Турист NatalyA (NatalyA)
была 17 мая 2019 12:00

Стамбул — Турция Январь 2009

Азиатская сторона:

Учкюдар и Кадыкёй. Район Мода. Рыбный рай.

Тут есть очень важный нюанс.

Азиатская сторона — это длинный прибрежный Стамбул через Босфор и Мраморное море. Он условно делится на 2 части: Учкюдар и Кадыкёй.

Восточное лакомство. Стамбул. Ч.5

В первой части Учкюдаре (бывший Хризополис — Золотой Город) — больше достопримечательностей. Это красивейшие мечети Мимара Синана (16 век):

— мечеть Шемси Паша (построенная для великого визиря Сулеймана Великолепного — Рустема-паши);

— самая «эротическая» мечеть Синана — Искеле (для дочери Сулеймана и Роксоланы, а также жены и вдовы Рустема-паши Михримах — «женщины прекрасной как луна» — в которую по слухам был влюблен великий зодчий);

— мечеть Атик Валиде (для матери султана).

Также это мечеть Йени Валиде (для матери султана Ахмеда III, 18 век).

Восточное лакомство. Стамбул. Ч.5

Это — гора Баюк Чамлыджа — самая высокая точка Стамбула «с лучшей панорамой города». Это — военные казармы Селемие и музей английской медсестры Френсис Найтингел. И — огромное военное кладбище.

Во второй части — Кадыкёй — достопримечательностей практически нет, но кипит светская жизнь на бульварах.

Рассчитывать на осмотр обоих условных частей в один день (как предлагает путевод) — нереалистично. Можно, конечно, но усталость будет сказываться.

Восточное лакомство. Стамбул. Ч.5

Поэтому мы определились так. Мечетей мы уже насмотрелись. Мимо Башни Леандра проплывали на кораблике. Кладбище уже одно посетили. Хотелось попасть в казарменный музей медсестры Найтингел, но туда надо заранее по факсу присылать копии документов, указать дату и время посещения, чтобы вам выдали пропуск. Поэтому чаша весов ощутимо склонилась в пользу просто приятного времяпровождения на Азиатской стороне.

И мы не прогадали (надеюсь).

Добираться на тот берег очень просто. От Эминёну почти каждые 10–15 минут ходит большой кораблик-паром либо до Учкюдара, либо до Кадыкёй. Пристани причала Эминёну располагаются в следующем порядке (если стоять к Галатскому мосту лицом — справа): № 1 — Прогулочные корабли по Босфору, № 2 — Эминёну — Кадыкёй (Азиатская сторона). № 3 — Эминёну — Учкюдар (Азиатская сторона), № 4 — до Сиркечи — Харем (?), № 5 — до Сиркечи и Принцевых островов, № 6 — отдаленный причал для круизных лайнеров и больших паромов.

Билеты — 1,40TL. Вы вдыхаете свежий морской бриз, фотографируете бирюзу Босфора с открытой части, или попиваете чаек в закрытой части. Совершенно не качает. И вот Европа уже осталась позади и вы через 20 минут уже — в Азии.

Район Мода в Кадыкёй… О, район Мода… Море, шикарная набережная, рыбный рынок и ресторанчики, небольшой приятный шоппинг…

Ряды сапожников остервенело машут щетками над и так чистой обувью горожан. Цыганистые горластые пёстрые торговки продают море прекрасных букетов. Подкатываются тележки с бубликами. Продается свежая пресса. Народ куда-то торопится не спеша. Утро начинается.

И опять нюансы. Мы высадились. А куда идти? Карты этой стороны Азиатской части у нас не было. Пришлось найти книжный и купить — после долгого выбора и нудного обмена первоначально выбранной ненужной карты на нужную (спрашивайте, читайте надписи, уточняйте — карта Кадыкёя большая редкость, поскольку она не считается особой туристической зоной).

Оказалось — надо было просто от пристани пройти немного прямо вперед по большой улице и нырнуть вправо в переулочную часть.

Район Мода вы узнаете по начавшимся рядам преразных магазинчиков — обувь, одежда, сладости, овощи-фрукты, антиквариат. Мы пошли сначала по улице Мода до конца. Просто гуляем и глазеем. Подставляем лица нежному январскому солнышку. День шикарный. Дома здесь очень респектабельные. Все европеизировано. Никаких женщин в парандже, цыган и угольного отопления. Это вам не Фатих с Фенером (о них будет подробнее в одноимённой главе). Видим кошку, спящую на капоте красной спортивной машины. Видим пальму, украшенную огромными новогодними игрушками. Садимся за прозрачный пластиковый столик и пробуем дондурму и салеп. Вкусно. (Но всё-таки в Анадолу пробовали и получше. J)

Наконец выходим на набережную. Это вообще — красота!

Она какая-то трехполосная. Рядом с морем идет «бордюр» из огромных камней — по ним, вскарабкавшись, можно ходить. Потом гладкий-прегладкий прогулочный асфальт. Потом мелко-мелко булыжниковая велосипедная дорожка. На расстилающейся чуть волнистой глади моря уже отдыхает солнце и зеркалит блики прямо на нас — блаженно журящихся от слепящего солнечного золота.

Как же чисто кругом. Спокойно. И красиво… Стамбульцы — в основном мамы с малышами и пожилые — сидят на лавочках, читают, болтают друг с другом — отдыхают.

Восточное лакомство. Стамбул. Ч.5

Надо было и нам здесь приземлиться где-нибудь в кафе (их много открытых), а мы заторопились. Решили посетить Багдад джаддеси — улицу-«мечту любителей шоппинга» — и это была наша ошибка. Мы часа два или три убили на поиски этой улицы, чтобы потом, бесконечно топая по ней, понять её бесконечность. Не обратили внимания, что нумерация домов здесь простирается за номер 500. Все магазины сосредоточены в конце, а мы вышли в самое её начало. Улица пыльная, шумная. А главное, движение в одну сторону — навстречу нам, т. е. доехать ни на чём нельзя. Единственное, увидели знаменитый футбольный стадион Фенербахчи, и мужу это компенсировало негатив от поисков и траты времени.

Посещение рынка Кадыкёй — оставило незабываемые ощущения и нестираемые впечатления. Этот рынок затерян на улочках квартала Мода (нужно идти прямо от пристани и потом повернуть направо). Какой рынок! Чего там только нет! Любая рыба, любые специи, соленья, маринады, оливки, орехи, сыр, колбасы… Любое из перечисленного в множестве сортов… Все свежайшее. Куриные яички даже лежат в деревянных ящичках на подстилке из сена…

Потрясает рыба… Опять продавец вам её только взвешивает, а деньги берет кассир. Выбранную рыбку вам тут же очистят от чешуи, если надо распотрошат, порежут и красиво упакуют. Очень чисто… Ассортимент от громадной рыбы-меч, осьминогов, королевских креветок, рыбы-черта до мелкой кильки… Рыба продается как на небольших рыбных прилавках, так и в глубоких уличных магазинчиках с рядами аквариумов и рефрижераторов. В последних — рыбные пресервы и соуса в тюбиках. Пластмассовую банку с анчоусами привезли как вкусный сувенир.

Здесь же нашли рыбный ресторан. До сих пор вспоминаем со слезами на глазах… Вход в него находился за полупрозрачной полиэтиленовой шторкой за одним из рыбных прилавков. Название — «Canli Nemnet Balik Galeresi». Вполне реально, что вы его не найдете, но не этот — так другой J. Ищите только в рыбных рядах. Вкусно — до умопомрачения. Недорого. Вся рыба — свежевыловленная…

Вот подсказка-перевод рыбы из рыбного меню:

Hamsi (тур.) — Anchovy (англ.) — анчоус, килька, хамса (рус.)

Barbon — Red Mullet — барабулька обыкновенная (http://www.rbazar.ru/fish/1.htm)

Tecir — Goot Fish

Lüfer — Blue Fish — луфарь (окунеобразная морская рыба или «рыба Босфора»)

Çinekop — Small Blue Fish — мелкий луфарь

Dil Baligi — Sole — морской язык

Uskumru — Grilled — на гриле

Somon — Salmon — лосось

Levrek — Sea Bass — сибас, каменный окунь

Çipura — Gilt Head Bream — золотой морской карась (http://www.rbazar.ru/fish/5.htm)

Jumbo Karides — Jumbo Shrimp — мелкие креветки

Fеner — Angler Fish — морской черт (очень нежное мясо, http://www.rbazar.ru/fish/10.htm)

Dügler — Dory — солнечник обыкновенный (плоская хищная рыба с очень вкусным мясом)

Mevsimlik Baliklar — Seasonal Fishes — рыба этого сезона

Восточное лакомство. Стамбул. Ч.5

Про рыбу, которую предлагают стамбульские моря и проливы отлично написано здесь (турецкие и английские названия): http://www.mymerhaba.com/Fish-of-Turkish-Seas-in-Turkey-2594.html.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.