Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был 18 апреля 22:47

Сицилийский «олл инклюзив»

Мессина, Таормина, Катания, Сиракузы, Агридженто + 1 город — Италия Сентябрь 2013

В жизни каждого туриста наступает такой момент, когда надо решить, в какие неведомые дали податься в очередной отпуск. Задачка не очень сложная, у нас давно уже выстроился целый список, и на этот сентябрь намечены Штаты. Вдруг расталкивая очередь, нагло насмехаясь над Штатами, на первый план неожиданно выкатилась Сицилия. Эта трехногая…эээ…дама обитала где-то в подвале нашего списка, хотя Вика не единожды приглашала в гости.

Сицилийский «олл инклюзив»
А это флаг Сицилии. Три ноги и голова медузы Горгоны - герб острова.

А тут как раз в сентябре две подруги моей жены собрались к Вике, ну и своротили нас за компанию. Мудрым пользуйся девизом: «Будь готов к любым сюрпризам!»

В аэропорту Катания приземлились в темноте. Где-то тут должна быть прокатная контора АВИС. Находим, как бы помягче выразиться, скромный сарайчик и получаем сюрприз. Когда бронировали машину на сайте, ставили галочку на полную страховку, а тут нам говорят, что это цена с франшизой 1200 евро! После разборок и раздумий, пришлось выложить еще кругленькую сумму за спокойствие. Наконец нам вручили ключи, голубой Пежо находится на парковке номер такой-то. Пошли искать. На этом номере стоит другая машина. Стали искать по цвету. Голубые — кто угодно, только не Пежо, тогда тупо ищем по номерам. Оказался пыжик черный, хотя в документах написано голубой, а на ключах — силвер. Ха-ха-ха! Привет, Сицилия!!!

Ключ подошел, садимся. Немного непонятно с фарами, но уже поздно, и надо ехать, разберемся по дороге. В итоге, через три дня случайно обнаружили, что ездили все это время без включенных задних фонарей. Ночью на черной машине по неосвещенной трассе с разрешенной скоростью 130 км!

Ехать до Викиной деревни примерно час. В полной темноте здорово выручает навигатор. После радостной встречи с хозяйкой спать улеглись уже заполночь. Наутро — приветственный обед у Вики и ее мужа, коренного сицилийца Дино, а потом синее-синее море. Отдых начался!

У Вики и Дино свой дом в два этажа и дача. От дома до дачи 10 минут пешком, но Дино ездит туда только на машине, ему это кажется далеко. На даче нас и поселили.

Сицилийский «олл инклюзив»

От дома дача отличается только наличием земельного участка. Такой же благоустроенный домик с гостиной и спальней, душем и кухней. Отдельно построена еще одна кухня с печкой, в которой можно запечь барана целиком, там тоже есть диван и санузел с душем. В саду виноград, инжир, кабачки, что-то еще.

Есть парковка для нашего Пыжика.

Очень приятно вечерами ужинать в саду. За бутылочкой местного вина Вика рассказала много интересного о Сицилии и местных жителях. Мы узнали, что благодаря Советскому Союзу, закупавшему лимоны на Сицилии, владелец всего лишь двухсот деревьев считался зажиточным. Когда же Россия переключилась на других поставщиков, много местных разорилось, мы действительно видели немало заброшенных садов. В молодости Дино вынужден был уехать в Америку. На Сицилии у него было два пути: мафия или нищета. Тогда мафия была страшной реальностью жизни сицилийцев, не то, что теперь. Зато сейчас у него, хоть и небольшая пенсия, но им на двоих хватает, главное — он никому ничего не должен и с удовольствием живет на любимой СиЧилии, как тут говорят. От поразительного гостеприимства Вики и Дино иногда даже испытывали неловкость. Вика сама покупала нам вино и продукты (вы не знаете, где качественные), ежедневно готовила для нас (мне все равно надо готовить, и без разницы — на двоих или шестерых), а Дино привозил свежие фрукты (надо знать, где брать хорошие) и призывал активней пользоваться дарами сада! Представляете, вернемся откуда-нибудь, а на столе стоит приготовленный домашний сиЧилианский обед! Вика старалась знакомить нас с национальной кухней. Они сдают второй этаж своего дома, но за дачу деньги брать наотрез отказались, Дино заявил, что друзья Вики — не арендаторы, а гости! Все, что мы смогли им компенсировать — это расходы на электричество, оно у них дорогое, а мы вчетвером ежедневно принимали душ, заряжали технику и т. д.

На Сицилии нам удалось совместить пляжный отдых с познавательным. Иногда утром загорали, а после обеда ехали гулять. Иногда, если уезжали далеко, купались, где получится. Таким образом побывали почти во всех намеченных городах, не поехали только в Палермо, Вика напугала нас многочасовыми пробками. Не забывали и про природные диковины. Должен отметить, что передвигаться по острову лучше всего на автомобиле. Дороги хорошие, и можно корректировать планы по ходу дня. Итак, что мы успели за 9 дней.

Роккалумера.

Этот курортный поселок на берегу Ионического моря фактически слился с нашей деревней, поэтому мы считаем, что жили в Роккалумере. Выглядит она очень просто.

Сицилийский «олл инклюзив»

Отели, магазины, кафешки, пара церквей и настоящая Сарацинская башня 14 в.

Здесь хорошо отдыхать и купаться. На галечном пляже спокойно валялись на тонких тряпках. А какое тут кристально чистое море!

Сицилийский «олл инклюзив»

Я такого нигде не видел. Ни песка, ни водорослей. Мессинский пролив уносит отсюда всю грязь. Вход плавный и быстрый. В сентябре солнце еще жарит и вода теплая, а у них уже закончился пляжный сезон, поэтому людей почти нет.

Пляжные развлекухи тоже ушли на зимовку.

Сицилийский «олл инклюзив»

Безлюдный пляж — как давно этого не было!

Таормина.

Этот симпатичный раскрученный туристический городок обосновался на горе, вершину которой венчает Сарацинская крепость. С одной стороны горы — пешеходный серпантин,

Пешеходный серпантин.

с другой — автомобильный. Поднявшись пешком, мы уткнулись в закрытые ворота крепости, но наградой стали отличные виды на город

Вид на Таормину сверху.

море с бухтами

Серебряное море.

и на Этну. У подножия крепости действует пещерная церковь Божией Матери 15го века.

Церковь в пещере.

Отсюда хорошо просматривается ещё один объект обязательный для посещения — руины древнегреческого театра.

Сицилийский «олл инклюзив»
Вид на древнегреческий театр сверху.

Представления здесь идут до сих пор!

Сицилийский «олл инклюзив»
Живописный задник у сцены.

Можно сесть на скамью, представить себя греком и полюбоваться уникальным задником. Там сквозь пролом в стене, словно картинка в рамке, видна дымящаяся верхушка Этны.

Сицилийский «олл инклюзив»
Там, за облаком, проглядывает Этна.

Вход платный, 8 евро, есть туалет.

И наконец, главная пешеходная улица с бутиками, ресторанами и туристами.

Основной торговый променад.

Она, живописно извиваясь, протянулась через верхний город.

Там же.

Вот тут раздолье для фотографов -погулять стоит.

Сицилийский «олл инклюзив»

Совет. В горной Таормине на машине не ездят, там ходят пешком. Машину можно оставить в нижнем городе у станции фуникулёра на платной стоянке, и подняться на этом фуникулёре в верхний город. Но дешевле проехать на многоуровневую парковку у южных ворот и подняться на лифте.

Из Таормины удобно съездить в каньон реки Алькантара, это рядом.

Сицилийский «олл инклюзив»
При соприкосновении с водой, быстро остывающая лава приняла причудливые формы.

Ущелье небольшое, но весьма необычное, очень рекомендую. Думаю, это единственное место, где воды реки встретились с лавой Этны и создали такие причудливые образования.

Нигде такое не видел!

Парковка бесплатная, есть кафе и туалеты.

По дороге в Алькантару можно завернуть на пляж Джардини Наксес.

Сицилийский «олл инклюзив»
По пути из ущелья заглянули на пляж Джордино Наксос. Уже вечероло.

Путеводители называют этот пляж одним из самых популярных на Сицилии. Народу здесь действительно хватает, он весело баламутит воду на пологом прибое. Мячики, мальчики, девочки… искупаться и отдохнуть на мягком песочке конечно приятно, но пустой пляж и чистейшая вода в Роккалумере все же лучше.

Катания.

Город древний, большой и живой.

Сицилийский «олл инклюзив»
Здание театра Массимо Беллини.

Основанный в 8 веке до нашей эры, он дважды разрушался землетрясениями и семь (!) раз был залит раскаленной лавой Этны.

Сицилийский «олл инклюзив»
Кафедральный собор. В соборе похоронен Винченцо Беллини.

Это не считая войн с полным изгнанием жителей, и опустошительной чумы.

Замок Урсино.

Но каждый раз упрямые сицилийцы возвращались и возрождали город. Для строительства использовали чёрный лавовый камень и белый известняк, поэтому Катанию называют городом контрастов. А еще потому, что покровители Катании — могучий слон

Сицилийский «олл инклюзив»
Чёрный слон из одного куска лавы с египетским обелиском на спине - символ Катании.

и хрупкая святая Агата. Древних построек сохранилось мало, зато последнее возрождение в начале 18го века оставило в наследство целые кварталы специфического сицилийского барокко.

Сицилийский «олл инклюзив»

Вечером на пешеходной улице работает много ресторанов и магазинов.

Улица-кафе.

Этна.

Найти дорогу оказалось не так просто. То есть в навигатор непонятно что забивать. Ориентировались по указателям и спрашивали у местных.

Сицилийский «олл инклюзив»
Попытался изобразить дорогу на Этну из Катании.

Проехав несколько мелких городков с довольно крутыми подъемами, мы попали на очень качественный серпантин с видовыми точками. Он привел нас к нижней станции фуникулёра. Здесь просторные бесплатные парковки, кафе и сувенирные лавки.

Сицилийский «олл инклюзив»
Нижняя станция подъёмника. Сюда приезжают автомобили и автобусы.

Рядом расположены три кратера. На один надо подниматься по очень крутой тропинке, а два других, довольно живописных, находятся на уровне трассы.

Сицилийский «олл инклюзив»
Им хочется заглянуть в кратер.
Весь цветной.

По ним погуляем потом, а сейчас хочется наверх!

Нам туда.

Фуникулёр не работал из-за сильного ветра.

Неработающий подъёмник.

Вместо него автобусы-вездеходы довозили людей до верхней станции подъемника.

Автобус-внедорожник. Фас.

Ещё тот аттракцион! В хорошую погоду они возят народ от верхней станции к кратерам, но сегодня им туда страшно, и мы пойдем пешком! На верхней станции есть кафе, сувенирный магазин, туалеты. Прокат одежды и обуви поможет спастись от холода и ветра во время похода в горы. Одеты мы были правильно, так что сразу двинули в неизвестное высоко. Время от времени под слоем пепла виднелся прошлогодний снег.

Прошлогодний снег.

А пеплом оказалось не что-то мягкое и легкое, как от сигареты, а такие твёрдые и очень острые мелкие камушки.

Сицилийский «олл инклюзив»
Пепел. Колючий и твёрдый.

И когда мы вышли на открытое пространство, то ощутили всю остроту камушков и силу ветра. После нескольких обстрелов такой шрапнелью, стали отслеживать зарождающиеся вихри и поворачиваться к ним спиной. Думали, куртки превратятся в решето, но они выдержали. А из карманов и сумок долго потом вытряхивали этот пепел. Ветер его разносит на десятки километров от Этны. Пару раз на даче сметали с машины пепел Этны. Через несколько сот метров стало понятно, почему сегодня вездеходы не едут дальше. Дорогу замело пеплом, и только по вешкам можно было определить направление, да и ветер наращивал мощь.

Сицилийский «олл инклюзив»
На фоне жерл вулкана. Вешки указывают где была дорога. Красная и белая точки - туристы.

Мы поднялись на высоту примерно 2800, когда увидели облака под ногами и четыре действующих кратера над головой.

Сицилийский «олл инклюзив»
Схема кратеров и последних извержений по годам.

Так можно было идти ещё далеко, но картина уже мало менялась, а перерывы между обстрелами сократились до пары минут и сами обстрелы становились все сильней и непредсказуемей. Мы ощущали себя сталкерами в Зоне с неожиданными ловушками, не всегда успевая подставить спину под внезапную шрапнель.

Сицилийский «олл инклюзив»
Мир облаков у наших ног.

Прочувствовали силу стихии в полной мере и повернули обратно. Восхождение на Этну было самым сильным впечатлением на Сицилии.

Сицилийский «олл инклюзив»
Боковые кратеры - особенность Этны. Вид на нижнюю станцию подъёмника и город Катания.

Сиракузы.

Да-да, именно здесь, Архимед, погружаясь в ванну, воскликнул — Эврика! Здесь он и погиб от меча римского воина. К сожалению, его чертежи на песке не сохранились. Но вернёмся в наши дни. Старый город довольно компактно расположен на острове Ортиджия.

Вход в старый город.

Пройдя по узким тенистым улочкам

Сицилийский «олл инклюзив»

средневековых Сиракуз неожиданно попадаешь на сильно вытянутую Соборную площадь.

Центральная площадь. Вид на собор.

Это главная площадь старого города. Чего только не пережил расположенный на ней кафедральный собор!

Сицилийский «олл инклюзив»
Собор со встроенными древнегреческими колоннами.

Построен он древними греками в честь богини Афины. Потом переделан в христианскую церковь. На столетие превращён в мечеть, но впоследствии возвращён в лоно католической церкви. В стенах собора до сих пор видны древнегреческие колонны дорического ордера.

Сицилийский «олл инклюзив»
Греческие колонны использовали при строительстве собора.

Сохранились остатки одного из первых в Сиракузах храма Апполона.

Вход в гавань Сиракуз с 13го века стережет Кастелло Маниаче.

Сицилийский «олл инклюзив»
Крепость со стороны бухты.

Назвали крепость в честь византийского полководца, в 11ом веке он освободил Сицилию от арабов.

Мост в крепость.

Дать отдых ногам очень приятно на морской прогулке.

Сицилийский «олл инклюзив»
Поплыли на морскую прогулку.

Наш катер отчалил от берега, развернулся и… спокойно пошел на таран. Впереди был ооочень низкий мост Умбертино. Ну никак мы не должны пройти под эти мостом! Тут капитан дает команду: «Ложись!», дергает за веревочку, на борта падает тент, и мы просачиваемся на другую сторону!

Сицилийский «олл инклюзив»
По команде капитана мы пригнулись, он дёрнул за верёвочку и навес шлёпнулся на нас. И мы таки проплыли в арку моста высотой чуть более метра!

За мостом тент встал на место, а мы со смехом поплыли в море. За 40 минут увидели красивые гроты,

Сицилийский «олл инклюзив»
Грот "сердце". Пользуется популярностью у влюблённых.

необычный пляж Сиракуз

"Пляж" старого города.

и старый город с воды.

Сицилийский «олл инклюзив»

В материковой части Сиракуз очень интересен археологический парк Неаполис, там находится множество древнегреческих и римских памятников. Это жертвенный алтарь Гиерона II и Римский амфитеатр (3 век до н. э.).

Древнеримский театр. Вернее его руины.

Полностью выдолбленный в скале величественный греческий амфитеатр (5 век до н. э.), который помнит выступления Плутарха и Цицерона.

Сицилийский «олл инклюзив»

А водопад грота нимф до сих пор питает древнегреческий акведук. Рядом в Райской каменоломне находится впечатляющее творение природы — пещера Ухо Дионисия.

Человечки для масштаба.

Пещера высокая и глубокая, гладкие стены закручиваются так, что в торец не проникает свет. Акустика такова, что на входе хорошо слышно, о чем говорят в торце. Название пещере дал Караваджо, потому что диктатор Дионисий по легенде подслушивал запертых в ней политических узников.

Ното.

Этот небольшой городок известен с античных времен. Здесь бывали Геркулес и Дедал. Ното процветал при разных правителях, но в конце 17го века был практически весь разрушен. Отстроенный город стал жемчужиной сицилийского барокко.

Центр города.

К сожалению, мы приехали поздно, быстро стемнело, и мы не смогли от души насладиться этим чудом архитектуры.

Погулять бы там денек!

Ужин на улице.

Агринджето.

Самая дальняя наша поездка была в Агринджето, и оно того стоило. Город основан греками в 6 веке до н. э. Тогда же была построена Долина Храмов, первым делом туда и отправились. Оказалось, что долина — совсем не долина, а гребень между долин, на котором возвышаются античные храмы — лучшие образцы дорического ордера за пределами Греции.

Храм Геры или Юноны.

Несмотря на солидный возраст, более 2500 лет, они хорошо сохранились. Самый впечатляющий — храм Согласия.

Сицилийский «олл инклюзив»
Храм Согласия хорошо сохранился, так как использовался как христианская церковь.

Христианство помогло ему хорошо сохраниться, разместив в его стенах церковь Петра и Павла. Чтобы посмотреть все храмы, надо пройти приличное расстояние, так что возьмите с собой водичку.

Сицилийский «олл инклюзив»
Древняя олива в археологическом парке.

Отдыхать едем на пляж у Белых скал.

Сицилийский «олл инклюзив»
Едем купаться к Белым скалам.

Народу не много, но пляжный сезон тут еще не закрыт. Работает пляжное кафе, есть переодевалки и платные лежаки с зонтиками. Ну и всякие катамараны. Пляж песчаный.

Сицилийский «олл инклюзив»

Вход дооолгий, пока дети доберутся до глубины, родители успеют их выловить.

Отдохнули? Теперь едем в интереснейший верхний город Агридженто. Должен сказать, много теряют те, кто сюда не заезжает.

Сицилийский «олл инклюзив»

Здесь нет известных достопримечательностей, и даже древний кафедральный собор, который начали строить еще в 11 веке, до сих пор не достроен. (Кстати, собор святого Герланда заложил сам святой. Правда тогда он был не святым, а епископом города.)

Кафедральный собор Святого Герланда. Был построен в конце 11 века по указанию этого святого. Тогда он был ещё епископом. Но собор и колокольня так и не достроены.

Не в этом очарование Агринджето. Побродите по паутине кривых проулков и малюсеньких площадей сформированных в IX — XV веках.

Старые улочки.

Где-нибудь возле распахнутой двери вы обязательно увидите сидящую на стуле женщину. Сидят кумушки на улице и переговариваются. А детишки разного возраста резвятся на улицах, свободных от машин и туристов.

Крутой город.

Масштаб небольших домиков и неспешная жизнь придают этим узким улочкам прямо-таки домашний уют. Кажется, что идешь не по улице, а по длинному коридору коммунальной квартиры.

Сицилийский «олл инклюзив»

Это прелестно. Несмотря на резкие повороты, по тем улицам, которые пошире, разрешено автомобильное движение. Чтобы машины не скользили на крутых подъемах, некоторые улочки покрыты резиновыми ковриками. В современную часть Агридженто мы не поехали.

Мессина.

Мессина расположилась на берегу пролива имени себя, где когда-то несли свою вахту Сцилла и Харибда. Видимо из-за такого соседства, город периодически трясло и древних построек сохранилось не много. В 1908 году произошло мощное землетрясение и за ним последовало цунами. Тогда полностью разрушенному городу первыми пришли на помощь русские моряки. Не щадя живота своего, они вытащили из-под руин более 2х тысяч человек. За сто лет в Мессине не стерлась память о тех событиях, и в 2012 году на площади Русских моряков установили памятник «Героям милосердия и самопожертвования».

Сицилийский «олл инклюзив»
А это памятник "Героям милосердия и самопожертвования". Здесь меня обуяла гордость за Россию.

Есть в городе здания, которые жители тщательно восстанавливают после каждого разрушения. Например, Кафедральный собор 12го века.

Сицилийский «олл инклюзив»

Он горел, страдал от землетрясений, от бомбежек второй мировой войны, но мессинцы опять и опять скрупулезно всё в точности восстанавливают. Особо интересен резной готический портал и детали фасада. Знаменитое полуденное представление золотых фигурок на колокольне не впечатлило — слишком затянуто. Заслуживают внимания два фонтана. Рядом с собором расположен Фонтан Ориона, мифического основателя города.

Фонтан Ориона созданный учеником Микеланджело.

Он был построен учеником Микеланджело Джованни Монторзоли в честь запуска водопровода в Мессине. Фонтан Нептуна тоже работы Монторзоли, находится не далеко от памятника русским морякам.

Сицилийский «олл инклюзив»
Это конечно фонтан Нептун. Рядом с ним и находится площадь русских моряков.

Встреченный в городе модерн напомнил о родном Петербурге.

Сицилийский «олл инклюзив»
Стиль Модерн. В разных странах он назывался по разному. Вот в Италии не знаю как.

И о том, что бОльшая часть города была восстановлена в начале 20го века. В Мессине мы попрощаемся с Сицилией и поплывем в материковую Италию.

До свиданья Сицилия!

Но это будет завтра, а сегодня нас ждет

ПРОЩАЛЬНЫЙ УЖИН.

Как обычно, Вика все купила сама. Правильное местное вино, мясо у знакомого фермера, натуральные колбаски сольсиджи. Знаете, как на СиЧилии жарят мясо? Кладем кусок на решетку-гриль, макаем веточку базилика в оливковое масло и сбрызгиваем мясо.

Сицилийский «олл инклюзив»

Минут через 5 снимаем нежный сочный ароматный кусман.

А сольсиджи! Что это были за сольсиджи! Нет, это описать невозможно. Под занавес в погасшие, но еще теплые угли гриля надо было зарыть большие красные луковицы. Печеный лук — сицилийское народное блюдо, которое нам ни разу не попалось в ресторанах, и мы хотели попробовать его сегодня, благо на даче лука предостаточно. Но пока вкушали мясо, жарились колбаски. А когда они подоспели, мы вообще забыли про все на свете. Когда же посреди интереснейшей беседы вдруг вспомнили про лук, угли уже остыли, да и мы уже наелись под завязку. Вот так осталось у нас на Сицилии важное дело. И самые теплые воспоминания о гостеприимстве Вики и Дино. Огромнейшее им спасибо за такой замечательный отдых.

Сицилийский «олл инклюзив»

Путешествуя по Сицилии, мы заметили, что многие города приобрели стиль того времени, в котором они восстанавливались после разрушений от землетрясения, извержения вулкана или войны. Было интересно оказываться в разных эпохах. Но когда у меня спросили, что на Сицилии было самое интересное, я без колебаний ответил: «Этна и Виктория!».

Добавляю ссылки на ролики из этой поездки. Их можно посмотреть на страничке Аллы https://ala.tourister.ru/ или прямо на Ютубе 12 роликов о Сицилии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия