Chiffa7
Екатерина — был 1 декабря 15:08
 – все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Иллюзия погружения. Музеи подводной лодки в Москве и Санкт-Петербурге

30 января 2014 г. 15:14 Санкт-Петербург, Москва — Россия Август 2012
21 9

Вы находитесь на борту корабля второго ранга, подводное водоизмещение 1350 тонн, руками ничего не трогать! Вот этого не расшнуровывать. И кнопки не нажимать. Почти так начинается экскурсия по подводной лодке С-189 проекта 613. Подлодка одного из самых массовых проектов едва уцелела в бурные 90-е, самое парадоксальное, что уцелела она такая у нас одна. Подлодки этого проекта СССР начал впервые продавать иностранным заказчикам и сейчас реальнее найти такую подлодку в Швеции или где еще, чем у нас — С-79 с 1994 — в р-не Сурабайя в Индонезии, С-359 — в гавани Наксков в Дании, С-194 — в гавани г. Калмар в Швеции.

3

Именно эту подлодку спустили на воду в 1954 году на заводе им. Серго Орджоникидзе, до 1990 она несла боевую службу, а потом начались мытарства, лодку исключили из состава военно-морского флота, оборудование с нее было демонтировано, до 1998 она стояла в Купеческой гавани Кронштадта, ожидая утилизации. В 1998 из-за неисправности донно-забортной арматуры (на самом деле лодку начали пилить зимой черные металлисты) отсеки заполнились водой и лодка легла на грунт в гавани. До 2005 лодка пролежала на дне и только благодаря энтузиастам, ветеранам-подводникам, лодка была поднята, починена и превращена в музей. В 2010 она открылась для посетителей. На место своей стоянки — у плавучего причала Ленинградской военно-морской базы у набережной Лейтенанта Шмидта — лодка была отбуксирована, после ремонта на Канонерском заводе, в 2007 году. Более двух лет ушло на восстановление оборудования и отсеков подлодки в первоначальном виде.

1

Это редчайшая возможность побывать на подводной лодке восстановленной максимально приближённо к тому виду, в котором она вышла с завода в 1954 году. Все проходы, в отсеках имеют прежнюю ширину, торпеды (имитация), подвесные койки, а главное гермолюки, через которые надо пробираться из отсека в отсек, все на своих местах. Сразу становится понятно есть у вас клаустрофобия или нет)). И появляется глубокое уважение к подводникам — железные люди, в автономке в таких условиях проводили и по полгода. Благодаря малочисленности группы и максимально восстановленному внешнему виду, да еще и плеск Невы в борта, создается почти полная иллюзия того, что уже можно погружаться.

Экскурсии проводят ветераны-подводники. Все начинается с седьмого, кормового торпедного отсека, отсек жилой, койки подвешиваются в три яруса.

1

В шестом отсеке два главных гребных электродвигателя, отсек жилой. В пятом отсеке почти все пространство занято двумя дизелями по 2000 л.с. каждый, температура в отсеке при работающем дизеле может достигать 60 градусов, жить тут невозможно.

1

Четвертый отсек аккумуляторный, жилой, каюты мичманов, камбуз и кают-компания. В третьем отсеке — центральный пост. Второй отсек тоже аккумуляторный, жилой, каюты офицеров, кают-компания, рубка радиосвязи. Первый отсек — торпедный, жилой, койки экипажа размещаются прямо над стеллажами с запасными торпедами.

3

 — Это фляжка?

Резво: — Это портативное дыхательное устройство! — произнесено так быстро, почти истерично, что генерал половину не усваивает, но кивает он понимающе — «А-а-а…« — взгляд на сандалии:
 — Дырки сами делаете?

Лихо и молодцевато: — Так выдают! ©

3

В Москве тоже есть свой музей подводной лодки, у нас стоит Б-369 проекта 641 Б, «Новосибирский комсомолец». Огромная, двухпалубная, этакий обрезиненный кит. Эта лодка спущена на воду в 1980, завод Красное Сормово, в 1998 списана, с 2000 отбуксирована на завод Северодвинска, дабы сделать из нее музей, лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем Дружный в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве. Первоначально и лодку и корабль планировалось установить на Кремлевской набережной, затем было решено, что лодку в виде монумента, фундаментом которого станет четырехметровый пьедестал, установят в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. И лодка и корабль были отбуксированы к причалам Портхладокомбината на Химкинском водохранилище и на несколько лет заброшены. В зимние периоды существовала реальная угроза сдавления льдами и затопления. Плавучесть судов все это время поддерживалась героическими усилиями их малочисленных экипажей. В начале 2003 года лодку планировали установить у причала на набережной Тараса Шевченко в районе пешеходного моста «Багратион», но затем было окончательно решено установить лодку на нынешнем месте — у причала парка Северное Тушино, а Дружный так и стоит заброшенный на месте первой стоянки.

1

Пройдемся? Первый отсек — торпедный, лодка имеет шесть торпедных аппаратов. Могла нести боезапас из двадцати четырех торпед.

Второй отсек — жилой, аккумуляторный, каюта капитана. Третий отсек — центральный пост управления, выход в рубку.

1

Четвертый отсек — жилой, аккумуляторный, в отсеке две палубы: верхняя и нижняя. На верхней палубе расположен выставочный зал — «Музей истории развития дизельных подводных лодок».

1

Пятый отсек — дизельный, три дизеля по 1900 л.с., оставлен только один дизель по правому борту. Шестой отсек — электромоторный, электродвигатель также оставили только дин по правому борту.

1

Седьмой отсек — кормовой, жилой.

1

Стоящая в Москве лодка Б-396, в плане получаемых ощущений от посещения, ни в какое сравнение не идет с-189. В Б-396 прорезали широченный коридор, по которому можно перемещаться хоть на кресле, сняли очень много оборудования, прорезали в борте двери входа и выхода… Когда после С-189 мы попали в московскую подлодку, то это было жуткое разочарование, ощущение, что нам дали фантик без конфетки. Самым интересным оказалась модель этой самой подлодки «в разрезе», вид до-музейный.

Тактико-технические данные

С-189

Водоизмещение надводное, т / подводное, т — 1050 / 1350

Длина, м — 76

Ширина, м — 6,3

Осадка средняя по крейсерской ватерлинии — 4,5 м

Глубина погружения (рабочая / предельная) — 170 / 200 м

Автономность, сут. — 30

Дальность плавания в надводном положении скоростью 10 узлов — 8580 миль

Дальность плавания в подводном положении скоростью 2 узла — 350 миль

Энергетическая установка: дизель-электрическая, л.с. / линий вала / гребные винты, шт. — 2×2000 / 2 / 2

Скорость хода: надводная, уз. / подводная, уз. — 18,25 / 13,1

Вооружение: 4 носовых, 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов с системой стрельбы ГС-56 (глубина стрельбы до 70 м.);

Количество торпед, мин — 12 торпед или 22 мины

Экипаж, чел. — 54

Б-396

Водоизмещение надводное, т / подводное, т — 2750 / 3550

Длина, м — 90,2

Ширина, м — 8,6

Осадка, м — 5,9

Глубина погружения, м — 300

Автономность, сут. — 80

Дальность, миль — 15000

Энергетическая установка: дизель-электрическая, л.с. / линий вала / 5−ти лопастные винты, шт.- 3×1900 / 3 / 3

Скорость хода: надводная, уз. / подводная, уз. — 13,5 / 16

Вооружение: носовых ТА калибра 533 мм., шт — 6

Количество торпед, мин — 24

Экипаж, чел. — 78

Ссылки на сайты музеев:

Москва

http://museum-vmf.ru/museum/384/index.phtml

Сакнт-Петербург

http://www.s-189.ru/index.php/skhema-oborudovaniya

и немного кораблей на Неве.

1
1
2

Фотоальбомы к рассказу

Россия: полезная информация

Комментарии

Elena_Samuseva
30 января 2014 г. 19:13
Спасибо за экскурсию . Каждый день бегаю по набережной Невы ,но на лодке всегда висит объявление-музей закрыт.
Chiffa7
31 января 2014 г. 10:09
неужели закрыли?((( она такая настоящая по ощущениям... если закрыли, то очень жалко, но вроде на их сайте объявлений о закрытии нет.
Elena_Samuseva
31 января 2014 г. 12:24
Может быть я не в то время бегаю
arxitektor
30 января 2014 г. 21:50
Ух как интересно и необычно! Спасибо!
Chiffa7
31 января 2014 г. 10:10
рада, что нравится, вот если бы мы еще в Вытергу в рабочее время успели приехать, а не вечером, то смогла бы и с их подлодкой сравнить.
vibas
31 января 2014 г. 5:57
Отличный музей!
Привет, Катя! )
Chiffa7
31 января 2014 г. 10:10
привет)) спасибо. жизнь с чистого листа?)
vibas
31 января 2014 г. 10:44
Chiffa7 писал 31 января 2014 г. 10:10
жизнь с чистого листа?
Ну, это тебе лучше знать)) Твой же блог )
albygan
12 февраля 2014 г. 12:06
Классный рассказ! Интересный и познавательный, прочитал с удовольствием. Спасибо. Обязательно беру на заметку.
Chiffa7
12 февраля 2014 г. 12:16
Буду рада, если пригодится. Если что, то еще один музей подводной лодки есть в Вытегре, в Карелии)).
albygan
12 февраля 2014 г. 12:37
Я вот был только в лодке времен Второй мировой, американской "Баффин" в Перл-Харборе. Поразился бытовым условиям - душевым кабинкам, нескольким гальюнам, вполне приличной кухоньке. Вот не помню точно, по-моему там и стиральная машина была! Год постройки где-то 1938-39. Интересно было бы сравинть с нашей!
Chiffa7
12 февраля 2014 г. 15:28
я бы такое сравнение с удовольствие почитала) мне тоже интересно сравнить.
albygan
12 февраля 2014 г. 16:08
http://www.tourister.ru/responses/id_3571 - это очень кратко, даже всего-то пару слов, Тем не менее хорошо помню...
Chiffa7
12 февраля 2014 г. 16:29
спасибо. пошла читать.
DariaZi
11 октября 2014 г. 18:50
А я была на подводной лодке в Генуе... А вот до нашей не дошла....
Chiffa7
12 октября 2014 г. 15:25
и как генуэзкая подлодка? переделана или оставлена как есть?
DariaZi
12 октября 2014 г. 16:42
Как есть... К сожалению на планшете нет фотографии подлодки' но парочка есть в отзыве http://www.tourister.ru/responses/id_7761
Chiffa7
13 октября 2014 г. 13:33
спасибо, погляжу.
sovikont
12 октября 2014 г. 18:09
Интересное место!! даже и не знала о таком месте в Питере!Спасибо за открытие!
Chiffa7
+1
13 октября 2014 г. 13:34
в Питере, судя по всем виденному, самая интересная подлодка, из наших музейных. Буду рада, если пригодится.
sovikont
+1
13 октября 2014 г. 14:50
Возьму на заметку))) Спасибо!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.