Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 21 апреля 12:28

Охрид, Скопье — Северная Македония Ноябрь 2013

Балканы на практике: Белград — хороший, плохой, разный

Балканы — регион, который, как мне кажется, должен посетить каждый славянин и православный человек. Потому что здесь зародилась славянская письменность и культура. Потому что здесь был сформирован православный канон веры и построено множество храмов и монастырей — уникальных памятников архитектуры византийского стиля, сохранившихся до наших дней.

Церковь Иоанна Богослова в Канео (Охрид, Македония)

Потому что здесь южные славяне, греки, болгары долгие века старались сохранить свою идентичность, находясь между «молотом и наковальней» двух могущественных империй — Австро-Венгерской и Османской.

И здесь, на Балканах, я впервые поняла смысл фразы «братья славяне». Жаль, что это духовное и кровное родство славянских народов проявляется только когда дело касается жизни и смерти. В остальные периоды мы ссоримся друг с другом, завидуем, если у соседей дела пошли чуть лучше, вечно что-то делим…

Но это все, конечно, лирика. На практике на Балканском полуострове, как осколки, рассыпаны страны со славянским населением, зажатые между членами Евросоюза и членами НАТО. Многие из них долгое время были под гнетом турков-осман, но в 19 веке смогли отстоять свою независимость, а в 20 — даже объединиться, создав собственную мини-империю — Югославию.

В наши дни каждая из этих стран выживает самостоятельно. Кому то, как Черногории и Хорватии, повезло — у них есть выход к морю, а значит, курорты, туристы, деньги.

Маленькую Македонию можно было бы назвать Швейцарией Балкан: она так же, как и Швейцария, отрезана от моря территориями соседних государств и занимает срединное между ними положение, расположена в гористой местности и имеет выход к очень красивому озеру с прозрачной и чистейшей голубой водой. Даже очертания территории у этих стран примерно одинаковые…

Охридское озеро - самое глубокое и древнее озеро на Балканах

Но есть между ними, как вы уже поняли, существенное отличие. Если Швейцария — одна из самых богатых стран Европы и даже мира, то Македония плетется где-то далеко в хвосте.

Македония — одна из беднейших европейских стран, и даже соседня Сербия по сравнению с Македонией кажется более привлекательной для жизни. А уж Греция (которая вообще-то не выносит наличие под своим боком самозванки Македонии и запрещает ей так называться на международном уровне), несмотря на все свои экономические проблемы и безработицу, выглядит просто островком стабильности и благополучия.

О том, что Македония бедная страна с богатой историей и культурой, мы узнали, приехав на Балканы в ноябре 2013 года и совместив две безвизовые для россиян страны — Сербию и Македонию.

Дорога на поезде Белград — Скопье

Вечером 10 ноября с центрального железнодорожного вокзала Белграда мы отправились на ночном поезде в столицу Македонии Скопье. В пути предстояло провести чуть больше 9 часов, и мы почему-то ошибочно представляли, что места будут «спальными».

На деле оказалось, что сербские поезда похожи на европейские электрички.

Отдельное купе, огороженное от коридора стеклянными дверями. Шесть мягких кресел с выдвигающимися вперед сидениями (мы бы сами об этом не за что не догадались, если бы не наши соседи по купе). На этом сходство с европейскими собратьями заканчивается.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Туалеты в сербских поездах ровно такие же, как в наших российских-то есть заходить туда можно только в противогазе, а после отчаянно протирать руки бактерицидным раствором и влажными салфетками.

Есть одно важное «но» — такие электрички не рассчитаны на 9 часов пути. И не на ночные переезды, когда больше всего на свете хочется принять горизонтальное положение и наконец-то заснуть.

В ноябре в поезде топили нещадно, хотя на улице было достаточно тепло. При этом дуло из всех щелей так, что мужа в итоге продуло.

На одной из станции к нам подсели пожилые македонские гастарбайтеры. При всей бедности Сербии Македония еще беднее, потому многие македонцы ездят в соседние страны на заработки.

Один из гастарбайтеров, как и мы, не мог уснуть и решил помочь себе с помощью самогонки. В общем, все закончилось тем, что мы на пару с дедами растянулись на шести сидениях, как на диванах, этаким интернациональным валетом.

После такого «приключения» обратно в Сербию мы вернулись на автобусе, в очередной раз зарекшись ездить на поездах.

Граница Сербия — Македония

Все же Балканы — это не Евросоюз с его внутренними прозрачными границами без таможни и погранзастав. Поезд стоял около 40 минут, сначала на границе Сербии, потом на таможенном посту в Македонии. По вагону прошлись пограничники и собрали у всех пассажиров паспорта. Так как Македония — безвизовая страна для россиян, то в наш паспорт поставили печать о пересечении границы в виде паровоза. Всё. Никаких вопросов или досмотра багажа не было.

Вот так выглядит таможенный пункт на державной границе
Вот так выглядит таможенный пункт на "державной границе"

Македонский флаг

Македонский флаг выделяется на фоне всех остальных. На флаге маленькой бедной, но гордой страны красуется желтое солнце на красном фоне — символ «новой свободы» Македонии.

Греция оспаривает само название «Македония» — аналогично называется и одна из греческих провинций, и между этими странами существуют территориальные противоречия, потому Греция сделала все, чтобы на международном уровне Македония носила странное сурргатное название Бывшая югославская республика Македония (БЮРМ).

Македонский флаг над Охридской крепостью

Валюта Македонии

Если в Сербии денежная единица называется динар, то в Македонии — дЕнар. Чтобы понять, что сколько стоит в денарах, достаточно отнять от цены 20%, и получите сумму в рублях.

Цены

Цены в Македонии вас приятно удивят. Все очень-очень дешево — как проживание, так и питание, включая рестораны.

Скопье

После солнечного Белграда с его +23 столица Македонии встретила нас дождем и прохладным пронизывающим ветром.

Вокзал в Скопье вызвал ассоциации с фильмом «Евротур» и тем, как в нем показана Братислава. Даже в российской глубинке мне не встречались столь убогие вокзалы, заполненные сомнительными личностями в спортивной одежде, вызывающие желание поскорее спрятать от чужих алчущих глаз свои ценности.

Мы планировали, что до автобуса в Охрид несколько часов погуляем по Скопье, но страшные серые дома в советском стиле вокруг вокзала, дождь и усталость после поезда заставили нас передумать.

Ближайший автобус был в 10 утра, и мы коротали время в кафе возле вокзала, где впервые познакомились с некоторыми особенностями Македонии.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Как и сербы, македонцы большие сладкоежки и любители кофе. А еще македонцы хорошо относятся к нам, русским. Продавщица в кафе, узнав, что мы из Москвы, обрадовалась как ребенок и пыталась общаться с нами на македонском. Этот язык в письменном виде еще можно понять, но когда кто-то говорит на нем, удается уловить только отдельные слова.

Македонские автобусы

Пусть вас не вводит в забуждение надпись на автобусе «Евротурист». Потому что македонские автобусы далеко не «евро» — старые (я так понимаю, давно списанные в Евросоюзе) и разом выбрасывающие в атмосферу целый букет вонючих выхлопных газов.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Но такие развалюхи используются для связи с городами и поселками местного значения. В Охрид — самый известный македонский город и популярный курорт — отправляются вполне приличиные современные автобусы.

Логотип родного Лукойла на заднем плане

Дорога Скопье — Охрид

Автобус отправился в Охрид без опозданий. Муж, уставший и злой из-за того, что его продуло в поезде, тут же уснул, а я еще поглазела на македонскую столицу в окно автобуса. Слава богу, что мы не стали тратить время на Скопье. Какая-то тонкая струйка воды, изображащая речку в центре города, невзрачная архитектура, абсолютно чудовищный памятник Александру Великому, которым там гордятся македонцы, что назвали аэропорт в его честь, хотя великий завоеватель родился на территории современной Греции… Однако на обратном пути, в вечернее время, обратила на себя внимание внушительная и красиво подсвеченная крепость — Кале. Вот ее хотелось бы посетить, хотя вряд ли мы когда-нибудь вернемся в Македонию.

Возвращаясь к дороге Скопье — Охрид, отмечу, что путь пролегает по весьма живописным местам. Туман и дождь смазывали впечатление, но в целом македонские деревушки в окружении невысоких гор весьма походили на своих швейцарских собратьев.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

На фотографии, если присмотреться, можно увидеть минарет мечети, и их достаточно много встретится по дороге в Охрид. Македония долгое время находилась под игом Османской империи и не смогла, в отличие от Сербии, эффективно противостоять влиянию турецкой культуры и религии.

Сегодня в Македонии более 30% населения исповедуют ислам (хотя по большей части это албанцы), и по этому показателю страна занимает четвертое место в Европе. Тем не менее, народ македонцы изначально славяне, которые исповедовали христианство византийского канона.

В Охриде тоже много мечетей, но все же в городе, несмотря на столетия доминирования мусульман, сохранились старинные православные церкви и монастыри.

Мечети в Охриде соседствуют с православными храмами

Дорога из Скопье в Охрид сносного качества, но по причине того, что местность гористая, у меня постоянно закладывало уши и переворачивалось внутри съеденное утром пирожное.

Еще одна особенность Македонии — здесь не особенно заморачиваются по поводу экологии. Никогда не встречала, чтобы вдоль дорог лежало такое огромное количество мусора. На душе у меня было скверно — люди своими же руками разрушают красоту вокруг себя.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Автобус из Скопье в Охрид едет около 4 часов. В пути одна остановка — на заправке, где можно бесплатно сходить в туалет и выпить кофе. Здесь же встретился и известный всем россиянам бело-красный логотип.

Охридский автовокзал находится на небольшом отдалении от туристического центра, поэтому до своего отеля мы взяли такси. В Охриде таксисты гораздо цивилизованнее, чем в Скопье, и ездят на вполне приличиных автомобилях с характерными опознавательными знаками.

Автомобили такси современные

Гостиницу в Охриде я выбрала, честно говоря, неудачно — далековато от достопримечательностей, в номере за 3 ночи не разу не убрались, завтрак в стоимость номера не входил. Можно было подобрать что-то получше в самом центре города да еще и в квартале исторической застройки.

Я же польстилась на плавательный бассейн и джакузи, которые в ноябре уже не работали.

С другой стороны, за 3 ночи вышло всего 50 евро на двоих. Wi-Fi был, удобства, как и в обычных отелях, были. Что еще нужно?

Вообще в Охриде множество предложений по проживанию, и, как у нас в Краснодарском крае, местные жители держат свои мини-отели, называемые «вилла». Для них это семеный бизнес и способ заработка.

Villa Milka - не рекомендую

В удаленном расположении нашего отеля был и свой плюс. В первый раз мы немного заблудились и пошли не в ту сторону, благодаря чем удалось увидеть Охрид не только с парадной стороны туристического центра.

Оказалось, что в Охриде многие дома топятся дровами, поэтому отчетливо уловимый запах костра постоянно витает в воздухе.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Охридские многоэтажки, видимо, строили не так давно и выглядят они вполне аккуратно и презентабельно. Но выдает состояние страны общая запущенность территории (все тот же пресловутый мусор — решила не выкладывать сюда фотографию, наглядно иллюстрирующую это), хаотичное автомобильное движение и раздолбанный асфальт.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Безликие многоэтажки нам не так интересны, как историческая застройка. Ближе к центру Охрида встречаются действительно интересные дома, хотя некоторые из них и находятся в запущенном состоянии.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Привлекает внимание обилие старых автомобилей марок и моделей, давно канувших в небытие, и совершенно диких расцветок «вырви глаз». Причем на маленьких розовых машинках не гнушаются ездить большие суровые мужчины в спортивных костюмах:)

Но это, скорее, плюс, потому что придает особый колорит охридским улицам.

Сувениры

В Охриде привлекают внимание прежде всего сувениры в национальном стиле, но в ноябре интересующие нас лавки ремесленников были закрыты. Наверняка в туристический сезон они работают до позднего вечера.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

В обычном сувенирном магазине можно купить все вплоть до национальных костюмов. Характерной особенностью традиционных македонских костюмов является вышивка и сочетание цветов — красного и белого.

Еще вас наверняка поразит огромное количество магазинов, торгующих украшениями из жемчуга, которые еще называется охридским бисером, а также серебра и золота.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Любители жемчуга обязательно найдут украшение по душе.

Удивительно, но одной из покупок, которую мы сделали в Охриде и привезли с собой в Москву, стала килограммовая пачка качественного кофе по цене всего лишь в 500 рублей. Как я уже писала выше, македонцы — кофеманы, как и сербы. Традицию кофепития они переняли у своих завоевателей и соседей турков.

Обратите внимание на весы!

Близость к Турции определяет и количество магазинов, где торгуют одеждой. Одежда дешевая, но вряд ли заинтересует брендоманов.

Еда и рестораны

Закончу свой краткий обзор Македонии на позитивной ноте — а еда не может не быть позитивной:)

В Охриде как в городе курортном и туристическом проблем с выбором заведений питания нет. Есть на любой вкус — от забегаловок и трактиров до ресторанов, где еду действительно готовят.

Влияние Турции и Италии сказалось и здесь. Уличный фастфуд представлен турецкими кебабами и шаурмой. Очень популярна итальянская кухня — пицца и паста.

Кроме того, в меню вы встретите блюда сербской кухни — например, ту же плескавицу с растопленным каймаком на верху.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Настоящую македонскую еду можно попробовать в аутентичных заведениях. Например, в трактире MoMir, что находится в старом городе, прямо на берегу Охридского озера, или в ресторане у Софийского храма.

Если будете в Македонии, обязательно попробуйте македонский салат (с брынзой, помидорчиками и какими-то специями — лично я была в восторге), македонские лепешки и густой македонский суп из какого-нибудь мяса. Трапезу можно завершить чашечкой кофе — в Македонии его любят и умеют готовить.

Рыба мне не особо понравилась. Все же мясо на Балканах готовят лучше.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

Что касается традиционных алкогольных напитков, то в Македонии это виноградная самогонка. Очень крепкая и специфическая на вкус. Сербская дуня лучше, хотя мужчинам может и понравиться.

В Македонии есть свое собственное вино — из региона Бовин. На вкус так себе.

Балканы на практике: Македония — маленькая страна больших контрастов

В Охриде есть супермаркеты, а также продуктовый рынок возле старого города. Но осенью на нем ничего интересного не продавалось, кроме капусты-капусты-капусты и других овощей.

А еще в Охриде обитают очень красивые пушистые коты с наглыми-наглыми мордами:)