Турист Irada Bakinskaya (bakinskaya)
Irada Bakinskaya
была 28 июля 2020 12:28

Габала, Шемахы — Азербайджан Март 2013

А знаете ли вы откуда родом Шемаханская царица? Мы предприняли новогоднее путешествие по следам Шемаханской царицы, прокатившись с ветерком по автостраде Баку — Тбилиси, берущей начало от Апшеронского побережья седого Каспия, пробирающейся среди огромных песчаных холмов, покрытых кустарником верблюжей колючки, постепенно карабкающейся вверх и плавными серпантинами петляющей через перевалы гордых гор Большого Кавказа. Здесь, среди рассыпанных по краям дороги горных деревушек и виноградных плантаций, примостился провинциальный городок Шемаха, упоминающийся древним учёным Клавдием Птолемеем в его энциклопедическом трактате о географии и картографии античного мира, в котором были указаны координаты восьми тысяч населённых пунктов от Атлантики до Индокитая, от Скандинавии до Египта. Птолемей называет Шемаху Кемахеей — городом древнего государства Кавказской Албании, раскинувшейся между Иверией (Грузией) и Каспийским морем в пятом веке до нашей эры.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Удивительно, но этот небольшой городок на расстоянии полуторачасовой поездки от Баку, имеет богатую двухтысячелетнюю историю. В античные времена здесь процветали языческие храмы Солнца и Луны. Позже, под сильным религиозным влиянием соседней Персии албанские цари принимали зороастризм, далее в течение четырёх веков здесь укреплялось христианство, а в восьмом веке н. э. эти земли перешли под покровительство арабского халифата. Нынешнее население Шемахи, занимается в основном земледелием и виноделием. Здесь произрастает сорт винограда Матраса, из которого получается отличное красное столовое вино, мягкое, бархатистое, по своим качествам не уступающее лучшим красным винам Франции. На холме расположился новый отель «Ширван» с прекрасной панорамой на Шемаху и Кавказские горы, далее дорога поднимается выше в горы к селению Чухур-юрт, озеру, где неподалёку на склоне горы раскинулась популярная зона отдыха «Гёй гуршагы» (Радуга), окружённая лесным массивом. Аромат шашлыков и люле-кебабов витает дымкой над беседками ресторана, прячущимися среди деревьев. Тут и «дана-бастырмасы» — шашлык из душистой замаринованной телятины, и «наргиз-кебаб» — рулеты из баранины и курдюка, и карский шашлык — сочная мяготь на длинном рёбрышке, печёные помидоры, баклажаны и перцы. Хозяин этого царства вкуса подсаживается к нашему столу, говорит задушевные тосты, чокаемся бокалами, пьём за чудесное продолжение нашего путешествия в Новом году.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

А Новый год у нас не совсем обычный — это «Новруз», который празднуется в день весеннего равноденствия 21 марта — праздник прихода весны, возрождения солнца, начала новой жизни. Национальная традиция празднования уходит корнями в далёкое прошлое. Немецкий путешественник, бывший участником средневековых новогодних церемоний в Шемахе, описывает в своих записках, как придворные астрологи, внимательно следящие за высотой солнца, в момент, когда солнце достигало точки равнения дня и ночи, громогласно объявляли о наступлении Нового года. Тут начиналась пальба из пушек, играл гаранай (труба) на стенах и башнях города, били в нагару (барабан), на площади устраивались бои пехлеванов-богатырей, проводились конные состязания и петушиные бои, горожане плясали вокруг костров, шуты веселили народ. И по сей день Новруз отмечается как начало нового года и государственный праздник в Азербайджане, Казахстане, Индии и некоторых других странах. Повсеместно пылающие костры и зажжённые свечи указывают на древнейшее происхождение этого праздника от зороастрийцев, которые поклонялись священному огню считая его главной жизненной силой.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Проехавшись до самой крупной астрофизической обсерватории на Кавказе, находящейся в высокогорном селении Пиркули на высоте 1400 м над уровнем моря, мы к вечеру вернулись в отель «Ширван», попарились в финской сауне, порелаксировали в турецком хамаме, поплавали в бассейне, окружённом пальмами, ротанговыми креслами и лежаками. Поднявшись в номер, полюбовались с ажурного балкона ночной панорамой Шемахи, подивились, глядя на развешанные по стенам комнаты картины с изображением длиноухих осликов. На самом верхнем этаже располагался ресторан. Отелем управляют турки, поэтому в ресторанном меню преобладали закуски, горячие блюда и десерты турецкой кухни. Отведав пахлавы с чаем, отправились встречать Новый год к шемахинским друзьям в их добротный деревенский дом, выстроенный в национальном стиле с шушебендом — застеклённой верандой, сплошь устланный аутентичными коврами и паласами, празднично украшенный сэмэни — тарелочками с зеленью проросших зёрен пшеницы, перевязанными красными лентами и хонча — подносами с разноцветными свечами, крашенными яйцами, орехами, сухофруктами и обязательной национальной выпечкой. Выпечка со смыслом: шекербура в форме полумесяца со сладкой ореховой начинкой, круглые гогалы из сыпучего слоёного теста повторяющие очертания солнца с ярко-жёлтым ядром из куркумы, тающая во рту пахлава в виде ромба-звезды. Угощение было на славу — шемахинский плов с бараниной и дичью, один из сорока разновидностей азербайджанского плова, а на десерт местное янтарное тутовое варенье и праздничные сладости. Перед домом разожгли костёр, вокруг которого толпилась ребятня, а потом когда огонь поутихнет, самые смелые и сильные ребята по старинному обычаю перепрыгнут через него, чтобы пламя костра уничтожило всё зло и недуги угрожающие людям и в мире царили только добро, счастье и «рузу» — божья благодать.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

В Средние века из Баку в Шемаху добирались караваном. Нас и сейчас не покидало странное ощущение пребывания в караван-сарае, казалось, что сейчас послышится перезвон колокольчиков и караван верблюдов двинется в путь. Путешественники в путевых заметках указывали, что этот город отстоит от моря на семь дней пути с верблюдами. Здесь проходил Великий Шёлковый путь — караванная дорога связывающая Восточную Азию с Европой. В городе было множество ремесленных мастерских, где ткали ковры и занимались производством шёлка. В Шемахе останавливались и вели торговлю русские, арабские, индийские, венецианские и генуэзские купцы.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Тепло распрощавшись с хозяевами со взаимными пожеланиями счастливого и благодатного года, мы вернулись в отель и наутро продолжили осмотр Шемахи. Осмотрев достопримечательности — Джума-мечеть, датирующуюся десятым столетием, мавзолей Йедди Гумбез (Семь куполов) — усыпальницу Ширваншахов, где в семи гробницах покоится прах семи представителей этой династии, старинную крепость Гюлистан и мавзолей Дири-баба в селении Мараза, направились в сторону Габалы — бывшей столицы древней Кавказской Албании (в рукописях Птолемея упоминается как Кабала). Нынешняя Габала — «азербайджанская Швейцария», как называют её иностранные туристы, (а их здесь побывало немало на международных музыкальных фестивалях, которые проходят с 24 июля по 5 августа ежегодно), находится в часе езды от Шемахи по автостраде Баку — Тбилиси. В пути обсуждали факт использования А. С. Пушкиным эпитета «шемаханская» царица в «Сказке о золотом петушке». Великий поэт был современником присоединения к Российскому государству ряда областей Кавказа, в том числе и Шемахи — столицы Ширванского ханства и образования Шемахинской губернии. По-видимому, творческое воображение русского поэта привлекло необычное восточное наименование и вдохновило на создание образа Шемаханской царицы.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Дорога углублялась в лес и временами проходила в сплошном зелёном коридоре, часто попадались мосты, перекинутые над живописными горными речушками, с обеих сторон наблюдалось множество зон отдыха и ресторанов. Проехали Исмаиллинский район, где располагается туристический объект «Шато Монолит» (уникальный проект, совмещающий в себе производство вина и гостиничный комплекс с посещением винных погребов, дегустацией вина и экскурсией по виноградарскому хозяйству) и Ивановка — русское село. Здесь живут молокане — иконоборцы из Тамбовской губернии, за религиозные убеждения сосланные сюда императрицей Екатериной второй. Недалеко от Ивановки находится красивое горное озеро, а в самом селе пруд, где можно порыбачить, новый гестхаус, птицеферма и свиноферма, поставляющие в гестхаус свиные колбаски, свежее мясо и птицу для приготовления горячих блюд, налаженное молочное производство (помню как в советские времена бакинцы с раннего утра занимали очередь в фирменный продуктовый магазин «Ивановка», расположенный на центральной улице Баку «Торговой»). В горах Исмаиллинского района располагается знаменитый посёлок Лагич — удивительный памятник средневекового градостроительного и архитектурного искусства с мощёными улицами, площадями и оригинальной системой водоснабжения тысячелетней давности, прославившийся на весь Кавказ своими мастерами-медниками, оружейниками, ювелирами. Кинжалы, сабли, медная утварь ручной работы лагичских ремесленников, богато украшенные орнаментом и инкрустацией, хранятся в Лувре и Бернском музее.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Подъезжая к Габале, предвкушаем встречу с невероятной красоты водопадом «Семь красавиц» (Йедди гёзяль), озером Нохур с рыбным ресторанчиком на берегу, а также с популярным рестораном «Ханлар», коттеджи и беседки которого, стилизованные под охотничьи домики, рассыпаны среди раскидистых вековых деревьев, водопадов и прудов с водяными мельницами по берегам горного ручья. Помимо традиционной роскошной восточной кухни с шашлыками, пловом, долмой из виноградных листьев, маринадами из совершенно белых габалинских огурчиков, душистых компотов из черешни и айвы, ресторан запомнился нам незабываемой кунжутной халвой, местными сладкими треугольничками из теста с ореховой начинкой и вареньем из грецких орехов. Рядом находятся два отеля — Кавказ Риверсайд и Кавказ Резорт. Кавказ Риверсайд, с изящным дворцовым интерьером основного здания в светлых пастельных тонах, виллами, открытым и крытым бассейном, турецким хамамом, ресторанами и парком развлечений — «Габаланд», раскинулся на обширной территории, окружённой изумрудными горами. В парке множество аттракционов, каруселей, исскуственные озёра с катамаранами, аквапарк, спортивные площадки, картинги, комплекс для скалолазов, сооружения для экстремальных видов спорта, крытый ледовый каток. Отель Кавказ Резорт, в котором мы остановились, пришёлся нам по душе — очаровательный комплекс из красного кирпича, прилепившийся на крутом горном склоне с гнёздами щебечущих хлопотливых ласточек на карнизах, коттеджи, с красивой внешней отделкой из серого и белого речного камня, утопающие в зелени, спа- и фитнес-центры, сауна, хамам, бассейны — на природе и в застеклённом атриуме, кинотеатр, боулинг, обильный вкуснейший шведский стол, недорогие такси вызванные персоналом, отвезут и на водопады, и на озеро, и в центр Габалы и в соседний Риверсайд, где в лесу среди могучих платанов-великанов спряталось чудное кафе. Из окна нашего номера открывался потрясающий вид на горные вершины и стремительную горную речку Дамир-апаран (Уносящая железо). Среди всей этой красоты можно совершить релаксирующую лирическую прогулку на лошади, или почувствовать драйв на квадрацикле, или зашкалить адреналин на мотоцикле.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Дорога выше в горы ведёт в селение Лаза, откуда начинаются тропы альпинистов. Здесь расположена горная база со штатом проводников, предлагающих восхождение на высокогорные вершины Шахдага (Шахской горы). С высоты четырёх тысяч метров открывается великолепная панорама на Алазанскую долину. Изобилие дичи — куропаток, фазанов и турачей привлекает в Лазу многочисленных охотников. Организуются этнографические туры для желающих окунуться в экзотическую жизнь горцев.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

В центре города находится отель Габала с рестораном «Александр Дюма». И это не случайно — по территории Шемахи, Габалы и Шеки проходит уникальный международный туристический маршрут «Александр Дюма на Кавказе», в точности повторяющий путешествие писателя. Яркие впечатления от поездки нашли отражение в путевых записях «Кавказ» и знаменитой кулинарной книге, сохранилось и старинное фото Дюма в черкеске и папахе, которое приводило в неописуемый восторг французов любовавшихся им на туристической выставке-ярмарке в Париже. Не сомневаюсь, что на великого француза произвели неизгладимое впечатление пейзажи, ничем не уступающие альпийским, крепости, храмы, древние руины. В соседнем селе Нидж сохранился храм Святого Елисея. Жители села удины хранят православные традиции. Ещё один отреставрированный христианский храм — музей с редкими уникальными экспонатами находится в селении Киш поблизости города Шеки.

Новый год в гостях у Шемаханской царицы

Дорога петляет змейкой, а впереди нас ждут удивительные провинциальные городки, дышащие древней историей, как старая потемневшая от времени бирюза, хранящая память поколений, в обрамлении чудесных пейзажей, словно сошедших с полотна художника — Шеки с Ханским дворцом, Караван-сараем и неприступной цитаделью, Кахи — с высокогорной аутентичной деревушкой Илису, семиступенчатым водопадом и цепью сигнальных башен, где снимался фильм Юлия Гусмана «Не бойся я с тобой» и Закаталы — местечко с райской природой и старинной крепостью на границе с Грузией, а дальше Сакартвело — песня гор, живописный заповедник Лагодехи, туристический Сигнахи — город влюблённых, с винным погребком-рестораном «Слёзы фазана» американца винодела Джонико и любимый Тбилисо. Все эти места прекрасны и достойны восторженного рассмотрения в отдельных повествованиях. Вот на какое чудное новогоднее путешествие по трассе Баку — Тбилиси сподвигла нас Шемаханская царица, за что мы ей премного благодарны.