Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 21 апреля 12:28

Киев — Украина Февраль 2014

Долго думала, писать ли вообще отзыв о нашей февральской поездке в Украину. Все-таки сейчас любые сообщения об Украине в России воспринимаются несколько неадекватно, на эмоциях.

Потом решила, что отзыв все же важно написать. Жизнь длинная, политики получают дивиденты от «инфоповодов», а резгребать их последствия порой в течение многих лет приходится всем остальным. И как бы сейчас СМИ не раздували между нашими народами вражду, показывая «нужную картинку», это не изменит реальность — мы, русские и украинцы, связаны друг с другом множеством невидимых нитей (у меня, например, есть родственники в Херсоне, друзья на Туристере, родные каждое лето ездят в Крым отдыхать), как братья-близнецы, которые на расстоянии чувствуют боль друг друга.

Не дайте этим нитям порваться. Когда хочется сжать кулаки от очередного «вброса», отключите эмоции. Включите разум. Он наш единственный ориентир в этом безумном мире.

Киев. В предчувствии грозы
всесвiт по-украински - вселенная, мир. Пожелаем же, чтобы в украинском мире воцарился мир

Пусть мой отзыв останется свидетельством тех дней, когда еще был возможен вариант «договориться полюбовно», когда на майдане устраивали экскурсии для всех желающих, не спрашивая национальную принадлежность, когда в штатном режиме работали кафе, банки, магазины, а люди приходили на Площадь независимости вместе с детьми, не беспокоясь о своей безопасности.

Киев. В предчувствии грозы
Люди не боятся приходить на "экскурсию" по палаточному городку с маленькими детьми

То, что изначально задумывалось как обычная туристическая поездка, превратилось в важный жизненный опыт, позволивший взглянуть на ситуацию с другой стороны, потому что российские СМИ (и это вполне закономерно вообще для всех национальных СМИ) преподносили все откровенно однобоко.

Подчеркну, что какую-то политическую оценку давать я не собираюсь. Наша поездка была сугубо туристической и в силу ограниченности по времени ознакомительной, не претендующей на охват всех аспектов украинской жизни. Тем не менее, никто из местных жителей, будь то Киев, или столица Западной Украины Львов, не выказывал по отношению к нам агрессии или даже обычного неприятия. При этом мы не скрывали, если кто-то спрашивал, что приехали из Москвы.

Вежливость, доброжелательность, готовность помочь туристу в незнакомом городе — вот с чем мы столкнулись на практике. Остальное — вне моего практического опыта, и я не собираюсь судить кого бы то ни было, не «походив в ботинках этого человека».

Моя муза

Идея поездки пришла ко мне после того, как я прочитала замечательный отзыв замечательной AsiaGate о Львове.

Я так вдохновилась этим отзывом, что решила перейти к действиям незамедлительно и нашла на февральские даты удобный вариант перелета авиакомпанией МАУ «Международные авиалинии Украины» с пересадкой в Киеве, в котором мы так же еще не бывали, всего за 5 500 рублей в оба конца.

Вот так получилось, что уже в ноябре была запланирована наша короткая поездка «выходного дня» на февраль.

Перед поездкой

Перед поездкой читали блоги в ЖЖ, смотрели передачи, спрашивали у всех, кто хоть как-то мог помочь советом, стоит ехать или нет, и, конечно, накручивали себя. Уже тогда происходили столкновения Беркута и сторонников майдана. Правда, почти без жертв и в основном только на одной улице — Грушевского. Но ведь как эффектно и тревожно выглядит картинка по ТВ!

В итоге не побоялись и поехали. Весь этот короткий стремительный уик-енд, во время которого мы побывали непосредственно на Майдане незалежности в Киеве и площади Мицкевича, где был развернут протест во Львове, прошел для нас без каких-либо происшествий. Ни малейшего намека на какой-либо дискомфорт в отношении безопасности не было.

Авиакомпания МАУ

Перелет в Киев короткий — всего 1 час 25 минут. Приятно удивило, что на борту МАУ кормят и поят пассажиров даже за столь короткое время. Например, в Штатах почти на всех рейсах питание отсутствует, а за багаж нужно еще доплатить.

Самолет в Киев был новенький, с иголочки, стюардессы, как и все украинские девушки, улыбчивы и очень красивы.

Аэропорт Киев Борисполь

Аэропорт выглядит очень по-современному, не хуже тех, которые я видела в Штатах и уж точно не хуже иных аэропортов в Европе. Границу мы прошли очень быстро. В случае если едешь по внутреннему паспорту, нужно заполнять декларацию. Те, кто въезжает по загранпаспорту, проходят пограничный контроль без всяких деклараций. Просто штампик о въезде и все. В феврале еще никто не спрашивал у нас обратных билетов, брони гостиницы или цели поездки. Насколько я знаю, в последнее время правила ужесточились, и теперь необходимо предъявлять обратный билет. Визовый режим вроде пока не планируется, и я очень надеюсь, что у политиков хватит здравомыслия его не вводить.

Дорога аэропорт — центр Киева

В Интернете заранее прочитала, что до центра Киева идет автобус SkyBus. Его остановка находится сразу на выходе из аэропорта.

Киев. В предчувствии грозы

Как оказалось, автобус идет до станции метро Харьковская и затем до южного железнодорожного вокзала. Пришлось дополнительно брать такси от вокзала, потому что метро уже не работало, как нам сказали.

Обратно мы поехали в аэропорт на такси. Тогда по счетчику нам это обошлось в божеские по московским меркам 500 рублей.

Проживание в Киеве

Изучив, хоть и поверхностно, предложения по гостиницам в Киеве, пришла к выводу, что лучшее по соотношению цена/качество/расположение — это апартаменты. Выбор апартаментов в Киеве очень большой, но я искала такие, чтобы находились в центре города, но при этом не на Майдане незалежности и не на Крещатике — не хотелось шума под окнами.

Таким критериям удовлетворял Мини-отель в центре Киева (так и называется), который находится напротив здания Национального театра оперы и балета, в 15 минутах ходьбы от Золотых ворот.

Мини-отель представляет собой несколько квартир, объединенных общим коридом, и располагается внутри обычного жилого дома. Мы его нашли далеко не сразу, потому что ломились в ресторан «Опера», где охранники, похожие на более потрепанные версии Кличко, вежливо попросили нас покинуть помещение. А всего-то нужно было обойти здание с другой стороны.

Киев. В предчувствии грозы
Одну ночь в Киеве мы провели в мини-отеле, который располагался в обычном жилом доме явно советской постройки. Напротив - здание Национальной оперы Украины

Было уже около 12 ночи, когда мы нашли нужный подъезд. Женщина на ресепшн очень удивилась, что мы вообще приехали. Сказала, что было много отказов от бронирования в связи с известными событиями. Во всем мини-отеле комнат на 5–6 ночевали мы одни.

Двор дома утром

Так как мы прилетели в ночь с 14 на 15 февраля, то решили поискать какое-нибудь круглосуточное кафе, чтобы отметить День Святого Валентина. На удивление ближайшим к нам оказался родной российский «Кофе-Хауз», украшенный по случаю праздника шариками и сердечками. Несмотря на позднее время, в кафе было множество парочек, помимо нас.

Я потягивала вино, муж взбодрился коньяком, и жизнь была прекрасна, а сердца — полны любви.

Погода в Киеве в феврале

На следующее утро Киев предстал перед нами немного депрессивным — меланхолик, которого не радуют собственные богатства. На фоне свинцового февральского неба — серые краски зданий и асфальта, черные краски голых деревьев и земли, с которой почти уже сошел снег. Было тепло, теплее чем на тот момент в Москве. И в то же время сумрачно, туманно, дождливо — изредка моросил мелкий противный дождик. Какой же контраст будет на следующий день со Львовом!

Фото без фотошопа. Вот так туманило в тот день
Фото без фотошопа. Вот так "туманило" в тот день

Что понравилось в Киеве

Конечно, судить по одному дню невозможно. Тем более, когда воздух был наэлектризован в преддверии будущей грозы. Тем более в феврале, когда лучшие из городов тускнеют, окончательно теряя витамины давно прошедшего лета. Но тем не менее Киев в общем и целом оставил положительное впечатления. Если мне представится еще один шанс увидеть Киев и желательно в более подходящее время года, я этим шансом с удовольствием воспользуюсь.

Понравились киевские церкви. Мы посетили музей-заповедник «София Киевская». Заплатили деньги и поднялись на колокольню Софийского соборы, с высоты которого и сфотографировали сам собор. Затем около часа провели внутри церкви, которая является в настоящий момент музеем. София отозвалась где-то в сердце или даже глубже, где записан генетический код, ведь в ней сохранились частички общей для славянских народов истории.

Киев. В предчувствии грозы

Прямо напротив Софии — Михайловский златоверхий собор и монастырь. В соборе в субботу было достаточно многолюдно. Священники наливали всем желающим освященной воды, и мы, мысленно возблагодарив бога, выпили по кружке. В здании рядом люди крестили детей.

Посмотрели на Золотые ворота, о которых слышали на уроках истории. Лично я сразу и не поняла, что это именно они — над воротами надстроена часовня, и они больше похожи на религиозное сооружение. Почему-то представляла себе их по-другому.

Киев. В предчувствии грозы

Архитектура Киева, не вся, но отдельные здания, показалась приятной глазу, разнообразной и в то же время цельной.

И, конечно, мы не могли не попробовать украинскую кухню непосредственно на ее родине. Борщ, чесночные пампушки, сало, вареники, сырники — мы попробовали все и остались сытыми и довольными. А как же иначе, ведь это же хлебосольная Украина!

О наших экспериментах с украинской кухней можно прочитать подробнее здесь

Интерьер кафе Ярославна
Интерьер кафе "Ярославна"

Что не понравилось в Киеве

В Киеве ЧУДОВИЩНО много рекламы и хулиганского граффити. Причем в самых уродливых их проявлениях.

Много самостроя. Балконы лепят на дома, не считаясь с общим архитектурным обликом, кто во что горазд, в меру испорчернности своего вкуса.

Автомобилисты довольно агрессивны по отношению к пешеходам, чувствуют свою вседозволенность и с неохотой уступают дорогу на нерегулируемых переходах.

Много бомжей. Мусор кое-где. Некоторые здания в самом центре с выбитыми стеклами или в таком запущенном состоянии, что страшно смотреть.

Не отрицаю, что все это есть и в России. И считаю, что подобные не украшающие облик городов явления нужно искоренять в обоих государствах.

Как дела на Майдане

Побывали мы и на Майдане незалежности. Тогда в середине февраля как раз был период относительного затишья. Президент Янукович еще пытался договориться с оппозицией. Мы уже знаем, что переговоры ни к чему не привели, и теперь он не президент, а оппозиция из оппозиции превратилась в действующую власть.

Многие спрашивали у меня, не было ли нам страшно идти на Майдан. Да, было страшно, но почему-то только здесь, в России, до самой поездки. Когда мы пришли на Майдан, то увидели своими глазами практически полностью застроенную палатками площадь, обнесенную по периметру деревянным забором и обложенную автомобильными шинами.

Я бы сказала, это был настоящий город в городе, учитывая размеры Майдана.

Киев. В предчувствии грозы

И город этот продолжался дальше — на Крещатик. Его «филиал» встретился нам уже у Михайловского златоверхого собора.

Первый небольшой палаточный городок встретился нам на Михайловской площади. Вдалеке виден Софийский собор. Для баррикад и укреплений активно используют оставшиеся после Нового года деревья

Но не все так мрачно, как рисуется на этих фотографиях. Мы были на Майдане в субботу, 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана. Шел концерт, пели афганские песни на украинском и русском языках, и на площади было весьма многолюдно. Некоторые вели под ручку маленьких детей. Настроение у всех было празднично-приподнятое, как на митинге.

Экрана этого больше не существует — сожгли.

Киев. В предчувствии грозы
На большой экран выводится все, что происходит на сцене в центре площади

Непосредственно сам палаточный городок был открыт для посещения. При входе раздавали желтые и голубые ленточки и попросили куда-нибудь повязать. Муж отказался, а я вот сделала.

В самом палаточном городке люди к тому времени (а майдан стоял уже два месяца) наладили свой быт и даже украшали свои временные жилища, чтобы создать некое подобие уюта. Мы гуляли по городку, как по музею. И

Киев. В предчувствии грозы

Здесь мы были всего лишь любопытными гостями. Большинство — это киевляне и жители других регионов Украины, которые сочувствовали и поддерживали майдан, преследовавший изначально благородные цели.

У меня сложилось впечатление, что майдан родился не только и не столько на западные деньги, как считают многие в России. Сами украинцы бесконечно устали от коррупции и лжи правительства. Они географически ближе к Европе, знают и видят, как и мы с вами, какая жизнь у европейцев и закономерно хотят такой же жизни себе. Для них Европа — это свобода, ценность человеческой жизни, уважение прав и свобод и, самое главное, неприятие коррупции и взяточно-откаточной системы государства и бизнеса.

Очень много было сатиры на Беркут — главный на тот момент противник Майдана — и на Россию вместе с Путиным, которые стали таким противником в будущем (самые одиозные экземпляры по понятным причинам сюда не выкладываю). О содержании листовок, раскрывающих сущность Януковича, я вообще молчу.

Заметив, насколько все серьезно на Майдане — люди там в буквальном смысле жили, ели и полностью наладили свой быт — я тогда сказала мужу «Теперь уже они так просто не уйдут».

Как в воду глядела.

Киев. В предчувствии грозы

Масштабы баррикад, состоящих из мешков со снегом, деревянных палок, шин, колючей проволоки и даже скамеек, впечатлили. В жизни не видела баррикад вообще — и сразу такие серьезные.

Люди совершенно свободно фотографировались на фоне этих баррикад, в том числе и вместе с детьми.

Киев. В предчувствии грозы

Палаточный городок был разбит не только на Майдане, но и продолжался дальше, на Крещатик.

В основном возле палаток сидели мужчины. Если бы вы не видели весь этот палаточный антураж вокруг, сказали бы, что мужики просто отдыхают в выходной день.

Киев. В предчувствии грозы

Но были и персонажи, действительно занятые делом:)

На Крещатике продавали стандартную сувенирную продукцию, среди которых были даже актуальные магниты, посвященные событиям на Майдане.

Эта женщина за пианино в цветах флага Украины исполняла, видимо, патриотические песни.

Киев. В предчувствии грозы

Здание Киевской рады на тот момент было занято сторонниками Майдана.

Работали кафе, в одно из которых, российскую «Шоколадницу», мы зашли погреться. Позже, буквально на следующей неделе, это кафе превратилось в штаб революции.

Киев. В предчувствии грозы
Буквально в паре шагов от Майдана в штатном режиме работает кофейня российской сети "Шоколадница", куда мы и зашли погреться

Ни одного представителя милиции (кроме ГАИ) мы в тот день так и не увидели.

Больше фотографий Майдана можно посмотреть здесь

В тот же день 15 февраля мы улетели во Львов. Всего один час — и мы оказались в столице Галиции и Западной Украины, ради которого, собственного и планировалась эта поездка.

Отзыв о Львове — в следующей части.