Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Пасхальная неделя на Святой Земле

Иерусалим — Израиль Апрель 2009
2 3

Думаю, что поездка по Святой Земле, по местам, описанных в Библии — это мечта практически каждого христианина и многих людей, интересующихся историей. До революции 1917 года российских паломников на Святой земле было очень много, в годы Советской власти этот поток был полностью перекрыт и только сейчас начал восстанавливаться. Поэтому, я надеюсь, этот рассказ о путешествии по Библейским местам, совершённом в пасхальную неделю апреля 2009 года, будет полезен желающим отправиться по следам Христа.

Прежде всего советую определиться: если Вы собираетесь в настоящую паломническую поездку со священником, выбирайте христианские паломнические организации, типа «Радонеж», «Фавор», «Преображение» (www.radonez.ru, www.favor-msk.ru, www.preobrazenie.ru) и т. д. Если Вы, как я, невоцерковленный человек, советую Вам выбирать обычные светские турагентства, специализирующие по Израилю. У них предлагаются следующие туры по этой стране: отдых на Красном море, лечение на Мертвом море, экскурсионные и паломнические программы.

Итак, выбираю паломнический тур у туроператора «Бейстревел» (www.basetravel.ru). Милая девушка Настя профессионально четко оформила тур, терпеливо ответила на мои многочисленные вопросы и вручила комплект документов, из которых меня удивил электронный билет на самолет. Он представляет собой лист обычной белой бумаги с информацией о рейсах в оба конца на английском языке. Ни печатей, ни подписей, ни водяных знаков! Забегая вперед, могу отметить превосходную, безо всяких накладок, организацию нашего тура как отправляющей российской стороной «Бейстревел», так и принимающей израильской стороной «Рубин».

Для посещения русских и греческих православных храмов советую брать с собой только ту одежду, что закрывает плечи, декольте, ноги выше колен, обязательно платок и юбку для женщин. В более многочисленных на Святой Земле католических храмах разрешают заходить женщинам и без головного убора и в брюках, так что самую удобную в дороге одежду — брюки берите обязательно. Лучше всего привезти с собой крестильную рубашку для погружения в реку Иордан и радоновый источник в г. Магдале, хотя крестильную рубашку можно приобрести и в магазине на берегу Иордана за 25 долларов.

Не забудьте купальник и хоть одну теплую вещь из одежды. Хотя все говорят о жаре в Израиле, на своем опыте убедилась, что там может быть очень даже холодно. Из валюты надо везти доллары, они имеют хождение в Израиле наряду с местными шекелями, причем за одну покупку можно расплатиться как той, так и другой валютой, или частично и той и другой. Желательно на неделю взять с собой не менее 400 долларов, при условии заранее оплаченных завтраков и ужинов.

Оба вылета нам достались ночными рейсами на «Боингах» израильской компании «Эль-Аль», славящейся драконовскими мерами безопасности и жестоким шмоном пассажиров, из аэропортов «Домодедово» в Москве и «Бен-Гурион», названного в честь первого израильского президента, в Тель-Авиве. Досмотр пассажиров и багажа в Москве не был таким уж строгим, и обувь теперь при этом не снимали — в особой кабине обувь и одежду просвечивают насквозь прямо на теле. По специальному коридору попадаю сразу в самолет и сышу: «Шалом!» — от стюардесс.

С этого момента все обращения экипажа и стюардесс к пассажирам только на английском языке и иврите, не говорящим на этих языках приходится непросто. Полет продолжался 4 часа и прошел идеально. На паспортном контроле на вопрос «Цель приезда?» ответ «Туризм», вполне удовлетворил таможенницу. Я наслышалась историй о возвращении восвояси прямо из израильского аэропорта чем-то непонравившихся пассажиров. Никаких виз в аэропорту нет — бесплатно поставили штамп в паспорте, примерно такой, какой ставят при пересечении русско-украинской границы.

В Тель-Авив мы прилетели в 7 утра Чистого четверга, 16 апреля. В аэропорту «Бен-Гурион» с табличкой «Рубин» нас ждал гид, который затем сопровождал нашу группу в течение четырех дней и познакомил нас с христианским Иерусалимом и Тель-Авивом. В последующие три дня мы уехали на север страны в Галилею и с нами был уже второй гид. Оба гида звались Вадимами, это были наши бывшие соотечественники, евреи, эмигрировавшие в Израиль. Не могу не отметить высокий профессионализм обоих гидов, превосходное знание предмета и уважение к христианской религии. В аэропорту мы обменяли немного долларов на шекели. Надо иметь в виду, что это надо делать по-минимуму, поскольку в аэропорту крайне невыгодный курс. Обмен происходит по курсу за 1 доллар от 3,88 до 4,5 шекелей в разных обменных пунктах.

Израиль встретил нас 19 градусов тепла и сильным ветром. В аэропорту нашу впервые встретившихся вместе группу паломников из Москвы и Подмосковья в количестве 8 человек посадили в микроавтобус и сразу повезли по экскурсиям в города Лидду и Яффу. Первое, что сразу бросилось в глаза — это превосходные израильские дороги и множество пальм по обочинам, вроде деревьев на обочинах наших дорог. Пальмы, как известно, не деревья, а трава, но о-очень высокая трава.

Вначале нас привезли в г. Лидду (сейчас называемый г. Лод), в православный греческий храм св. великомученика Георгия Победоносца, где находится его мраморная гробница и рассказали о его подвиге во имя веры.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Русская православная церковь св.апостола Петра и св. праведницы Тавифы]

В древнем городе Яффе, которому свыше 4000 лет, нашу группу привезли в русскую православную церковь Святого апостола Петра и святой праведницы Тавифы, где мы сразу попали на обличительную проповедь священника о пагубной привычке женщин ходить в брюках в церковь. Учитывая, что наша группа попала на эту проповедь сразу с самолета и почти все были в брюках, проповедь попала в цель и в церкви нам стало неуютно. Но архитектурно сама церковь и её окрестности очень красивы и очень ухожены.

Архимандрит Антонин Капустин, который покупал земли для этой церкви, разрабатывал архитектурный проект и строил, вложил в неё свою душу и веру. В Яффе нам показали дом Симона Кожевника, где останавливался Св. Петр, и где он был арестован и католический францисканский храм. На этом наш первый паломнический день довольно рано (в 14.00) завершился и нас отвезли на отдых в гостиницу «Армон Ям» в пригороде Тель-Авива, в Бат Яме. Наш гид же поехал обратно в аэропорт «Бен-Гурион» встречать семь паломников из Москвы с другого рейса, которые присоединились потом к нашей группе.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Отель ]

Наш отель «Армон Ям» представлял собой многоэтажное здание на берегу Средиземного моря. Из окон довольно уютного номера открывался потрясающий вид на набережную и неспокойное море, которое было холодным и волновалось все четыре дня, что мы пробыли на его берегу, так что искупаться не пришлось.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Железобетонная стена, отделяющая Палестинскую автономию от Израиля]

На следующий день 17 апреля, в страстную пятницу, день, когда умер на кресте Иисус, нас, наоборот, повезли на место рождения Спасителя — г. Вифлеем. Перед Рождеством Христовым римские власти объявили перепись всего населения, и хотя Иосиф с Марией жили в г. Назарете, на перепись они должны были явиться в тот город, где была родина главы семьи Иосифа — в г. Вифлеем.

Этот город сейчас находится на территории Палестинской автономии, огражденной от остального Израиля железобетонной стеной. Израильтян туда не пускают, поэтому наш гид Вадим передал нас палестинскому гиду — женщине по имени Тамила. Вифлеем — небольшой город, расположенный на горах. Горизонтальных улиц там почти нет, идешь либо вверх, либо вниз.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Храм Рождества Христова внутри]

Основное культовое сооружение — храм Рождества Христова, который посвящён главному событию, изменившему судьбу всего мира и начавшему современное летоисчисление, один из древнейших на Святой Земле. Поскольку во время переписи населения мест на постоялых дворах уже не было, святое семейство было вынуждено остановиться в пещере, где Богоматерь «родила Сына своего… и положила его в ясли». Над этими каменными яслями, сохранившимися и доныне, возведена Базилика Рождества.

Её делят между собой католическая, греческая и армянская церкви. Вход в это грандиозное по размеру, красоте и древности здание очень маленький и узкий, на полу остатки древней мозаики, потолок дубовый 15 века, по сторонам ряды огромных колонн из коричневого камня. В Храме стоит очередь желающих спуститься к гроту, где серебряная звезда указывает место рождения Иисуса, рядом часовня, которая отмечает место, где Мария положила сына в ясли. В католическом приделе тоже имеются ясли, в которых на сене лежит изображение (кукла) божественного младенца. Во внутреннем дворе Храма стоит статуя св. Иеронима, который перевел Библию на латынь.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Перед входом в Храм Рождества Христова, нагруженная сувенирами]

Перед посещением Храма нашу группу завезли в магазин сувениров, где продавались иконы, свечи, четки, значки, тарелки, кресты, наборы с освященной землей, водой и маслом, магниты, и т. д. и т. п. Выбор большой, но всё в три раза дороже, чем на открытых лавках на улице. Главный сувенир со Святой земли — иерусалимская свеча, это пучок из 33 свечек, стоил 3 доллара (1 доллар на улице).

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Иерусалим из окна автобуса]

При выезде из Вифлеема, после прохождения паспортного контроля на границе Палестины и собственно Израиля и возвращения нашей группы под предводительство нашего прежнего гида, он повез нас обедать в кибуц. Кибуцы — это добровольные объединения работников, у которых воплощен коммунистический принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В основном они занимаются сельским хозяйством (а один кибуц даже выращивает свиней!), но не только. Например, содержат отели и рестораны, в один из которых нас повезли обедать.

Еда в Израиле довольно вкусная и включает в себя многочисленные овощные салаты и маринады, супы, из мясного — курица, рыба или говядина, сыры, брынза, из гарниров — рис, картофель и макароны. Из напитков — черный и зеленый чай, кофе и соки. Примерная стоимость обеда из трех блюд с салатами и напитками в кибуце — 80 шекелей. Из национальных израильских блюд назову хумус — остренькую и очень приятную на вкус гороховую пасту и фалафель — чуть сплюснутые шарики-лепешечки сложного состава, но преимущественно тоже из гороха, это национальное блюдо не произвело на меня особого впечатления.

И вот, наконец, привет, Иерусалим — святой город, центр трех религий: иудаизма, христианства и мусульманства. Проезжая по мосту и показывая на глубокий овраг под нами гид Вадим говорит: «А это место называется геена огненная. Здесь в древние времена сжигая, приносили в жертву младенцев-первенцев». Иерусалим производит впечатление большого, бурно развивающегося восточного города: много машин, пробки на дорогах, пальмы, здания из светлого камня, как и повсюду в Израиле, строящиеся трамвайные пути. Вокруг горы. Вначале нас везут на гору Сион к месту Тайной вечери, где Иисус со своими учениками сел за последний ужин на Пасху. Сейчас это строение с готическими окнами и древними арками.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Усыпальница царя Давида]

Затем гид нам показывает усыпальницу царя Давида и церковь Успения Божьей Матери. Это католический храм ордена бенедиктинцев, построенный на месте дома Марии и на месте её успения — летаргического сна, во время которого она была взята в царствие небесное. В церкви Успения находится скульптура лежащей Марии из вишневого дерева.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Панорама Старого города с Масличной горы]

И вот нас везут на Масличную гору — самое значимое место для всех христиан. Ту самую, что в Библии называется Елеонской. Здесь в Гефсиманском саду Иисус молился перед самым своим арестом, здесь Иуда подошел к нему с предательским поцелуем, здесь Спаситель был схвачен, а его ученики бежали. С вершины этой горы Иисус вознесся.

Вначале нас привозят на то место Масличной горы, откуда открывается завораживающая панорама Старого города, Золотого купола и прямо под горой — древнего захоронения из бесчисленных каменных саркофагов. «Это Кедронская долина — говорит нам гид, — именно сюда придет мессия в Судный день и именно эти мертвые первые восстанут из гроба и последуют за ним на Храмовую гору».

На Масличной горе мы посещаем следующие христианские культовые учреждения:

  • Доминус Флевит — или Церковь Плача Господня, одно из последних творений гениального итальянского архитектора Антонио Берлуцци, влюбленного в Иерусалим, который постарался воплотить в камне евангельские истории;
  • русская православная церковь святой Марии Магдалины, где по завещанию захоронены останки Великой княгини Елизаветы Федоровны, расстрелянный в Алапаевске;
  • Храм Гроба Девы Марии, который принадлежит армянской и греческой православной церквям. Кроме крипты, где была похоронена дева Мария, имеются алтари, посвященные её родителям;
  • Церковь Всех Наций или базилика мук Христовых в Гефсиманском саду, воздвигнута тоже архитектором Берлуцци.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Стена плача, мужская половина]

После такого насыщенного дня, в пятницу ещё до захода солнца наша группа паломников успела побывать у Стены Плача — святого места для евреев. Такого количества ортодоксальных евреев в черных одеждах, шляпах и шапках, с длинными пейсами в Израиле мы ещё не видели. Хотя считается, что Западная Стена, или Стена плача — единственная сохранившаяся стена второго Храма, на самом деле это подпорочная стенка, выравнивающая площадку Храма. А святая она потому, что это самое близкое место к тому, где раньше хранился пропавший ковчег завета — святая святых всех евреев.

Попали мы к стене Плача через кордоны охраны, металлодетекторы и проверку сумок. Стена разделена на две половины: большую, где молятся мужчины, там же стоят ряды стульев и меньшую половину стены для женщин, стульев там нет. Щели белого камня все заложены записками-просьбами, множество их валяется прямо под стеной. Я читала, что эти записки ночью собирают и куда-то уносят специально нанятые арабы. И вот мы возвращаемся из Иерусалима в нашу гостиницу в пригороде Тель-Авива. Дорога занимает один час и вначале идет по горам, причем уши закладывает как при полете самолета, а потом по равнинной части.

Пасхальная неделя на Святой Земле

[Жаждующие Чуда схождения Благодатного огня у закрытых Яффских ворот]

На следующий день, в субботу 18 апреля — день ожидаемого схождения Благодатного огня, вся наша группа в едином порыве предприняла отчаянную и абсолютно неудачную попытку собственными глазами увидеть это Чудо. В три часа ночи наивные паломники вместе с таким же наивным гидом-евреем, тоже впервые сделавшим этот ночной марш-бросок к Храму гроба Господня перед схождением Благодатного огня, на микроавтобусе, ведомым нашим безотказным шофёром по имени Коби отправились в Иерусалим.

Перед закрытыми Яффскими воротами уже толпились такие же желающие Чуда, но наш гид сумел провести нашу группу через другие ворота в Старый город. До Храма гроба Господня мы так и не дошли — дорога была перегорожена многочисленными израильскими патрулями. Причем среди них было много девушек с оружием — ах, какие Суламифи с автоматами за плечами! Патрули пытались выдавить нас за пределы Старого города, но мы спрятались в один из многочисленных каменных проходов-закоулков и сидели там, дрожа от холода, пока не взошло солнце.

Пасхальная неделя на Святой Земле
[Троицкий собор Русской Духовной миссии]

Затем, уже в 10 часов утра девушки-патрульные на иврите очень эмоционально объяснили нашему гиду, что в Храм на Чудо схождения благодатного огня без специального пропуска мы не попадем ни за что и гид повел нашу группу в противоположном направлении против потока всё пребывающих на Чудо людей. С большим трудом выведя нашу группу за стены Старого города, Вадим вознамерился показать нам рядом расположенный Троицкий собор Русской духовной миссии.

По дороге туда нам навстречу торопливо двигалась большая процессия православных священников, торопясь на Чудо схождения Благодатного огня. Соответственно, Троицкий собор был пуст и закрыт. Совсем приунывшие, мы вернулись откуда начинали, к Яффским воротам Старого города и там, за воротами ожидали благодатного огня, который и получили около двух часов дня по цепочке от других страждущих. Измученных таким двенадцатичасовым ожиданием, нас, незадачливых паломников отвезли отдыхать в нашу гостиницу в Тель-Авиве. На ночное богослужение и крестный ход никто не остался. Подводя итоги этого дня, хочу сделать выводы, надеюсь, полезные дня последующих паломников:

  • Не надо посещать Святую Землю в такие праздники — из-за толп народа всё равно ничего не увидите, а по стоимости сама поездка обойдется в праздники намного дороже;
  • Если Вы всё-таки поехали на Пасху и у Вас нет специального пропуска для посещения Храма Гроба Господня в день схождения благодатного огня, приезжайте к Стенам Старого города не раньше 14.00, тогда и огонь получите, и в Храм Гроба Господня уже после схождения благодатного огня попадете и останутся ещё силы на ночную службу и крестный ход вокруг Троицкого собора Русской духовной миссии.

В субботу вечером мы прошлись по набережной Средиземного моря Тель-Авива, глаз радовало обилие гуляющих людей, семьями, с детьми, с собаками на поводках. Причем вид гуляющей публики — самый разнообразный: от чернокожих к смуглым, а затем к совсем светлым со светлыми же волосами. Такое смешение рас и кровей, а объединяет их общее счастливое и умиротворенное состояние, видно, что у людей выходной и они отдыхают на всю катушку.

Все прибрежные кафе полны людей. Кстати, выходные в Израиле — пятница и суббота. Когда нам понадобилась аптека в субботу, оказалась, что все аптеки закрыты и в выходные нет даже дежурных аптек! Хотя израильтяне говорят на иврите и по-английски, по нашему опыту, 50% местного населения говорят и по-русски. С воскресенья в Израиле начинается рабочая неделя.

Наше воскресенье, 19 апреля, опять наоборот, началось с прохождения Виа Долороза — дороги Скорби или Крестного пути Спасителя. По этому пути, неся свой крест, прошёл Христос от судилища Пилата до места Распятия. Мы зашли в Старый город в Иерусалиме через Львиные ворота и сразу попали в населенные арабами кварталы. Собственно, весь Крестный путь идет по узкой арабской улочке, по бокам которой сплошь арабские лавочки с зазывающими торговцами. Нам показали 14 остановок Крестного Пути, первая из которых это бывшая крепость Антония, где Понтий Пилат судил Иисуса.

Сейчас на этом месте арабская школа, с того времени сохранилась лишь арка, перекинутая через Вия Долороза, под которой Пилат, не желающий осуждать Иисуса на смерть, но вынужденный это сделать под давлением народа, демонстративно умыл руки и объявил, что «чист я от крови этого праведника, это ваша вина». И все окружающие сказали в ответ: кровь его на нас и на детях наших. Вторая остановка крестного пути — где римские солдаты подвергли бичеванию Иисуса, одели терновый венец, взвалили на него крест и заставили нести к месту распятия. Сейчас на этом месте две католические часовни: Осуждения и Бичевания.

Пасхальная неделя на Святой Земле

Третья остановка Крестного пути — Иисус падает под Крестом. На этом месте сейчас польская часовня. Также падал Иисус там, где сейчас седьмая и девятая остановка, где он увидел место распятия. Четвертая остановка указывает место встречи Иисуса с матерью, это место отмечает армянская церковь Страданий Богородицы, пятая — встреча с Симоном Киринеянином, понесшим Его крест. Это место отмечено католической часовней и с этого места Виа Долороза начинает подниматься вверх — на Голгофу.

Шестая остановка у дома Вероники, женщины, которая оттерла своим платком кровь и пот с лица Иисуса. Восьмая остановка — там, где Христос обращается к оплакивающим Его женщинам Иерусалима. Пять последних остановок — внутри Храма Гроба Господня: десятая — где воины Пилата сорвали с Иисуса одежду, одинадцатая — где Его гвоздями прибили к кресту, двенадцатая — место смерти Иисуса, тринадцатая — место, куда положили тело Иисуса после снятия с креста и четырнадцатая — место погребения в гробнице, высеченной в скале.

Храм Гроба Господня — самое святое место для всех христиан. Он построен крестоносцами в 12 веке на месте трех церквей, возведенных здесь ещё императором Константином. Сейчас это единое здание, где под одной крышей находятся Голгофа, камень Миропомазания и могила Христа. Несколько христианских церквей имеют в храме свои приделы: греческая православная, римская католическая, армянская, коптская (египтяне), эфиопская и сирийская. Храм огромен, в Кувуклию — часовню, где находится гроб Иисуса и где греческий патриарх молит о чуде схождения благодатного огня, стоит огромная очередь.

Затем нас повезли в Русский женский Горний монастырь — тоже архитектурное и духовное творение преподобного ахимандрита Антонина Капустина. Монастырь находится в 9 км от Иерусалима недалеко от селения, где жили праведники Захария и Елизавета, родители святого Иоанна Крестителя и куда приходила дева Мария, уже получившая благую весть, к своей родственнице Елизавете, беременной Иоанном.

Встреча их, описанная в Евангелии, произошла у Источника Девы Марии, который сохраняется как христианская и мусульманские святыни, имеет минарет и была воссоздана на пожертвования барона Ротшильда. Монастырь имеет очень живописный и ухоженный вид. В здесь можно заказать молебны и сорокоуст в Храме гроба Господня. Также это было единственное место, где мы смогли приобрести пасхальный кулич.

На следующий день, 20 апреля в понедельник мы со всеми своими вещами уезжали из центра страны на север — в Галилею, где находился родительский дом Иисуса, где он жил, будучи взрослым, где проповедовал и совершал чудеса и где нашёл учеников. По дороге гид рассказывал нам, каким трудом посажено и выращено в засушливом климате каждое дерево (оливы, эвкалипты, цитрусовые), возделана каждая долина, в результате Израиль превращен из пустыни в зелёную цветущую страну. Показывая на мирную, засаженную растениями долину, всю в разноцветных полосках разных культур, уже другой гид Вадим сообщил нам, что она называется Армагеддон и именно здесь произойдет последняя битва между Добром и Злом.

Погода на севере страны гораздо более жаркая, чем центре — за 30 градусов тепла. Вид окрестностей очень живописный: знаменитые Галилейские горы, где Иисус явил столько чудес и не менее знаменитое Галилейское море, которое сейчас в Израиле называют озеро Кинерет. Именно здесь Иисус позвал за собой будущих апостолов — рыбаков Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея: «Идите за мной, я научу вас ловить человеков», на берегах этого моря проповедовал и исцелял, по воде его ходил как по земле и учил ходить Петра.

Вначале нашу группу привезли к реке Иордан, где Иоанн Креститель крестил всех достойных этого и где сам Иисус просил крестить его. Возможно, нас привезли не на тоже самое место, зато, наверно, на самое красивое место реки Иордан, всё в зелени, пальмах и с зелёной же водой. Кибуц Кинерет www.yardenit.com обустроил это место для паломников: построил раздевалки, душ, поручни для вхождения в воду, и для разделения потоков крестящихся, магазин сувениров на библейскую тему, выдает сертификаты на всех языках о крещении, для желающих проводит видеосъемку.

Сам процесс окунания в воду реки Иордан происходит так: переодеваешься в крестильную рубашку и сам идешь в воду, нет никаких священников, сам трижды окунаешься в воду со словами «Во имя Отца, и сына, и святого духа, аминь». Народа, кроме нашей группы, почти не было, из воды вылезать никто не торопил, купайся столько времени, сколько хочешь. Вода не холодная, течение не быстрое, река не глубокая и не широкая, на противоположный берег вылезти нет возможности — протянута запрещающая проволока. А на том берегу уже другое государство — Иордания.

После покупки сувениров в магазине кибуца нас везут в ресторан пробовать знаменитую рыбу святого Петра, или рыбу мушт, ещё называемую телапия, выловленную на озере Кинерет. Это целиком зажаренная рыбина, с очень белым мясом, имеются кости, осторожно, — очень вкусная, рекомендую. Гарнир — картофель и как всегда много овощных закусок. Этот обед обходится каждому в 100 шекелей.

На сегодня, довольно рано, наш паломнический день закончился и мы едем устраиваться в наш второй отель близ города Тверии. Этот отель оказывается в долине Хулы, на перекрестке дорог, далеко от каких-либо достопримечательностей, далеко от озера, магазинов и каких-либо населенных пунктов. Кстати, в обоих наших отелях имелась горячая вода, хотя гид нам сказал, что в жилых домах у израильтян вода только холодная, поэтому на крышах всех домов установлены многочисленные баки для нагрева воды солнцем.

Во вторник, 21 апреля мы совершили марш-бросок прямо по следам Христа — посетили многие города и места в Галилее, в которых он жил, проповедовал и творил чудеса. Первый наш город — Назарет, где жили родители Иисуса, где прошли его детство и юность. Посещаем удивительной красоты католический собор — Базилику Благовещения. Внутри собора имеются комната домика родителей Иисуса, мастерская праведника Иосифа и единственная в мире икона, изображающая Иисуса подростком в окружении родителей, осваивающего ремесло отца-плотника.

Затем заходим в греческий православный храм архангела Гавриила. Он построен на месте, где архангел Гавриил явился к деве Марии, чтобы возвестить о будущем Рождении Иисуса, над источником, из которого Дева Мария набирала воду.

Второй город — Кана Галилейская. Здесь Иисус явил чудо — превратил воду в вино на свадьбе по просьбе своей матери. На этом месте построен греческий православный храм Георгия Победоносца. И в храме, и вокруг него продается много самого разного вина, причем бутылки вина в специфической картонной упаковке, стилизованной под старину. В храме имеются старинные каменные водоносы первого века н. э., над ними иконы. Здесь предлагается всем поставить вино и тем самым освятить его.

Третий город — Табха. Здесь Христос явил чудо умножения хлебов и рыб. Пять тысяч человек слушали его проповедь, а когда Иисус решил накормить их, у его апостолов оказалось только пять хлебов и две рыбы. Христос умножил их так, что накормил всех и ещё много осталось. На этом месте сейчас католическая церковь Преумножения Хлебов и Рыб. Это было первое, но не единственное чудо умножения. Несколько днями позже Иисус также накормил ещё несколько тысяч человек.

Четвертый наш город — Капернаум. В этом городе жил Иисус, будучи взрослым. Сюда возвращался для отдыха, хотя, как указано в Евангелии, его дом осаждали больные и их родственники, жаждующие чуда исцеления. Помните, как отчаявшись пробиться сквозь толпу, родственники расслабленного (парализованного, очевидно) через крышу спустили его вместе с постелью прямо в комнату Христа, и тот сказал больному: «Встань, возьми постель свою и иди»? Тут мы посетили самую красивую православную церковь изо-всех виденных мною. Даже купола у неё необычного ярко алого цвета, а какая красота внутри! Это греческая церковь Двенадцати апостолов. Во всех греческих церквях можно заказать молебны за здравие и упокой, причем на русском языке.

Пятое место посещения — Гора Блаженств. Здесь Иисус произнёс Нагорную проповедь: «Блаженные нищие духом, ибо они есть Царство Небесное…». На вершине горы имеется католическая церковь Блаженств, построенная Антонио Берлуцци, вокруг — великолепный вид на Галилейское озеро.

И вот наш последний день на Святой Земле — едем на гору Фавор, или Тавор, как её сейчас называют в Израиле. По крутому серпантину водитель нашего микроавтобуса Коби бесстрашно поднимает нас на высоту 600 м над Израэльской долиной. В то время, когда Иисус проповедовал в Галилее и его ученики не знали, кем он является: проповедником, Сыном Божем, святым или мессией, на этой горе произошло чудо Преображения Господня перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. «Просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Ученики увидели Иисуса Христа в окружении пророков Моисея и Давида.

На вершине горы Фавор находится католический храм Преображения, монументальный и впечатляющий, как все творения архитектора Берлуцци. Он находится в окружении развалин более древних католических церквей. Храм Преображения посещает много самого разноязычного народа. Микроавтобусы постоянно подвозят новые группы паломников. С горы открывается великолепный вид на долину и Галилейское море.

На горе Фавор рядом с католическим Храмом находится греческий православный Преображенский монастырь. Здесь имеется чудотворная икона, напечатанная на газетной бумаге, вся увешанная образками от благодарных прихожан.

Самый последний храм для нас на Святой земле уже после спуска с горы Фавор — русский православный храм Марии Магдалены в г. Магдалене на берегу Галилейского моря (или озера Кинерет).

Здесь опять нужны крестильные рубашки — только в них разрешают купаться в радоновом источнике близ церкви и, если попросите открыть ворота к озеру — на самом знаменитом в мире озере.

И последнее место, куда нас завезли по пути в отель, это магазин косметики Мертвого моря, кстати, дорогущей косметики. Упаси Вас Боже покупать соль и грязь Мертвого моря — головная боль в израильском аэропорту Вам обеспечена. При осмотре багажа её обязательно найдут, упакуют в специальную коробку (забавно, маленький пакетик соли — в большущую коробку), и заставят регистрироваться отдельно, в результате место в самолёте Вы получите далеко от Ваших спутников, воздержавшихся от такой покупки.

Таким образом, за неделю мы посетили маленький кусочек Израиля — исключительно христианского Израиля, но за этим и ехали, не правда ли? Нам посчастливилось оказаться на Святой Земле в мирное время, не было ни конфликтов с арабскими соседями, ни терактов, ни бомбежек, и мне очень хочется пожелать трудолюбивому народу Израиля, так любящему свою недавно обретенную (в 1948 г.) и такую древнюю страну, мира на Святой Земле.

© Козицина Марина. Материал размещен с разрешения автора.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Событийный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Иерусалиме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии