Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 20:32
Как интересно изучать собственное Отечество!

"Великолепно оркестрованный город"

Вена — Австрия Декабрь 2013

Как неожиданно и блестяще сказал о Вене Стефан Цвейг «Это великолепно оркестрованный город».

Почти у каждого гида в Вене есть экскурсия «Музыкальная Вена», но я попытаюсь провести вас не столько «своими тропами», сколько попробую настроить на слышание этого оркестрового голоса и рассказать о том, что возможно потом пригодится и туристам, и, возможно, венским гидам.

«Заезжий музыкант целуется с трубою» — помните Окуджаву? Да, я заезжий музыкант, который всю жизнь из далекого-далека, слышал голос Вены и теперь вдруг очутился-очнулся (как-то даже неожиданно — вроде бы поездка не планировалась заранее) в этом удивительном городе.

Великолепно оркестрованный город

Чему отдать предпочтение? Столько жизней переплелись здесь и все так непохожи! Сколько музыки здесь рождено! Сколько любовей, разочарований, крушений и надежд помнят эти здания, мостовые, уютные дворики, даже старые деревья, и узкие средневековые улочки…

Вот эту улочку видел из окна своего дома Моцарт.

Великолепно оркестрованный город

О чем думал он, когда стоял на этом месте и возможно ждал кого то, кто появится из-за поворота, может быть путника, может быть карету. А может быть, просто думал, или слагал мелодию, которую потом будет петь весь мир, пить как чистую воду из родника. Такие это были мелодии!

Да что там! Средневековые! Город возник в начале новой эры. Его построили римские легионеры по другую сторону Альп на берегу прекрасной реки, обдуваемой теплыми ветрами. «Виндобона» — «добрые ветры» — так назвали свое поселение первые жители будущей Вены. Ласково и даже как-то музыкально, не правда ли!

Великолепно оркестрованный город

Остатки крепостной стены я видела только на большом плакате в центре Вены, но знаю, что при строительстве, здесь нередко находят всяческие древности.

Вот этот вход в Собор св. Стефана называют большим, не только потому, что он большой, но, и в память о находке — огромной кости мамонта, которую нашли на этом месте и вывесили когда-то на всеобщее обозрение.

Великолепно оркестрованный город

Легенды переплетаются с историей, подтвержденной документами и археологическими находками.

На одном из древних надгробий была обнаружена надпись в честь трубача XV легиона Кайя Валерия. Он поражал своих современников мелодиями, что принес сюда от своей родной Италии. Кажется, венцы всегда умели ценить и чтить своих музыкантов.

Великолепно оркестрованный город

Помню зимний вечер, мне на ночь читают сказку Андерсона «Свинопас». В конце «звучит» песенка «Ах, мой милый Августин», которую поют герои. Я тогда и не ведала о том, что песенка эта действительно существовала и была очень популярна. Она сложилась в народе в честь знаменитого уличного музыканта Августина, что жил в Вене и сам был ее незамысловатой песней.

Венцы до сих пор любят рассказывать историю (а она и действительно могла произойти), как Августин с его песнями помог «победить чуму».

Великолепно оркестрованный город

У памятника в честь победы над чумой, что в центре Вены, кто-то обязательно, с улыбкой, да и расскажет (как будто сам был знаком с ним) о кряжистом Августине, в стоптанной обуви, и потертой одежде, что с утра навещал все трактиры и везде был принят, как добрый гость. Венцы (словно это было вчера), отмечают, что у Августина был отменный аппетит, а уж запить жареные колбаски чем-нибудь горячительным, было просто необходимо. Августин всех своих щедрых кормильцев одаривал хорошей песней, но к вечеру был так пьян, что засыпал, нередко прямо на улице.

Он не изменил своим привычкам и во время эпидемии чумы. Ходил, пел, веселил, вселял в сердца согнувшихся от горя и невзгод соплеменников надежду на победу.
Так и получилось, что венцы увековечили свое почтение легендарному Августину и в народной песне, и в памятнике, где он стоит с волынкой под мышкой.

Трудно сказать — какой памятник дороже. Ведь впоследствии многие маститые музыканты-венцы, использовали этот мотив, как музыкальную цитату в своих серьезных симфонических произведениях, чтобы дать музыкальную характеристику певучей душе народа Австрии.

Народные уличные музыканты вообще были очень почитаемы в Вене. Иногда они выполняли функцию своеобразной музыкальной газеты. Собирали все новости, что происходили за ночь, а утром в виде песен и куплетов, распевали их на улицах перед любопытной толпой.

Великолепно оркестрованный город

И вот ведь «дотошные журналисты» — им было ведомо даже то, что происходило в домах вельмож (на кухнях и в прислугах всегда служили свои люди).

Все это нравилось простому люду, не нравилось тем, чьи проделки становились достоянием гласности, но все, же народных музыкантов чтили.

Так знаменитый народный певец Шмельцель в 1543 году особым императорским указом был освобожден от налогов и получил в подарок целый виноградник!

Стоит немного свернуть с главных улиц, проспектов и через маленькие дворики, или ворота мы попадаем на почти музейные средневековые улочки.

Великолепно оркестрованный город

Улочки строились зигзагами, чтобы уберечь людей от стрел — время было неспокойное.

Одним из способов защиты от внешнего мира, стала и организация многочисленных цехов и корпораций (медиков, строителей, портных). Люди объединялись, потому что вместе — это всегда легче и надежнее. В 1288 году в Вене была создана первая в мире корпорация музыкантов «Братство святого Николая».

У братства, как и у любой другой корпорации, был свой устав и даже, такое новшество, как касса взаимопомощи. Престарелые, безработные музыканты могли здесь рассчитывать на помощь.

Великолепно оркестрованный город

Каждое утро члены Братства собирались на площади святого Стефана, чтобы распределить между собою заказы на работу (все было по-честному). Вначале работа была регламентирована только чертой города, но впоследствии некоторым музыкантам стали разрешать (по общему согласию и рекомендациям старшин Братства) выступать и за пределами Вены.

Кстати. своеобразной корпорацией был и род Бахов и хотя представители фамилии были родом из Тюрингии, а сам великий Иоганн Себастьян Бах, именуется нами не австрийским, а немецким композитором, но корни такой семейной музыкальной корпоративности, были заложены именно в Вене.

По всей стране и даже Европе существовало столько музыкантов, принадлежащих этому роду, что уже само имя Бах, в музыкальной Европе с некоторых пор стало ассоциироваться с понятием музыкант.

Великолепно оркестрованный город

Ах, как много хочется рассказать именно о музыкальной Вене, но время рассказа ограничено, ведь это рассказ, а не роман! Если будет интересно, я продолжу эту серию, ведь так получилось, что я только начала свое повествование…