Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Испания, Португалия Октябрь 2010

8 сентября — 2 октября

Испания-Португалия

Путевка приобретена в VKO, встречающая сторона Marfil

Путешествие состоялось, поравдало ожидание более чем, и вообще было весьма приятным и интересным. Программа тура выполнена полностью, присутствовали также дополнительные мероприятия (обзорная по Барселоне во второй день, фламенко, сентиментальное пение фаду, Обидуш, Эвора, мыс Рока и Толедо!) за что искреннее спасибо гиду (не стоит сразу обращать внимание, что он не альтруист, а деньги зарабатывает — это понятно и не обсуждается).

Отели по программе. Наверное, названия не столь важны (в следующем туре могут быть и наверняка будут замены), но общее впечатления — нормально, скорее даже хорошо. Самый скромным по питанию и обслуживанию был отель в пригороде Мадрида Silken Torre Garden***, по условиям проживания — в Порто. В Саламанке Regio-Salamanka**** был уютен и угостил на ужин шикарным супчиком из морепродуктов… Вне конкуренции отель в Лиссабоне (Altis Park Hotel****) — отлично по всем параметрам и метро рядышком. Отели в Кассаресе и Куэнке на ужин предоставили по бутылке вина на столик. В Салоу Regina Gran Hotel единственным недостатком имеет расположение — самый отдаленный от моря, в глубине по центру города.

Гиды. Лидер группы Андрей — бывший россиянин, 20 лет живущий на Пиренеях, заслужил искреннюю признательности всей группы, что и было озвучено при прощании. Внимателен (особенно к миловидным дамам…), толково все объясняет и имеет самые главные для профессионального гида качества — терпение и человеколюбие, отшлифованные за долгие годы работы трением с непростым человеческим материалом. Локальные гиды в Сеговии и Коимбре-Лиссабоне-Синтре — отлично знающие материал, но слишком тихо говорящие. В некоторых городках гиды оказались вообще не русскоязычные. Сначала сведения наговаривались — интимно — Андрею, он — артистично и громко — транслировал нам. Самый главный недостаток вояжа: на колоссальную группу в 57 человек не были предусмотрены наушники и микрофон для гида. Так что Marfil-у за это — неспасибо.

Первый день. Прилет в Барселону часов 8 утра по местному. Ночной вылет из Домодедово (тяжкое ночное ожидание погрузки в самолет, отвратительный кофе за 180 рублей, сон еще до взлета))…

Отель в пригороде недалеко от станции Алмеда. Остановок 7 до площади Испании. Можно погулять и насладиться испанским воздухом, вечером посетить поющие фонтаны — удалось, хотя после бессонной ночи с перелетом и при прохладной пасмурной погоде день был смутный.

Второй день. Ждали двоих прилетающих позже на день туристов за что — бонус: пара часов по Барселоне: парк Гуэль, Саграда Фамилия и Кафедральный собор. Игрушечные пряничные домики на входе в парк просто замечательны. Жизнерадостные мозаики, неожиданные формы. Мир Антонио Гауди — такой настоящий (природные мотивы) и такой сказочные (яркий и необычный).

По Барселоне проходил забег спортсменов-любителей, поэтому долго бродили пешком кружными тропами, но в Кафедральный собор дошли и Рамблу и увидели.

Дорога в Мадрид через Сарагосу. Базилика святой девы Пилар с росписями Гойи на потолке; собственно родина великого художника — памятник ему на площади показался… маловат по сравнению с масштабом человека. Местные мармеладно-шоколадные конфеты — попробованные и высоко оцененные только в Москве, — туристический атракцион, куда же без этого… И оооочень внусный кофе-соло в чашечке величиной с наперсток на площади перед базиликой.

Отель опять в далеком пригороде, рядом со строящимся торговым центром — безликий, неуютный. Мадрид же очарователен, хотя на мой вкус слишком современен — неожиданно и отлично от других испанских городков.

Третий день: Сеговия.

Пиренейский вояж

Поразительный акведук, создающий уникальную атмосферу площади. Запоминающийся собор 16 века в центре города. Ну и «замок Белоснежки» (Дисней использовал изображение в знаменитом мультфильме) Алькасар в Сеговии — тщательно и многократно сфотографированный с разных точек и все равно — гораздо лучше в натуре. На башню забрались. Вид сверху был приятен, но всех же не стоил затраченных усилий…. Именно здесь в Сеговии готовят знаменитых жареных молочных поросят, которых разрубают на порции обычной тарелкой, виртуозно разбиваемой затем на потеху туристам. Оценки это блюдо получило разные: кто-то съел всю порцию (18 или 16 часть поросенка), кто-то не смог проглотить не куска из-за специфического запаха свежего — не замороженного — мяса.

Впереди Мадрид. Вечерняя экскурсионная прогулка по центру (Королевский дворец, кале Майор, Пласа дель Соль), шопинг умеренный — еще долгий путь предстоит…… По совету Андрея в кофейне недалеко от Пласа Майор отведаны и высоко оценены: чурос (пончики, имеющие вытянутую форму) с горячим шоколадом и горячим же чаем. Мням… Там же неподалеку в кондитерском магазинчике куплены вкуснейшие орешки в шоколаде для дочки. В этот же вечер — скорее ночь — желающие — человек 15 — на нашем же автобусе посетили фламенко. Здорово! Эмоциально и красиво. Тинто-де керамо — прошу прощение за произношение — красное вино с лимонадом — ничего так, вкусно. Вообще в течение вояжа Андрей со знанием дела и натуры российского туриста рекомендовал и диктовал названия напитков и блюд, а также необходимых выражений по-испански, затем по-португальски — за что отдельное спасибо; кроме того всем были вручены мини-разговорники, что посильно упрощало общение с гордыми аборигенами, не желающими знать даже примитивного английского. Не говоря уже о подробно и с любовью изложенной и многократно (для спящих) повторенной историей Испании и Португалии. Все, что касается католических королей Изабеллы и Фердинанда (чей союз заложил основу современного государства Испания), а также их детей, включая безумную Иоанну, ее сына Карла -5-го для Испании и 1-го для Священной Римской империи, сложных семейных отношений их потомков, воочию увиденных на портретах в Прадо, открытия Америки, изгнания евреев, реконкисты — могу консультировать, знаю назубок…

Четвертый. Прадо! По программе — самостоятельно, Андрей для желающих организовал — заранее — русскоговорящего гида, которая за два часа познакомила нас с шедеврами Эль Греко, Веласкеса, Гойи и Босха. С наушниками! Было немного свободного времени. В магазине музея на русском языке оказался только подробный красочный путеводитель — весом не менее 1,5 кг, но все равно приобретенный и изученный в долгих переездах.

Затем Эскориал.

Пиренейский вояж

Очень быстро. Самые взрослые члены нашего вояжа жаловались на скорость передвижения. Что — правда, то — правда. Посмотрели дворец, констатировали аскетизм быта сильных мира сего прежних времен. И их категоричное разделение на женскую и мужскую половину жилища. Меня больше всего поразила библиотека манускриптов и рукописей, уступающая только ватиканской, но сохранившаяся, к сожалению, не в полном объеме из-за пожаров. Великолепный собор. Распятие Бенвенуто Челлини (?). Пантеон жутковат, но не настолько, как описано у Фейхтвангера.

Вы не поверите, но в этот же вечер мы еще успели осмотреть Саламанку — университет, площадь одноименную с главной мадридской, поискать знаменитую лягушку на фасаде собора и попробовать вина в уличном кафе. Ужин в отеле был очень поздний (супчик именно здесь был из морепродуктов), зато спалось………

Пятый день. И снова в путь. Границу Испании с Португалией пересекли молниеносно — не было пограничников, только лаконичный указатель. Пейзаж быстро изменился. На смену средиземноморским соснам встали эвкалипты. Каменные громадные валуны, холмы зеленые и далекие горизонты. Вы думаете, мы все время праздно глазели в окно? Щас, мы учили португальский. Он, конечно, на испанский похож. Но одно дело «Буенас диас» — это по-испански, а совсем другое — «Бон диа» — это уже по-португальски «добрый день» значит…. И если в Испании уместно с каждым встречным-поперечным здороваться «ола!», то в Португалии сие допустимо только между близкими знакомыми. А вы думали — просто?

Пиренейский вояж

А Порто оказался милым, уютным городком — без лоска и острых углов. Кофе португальский попробовали и купили молотый домой — очень рекомендую. Посмотрели воочию на сухую треску в витринах уличных магазинчиков. Бакалау — местная кухня — сушеная треска тушеная с оливками, картошкой и оливковым же маслом. На вкус — ничего так — приятно, но когда Андрей рассказывал о процессе домашнего приготовления сего блюда — хотели уже покупать и сухую рыбину — готовить шедевр дома, но вовремя одумались……. Побывали на центральной площади. Попробовали печеных каштанов возле достопримечательного историческими изразцами железнодорожного вокзала — похоже на картошку печеную, хотя вкусно конечно. Собор святого Франсиско с деревянным резным убранством внутри — грандиозное впечатление. Кажется, там — Богоматерь благоприятной смерти — это моряки молили Деву Марию о смерти в своей постели, а не в пучине морской. Простите за неуместное выражение, в соборе — шокирующая анимация (?) группа казнимых арабами пастырей — с отрубленной, полуотрубленной и готовящейся к отрубанию головой …

Посещение винного погреба. Интересный фильм о производстве портвейна. Оказывается, в Португалии до изобретения давильной электрической машины, виноград давили ногами серьезного вида крупные мужчины. Бывшие в составе нашей группы болгары пошутили, что в Болгарии это делают женщины — красивые и молодые, желательно. И поэтому вино вкуснее… Колоссального размера бочки многолетней выдержки благословенного напитки. Вы любите портвейн? Я, как не любила, так и не люблю, но теперь разницу между портвейным пойлом и благородная напитком 20-летней выдержки понимаю. Почувствуйте разницу, господа. Вкусовые ощущения останутся с вами надолго. Прогулка на кораблике по реке, разделяющий город на две половины, до океана и обратно. Весело, да еще день был солнечный, да еще после дегустации.

Вот отель был скудный. Простите, но похож на советский — в далекой провинции, где все еле-еле работает, старенькое и обшарпанное. Зато, какая была виртуозная парковка в исполнении нашего водителя Антонио! Громадный автобус (на 60 человек с водителем и гидом, если помните) припарковал в узенькое пространство напротив отеля, перегородив намертво минут на пять улицу с двусторонним движением — собралась большая по местным меркам пробка машин в двадцать, НО никто не сигналил и не орал… Дружная и шумная овация в результате…

День шестой что-ли…. Накопившийся недосып. Разница с Москвой в 3 часа спасала. В Порто 7 утра, в Москве — 10, жить можно… На повестке удивительный город — старая столица Португалии Коимбра. Случайным образом мы попали на начало учебного года в португальских вузах. Группы однокурсников, разделившись по гендернему признаку, в двориках, проулочках и закуточках старого города — громко и воодушевленно кричали друга на друга непонятные, но эмоциональные «кричалки». Еще хлопали в ладоши. И топали. И смеялись. И махали руками. Группа поддержки в лице родственников плотно окружала конкурсантов. Весело живут португальские студенты… Аналогичное зрелище наблюдали днем раньше в Порто. Там одетые в желтые накидки первокурсники сплавлялись по реке, выстроившись в шеренгу на палубе. Старшекурсники же — в черных накидках, на берегу — обменивались с ними столь же звонкими «кричалками», да еще вскидывали руки в приветствии, напоминающем «салют» римских легионеров…

Комплекс старого университета Коимбры (посетили университетские библиотеку и собор), узенькие извилистые улочки, древние соборы, черепичные крыши сменились современной авеню с обычными туристическими товарами, приведшей нас к автобусу… Фатима — одно из мест явления Богородицы на земле. Место очень интересное, да к тому же тесно связанное с Россией. Свои комментарии опущу. Кому интересно по существу: http://www.proza.ru/2008/08/23/27

В путь — в Лиссабон. По дороге посетили — очень быстро — монастырь Баталья. Монастырь — просто шедевр архитектурный, усыпальница Жуанитов — прелестные витражи и мраморные надгробия. Самый — субъективно — запоминающийся и красивый исторический памятник Португалии.

Бонус: городок Обидуш. Часик побродили по узеньким очаровательным улочкам, полюбовались крепостной стеной, собором, а также! отведали местное угощение: в маленькую шоколадную чашечку наливается из громадной пятилитровой бутылки вишневый ликер. Устройство для наливания напоминает вагу деревенского колодца. Ликер выпивается с удовольствием, чашечка — на закуску — съедается с не меньшим наслаждением. Цена 1 евро. Количество подходов не ограничено. Сограждане, не боящиеся перевеса в аэропорту, прикупили действительно вкусного ликерчика, проконсультировавшись предварительно о его разновидностях, выдержке и качестве. Некоторые, у кого, вероятно, по два чемодана на брата — позволили себе приобрести и шоколадные чашечки….

Пиренейский вояж

Вот и столица! Совсем темно. Очень поздний ужин с зеленым вином (рекомендую). Отель Altis Park Hotel рекомендую также.

День седьмой назывался свободным. Автобусно-пешеходная экскурсия по Лиссабону с посещением башни Белем на берегу реки Тежу, готического чуда — монастыря Жеронимуш, удивительным образом уцелевшего после чудовищного землетрясения 1 ноября 1755 года и чуда современного — океанариума. Прокатились на фуникулере. Отведали кальмаров с креветками в ресторанчике на берегу. Зашли в торговый центр Васка де Гамма. Доехали на метро до центра, долго и с упоением бродили по улочкам и набережным. Кофе в Португалии очень хорош… еще миндальный ликер если туда добавить… Андрей, персональное спасибо от гурманов.

А вот билеты в метро покупать сложновато. Я купила билет за 3 или 4 евро на сутки без ограничения поездок и не знала хлопот, а вот соратники — разовый билет, на который при каждой поездке нужно было класть 85 еврокопеек. Это было сложно, господа. Автомат выплевывал зеленую карточку и зло сыпал медную мелочь, но карточка оказывалась не активированной. Остались бы подольше — разобрались, а так действовали методом проб и ошибок. Схема же метро простая, пересадки понятные. Еще можно на трамвайчике старинном прокатиться. Только имейте в виду: трясет очень сильно… На подъемник взобраться (Эйфель проектировал) в самом центре. Есть еще крепость наверху. Вид потрясающий.

Восьмой. Синтра — королевская дачная резиденция недалеко от столицы. Зал геральдики произвел впечатление, а также многочисленные изображения сорок на потолке, приправленные очередной туристической байкой…. Понравился парк с гротами, пещерами и колодцами неподалеку от дворца. В монастырь капуцинов на горе не пошли — не хватило времени, зато постояли на западном краешке Европы — на мысе Рока. Океан живописен, сильнейший ветер, но ощущения…. Живущим здесь в те недалекие века, когда мир ограничивался видимым горизонтом, конечно, хотелось за тот горизонт заглянуть. Что они и сделали, открыв пути в Америку, Африку и прочая… Дорога же наша вдоль бушующего океана пролегала до курорта Кашкаиш.

Пиренейский вояж

Желающие могли там отобедать, мы же пошли исследовать океанскую водичку. Холодно, однако… Вечером посещение обзорной площадки у статуи Христа на высоком берегу Тежу — уже не Лиссабона, а пригорода. 70 метров высотой. Красиво. Но очень ветрено.

День девятый. До свидания, Лиссабон. По 17 километровому мосту пересекаем Тежу, усваивая информацию о том, что в Толедо увидим ее исток уже под названием Тахо. Городок Эвора с миниКостницей — не пошли любопытствовать, хватило Чехии. Павлины в парке. Оригинальные и очень красивые сувенирные изделия из коры пробкового дуба: сумки, портмоне, шляпы и зонты. Портмоне 40 евро, зонтик — 85. Последний португальский кофе. Дорога без конца, дорога без начала и конца…. Вот и Испания. Город Мерида с римским мостом и амфитеатром. Кассарес — родина Картеса, город конкистадоров. Чудесный старый город. К сожалению, на главной площади — ремонт. Увидели два храма. Послушали гитару уличного музыканта. Музеи оружия и инквизиции.

Десятый день.

Пиренейский вояж

Сказочный Толедо! Вид на Алькасар и Тахо. Эскалатор (благоразумно сооруженный в ожидаемого визита королевских особ) приемов в десять поднимает в город от автобусной площадки. Мавританский стиль. Могила Эль Греко. Синагога. Кафедральный собор!!! Чудные толедские украшения и ножи. Страшно подумать об объеме чемодана. Марципаны с чаем. Ну, не знаю. Пирожок и пирожок. Взяли на пробу разных. Понравился только малюсенький — с кедровыми орешками, подозреваю, что из-за них. Наверное, именно в этот момент захотелось полежать на пляже и поплавать спокойно. Эта перспектива уже близка…

Куэнка — висячие дома на скалах, подвесной мост, улочки старого города, очередная обзорная площадка. Дорога почти всегда вверх. Закат живописный и стремительный… Не поверите, еще после ужина пошли гулять.

Одиннадцатый. Валенсия.

Пиренейский вояж

Архитектор Сантьяго Калатрава спроектировал главную достопримечательность — город науки и искусства, ансамбль 21 века. Бело-синее чудо. Старый город. Кафедральный собор. Выставки живописи в соборах, переоборудованных в музеи, — уже самостоятельно. Изумительный фасад музея керамики. Сам музей был закрыт, к сожалению. Наконец-то попробована паэлья. Выбрала черную с чернилами каракатицы. На мой вкус пересоленная и маловато морепродуктов, но в моей порции они хотя бы были очищенные (креветки) и кусочки кальмара. У соратников (все взяли ради интереса разные виды этого блюда) помимо риса в сковородках имелись, а) две больших неочищенных креветки + кусочек кальмара и б) три мелких неочищенных + две раковины, одна пустая. Стоимость от 11 до 14 евро. Туристическое разводило, хотя, понимаю, в принципе блюдо замечательное.

Путь в Салоу казался таким бесконечным… Море уже манило поплавать. И смутно хотелось прекращения бесконечного движения…

Успели-таки искупаться уже в полной темноте.

12 день. Пластом на пляже. Благословенное море. Золотистый песок. Тепло, не жарко. Персики и сливы 1–2,5 евро спелейшие. В Салоу соорудили прогулочную тропу от левой стороны большого пляжа (если лицом к морю) через две ближайшие бухты — красиво.

13 день. Электричкой в 8.45 в Барселону!

Пиренейский вояж

Одна — желающих не нашлось. Вышла на Пассе де Грасиас. Саграда Фамилия изучена с помощью аудиогида. На лифте наверх, вниз — по узенькой лесенке. Два круга (красный и синий) на Бас-туристик. С остановками. Не спеша. Виа Диагональ. Рамбла чуть-чуть. Бари готик. Еще раз Кафедральный собор. Площадь Каталунии. Я с городом прощалась. Теперь нескоро вернусь. Может быть, когда Саграду Фамилия достроят?… А в Салоу опять ночью купались. Гуляющие по пляжу что-то удивленно — вполне доброжелательно — бормотали про «русия…" Честное слово, мы вели себя прилично: просто купались, вина не пили, не хохотали и не переодевались публично. Вода была теплая! Может быть, для аборигенов прохладная, но не меньше 22–24.

14 день. Чуть пасмурно, живописные облака. Поехали кататься на прогулочном катере до Камбрильса. Искупались на пустынном пляже. Прошлись по пирсу. Отведали рыбных явст вкуснейших. Погуляли еще, вернулись автобусом. Пошли собирать чемодан. Ночью — сами понимаете — купаться …ритуал. Попрощались.

15-й……… Меня забрали из отеля в 4 утра. Примечательно, что ресторан гостиницы открыли, кофе машина была включена и накрыт стол с порционными тарелками для всех уезжающих утром.

Москва… + 9…. толчея……. Такси в пробке 1,5 часа……. Я дома.

Резюме. Тур хороший: интересный и организованный. Получился не только историко-познавательный, но и винно-гастрономический… Недостаток существенный один: см. выше. Экономят, группа громадная, микрофонов-наушников нет. Гостиницы хорошие. Гиды профессиональные. Испания прекрасна. Португалия жизнерадостна и открыта. Эта страна не воют на своей территории уже 200 лет…

Когда-нибудь обязательно побываю в южной части Пиренеев (Севилья, Гранада) и еще на пароме в Марокко….

PS не бросайте в меня камни за размещение старого отзыва, просто закрылся сайт, где хранились мои туристические заметки, пытаюсь восстановить — для себя, не для человечества))))