ZhenyaPoppins
Женя Пьянова Пользователь — была вчера 18:58
Рассказ участвует в конкурсе «Лучший новогодний рассказ 2014»

Из века XV в век XXI

28 января 2014 г. 8:00 Ленинградская область — Россия Январь 2014
54 26

Людей в тех краях почти не осталось. Да и церквей поубавилось: горит дерево от молний и случайной спички, чахнет без умелых рук человеческих.

4
7

7 января. 10 утра. Темно. Часовня Николая Чудотворца стоит посреди поля, окружённая лесом, недалеко от Онежского озера. Заходи внутрь, наклонись под притолокой, подумай о своём…тихо…иконы, свечи в углу, резная скамья…когда здесь последний раз были люди?

3
4

Деревянная архитектура Руси (XV — X1X век) разбросана по холмам, близ рек и деревень, и так крепко сшита и сколочена, что до сих пор жива.

В деревне Согинцы остались несколько изб, Никольская и Ильинские церкви с колокольней, да одна старуха. Она за ними и присматривает. Дверь подобьёт, мусор выметет, свечи задует, собак накормит. Раз в год бывает служба, заезжает священник, собираются редкие соседи с окрестных деревень. Летом людей больше: ягоды в лесах да ласковая вода с озера, другое дело зима. Дай Бог, уберегут…

Наткнулась в сети:

«Раньше по берегам Пидьмозера располагалось целых два перекликающихся через водную гладь ансамбля — Покровская, Власиевская и Сошествия Святого Духа церкви в Волнаволоке и Пидьмозерского погоста — церкви Покрова и Богоявленская. Пидьмозерский погост был уничтожен в 60-е годы. Две сохранившиеся церкви Волнаволока, с уже имевшимися планами реставрации, погибли от случайной искры „рыбачьего“ костра в 2004.»

7
3
3
4
2

Что ждёт часовню Петра и Павла в Заозёрье, храм Дмитрия Мироточивого в Щелейках, церковь Рождества Богородицы и ряд других творений?

5
7
4

В своё время Георгиевскую церковь (1496 год) спасло почти чудо. Живёт недалеко от неё 84-летний монах Пётр Афанасьевич, с такой добротой в глазах и облике, что поискать. Свет в человеке. Пётр Афанасьевич в своё время починил прохудившуюся крышу и спас её от разрушения. С тех пор и присматривает за ней. Редких гостей встречает, молитву читает.

(Возведенная на берегу Юксовского озера в 1496 году. Третья по старшинству, но единственная находящаяся в месте заложения из деревянных церквей и часовен Русского Севера…. Остальные: церковь Воскрешения Лазаря XV века из Муромского монастыря — теперь в Кижах, церковь Ризоположения 1486 года — в Кирилло-Белозёрском монастыре.

4
6
3

Мне повезло его слушать, повезло всё это увидеть и запомнить.

В Санкт-Петербурге уже растут «Петербургские Кижи» на территории Невского лесопарка — храм-ремейк, который будет напоминать знаменитый древнерусский северный шедевр: Преображенскую церковь. Новодел, где вместо настоящих колоколов каждый час звучит записанная мелодия: играет клавесин. Здорово, но не то. Это не настоящее. А настоящее стоит в 3х, 4х часах езды от Санкт-Петербурга, как редкий вымирающий вид посреди затерянного мира.

Говорят, снега для грядущей Олимпиады хватит ещё лет на… все близлежащие горы прочистили, приготовили по современным технологиям и охраняют.

А тут такое наследие….неужели не сохраним? Обидно.

2
3
8
8
3
8

Задумчивые праздники у меня выдались, не типичные. После увиденного тяжело, в Питер подалась. Шесть лет не была — город новогодний расцвёл. Витрины манят, Нева горит, смотрят издалека подсвеченные силуэты сфинксов, покажется карета у Зимнего, пройдут фигуры в костюмах из века вчерашнего. Красив город, лёгок и суров. Любуюсь на Исаакий, на пары среди огней, спросила — вежливо ответили, дорогу показали. Светает в 11, днём сумерки, комната в гостинице с высоким окном, и подсвечники на стене …

6
4
2
2
7

А Москва яркая. На Красной площади песни, кони по кругу, бабы в платках, гуляния, калачи, блины, квас, глинтвейн, матрёшки краснощёкие, шары, ёлки, шары…хорошо! По-доброму всё, скверы в золоте и серебре — на мой взгляд аляповато, но людям нравится. Мчатся дети на конях, хрустят обёртки от шоколадных конфет, летит конфетти в будущее, расцветают яблони и груши в сильных руках гармониста — отвлеклась, нагулялась, повеселела…

4
3
2
6
2
3

А где-то там глубоко внутри картинка в сердце дрожит: бабка, перекрестившись на образа, к двери наклонилась, подбивает её, рассохшуюся, пыль выметает, на улице длинной перед покосившимся домом щенята возятся, в доме в окне — телевизор работает, новости идут….читает молитву Пётр Афанасьевич, лицо светлое, глаза добрые….псалтырь перед окном…Георгиевская церковь из X V века, гордая, издалека глядит…а вокруг — ни души…

5
2
2
5
3
4

Частные гиды
в Ленинградская область

Комментарии

iffoneoff
+2
28 января 2014 г. 8:19
Смотришь на всё на это - и шерсть дыбом... Такое ощущение, что две разных совершенно страны...
ZhenyaPoppins
28 января 2014 г. 12:53
Олег, у меня тоже такое ощущение. Когда ехала, примерно представляла, что там увижу, но чтобы до такой степени - нет. Если в ближайшее время ничего не изменится, то мы это потеряем, увы....
А столицы хороши, да...
Спасибо!
Otso
+3
28 января 2014 г. 10:08
Вектор таков: наши дети и внуки утратят последние крохи традиционной русской деревянной архитектуры, не сгоревшие и не сгнившие при нас
ZhenyaPoppins
+1
28 января 2014 г. 12:55
От этого так грустно...ну, парки с новоделами, думаю, будут. А вот наше исконно-русское, от предков - вряд ли...что мы за страна такая?...столько у нас земель стоят, которые никому не нужны. Михалков недавно снял документальные фильм "Чужая земля". Не видела пока. Но, говорят, из последнего эта рабата выделяется. Хотя и так всё понятно, и без фильма.
Спасибо.
Kapuletta
+1
28 января 2014 г. 14:01
Спасибо за то, что поднимаете эти темы в рассказе...И Тепло и Грустно одновременно...
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 2:23
Спасибо, Елена. Я вот думала сначала: писать об этом или нет, а потом решила писать. Хотя, конечно, о радостном говорить легче, и пока ещё ничего трагичного не случилось. Как Сергей ниже сказал: а вдруг? Как крепко наши предки строили, на века. Может, всё-таки и сохраним....
vasilets
+1
28 января 2014 г. 17:06
Женька,

грустную тему ты подняла - гибель нашей истории, ее памятников и истинно русского уклада жизни. Увы, когда народ позволил уничтожить Советскую власть, вместе с ней был подписан приговор остаткам нашей истории и культуры. Сколько беззвестных памятников гибнет на просторах нашей Родины...
Жаль, но жизнь продолжается, надо надеяться на лучшее, а вдруг...?
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 2:30
А что ж нам ещё остаётся? А вдруг? Эх....Советская власть рухнула не просто так. Рвётся там, где тонко. Плохо знаю то время, было в нём и хорошее, и плохое, но если памятники тогда охранялись, а земля не скудела - это плюс, конечно...хотя Советская власть столько храмов уничтожила, веру искореняла, что, безусловно, не в копилку...Ну, да мы уже в другое время живём...хочется понять, что делать в это время....но вот пока кроме как опубликовать репортаж - мыслей нет...
Спасибо!
Redcat
+3
29 января 2014 г. 12:36
vasilets писал 28 января 2014 г. 17:06
Увы, когда народ позволил уничтожить Советскую власть, вместе с ней был подписан приговор остаткам нашей истории и культуры.


Увы, когда народ позволил уничтожить Российскую империю в 17-м, вместе с ней был подписан... и далее по тексту. Прежде, чем начать охранять что осталось, советская власть вдоволь покуражилась над историей России и ее наследием. Поскольку история всегда движется по спирали, думаю, что скоро опять начнем сохранять, что осталось....
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 13:07
Согласна. Вот поскорее бы эта спираль начала....
margaritabuch
+2
28 января 2014 г. 18:01
Очень пронзительный текст. Фотографии киношные. Но, к сожалению, это не кино, а жизнь, которая ещё теплится там в 21 веке. Спасибо за рассказ! Эх, пойду я про море тёплое почитаю!
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 2:37
Спасибо, Маргарита!
Да, кино получилось бы хорошее.
Alware
+5
28 января 2014 г. 18:52
Женя, какой эмоционально пронзительный новый год у тебя получился - разительно отличающийся от тостов-фейеверков и традиционной уличной суеты!
Читал - подумал, вот почему я люблю ездить по кладбищам. Там красиво, но все умерли - и им все равно. А тут - красиво, но все умирает, на глазах, и эмоций сложно-горестных куда больше.
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 2:36
Спасибо, Серёжа. ты очень точно описал моё состояние...обычно мой новый год в горах - бесшабашный, в снегу и со снежками...ну, что ж...увидела другое - буду ещё думать над этим, но точно не забудется.
vibas
+2
29 января 2014 г. 5:33
Женя, поражен!!! Удивительные места! И люди... Вот оно - настоящее!
У меня все-таки больше светлых чувств - хорошо, что такое еще есть! Осталось. Сохранилось...
А сохраним ли?... Вот, может, пройдет путиниада олимпиада в Сочи, да сместятся приоритеты к чему-нибудь более вечному...
Фото бредущего в свете фар человека - гениальное!
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 13:11
Витя, спасибо! Да, это самое что ни на есть настоящее....и как-то светлее после твоего комментария...)
Это фото как аллегория к нам - бредём сквозь туман к свету..
vibas
30 января 2014 г. 5:14
Кстати, а что к нам-то не заехала?
arxitektor
+3
29 января 2014 г. 9:41
ZhenyaPoppins писала 29 января 2014 г. 2:30
мыслей нет...
- пока читал комменты пришла мысль. Делюсь. Может сайту и его блогерам пора что-то сделать? Может взять под опеку вот эту конкретную церковь с одинокой старухой? Выяснить что там надо сделать для сохранности, обмозговать, скинутся и помочь. Женя координаты и подробности даст. А может и возглавит процесс?
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 13:16
Андрей, спасибо! Спасибо за мысль...я поддерживаю её, но трезво понимаю, насколько это сложно осуществить. Любой процесс должен кто-то возглавить. главная проблема в том, что там нет людей. А нет людей - нет жизни. И они там в близлежайшее время не ожидаются. Это решить, только если взят под жёсткий контроль государства и реальную охрану, а не мнимую. а дальше - развивать туризм: туда экскурсий нет, в общем-то. Я ездила с одним энтузиастом - историком, который за смешные деньги показывает любознательным людям редкие места. Он общается и с Петром Афанасьевичем( тот всегда так счастлив, когда видит людей у церкви), и в той бабушкой.
arxitektor
+3
29 января 2014 г. 13:25
Ну хорошо. Может создать ленту "Погибающие памятники России" и собирать туда информацию. Потом сообщать в разные органы о проблеме. Подключать разные общества в помощь.
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 19:22
Да, это грамотно...не знаю, можно ли создать такое на Туристере...в соц. сетях можно...главное, конечно, госуд.политика, частники вряд ли будут заинтересованы...там озеро, леса, но нужно много денег, чтобы сделать нормальные дороги и прочее..
arxitektor
+1
29 января 2014 г. 20:14
Да, что-то серьёзное мы не потянем. Разве только добиться включения в какую-нибудь госпрограмму...
julykum
+2
1 февраля 2014 г. 9:33
Андрей, Вы дело предлагаете! И неправы те, кто говорит. что ничего нельзя сделать! Обязательно надо писать, привлекать внимание! В моем родном городке тоже стояла и ветшала заброшенной прекрасная старая церковь, ее своими силами поддерживала одна простая сельская пенсионерка (я об этом писала)! Кто-то рассказал об этом журналисту местной газеты, тот написал в своем блоге, В церковь начали ездить люди, писать о ней, жертвовать кто, что может. Кто иконы нес, кто небольшую денежку, кто свою посильную помощь в реставрационных работах оказывал! В результате заставили-таки обратить на нее внимание местной администрации, казачьего руководства, которое резко спохватилось о том, что их крики о том, что православие - важнейшая составляющая казачества, не поддерживаются реальными делами. И дело сдвинулось с мертвой точки. Внешнюю отделку должны были закончить уже к осени. И храм до сих пор восстанавливают всем миром! Потихоньку, но восстанавливают!
Главное, начать! А говорить о том, что мы бессильны легче всего.
Elena_Samuseva
+1
29 января 2014 г. 11:38
Много таких мест на Руси . Много храмов стоит без прихожан ,много деревень заброшенных. Не пользуется в стране спросом русская картошка . А нет работы -нет и жизни. Сомневаюсь ,что мы с Вами спасем храм ,если только переедим туда жить ....
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 13:20
Да, Елена. Увы.. кому писать? Министру здравоохранения?...гибнет деревня, уходит та культура, если не беречь памятники и труд предков, что будет в будущем? Компьютерная жизнь...но Витя вот не так пессимистичен. может, всё будет и не так печально. Спасибо.
Redcat
29 января 2014 г. 12:38
Так как не все читают подряд и не все увидят то, что выше по ветке, повторюсь здесь, хотя и приношу извинения перед Женей..

vasilets писал 28 января 2014 г. 17:06
Увы, когда народ позволил уничтожить Советскую власть, вместе с ней был подписан приговор остаткам нашей истории и культуры.


Увы, когда народ позволил уничтожить Российскую империю в 17-м, вместе с ней был подписан... и далее по тексту. Прежде, чем начать охранять что осталось, советская власть вдоволь покуражилась над историей России и ее наследием. Поскольку история всегда движется по спирали, думаю, что скоро опять начнем сохранять, что осталось....

Женечка! Умничка!
ZhenyaPoppins
29 января 2014 г. 13:20
Анатолий, дублируйте, конечно! Спасибо за внимание и неравнодушие!
MSBR
+1
29 января 2014 г. 14:57
Женя, очень пронзительно и трогательно!
Еще к сказанному в комментариях - есть в нас такая удивительная вещь.... ну может быть не во всех есть, но в большинстве, это точно. Какое-то глубоко спрятанное внутренне предубеждение против всего старого. Если это было раньше - то оно плохо, старомодно, неинтересно и.... почти неудобно.... Это касается всех сфер жизни, и старых домов не в последнюю очередь. Может быть в этом и кроется одна из причин небрежения к наследию? ...
arxitektor
+1
29 января 2014 г. 17:12
MSBR писал 29 января 2014 г. 14:57
глубоко спрятанное внутренне предубеждение против всего старого
нет. Взял лопату, покапал внутри себя - нету таких предубеждений. Растерял наверное. Так что ставлю под сомнение
MSBR писал 29 января 2014 г. 14:57
в большинстве, это точно
. Хотя, может я идеалист?
MSBR
29 января 2014 г. 17:23
может и растеряли )) а может тут в принципе люди с подобными предубеждениями - в меньшинстве...
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 19:26
Мария, спасибо за комментарий!
Ой, не знаю....мне видится, что эта просто бесхозяйственность. Конечно, проще обратить внимание на то, что принесёт деньги быстро и без лишних потерь. Наверное, время сейчас такое, что ли...гламур и равнодушие к культуре и истории....мы ж вообще не сохраняем ничего - это очень обидно. Страна большая, держится на энтузиазме отдельных людей. Как всегда было. Может, так и нужно. Но почему-то этого энтузиазма мало....вот у нас уже три дня метёт - замело машины, передвигаться можно только пешком. Так когда уже клюнуло - мужчины с лопатами у каждого дома стоят, снег чистят. А государства как не было, так и нет...
MSBR
+1
29 января 2014 г. 20:25
немножечко очень взаимосвязанные это вещи - личная позиция, которая проявляется... с задержкой или когда клюнет, и равнодушие государства... впрочем, дискутабельный слишком вопрос, мне кажется....
а за репортаж еще раз спасибо! ))
ala
+3
29 января 2014 г. 16:40
Пронзительный репортаж. Так же пронзительно было, когда мы проехались по русскому северу и увидели Запустение. Нищета и безысходность гонит людей в мегаполисы, я могу их понять. А что же мы с вами? Кто готов уехать в вымирающую деревню сохранять наследство? Или хотя бы посвятить свой отпуск трудному делу восстановления? Я честно говорю, что буду плакать вместе со всеми, но в деревню не поеду. Думаю, что и большинство так. Вот так-то. Будем уповать на неповоротливое государство, и на то, что если "крепко сколоченное" пережило войны, революцию, советскую власть и перестройку, то переживет и нас.
Кстати, разве в Российской империи была программа сохранения деревянных сельских церквей? Тогда ведь тоже всё приходило в упадок, если деревня пустела.
ZhenyaPoppins
+1
29 января 2014 г. 19:32
Спасибо, Алла. Насчёт Российской Империи не отвечу. Я в деревню ехать тоже не готова. Нет там будущего, увы...работы нет. Мне видится только одно: грамотно-организованный туризм. И охрана памятников не мнимая. Таблички: "охраняется государством" есть, но это пустой звук.
margaritabuch
+1
29 января 2014 г. 16:58
ala писала 29 января 2014 г. 16:40
Кстати, разве в Российской империи была программа сохранения деревянных сельских церквей? Тогда ведь тоже всё приходило в упадок, если деревня пустела.

Я не знаю как было в Российской империи и знаю нашу историю только от нашего учителя по истории в школе,но помню, что Север, Сибирь осваивали по специальной программе царского правительства. Ехали туда казаки и крестьяне за вольной. Получали они там землю во владение и всякие поблажки налоговые. В СССР северные платили, жильё давали, билеты на Большую землю. А потом не до дальних земель стало. Но я согласна с автором процитируемого коммента. Никто сейчас запросто так не будет селиться и возрождать этот вопиющий упадок. А нет людей - нет Жизни в тех местах. Вот уже и Н.Михалков (может для политического капитала) снял документальный фильм "Чужая земля". Пронзительно, хорошо снял. Поможет ли... не знаю.
ala
+1
29 января 2014 г. 17:06
Ехали туда казаки и крестьяне за вольной.
- вот и я про то же, люди готовы ехать за лучшей жизнью. Правда, в советское время многие энтузиасты уезжали на массовые стройки из патриотических соображений, прекрасно зная, что им будет очень трудно.

Фильм не видела, надо обязательно посмотреть...
L_Ann
+1
31 января 2014 г. 15:53
Спасибо, Женя, за рассказ, тему и фото :) тема русской гибнущей деревни неинтересна нашему государству, увы... наши родители по полгода живут в деревне, был бы газ, нормальное отопление, водопровод и канализация, то и вовсе бы там остались жить скорее всего (сейчас зимуют в Москве только). Администрация района на просьбы жителей деревни сказала, что деревня вымирающая, местных жителей там мало, поэтому ничего строить и проводить туда не будут.... а энтузиазм в нашей стране сейчас наказуем, ох, как наказуем...
ZhenyaPoppins
+1
31 января 2014 г. 21:40
Вот и ответ....остаётся только сюжеты писать и док. фильмы снимать, а потом показывать детям, как это выглядит....
Спасибо, Анечка, за комментарий.
julykum
+1
1 февраля 2014 г. 8:46
Грустный рассказ. Вспомнился Блок с его бессмертным:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
ZhenyaPoppins
1 февраля 2014 г. 12:52
Юля, спасибо!
Блок знал, о чём писал....
Наверное, где-то и не так. В Ростовской области подобного нет, но у нас - Черноземье, а Север - тихо доживает...
vasilets
+1
1 февраля 2014 г. 20:22
Женя, за тебя и твой рассказ!
ZhenyaPoppins
1 февраля 2014 г. 22:22
:)
Спасибо!
Конечно, важно рассказать о проблеме и услышать мнение, а уж победа - это не главное.
но - приятно. ))
Oleg_Sarapulov
+2
4 февраля 2014 г. 3:19
Хороший рассказ полный грусти и грусть эта светла, понимаешь, что творения человеческие тленны, а время безжалостно и надо бы побольше успеть и надо хоть временами по родным полям и весям!
Только реакция читателей мне как то не понятна! Это что "стенания русской интеллигенции"? :) никто не отнимал у нас истории, ни советская власть, ни современная. История она есть и будет, она в книжках, она в сказках, она в наших беседах с детьми! Временами вспоминайте об этом, отнимите вы у своих любимых чад современные электронные девайсы и сядьте почитайте им русские сказки и повести русских писателей, вот вам и история! Моя жена историк ушла из школы 2 года назад потому, что поняла: не может чужая тетка одна на 30 человек привить интерес к истории детям, когда у них по два телефона в сумке (один для "училки"). Посчитала, что лучше она в своих детях откроет интерес к истории, чем ни у кого.
А то, что деревни пустеют и деревянные строения рушатся - это закономерно, законы времени и тоже история. И ход истории не отменить, как бы мы не хотели..
Правильно, давайте снова скинемся, кто сколько сможет и откупимся, потому как ехать туда никто не собирается... Или, как президент, слетаем туда на новый год?
Вечные терзания русской интеллигенции - тоже великая русская история :)
А между прочим лица местных жителей светлые и кажется они счастливы, в отличие от посетителей с поникшими или виновато опущенными головами...
ZhenyaPoppins
+1
4 февраля 2014 г. 20:44
Олег, спасибо за интересный комментарий.
Вашу жену я понимаю - сама учитель.
Да, лица светлые, эти люди словно из какой-то другой эпохи...
Но спокойно смотреть на то, как деревянные церкви горят от халатности и от того, что наша история никому не нужна, очень больно...конечно, никто не поедет туда жить - и я не поеду.
Забыть просто. Обидно понимать, что в той же Германии дышат на каждый камень или в США, где такого наследия априори нет... а когда истории нет - кто мы тогда? С чем себя идентифицировать?...
Спасибо.
Agma
+1
4 февраля 2014 г. 21:55
Евгения,спасибо за интересный рассказ-размышление! .. Действительно здорово, когда прочитал и есть о чем подумать,..заглянуть внутрь себя...А не просто "подсмотреть" где кто пил, ел, гулял в праздники. Спасибо!
ZhenyaPoppins
5 февраля 2014 г. 13:02
Ирина, и Вам спасибо!
Ena
+1
6 февраля 2014 г. 11:20
Рассказ впечатлил до глубины души. Давно я таких материалов не встречала. Наверное (никому не в обиду) - он лучший.
Потрясающе. Проникновенно.
Спасибо.
ZhenyaPoppins
6 февраля 2014 г. 21:19
Эна, спасибо Вам!
Мне очень приятна такая оценка и то, что история так трогает.
Для меня это был нетипичный Новый год. Обычно это горы, снежки, ёлка, глинтвейн и море смеха.
Ella_Pyhova
+1
13 февраля 2014 г. 0:15
Жень, спасибо тебе... За неравнодушие... За чувства, которые будишь... За то, что заставляешь задуматься... А то бежим, бежим...
ZhenyaPoppins
13 февраля 2014 г. 14:59
Элла, спасибо!
Невозможно было остаться в стороне, хотя писать об этом было непросто...
Borracho
+1
5 марта 2014 г. 8:15
Да, смотреть на все это больно...
ZhenyaPoppins
5 марта 2014 г. 12:33
Да, Николай. Но с другой стороны если не ехать и не смотреть - захиреет всё ещё быстрее. Мы тут активно всё обсуждали, понятно, что тема наше гос-во не интересует, ну хоть как-то всколыхнуть умы:)
Спасибо!
DmitryM
+1
5 марта 2014 г. 10:28
Грустная, но необходимая тема... Спасибо, Женя, очень хорошо написано!
ZhenyaPoppins
5 марта 2014 г. 12:33
Спасибо, что заглянули, Дмитрий!
Да, тема грустная...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.