.

Не смотря на разнообразные средства связи, найти их оказалось не просто, шопинг затягивает, зато мы с удовольствием попили пиво на скамеечке недалеко от центра.

Ужинали у них в апартаментах, запивая мясо ужасным ликёром с пьяной вишней.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

На обратном пути забрали велочехлы и пешком пошли домой, намериваясь купить сигарет. Но это оказалось не так просто: автомат не стал принимать наши кредитки, т. к. хотел вовсе не банковскую карточку, а что-то типа ID. Поняли мы это, когда автомат съел банкноту 5 евро и опять попросил карточку. Поторопившись, нажали «возврат», но вместо денег он выдал чек, который можно где-то там обналичить. Подошла девочка, любезно предложившая нам предоставить свою карточку, но 5 евро-то уже уплыли…

Стоит сказать, что почти все улицы Болононьи имеют галереи, т. е. тротуар как бы внутри дома. С одной стороны это прикольно, а с другой чтобы увидеть что-то красивое надо выходить на проезжую часть, да и GPS в галерее почти не ловит. Так вот и шли мы домой прямо по ночной улице…

День последний, 11 марта 2014

пробег 14 км, средняя скорость 14 км/ч

Наконец-то я смог поесть на завтрак любимую кашку и даже развести её молоком из хозяйского холодильника. Наполнили мы и термос чаем, хотя ехать до аэропорта всего-то чуть-чуть.

Расплатились наличкой 55 евро + по одному местного налога. Филипп любезно предложил уехать нам попозже, хотя время чекаута уже наступило, или оставить вещи или велосипеды, но нам это было не удобно.

Мы прибавили к стандартному времени регистрации ещё час на разборку и упаковку вела, осталось час-полтора на прогулку по городу. Первым делом конечно на башню.

97-метровая Азинелли и в половину ниже Гарисенда считаются не менее знаменитыми, чем Пизанская башня. Их строили в 12 веке два сопернических семейства, но из-за ошибок в расчётах Гарисенда начала падать. Верхушку пришлось несколько раз демонтировать, но всё равно сейчас её уклон составляет три метра при высоте 47 — очень много. Азинелли повезло больше, её наклон всего около метра, но он продолжает увеличиваться. Сделаны они из простого кирпича, полые внутри, правда укреплённые металлическими хомутами и стяжками.

Три евро вход и 500 ступенек деревянной лестницы, протоптанной на несколько сантиметров… Поднялся быстро, ноги уже успели размяться за пару километров утренней езды. Наверху красивый, но обычный, вид на крыши, на горизонте видны горы и старинный замок на Монте Донато, куда мы не успели прокатиться. Спуск оказался не менее захватывающий — ступеньки скользкие, отполированные тысячами ног, большой встречный трафик.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

Ещё побродили по городу, красиво смотрелся канал ди Рено, зажатый между домами, прямо как в Венеции.

Через полчаса — аэропорт, опять полиция, штрафующая за неправильную парковку. Минут за 45 разобрали и упаковали велики, теперь интрига — придётся ли за них платить.

По Италии на велосипедах
По Италии на велосипедах

На регистрации барышня вначале назвала 68 евро, хотя в интернете мы читали про 60. Мы начали играть заготовленную пьесу про то, что билеты куплены через Air Moldova, а там платить не надо. Вначале нам ответили, что нефих, раз Меридиана, значит её правила, но потом барышня долго консультировалась по телефону, похоже, выясняла как мы летели сюда и согласилась зарегистрировать бесплатно, если у нас не будет ручной клади. Тут мы не поняли, при чём тут ручная кладь, в Молдове не должно быть второго места багажа… Но пусть так. Миха свой рюкзак упаковал в велочехол и шел лишь с одним шлемом в руках, а я нахально отдал велорюкзак девушкам.

Правда, задержал ещё один глюк системы, на посадочном не пропечатывался мой номер билета, хотя у Михи всё прошло. После пятнадцатиминутных попыток, барышня просто написала его от руки. Вот чудеса техники.

По Италии на велосипедах

Отвезли велики на стойку приёма негабаритного багажа, где пришлось звонить в звонок, чтобы лента начала двигаться.

Остатки чая из термоса всё-таки пришлось вылить, а вот к кастету никто не привязался, хотя просвечивали ручную кладь почему-то два раза.

Места у нас были совсем не рядом, но всё-таки сумели поменяться и дружно доели остатки колбасы, кормёжка в самолёте была ну очень скромная.

В автобусе у водилы была сумка «Аэрофлот» времён московской олимпиады

По Италии на велосипедах

История с кастетом

Итак, купленный в подарок сыну в Сан-Марино сувенирный кастет на досмотре в транзитной зоне Кишинева сразу заметили. Ну как же мы не догадались убрать его в багаж!

Всё-таки я сомневался в запрете провоза таких сувениров и попросил вызвать начальника. И тут понял, что совок в Молдове не менее совковый, чем в Казахстане, и явно больше, чем в Украине и России. Всё живо напомнило 90е годы, когда спор с ментами мог кончится очень плачевно.

В общем, я попросил показать кастет в списке запрещённых к провозу в ручной клади, но вместо ответа начальник САБа препроводил меня в кабинет, забрал паспорт, и сказал, что за попытку проноса на борт воздушного судна оружия я буду наказан по статье 216 КоАП республики Молдова, предусматривающий большие штрафы и даже лишение свободы, не говоря уж о том, что буду отстранён от дальнейшего рейса. Если мы не договоримся. О как! Причём сам текст статьи на русском не показал, сказал нету у него.

Я ответил, что никакого нарушения за собой не вижу, предмет является сувениром, и прошу всего-то показать перечень запрещённых предметов, да и без этого готов сдать его в багаж. Товарисч определённо тянул время, подолгу говорил по телефону на румынском, уходил куда-то с моим паспортом — оказывал психологическое давление, посадка-то на рейс уже должна вот-вот начаться. Так ещё немного пободавшись, поняв что взятку я ему не дам, согласился пойти на стойку регистрации, чтобы сдать в багаж. Причём, зараза, провёл меня через границу сам, минуя пограничника, так чтобы я оказался на территории Республики Молдова как бы незаконно. Оказалось, что за дополнительное место багажа надо заплатить 900 леев (50 евро), что в пять раз превышает стоимость подарка, вроде многовато. Девушки предложили попросить любого пассажира доложить в свой багаж, но всё, регистрация кончилась… Ладно, пошли мы опять в кабинет, а доблестный сабовец велел мне написать расписку, о том, что я «добровольно выкидываю металлический предмет чёрного цвета в форме кастета». То есть не он изымает, как запрещённый, а я добровольно ему отдаю. После чего провёл через границу, где меня ждал Миха.

Девушке уже обрадовали сотрудниц на посадке, что без меня не полетят и, возможно, придётся снимать багаж. Но всё обошлось, мы были даже не самые последние, но кастет жалко, сынуля сильно расстроился… хотя может это и к лучшему, мало ли чего с ним мог натворить.

Позже, изучив различные правила, я убедился, что кастет не значится в списке AirMoldov’ы, но есть в общем списке правил гражданской авиации Республики Молдова, как инструмент для боевых искусств, наравне с нунчаками и метательными звёздочками. Правда, мой был всё-таки сувениром…

В Домодедово пограничник попросил меня снять прозрачную обложку с паспорта, что случилось всего второй раз, а всего я границу переходил раз 100. И ещё что-то долго проверял и даже попросил посадочный талон… Когда я пришел, наши, уже получив багаж, с изумлением обнаружили, что вместо нашего чемодана есть точно такой же, только новее, записанный на некую Оксану Гаврилову. Скорее побежали на стойку информации, по громкой объявили, но Оксаны уже и след простыл. Пришлось писать заявление, опись вещей, объявлять стоимость… И всё потому, что Домодедово не проверяет багажные бирки на выходе из международной зоны, хотя делает это для внутренних рейсов и Казахстана с Белоруссией. В результате, чемодан нам вернули на следующий день, пришлось ещё раз мотаться в Домодедово, тратиться на бензин и парковку, терять три часа времени…

В общем, путешествие удалось, мелкие приключения только добавили остроты, накопился экспириенс. Обязательно повторим ещё, следующей, наверное будет Германия.

По Италии на велосипедах
ДатаМаршрутСтартФинишПробегВ путиВ движенииСр.скорость% в движенииМакс. скорость
7.03.2014 Болонья-Феррара 16:21 20:33 61.00 4:12 3:01:48 20.13 72% 35.6
8.03.2014 Феррара-Равенна-Римини 08:55 21:32 127.20 12:37 7:00:19 18.16 56% 35.0
9.03.2014 Римини-Сан-Марино-Форли 09:23 19:58 77.54 10:35 4:50:57 15.99 46% 67.3
7.03.2014 Форли-Болонья 08:56 17:07 79.98 08:11 4:37:43 17.28 57% 35.6
11.03.2014 Болонья-аэропорт 09:51 11:32 13.75 1:41 0:57:43 14.29 57% 36.3

Теги: Велотуры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии