Турист Виктория Муллер (victoriamuller)
Виктория Муллер
была вчера 11:37

Земун, Смедерево, Нови-Сад, Белград — Сербия Январь 2014

Планирование любого путешествия начинается с поиска «что посетить» и «где остановиться». С первым пунктом в Сербии мне было проще. Кроме Белграда ни одно из названий городов и достопримечательностей мне ни о чём не говорило). Поэтому решили сориентироваться на месте. С выбором отеля — сложнее. Мы не любим отели возле туристических достопримечательностей. По моему мнению, там необоснованно дорого и шумно. Поэтому мы сразу обратили внимание на район Белграда — Земун. С него и начну свой рассказ. Тем более, что Земун достоин того, чтобы посвятить ему если не весь день, то пол дня точно.

Земун

Раньше Земун был отдельным городом, белградским соседом. С середины 20 века Земун — район и украшение Белграда. Настоящая европейская деревня с древней историей про римлян, Византию, османских завоевателей и Австро-Венгерское прошлое.

Земун — это старые дома с черепичными крышами, уютные кривые провинциальные улочки, рыночная площадь со старинной церковью и маленькими семейными магазинчиками, бесконечно длинная набережная Дуная с рыбацкими лодками и уютными кафешками. Вдоль всей набережной — скверы и парки, по которым можно дойти до Бранкова моста, который и соединяет Земун с Белградом.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Главная достопримечательность Земуна — Башня Тысячелетия (Миллениум) на холме Гардош.

Построена в конце 19 века к тысячелетию Венгрии. Самая высокая точка Земуна, откуда открывается прекрасный панорамный вид на Белград и всю набережную Дуная. Башня обозначала самую южную точку Автро-Венгрии. Все путеводители пишут, что башня свободна для посещения, но в дни нашего посещения на дверях башни был большой «амбарный» замок. Так что смотрели на набережную Дуная и Земун с высоты холма.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Чтобы подняться на холм, надо идти от набережной вверх по улице, ориентируясь на башню, которую видно с любой точки Земуна.

Мы разместились в Отеле «Скала», который расположен у подножия холма Гардош. Вечером очень приятно прогуляться по набережной Дуная и, конечно, поужинать в одном из многочисленных кафе.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Сербская кухня — отдельная тема. В трёх словах: вкусно, много, недорого.

Как добраться:

Добраться из Земуна в Белград и обратно очень просто.

№ № автобусов 84, 704, 706, 707. Ехать примерно 15 минут. В Белграде остановка «Зелени Венац» (у отеля «Москва»), в Земуне — «Земун, пошта» (здесь останавливаются все автобусы, которые едут из Белграда и в Белград).

Белград

Начало всех туристических дорог Белграда — отель «Москва». От него начинается главная улица Белграда — Улица Князя Михаила. Если вы разбираетесь в архитектуре, то увидите много интересных зданий. Если архитектура — не ваш конёк, то главная улица столицы Сербии покажется вам серой и невзрачной. Череда магазинов мировых брендов, банки, кафе, уличные музыканты, сувениры. Всё, как в любом другом городе. Единственное украшение улиц — граффити, очень популярный вид искусства в Белграде.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Свернув с ул. Кн. Михаила в переулок налево, вы попадёте в старый район города. На ул. Князя Сима Марковича, д.8 — дворец княгини Любицы. Стоимость билетов: 200 дин.

На дворец в привычном нам понимании он не похож. Скорее это уютный восточный дом, пример сербской архитектуры 19 века. Внутри оригинальная мебель тех времён, в подвале — сводчатая галерея, в которой проходят интересные выставки.

В конце улицы Князя Михаила — главная достопримечательность Белграда — Калемегдан, Белградская крепость.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Посещение парка вокруг крепости и самой крепости — совершенно бесплатно. Здесь можно провести целый день, гуляя по парку и наблюдая за слиянием Савы и Дуная.

Обязательно посетите военный музей (150 дин.) и обсерваторию на одной из башен крепости (30 дин.).

По стенам Калемегдана можно изучать историю Древнего Рима, Византии и Австро-Венгрии. И, конечно, каждый путеводитель расскажет вам о том, что с выстрела в крепости Калемегдан началась Первая мировая война.

Обязательно обратите внимание на Церковь «Ружица» (Розочка) — старейшую православную церковь в Белграде.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Находится церковь Ружица возле остатков Деспотовой башни в Калемегдане. Даже зимой она выглядит очень впечатляюще. Церковь входит в десятку необычных церквей мира. Люстры церкви сделаны из гильз и оружия времен Первой мировой войны. Любители живописи оценят роспись стен.

Ещё одна популярная улица Белграда — Скадарлия.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Считается, что это богемная улица, местный Арбат или Монмартр. Чтобы на неё попасть, надо вернуться к началу улицы Князя Михаила и свернуть на Площадь Республики. Здесь вы увидите памятник Князю Михаилу. Князь сидит на коне лицом на юг), а нам надо на северо-восток, то есть если стать к князю лицом, то идти надо направо и немного вперёд. На улице Скадарлия вы можете посидеть в кафе. Возможно, это было одно из кафе, в которых, если верить путеводителям, творили разные гениальные художники и поэты. Можете просто пройтись по улице туда и обратно. Тоже полезно для здоровья).

А мы возвращаемся опять к отелю «Москва» и отправляемся в прямо противоположную сторону от улицы Князя Михаила к одному из самых больших в мире и самому главному православному храму Белграда — Храму Святого Саввы.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Храм впечатляет снаружи своими размерами. Строительство началось в 1935 году и до сих пор продолжается отделка интерьера.

В этнографическом музее очень приятная экспозиция костюмов и интерьеров Сербии. Музей находится на ул. Студентски трг, недалеко от Калемегдана, параллельно улице князя Михаила. Стоимость билета — 150 дин.

В музее Никола Теслы хранятся его изобретения и личные вещи. Проводятся лекции с демонстрацией изобретений физика на английском языке.

В Сербии очень развито автобусное сообщение между городами. Вы можете пойти на автовокзал (это опять же недалеко от отеля «Москва», надо немного спуститься вниз к р. Сава. Там же расположен и жд вокзал), купить билет и поехать куда глаза глядят.

Нови-Сад

Город Нови-Сад находится в 70 км. на север от Белграда и является столицей края Воеводина. Очень симпатичный маленький городок. Главная туристическая улица — ул. Дунайская идёт от центра города к Дунаю.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Почти с любого места в городе можно увидеть великолепный собор в неоготическом стиле.

Главная достопримечательность, ради которой туристы едут в Нови-Сад — крепость Петроварадин. Крепость построили римляне для защиты своих границ. Восхищаться крепостью вы начинаете уже проходя по мосту через Дунай. Кажется, что крепость появляется из ниоткуда.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Сразу за мостом мы видим невероятные улочки,

находим монастырь св. Георгия и от него по лестнице поднимаемся в крепость. На старой башне видим часы, на которых короткая стрелка показывает минуты, а длинная — часы.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

На территории крепости множество переходов, галерей, красивый парк, кафе.

Художники здесь рисуют и продают свои работы. И, судя по их мастерским, здесь и живут). Удивительное место. Очень красивое и романтичное, с впечатляющими видами на город и на Дунай.

Смедерево

Ещё один город со своими достопримечательностями можно посетить, отправившись с автовокзала Белграда в город Смедерево. Всего 50 км.

Город Смедерево вырос вокруг главной своей достопримечательности — Смедеревской крепости (15 век).

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Крепость окружена стеной, шириной в 2 метра и 25 башнями. С двух сторон крепости — реки Езава и Дунай. С третьей стороны — ров. В своё время Смедерево было столицей Сербии.

Летом в крепости Смедерево проходят театральные фестивали.

Джердап

Национальный парк Джердап мы посещали в составе экскурсии. Добраться туда самостоятельно, думаю, проблематично. Только на автомобиле. Кстати, наш гид сказал, что прокат автомобилей в Сербии возможен по российским правам. Инфо не проверенная, уточняйте.

Национальный парк Джердап находится на границе с Румынией. Парк огромный, но особый интерес у туристов вызывает Ущелье Джердап. Здесь Дунай одновременно и самый широкий на всём своём протяжении, и самый узкий, т.н. «Улыбка Дуная». Это место считается одним из самых красивых в Европе. Большое озеро образовалось в результате строительства плотины («Железные ворота»). На том берегу — Румыния.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Ещё одна достопримечательность Национального парка Джердап — Голубацкая крепость.

Голубацкая крепость построена в 14 веке. В крепости 9 башен, высотой от 20 до 25 метров. Многие из них уже срослись с ландшафтом.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Сквозь крепость проходит дорога. Настоящая трасса, через эти ворота проезжают даже фуры. С трудом, но проезжают). И здесь очень сильный ветер.

В парке можно арендовать жильё у озера, прогулочные лодки.

Монастыри

Последний день нашего сербского путешествия пришелся на крещенский сочельник. Была запланирована поездка в монастыри восточной Сербии с экскурсионной группой, но от группы остались только мы и нам предложили индивидуальный тур. Получилось дороже, но оно того стоило.

Монастыри Раваница и Манасия находятся на востоке Сербии, ориентир — город Деспотовац. Оба монастыря действующие, свободны для посещения. Все церкви и монастыри на Рождество украшают ветками дуба. После ветки сжигают. Кажется, запах дуба окутывает всю Сербию.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Раваница — православный монастырь 14 века. Главный храм монастыря — Церковь Вознесения — родоначальник моравского стиля в архитектуре.

Монастырь построен на средства почитаемого в Сербии святого князя Лазаря. Здесь же покоятся его мощи. Также монастырь знаменит фресками, сохранившимися с 14 века. Удивительна фреска с изображением архангелов в одежде римских легионеров.

По дороге от монастыря Раваница к монастырю Манасия, который ещё называется Ресава, любуемся природой.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Даже тусклые краски бесснежной зимы не портят этого потрясающего пейзажа. Одинокие домики на холмах среди густого леса. Кажется, что сейчас выйдет настоящий серб в национальной одежде, с вязанкой дров… ну или что-то в этом роде.

По пути в Манасию, заезжаем на водопад Великий Бук. Здесь же — Ресавская пещера. Зимой она закрыта для посетителей.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Чистейшая вода горной реки проходит через заброшенную мельницу и обрушивается с высоты 18 метров.

Возле водопада множество кафе и отелей. Красиво, уютно, вкусно.

Монастырь Манасия (Ресава) — 15 век. Монастырь окружен 11 башнями, самая большая из них — Деспотова башня.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

Монастырь основан Стефанам Лазаревичем (сыном Лазаря, про которого писала выше). Манасия — не самый почитаемый, но точно самый красивый монастырь Сербии.

Фрески монастыря Манасия удивительно сохранили яркость красок. В 15–16 веках монастырь Манасия — центр развития сербской письменности и культуры.

Монастырь пережил многочисленные турецкие набеги. В середине 19 века был почти разрушен. Сейчас идут восстановительные работы.

Прогулка по галереям стен монастыря захватывает дух. Несмотря на то, что стены широкие, никаких ограждений здесь нет. Для тех, кто боится высоты — большое испытание.

Знакомимся с зимней Сербией за 5 дней

То ли оттого, что день был предпраздничный, то ли потому, что монастырь находится так далеко от цивилизации и повседневных забот — здесь чувствуешь умиротворение и веру в то, что всё будет хорошо.