Турист Елена (Skripina)
Елена
была 27 мая 2018 9:00

Касимов — Россия Январь 2014

По семейным причинам в новогодние каникулы я не могла уехать далеко от дома, поэтому праздники прошли в теплой домашней атмосфере, с ленцой и всякими вкусностями, прогулками по центру Москвы. Но в один прекрасный день захотелось нам проветриться. Для проветривания выбрали город Касимов, что в Рязанской губернии. Именно губернии, а не области. Город настолько старинный, с такой интересной историей и архитектурой, что выпадаешь из современности напрочь.

Расположен он в 260 км от Москвы по Егорьевскому шоссе. Так как мы хотели обернуться за один день, выехали пораньше, в 7 утра. Хорошо, не дачный сезон. Потому как шоссе узкое, деревня за деревней, в дачный сезон передвигаться по нему затруднительно. Знаю об этом не по — наслышке: у меня дача на Егорьевском шоссе:)

Итак, поехали. По дороге попадались интересные церкви, но муж не везде останавливался. Он с утра всегда злой:). Вот то, что смогла запечатлеть.

Рязанская губерния, г. Касимов

Не доезжая 20 км до Касимова по левой стороне вдруг вырос ОГРОМНЫЙ храм.

Рязанская губерния, г. Касимов

Он по размерам примерно как Храм Христа Спасителя в Москве. Тут уж и муж впечатлился. Оказалось, мы в городе Гусь — Железный. Про Гусь-Хрустальный знала, а вот про Гусь — Железный нет. Уже по возвращении почитала про город.

Если первый из Гусей в верховье реки стал центром стекольного производства известных заводчиков Мальцовых, то второй в нижнем течении Гуся близ впадения в Оку — столицей не менее прославленных «железных королей» Баташевых.

Рязанская губерния, г. Касимов

Братья Баташевы, были внуками тульского кузнеца Ивана Тимофеевича Баташева, который, подобно известным Демидовым, «вышел в люди» в царствование Петра I и постепенно создал свою промышленную империю. Пушки и ядра, произведенные на Баташевских заводах, шли на снабжение русской армии, начиная с Северной войны со Швецией. В конце XVIII века Баташевым принадлежали десятки металлургических заводов во Владимирской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерниях. «Столицей» этого Баташевского царства и стал Гусь-Железный, который в народе называли Гусем-Баташевским. Четверть века братья Иван и Андрей Родионовичи Баташевы прожили в своей новой резиденции на Гусе.

Жили ребята шикарно, наворотили немало, побаивались их все в округе. Однажды братья украли целую деревню у несговорчивого владельца, не хотевшего ее продавать. За одну ночь все избы и сараи разобрали и перевезли на землю Баташевых, куда вооруженные слуги угнали и местных крестьян. Оставшийся пустырь перепахали, превратив в ровное поле. Потом чиновники долго ломали голову, куда подевалось селение, в котором проживало несколько сот человек.

Братья и между собой тоже не мирно жили. Рассорились они в пух и прах, и уехал Иван, а Андрей остался полновластным хозяином. Овдовевший А.Баташев купил себе новую жену! Ею стала «дворовая девка» Матрена Егорова, которую 57-летний промышленник сначала приобрел, потом дал ей вольную, а уже затем и обвенчался с красавицей. Кстати, брак с купленной женой оказался вполне счастливым, и у Баташевых родилось трое сыновей-наследников. Правда, в конце своей жизни ставивший превыше всего свои прихоти Андрей Родионович женился в третий раз, причем, не разводясь со второй «половиной». Про лютый характер Андрея Баташева сохранились легенды. Кое-где можно найти сведения о том, что в огромных подвалах усадьбы находились мастерские, в которых баташевские крепостные чеканили фальшивую монету. Когда власти все-таки развернули спецоперацию по поимке фальшивомонетчиков, по приказу Андрея Родионовича подвалы были засыпаны хитроумным инженерных способом, похоронив несчастных заживо.

Вобщем, жизнь братьев была настолько примечательна, что нашла описание в романе Андрея Печерского «На горах», а также в романе Графа Салиаса «Владимирские мономахи».

Почти сто лет предприятие братьев процветало, благо на месте имелось все необходимое для производства чугуна — железная руда и вода из реки Гусь. После того, как руда иссякла, производство было остановлено, плотина потихоньку разрушилась, так же, как и богатая барская усадьба,

Рязанская губерния, г. Касимов

окончательный крест на которой поставили революционные события. От огромного завода Баташевых в Гусе-Железном ничего не осталось. Сегодня это поселок городского типа с населением менее 3 тысяч человек.

Но ближе к концу жизни, то ли чтобы грехи замолить (а грехов то было ого- го сколько), то ли окончательно сдвинувшись от своего величия, заказывает Андрей Родионович строительство храма. И тут не все как у людей. Троицкий Собор построен в очень редком для России стиле псевдоготики. Считается, что руку к его сооружению приложил Баженов, но так как начато строительство было начато уже после смерти архитектора, то речь может идти только о его проекте или чертежах. И тут сплошные загадки.

Рязанская губерния, г. Касимов

Храм действующий, мы заходили, но попали между службами, большая часть зала была не освещена, а пройти посмотреть было неудобно, так как батюшка совершал панихиду. Но было понятно, что открыта, примерно, 10 часть от всего Храма. Что в остальных помещениях непонятно.

А цены за услуги в Храме очень даже московские:)

Дальше едем в Касимов — одно из древнейших и интереснейших мест Рязанской области. Свою историю город начал в далеком 1152 году, но в летописях он носит название Городец Мещерский. Через несколько столетий Городец разгромили татары, что стало причиной нового строительства уже на месте нахождения современного Касимова. Как известно, Касимов получил свое название по имени казанского царевича, который скрывался здесь от местных усобиц, вместе с царевичем в городе появилось множество татар. На пожалованных Касиму землях образовалось Касимовское царство, просуществовавшее более 200 лет.

От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима,

Рязанская губерния, г. Касимов

два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей. Один мавзолей находится совсем на окраине города, мы туда не поехали. А вот второй, Текие хана Шах Али султана посмотрели

Старый минарет построен в городе в 15 веке, а в 18–19 к нему пристроена мечеть. На нынешний день здесь располагается музей, но здание мечети уже официально передано многочисленной мусульманской общине Касимова.

Рязанская губерния, г. Касимов

А уж какие красивые в городе православные храмы.

Рязанская губерния, г. Касимов

В городе есть Музей русского самовара, Музей космонавтики.

В городе сохранились целые кварталы застройки конца 18 — начала 19 веков,

Рязанская губерния, г. Касимов

они очень интересны как архитектурные ансамбли, типичные для своего времени.

Как правило, принадлежали они зажиточным купцам, поэтому спланированы таким образом, чтоб на первом этаже размещались торговые помещения, а на втором — жилые. Многие из особняков настолько добротны, что на их первых этажах и сейчас размещаются магазины, кафе, офисы. Архитектура особняков в центральной части города очень разнообразна, внешнего вида их коснулся налет времени, но это делает их еще более привлекательными.

Рязанская губерния, г. Касимов

На выезде из города обнаружили прямо-таки ярмарку: рыба свежая, вяленная, копченая, ягоды, грибы сушеные и соленые, барсучий жир и даже бобровые железы:)

В общем, получилось все как я люблю: и зрелища и хлеб:)