Турист Лана Лебедева (ulalana)
Лана Лебедева
была 9 февраля 21:05

Гальштат — Австрия Январь 2014

Меня разбудил шум дождя. Не веря в реальность происходящего — ну как может быть дождь посреди зимы на горнолыжном курорте?! — напряглась, прислушалась. Капли бешено барабанили по подоконнику, а хмурое небо уговаривало остаться в постели. До солнечных дней.

Вот за что я люблю утро на отдыхе! Именно в эти минуты особенно отчетливо понимаешь, что не ходить на работу — здорово! Можно лежать и ничегошеньки не делать! Совсем ничего! Лежать и смотреть в окно, за которым только пасмурное небо, затянутое облаками. Просто смотреть и слушать равномерный стук капель.

Хальштатт — даст ист шён

И ни о чем не думать! «Покатались!» — выстрелом пронеслось в голове. Нет, не думать не получается… Злюсь на дождь, который так бесцеремонно нарушил все планы. Ну и что прикажете делать? Подчиниться обстоятельствам и проваляться весь день?

Я простодушно верю в то, что если дождь идет в данном конкретном месте, то стоит отъехать немного, и картина полностью изменится. Лезу в интернет и читаю, что примерно в часе езды находится Хальштатт — «райский городок древней Австрии». Решено — едем!
За завтраком на всякий случай практикую трансерфинг реальности, наивно полагая, что дождь прекратится, только мы выедем из Цель-ам-Зее.
По дороге дождь и правда прекратился, небо начало проясняться, и полные предвкушения и радостных надежд мы подъехали к городу.

Хальштатт — даст ист шён

То, что предстало нашему взору, не поддается описанию. Хальштатт находится на живописнейшем берегу озера и со всех сторон окружен горным массивом, вершины которого художественного скрывала полупрозрачная дымка.

Хальштатт — даст ист шён

Глядя на эту красоту и монументальность природных образований, невозможно скрыть восхищение. Не зря данный регион за свою уникальную природную красоту и величие в 1997 году был внесен в список наследия культуры общемирового значения ЮНЕСКО. А как хорошо, наверное, здесь летом! Синее небо будет отражаться в бездонных водах озера, горные склоны покроются сочной, густой зеленью, на подоконниках будут стоять вазоны с яркими цветами. При виде всего этого великолепия можно захлебнуться от счастья!

Но! Мы приехали в городок зимой и, едва выйдя из машины, попали под такой тропический ливень, что затрудняюсь вспомнить, когда еще такое видела. Представляете, каково это — гулять и фотографировать под проливным дождем?! Но не ехать же обратно! На маленьком пятачке стоянки три экскурсионных автобуса — такие же бедолаги, как мы, оказались во власти погоды.

Как я уже сказала, Хальштатт со всех сторон окружен горами, и чтобы в него попасть, нужно проехать по длинному тоннелю в скале. Было удивительным въезжать в город через тоннель! Причем, такая дорога появилась в середине XX века, а до этого в городок можно было добраться только на лодке с другого берега, где в 1878 году была проложена железная дорога, или карабкаясь по узкой тропе в горах. Интересно, что строительство тоннеля вызвало огромное недовольство местных жителей, опасающихся, что устремившийся в деревню поток туристов нарушит удивительную атмосферу этого места.

Сам городок настолько мал, что в нем всего две улицы — автомобильная дорога, упирающаяся в парковку для туристов, и пешеходная, собственно, променад вдоль озера.

Хальштатт — даст ист шён

Домики здесь расположены один над другим в несколько ярусов, и жители вышестоящих домов просто ходят по крышам своих соседей. А жители нижней линии, находясь в гостях у соседей со второй линии, могут без труда с их двора заходить к себе на второй этаж.

Хальштатт — даст ист шён

А вот посмотрите, дома прилеплены к скалам, как гнезда. Кажется, что они буквально висят один над другим.

Хальштатт — даст ист шён

С самых давних времен жители этих мест занимались добычей каменной соли. Даже название городка произошло от древнекельтского слова hall, что значит соль. Когда-то в этих местах плескались воды соленого моря, после чего тут образовались огромные соляные отложения. Потом море ушло, а запасы соли оказались скрытыми под толстым слоем горной породы. Однако, в один прекрасный день гора, у подножья которой расположился Хальштатт, раскололась на две половины, обнажив людям свои соляные сокровища. С тех пор здесь не прекращается добыча этого минерала.

Собственно, сами шахты расположены непосредственно над городком. Для того, чтобы подняться туда, можно использовать фуникулер, который находится недалеко от пристани, а можно самостоятельно пройти по одной из тропинок. Но зимой да под проливным дождем мы, конечно, от этой затеи отказались.

Рядом с дорогой стоит памятник неизвестному соледобытчику. Немного грустный. Тяжелый, конечно, был труд носить соль с горы в долину, потом снова подниматься и снова нести… И так по нескольку раз в день.

Хальштатт — даст ист шён

Экономия места породила одну из главных традиций Хальштатта. Хотя в городке всегда было немного жителей, места на кладбище постоянно не хватало, а расширить его не позволяло отсутствие лишней земли. Поэтому в 1720 году в Хальштатте возникла уникальная традиция. Своих умерших земляков хальштаттцы предают земле, однако через десять лет выкапывают их и выкладывают на несколько недель полежать на солнцепеке. После того, как останки приобретут характерный цвет слоновой кости, их отправляют на хранение в специальную костницу Бин-Хаус, расположенную на первом ярусе готической часовни церкви Святого Михаила, там же находится и кладбище. А в освободившуюся могилу опускают гроб с телом вновь умершего земляка.

Хальштатт — даст ист шён

На сегодняшний день Бин-Хаус хранит под своими сводами более 1200 расписных черепов умерших ранее жителей Хальштатта. Интересно, что традиция расписывать черепа зародилась еще в начале XVIII века. Именно с той поры местный художник, перед тем, как отправить череп в костницу, расписывает его цветочным орнаментом, листьями, крестиками, пишет имя и выводит дату рождения и смерти.

Хальштатт — даст ист шён

Самым фотографируемым символом города стала лютеранская евангелическая церковь, остроконечный шпиль которой виден из любой точки города и является самым узнаваемым и знаковым местом Хальштатта.

Хальштатт — даст ист шён

Церковь была построена в середине XIX века, и находится на самом берегу озера. Мы зашли внутрь. Интерьер, как и полагается протестантской церкви, оказался довольно скромным.

Сразу за церковью располагается центральная площадь городка — Marktplatz, Рыночная площадь.

Хальштатт — даст ист шён

Как и в любом европейском городе, здесь есть своя Чумная колонна. Колонна сооружена в 1744 году и соразмерна маленьким пропорциям площади и самого городка.

Есть в Хальштатте и городской музей. Хальштаттцы очень гордятся своей историей, насчитывающей 700 лет. Девиз музейной экспозиции — «Путешествие во времени», о чем свидетельствует надпись на разных языках, сделанная на ступеньках лестницы, ведущей к музею.

Променад вдоль озера очень романтическое место.

Особенно красиво здесь, наверное, летом. А это дерево волшебное. Нужно выбрать фигурку, дотронуться до нее и загадать желание. Говорят, сбывается.

Хальштатт — даст ист шён

А вон там, на противоположном берегу, видите белое пятно?

Это замок! В силу дождя съемка с большим зумом не увенчалась успехом. Так я продолжу. Уже позже я узнала, что этот барочного стиля замок принадлежал некоему Кристоффу Ейсл фон Ейсельбергу, который был руководителем солеварен Хальштатта. Он отличался деспотизмом и весьма легкомысленным образом жизни, но самым необычным его деянием стало завещание. Он был похоронен в 1668 году на кладбище возле церкви Св. Михаила и, согласно завещанию, каждые 50 лет в день его смерти, гроб должен был извлекаться из могилы, обноситься вокруг церкви, и затем переправляться через озеро к замку. Поскольку он, будучи богатым человеком, много сделал для церковной общины Хальштатта, то, вроде бы, его воля исполнялась вплоть до середины позапрошлого века.

А вот еще один любопытный факт. Китайцы были настолько очарованы Хальштаттом, что год назад в районе города Хуэйчжоу южной китайской провинции Гуандун появилась точная копия живописной альпийской деревни под названием Эхо-таун. Скопированы улицы и дома, рыночная площадь и евангелистская церковь на берегу озера, да и озеро тоже, хотя размеры искусственного водоема меньше оригинальных раз в пять.

фото из интернета

Мы пробыли в Хальштатте около двух часов. Все это время дождь ни на минуту не прекращался. Но он не смог помешать тому чувству очарования, которое возникло при посещении этого городка. Ни древние исторические ценности, ни музеи и достопримечательности поразили нас больше всего в Хальштатте, а ощущение небывалой оторванности от цивилизации и умиротворенности, царящей в этом месте.

Хальштатт — даст ист шён

Действительно, живописные горы, разноцветные игрушечные домики, озеро, с плавающими по его поверхности лебедями, порождают ощущение домашнего уюта и райского покоя. Всем без исключения рекомендую задержаться в Хальштатте хотя бы на день!