Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир
был сегодня 10:41

Вена — Австрия Февраль 2014
  1. Февраль, достать чернил...
  2. Полюбить что ли Вену?

Почему мы решили поехать в Вену? Да потому что просто надо. Просто неприлично уже не побывать в Вене. Тем более надо активно «выгуливать» заканчивающийся шенген!

Как-то все поездку в Вену мы оставляли на потом. Наверное, потому что, честно говоря, имперскую роскошь, штраусовские вальсы и шницель мы любим меньше, чем секс, наркотики и рок-н-ролл чикен-карри, серфинг и пляжи Индийского океана. Но Европу мы ведь тоже любим! Не зря же наши предки в нее окно прорубали! Правда, потом по этой Европе стал бродить какой-то призрак. Из Европы-то ушел, а к нам, видимо, через то самое прорубленное окно залез и у нас поселился. Но это ладно, простим. Европа вроде как не очень виновата.

Февраль, достать чернил...

К тому же Европа все-таки и не так далеко. А ведь давно замечено, что не выходя со двора можно познать мир, и чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает все. Не видя вещей, он проникает в их сущность. Не действуя, он добивается успеха! И мы решили, а зачем далеко ходить? Вена ведь почти что под боком, а и там можно много всего познать и во многое проникнуть — например, услышать, как судьба стучится в дверь, или подчинить свое das Es своему супер-эго! Короче, тоже забот куча — успеть бы переделать всё всего-то за четыре дня и три ночи!

Февраль, достать чернил...
Одиночество вдвоем с зигзагами на лестнице

Поэтому задаемся целью — квартиру снять в самом центре Вены. Не так, чтобы из нашего окна площадь Штефана видна, конечно, но и уж не где-нибудь за Дунаем, куда Макар гусей не гонял. В результате находится вариант совершенно подходящий — на Hoher Markt — тут тебе и Ankeruhr рядом, и еврейский квартал, да и до той же Штефансплатц три минуты прогулочным пешком.

Февраль, достать чернил...

Не буду утомлять вас живописанием того, как увлекательно мы добирались до Шереметьева, проходили таможню, выпивали чарку на ход ноги на лет крыла и потом летели, прилетали и ехали на квартиру. Не буду, потому что совершенно ничего необычного в этом не было — обычная радость очередной долгожданной поездки!
Кстати, в это путешествие по неведомым навеяниям судьбы мы не взяли детей. О чем не раз жалели. Во-первых, потому что у детей тоже шенген «горел». Во-вторых, ну где еще дети потанцуют венский вальс! И в-третьих, потому что в нашей арендованной квартире было (кроме кухни) было целых две комнаты! В одну из которых мы зашли только однажды — просто посмотреть, что там. И увидев там телевизор, который нам в путешествиях категорически не нужен (а детям, кстати, категорически нужен), больше туда и не заходили. Так вот в этой-то комнате могли бы с относительным комфортом и за те же деньги разместиться наши дети! Но увы, мы их не взяли, за что кляли себя неоднократно! За свои сомнения — будет ли им интересно! Да, я в их возрасте читал Гёте в оригинале, а они в оригинале смотрят только Симпсонов. И что же? Я им: «Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten…», а они мне «Shut up, Flanders! Spider Pig, Spider Pig!»

Но такие мысли — от лукавого! Дети уже все-таки отличают импрессионистов от экспрессионистов, и в Эрмитаже часами зависали на голландцах. Так что в следующий раз возьмем обязательно!

Февраль, достать чернил...

Ах, да! Забыл упомянуть про наш вид из окна. Там простой венский двор и разметка для парковки транспортных средств жильцов. Но как они паркуются! Это же просто за гранью добра и зла! Я, конечно, понимаю, что тут порядок — die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert, и нам с нашей загадочной русской душой так никогда не суметь, но вот что выше моего понимания: почему тут не нашлось ни одного, кто захотел бы продемонстрировать, что он круче всех, а все остальные — прах и тлен, и не поставил свой автомобиль ну хоть немного поперек! Наверное, крутых тут нет, а у нас — пруд пруди. Или, может, у них в головах — культура, а у нас — разруха. Одно из двух!

Февраль, достать чернил...

Итак, прибыв на квартиру и пообщавшись с добрейшими хозяевами, мы сразу же отправились, куда бы вы думали? Правильно! Ведь не хлебом единым жив человек! Но и венским шницелем, скажете вы и будете в корне неправы! Нет, шницелем, конечно, тоже. А еще и тафельшпитцем, штруделем, захером и вурстами всякими. Но об этом всём позже. А пока — конечно, в собор! В краеугольный, так сказать, венский камень — Штефансдом!

Вена ведь так и осталась сугубо католической, и Мартин Лютер с его реформациями прошел как-то мимо. Поэтому, например, здороваются в Вене не «Gutten Tag», а «Grüß Gott», из-за чего создается незаметное настроение постоянного праздника.

Февраль, достать чернил...

И действительно Венские улицы, несмотря на февраль, жили весной! Фиакры неспешно развозили по улицам восторженных туристов, прохожие, казалось, вальсировали по улицам, и даже в простых венцах и венках (ведь так называют жителей Вены?) была, похоже, запечатлена отрешенность людей искусства.

Февраль, достать чернил...

Несколько воздушных поворотов по приятным улицам, и мы на Штефансплатц.

Внутри собора, если прислушаться, кажется, можно услышать музыку столетий…

Февраль, достать чернил...

Ну, а после собора самое время было подумать, что же такого венского я люблю больше всего? Венский вальс я танцевать не умею, Венский лес в феврале холоден и далек, Венский штрудель я не люблю, Венский конгресс уже давно закончился (и меня бы туда, наверное, не пригласили), на балы я тоже не хожу… Единственное, что понятно и доступно людям моего уровня — венский шницель!

Вкусить сей благости мы отправились не куда-нибудь, а в ресторан Figlmüller — благо идти было пару шагов. Это вам не фастфуд — на него в Вене даже собачки писают.

Февраль, достать чернил...

После возвращения коллеги знатоки Вены нещадно заклеймили меня как мэйнстримового неразборчивого туриста, посещающего такие туристические «завлекаловки» как Figlmueller — дорогие, показушно-пафосные и совсем не аутентичные. Да, я согласен, что, в принципе, в заграницах надо ходить исключительно в места, куда не ступает нога туриста, где завсегдатаи не говорят даже по-английски, а исключительно на своем тайном местном диалекте, и где пришлых чужаков разглядывают с таким же удивлением, как если бы они были пришельцами с Альфа-Центавра. (И в такое место в Вене мы тоже попадем). Но Figlmueller, на мой взгляд, вполне аутентичен, не показушен и не дорог. Ну что такое, скажите мне, 38 евро за ужин на двоих с вином в самом центре Вены! И сам шницель не умещающийся на тарелку, конечно, выше всяких похвал! Стоит ли говорить, что то, чем нас всю жизнь (еще с советских времен) потчуют под видом венского шницеля — жалкий суррогат и презренный эрзац!

Второй день был посвящен легким прогулкам в почти беспорядочных направлениях. Погода исключительно благоприятствовала. У природы, конечно, нет плохой погоды, но все-таки солнце и перистые облака гораздо лучше серой промозглой обезличенности.

Февраль, достать чернил...

Так мы и бродили — Грабен, Хофбург, Фрайунг… Опера, Захер, Моцартхаус… Все такое знакомое по много раз прочитанному в разных источниках. Это ж надо попасть в Вену, с которой (наряду с Прагой) многие соотечественники начинают знакомство с Европой, в таком немолодом уже возрасте! А все-таки и Вена, по-моему, не особо молодежный город. Понял, я так и отвечу детям на очередную претензию о том, что мы не взяли их с собой: «Вот когда будете отличать хотя бы пятую симфонию Бетховена от сороковой Моцарта, возьмем вас в Вену»!

Февраль, достать чернил...

Мы, конечно, сразу же напрочь забыли, что на дворе вообще-то зима. Когда солнце припекало, можно было и в футболках вальсировать по венским улицам! Вот тебе и февраль — достать чернил и плакать! Никакой тебе грохочущей слякоти! О том, что на дворе все-таки еще зима, напоминал разве что каток около Ратуши — огромный разветвленный и, по всему видно, горячо любимый местной детворой.

Так, долго ли, коротко ли, вдоль Рингштрассе добрели мы до Музейного квартала. Сразу скажу, что, увы, в музеи мы там не зашли из-за ограниченности во времени (ну, и из-за собственной ограниченности, наверное, тоже). Мы сразу решили, что посетим в Вене всего один музей и точка, и в результате посетили два — Альбертину и Верхний Бельведер. Это было потрясающе! Вообще мы заметили — чем старше становимся, тем больше нам нравятся музей. Этак мы скоро и до оперы докатиться можем!

Февраль, достать чернил...

Так вот, в Музейном квартале и без захода в музеи погулять приятно. Особенно впечатляет Музей современного искусства — MUMOK (это ж надо было, кстати, так его обозвать!).

Февраль, достать чернил...

За Музейным кварталом — очаровательный квартал Spittelberg. Сейчас здесь тихо и безлюдно. А в другие времена года, наверное, шумно и весело!

Февраль, достать чернил...

Тут время стало клониться к обеденному, и скомандовав себе «Mahlzeit!» мы заглянули в Нашмаркт — известный венский рынок на открытом воздухе, где можно не только «затариться», но и вкусно попитаться. Жаркое февральское солнце влекло многих обывателей присесть здесь за столики — кто пообедать, а кто просто попить пива или Sekt. Sekt к сектам отношения не имеет — это местное игристое вино. Весьма недурное! Мы его тоже пили, но потом — на день Святого Валентина.

Февраль, достать чернил...

В общем, Нашмаркт нам понравился со всех сторон. И, как мы, увы, не раз сказали за эту поездку: а летом тут, наверное, совсем благодать!

Февраль, достать чернил...

Вы, конечно, скажете, как это мы идя от Музейного квартала до Нашмаркта не увидели Сецессиона. А мы увидели и впечатлились. Фото его не публикую, чтобы не перегружать рассказ — ведь как выглядит Сецессион знает сегодня каждый школьник.

Видели мы по пути и еще одну достопримечательность, фото которой тоже не публикую — Венскую академию художеств, в котором когда-то строгие преподаватели не нашли в одном молодом художнике таланта, а он в отместку решил поработить весь мир, но проиграл советским солдатам, памятник которым установлен неподалеку. Щит воина и надпись на колонаде блестят начищенным золотом — очевидно, что за памятником заботливо ухаживают и почитают его, что, безусловно, приятно!

Февраль, достать чернил...

Рядом и еще одно потрясающе атмосферное место австрийской столицы — Карлсплатц и стоящая на ней великолепной красоты Карлскирхе. Отдыхающие на солнышке люди в основном были заняты тремя вещами-либо ели, либо что-то писАли, либо пили пиво. Культурная столица, что сказать!

Февраль, достать чернил...

В самой Карлскирхе есть возможность подняться на лифте прямо под купол и полюбоваться чудесными росписями. Вот это да! Такого мы еще не видели! Обходишь по спиральной лестнице купол и любуешься картинами, как в музее!

Но солнце уже клонится к закату, а мы еще не побывали под куполом другого собора — главного! До него мы уже еле доковыляли — два дня сплошных пеших прогулок начинали влиять на нас антигуманно: посмотреть еще надо так много, а ноги уже еле волочатся. А тут еще на крышу собора по лестнице пилить… И вдруг, о чудо! В Штефансдоме, оказывается, есть лифт и всего за пять евро! А сверху открываются такие виды!

Февраль, достать чернил...

Вот такими остались в нашей памяти первые два дня нашего пребывания в Вене в феврале 2014. Чудесный февраль! В довершение венской мозаики мы купили бытылку шнапса и венскую футболку. И пошли отмечать день Святого Валентина в симпатичнный винный бар рядом с Рупрехтскирхе.

Февраль, достать чернил...

После этого еще одна — почти ночная прогулка по Грабену и Штефансплатц и… С днем Святого Валентина, дорогая! И у нас еще два дня в Вене!

Продолжение следует…

1. Февраль, достать чернил...