Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Кострома — Россия Январь 2014

Кострома — один из древнейших городов России, основана в 1152 г. тогда Суздальским князем Юрием Долгоруким. Памятник ему стоит как раз возле городской администрации.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Первое известное упоминание о городе относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого князя Всеволода III «Большое гнездо». По поводу названия города существуют множество версий. Первая, город происходит то финно-угорского «кострум», что в переводе означает «крепость». Вторая, это название древнеславянского праздника, в честь всесильного бога солнца Ярилы. Позднее он трансформировался в старорусский обряд празднования «Зеленых святок». Костромой называли куклу, которую обычно делали из соломы. Кострому наряжали и украшали цветными лентами, водили вокруг нее хороводы, пели обрядовые песни, а затем топили в реке или сжигали на костре. Символичное уничтожение Костромы в некоторых местах носило название «похороны русалки» и означало проводы весны, начало летней страды. А еще есть одна красивая языческая легенда о несчастной любви. Костромой звали дочь Купальницы и Семаргла, сестру Купалы. В детстве детей разлучила жестокая птица смерти Сирина, которая унесла братика в Темное царство. Прошли годы, Кострома превратилась в прекрасную девушку и однажды, гуляя по берегу реки, обронила в бурные воды венок из полевых цветов. В это время в лодке проплывал вернувшийся издалека Купала. Он поднял венок красавицы, молодые люди встретились и полюбили друг друга. Только поженившись, они узнали, что являются родными братом и сестрой. Не выдержав позора, Кострома бросилась в кипучую пену вод и превратилась в русалку. Однако древние боги сжалились над несчастными влюбленными и превратили их в желто-синий цветок, называемый Иван-да-марья. Более прозаичная версия связывает название города со словом «костерь» («костер»), означающим жесткую кору растений, в частности, конопли. Недаром, город широко славится своими льняными тканями и конопляным волокном.

Кстати город расположен сразу на двух берегах реки Волги и собственно реки Костромы. Наверное, поэтому здесь много причалов и портов, и скорее всего потрясающе красиво летом. Но и зимой широта и мощь замерзшей Волги (мост в центре города1,5 км) просто потрясает.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Итак, что же делать в Костроме? Особенно зимой, в лютый 20-ти градусный мороз? Скажу вам, занятий полно! Для начала съездить в Тридевятое царство (музей под открытым небом «Костромская слобода» — я рассказывала https://marsada.tourister.ru/photoalbum/15336 , потом в Ипатьевский монастырь (я о нем тоже писала https://www.tourister.ru/responses/id_8215).

В 1613 году произошло знаменательное для России событие. В Ипатьевском монастыре земский собор постановил избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Поэтому почти в центре города Ивану Сусанину стоит большущий памятник.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук. И раз уж мы приехали в центр города — начнем с Сусанинской площади, которую в народе именуют «сковородка». Почему? А она круглая, и от нее как ручка отходит главная центральная улица. На мой взгдяд самой большой достопримечательностью являются торговые ряды. Торговые ряды есть практически в любом старинном русском городе. Но именно в Костроме они столь изящны и многочисленны. На рядах вывешены таблички, по которым можно узнать историческое название каждого ряда. Они сохранились почти в том виде, в котором были построены и сейчас занимают большую площадь, застроенную зданиями, окруженными изящными арками и легкими галереями.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

После пожара на месте деревянных рядов в 1775 году решено было возвести каменные. В старинной Костроме Торговые ряды подразделялись на: Красные (самые крупные, которые также называют Гостиным двором), Большие мучные, Мелочные ряды (были простроены во дворе Красных рядов и предназначались для торговли мелкой галантереей), Пряничные, Хлебные, Квасные, Рыбные, Мясные, Табачные, Дегтярные, Масляные итд

Не все сохранилось, но ощущения там потрясающие, как в старой русской сказке!

На самой Сусанинской площади множество удивительных строений. Например Пожарная каланча, которая была сооружена в 1825 году по инициативе тогдашнего губернатора.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

В здании Пожарной каланчи располагается музей пожарного дела, но мы в него не ходили. Еще из примечательных и старинных купеческих зданий на центральной площади привлекает здание бывшей гаупвахты,

здание Присутственных мест, в котором сейчас располагается администрация Костромы,

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

дом генерала Борщова (20-е года 19 века).

А еще на центральной площади есть памятник собаке Бобке. Она выносила деток из пожара. Рядом с Бобкой есть копилка, куда непременно нужно бросить монетку — деньги идут на содержание бездомных животных.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Еще одна достопримечательность Костромы — Богоявленско-Анастаcиин монастырь (XV в.). Он в первую очередь известен тем, что в нем хранится подлинная чудотворная икона Федоровской Божией Матери (XIII в.). В монастыре сохранились надвратные башни, корпус монашеских келий, трапезная и Богоявленский собор (1559—1565 гг.), первое каменное сооружение Костромы.

Внутрь монастыря не пускают, только в собор. В соборе строго нельзя фотографировать к сожалению. У входа стоит будка с 2-мя полицейскими!

Ну и на закуску про Костромские музеи, коих изобилие! Первый — музей льна и бересты.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Он новый, 2005 года, эдакий сказочный теремок с очаровательным двориком.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

По сути в музее 2 зала: зал льна и зал бересты.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

Экскурсовод — ряженая в русский костюм девушка — рассказывает все про производство льна — как из соломы получается нить и т. д.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

А в полуподвале магазин, где можно купить льняную продукцию — скатерти, постельное белье, сарафаны, рубашки и множество всего.

Дальше мы поехали в терем к Снегурочке.

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

У кого детишки 3–10 лет — обязательно скатайтесь туда! Наш малец был там лет в 10, с экскурсией от лагеря. Мы же только погуляли во дворе, посомтрели как делаются монети, посмотрели на сам теремок.

Если честно — внутрь идти постеснялись. Внутри проходит интерактивное шоу для детей. На территории есть ресторан Метелица, где как нам сказали, круглый год по субботам встречают Новый год. Даже летом)) Кухня отличная, нас накормили там «комплексным обедом» из 5-ти блюд за 350 рублей. А потом мы забавлялись во дворе))

Цикл заметок о городах России. 12. Кострома

А чем же заняться вечером? Честно? Летом наверное можно прогуляться по набережной Волги, посидеть в центральном парке. А зимой — мы ничего лучшего не придумали, как сходить в кино. В Москве в кинотеатре не были несколько лет!