Турист Зинаида Зубакова (IMPRESSIO)
Зинаида Зубакова
была 13 марта 2015 15:27

Вьетнам Декабрь 2012

Наконец то, наш Боинг 747–400, потрудившись девять с половиной часов в воздухе, приземлился в аэропорту Хошимина. Местного времени — 10 часов 10 минут утра. Сонный таможенник, даже и не думая утруждать себя разглядыванием паспорта, шлепнул штамп пересечения вьетнамской границы на первой попавшейся пустой странице. А мы-то волновались! До конца срока действия паспорта мужа оставалось меньше месяца! Видимо, не только русские законы пишутся для того, чтобы их нарушать. Или попросту не заморачиваться их исполнением!

И вот, наше семейство из 2 взрослых и 2 подростков 10 и 13 лет, еле живое после 6-тичасовой поездки в машине до Москвы и 9-тичасового перелета до Сайгона, на ходу снимаем зимнюю обувь, сменив ее на сандалии, и грузимся в туристический автобус, который должен нас доставить по месту пребывания на ближайшие 9 дней — в Фантьет. Что и говорить, тяжело: после утомительного перелета еще 6 часов ехать в автобусе! Но яркое солнце и новые впечатления, подпитываемые видами из окна автобуса, делают свое дело — усталость потихоньку отступает. Расстояние от Хошимина до Фантьета — 198 км. Наш автобус движется со скоростью максимум 50 км/час, а в многочисленных населенных пунктах ползет и вовсе не более 20 км/час. Почему? Да потому что автобус (тем более, большой туристический) на вьетнамских дорогах — это словно майский жук среди полчищ муравьев (вьетнамцев на мотороллерах), которые живут своими хлопотами и думать не думают о соблюдении каких-то там правил дорожного движения. Но при этом, вьетнамцы на дорогах как-то ловко уживаются с другими собратьями в своем маленьком пространстве, так что сверху, из автобуса, вся эта муравьиная возня кажется стройным последовательным движением. Тем не менее, понятно, что если автобус сделает какое-то резкое движение, то кто-то на мотобайке попадет под колеса. Вот и ползем эти 198 км 5 часов! Но, надо признаться, наблюдать за жизнью за окном автобуса интересно: рисовые поля и сады с экзотическим фруктом «драконий глаз» часто сменяются населенными пунктами. При этом, не понятно, город только что проехали или деревню. Постройки — в основном лачуги или узкие, стоящие перпендикулярно дороге, двухэтажные здания. Временами выплывают забытые картины из социалистического детства: яркие звезды на красных флагах, призывные лозунги, серп и молот. Один раз даже видели переходящих дорогу школьников в красных (тех самых, из нашего детстве) галстуках. И вобщем-то усталый мозг мог вполне оправданно выдать: «ооооо! Дежа вю!», если бы коммунистические символы не чередовались все время с буддистскими. А храмов в стране много.

Но как потом выяснилось, коммунизм во Вьетнаме — понятие номинальное и, если так можно выразится, символическое. Никаких других атрибутов «светлого коммунизма» (кроме символов) в виде бесплатного образования или медицинского обслуживания у них нет.

И наконец, вот он, поселок Муйне и наш отель: Ocean Star 4*. Забегая вперед, сразу скажу: недостатков в отеле я не нашла, хотя занимаясь туристическим бизнесом уже много лет, повидала много разных отелей от 2* до VIP-уровня. Отель в своей категории хорош всем: берег моря, центр туристической зоны Муйне, зеленый, ухоженный, чистый. Номера — разного уровня и удаленности от пляжа. Разве что, к не очень приятной особенности отеля (и видимо, всех отелей Вьетнама) я бы отнесла большое наличие местных туристов с пятницы по воскресенье. На выходные вьетнамцы приезжают целыми компаниями, заполняют бассейн, ресторан, громко шумят, поют караоке (не более). Вобщем, ведут себя, как хозяева, а мы, бледнолицые гости, вынуждены ждать воскресенья, когда в отеле снова воцарится тишина и покой.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

У нас было оплачено 2 номера standart на втором этаже. До моря идти минуты две. Прямо на самом пляже, метрах в 150 от кромки воды стоят бунгало на 2 номера. Домик у воды с чудесными шезлонгами — лежанками на террасе! Я о таком всегда мечтала! Почему мы поселились не здесь? Я уже было развела деятельность, чтобы переехать сюда (с доплатой), но менее эмоциональный и на поверку более мудрый супруг остановил. Я просто забыла правило, которому всегда учу своих туристов: не стоит делать никаких резких движений первые три дня! Просто осмотритесь.

Потом я поняла, что жить в этих домиках у воды скорее всего не так уж приятно: море в этих местах чересчур «болтливое», сильный шум волн не умолкает ни днем, ни ночью. Тихой умиротворенной беседы на террасе ни на закате, ни на рассвете у вас не получится — придется орать, стараясь перекричать не в меру разговорчивые волны. А днем ваше уединение бесцеремонно нарушат толпы туристов, которые отдыхают тут же, в 50 метрах от вашего жилища, на своих законных шезлонгах.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

Кстати, про местное море, называемое Южно-китайским: оно достойно того, чтобы уделить ему целый абзац. Нрав моря таков, что Вы не увидите в нем коралловых красот и не сможете поплавать с маской; не оттянитесь, валяясь, как ленивые морские котики у кромки воды, ловя ласковые пенные волны на своем разнеженном теле и даже не поплаваете, размеренно разгребая прозрачную поверхность воды… На мой взгляд, наиболее точное слово, характеризующее море со стороны Фантьета — спортивное. Большие волны здесь всегда! Разве что иногда они очень большие. Чтобы поплавать в нем требуются немалые усилия, потому что как только вы заходите по пояс, волны радостно воспринимают вас как свою новую игрушку, и если вы не вступаете с ним в игру — просто заливают вас с головой и выбрасывают на берег. И ветер с ним заодно! Он тут же подхватывает вас и отбрасывает на метр или два. Поэтому единственный способ получить удовольствие от пребывания в «южно-китайском вьетнамском море» — принять его спортивную игру, превратиться в ребенка и … прыгать в волны, уворачиваться от волн, бороться с волнами, тщетно пытаясь перепрыгнуть через них (а кто вам разрешал?) и забыть про внешний вид вообще. Женщинам советую быть осторожнее, потому что коварное море буквально раздевает вас — верхняя часть купальника слетает «на раз-два», не устояв под сильным напором игривых волн. Если зазеваетесь — можно потерять и нижнюю. Так что идеальный вариант — общаться с морем без условностей, полностью раскрепостившись и освободившись от «последней» одежды. Однако, Вьетнам — это не Хорватия, нудизм здесь не приветствуется. Вобщем, выходя из воды вы ощущаете заряд бодрости и спортивного азарта, плюхаетесь в шезлонг и отдыхаете… до следующего купания.

И кстати, море у берегов Фантьета — раздолье для серферов и кайтсерферов. Их паруса, словно огромные фантастические чайки, густо раскрашивают небо с полудни и до захода солнца.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

Однажды море и вовсе разбушевалось, заштормило. И мы оказались свидетелями, как молодой человек, видимо потерявший стропы (или как они называются?) от своего виндсерфа пытался на доске «спасти» их. Верхняя часть этого оборудования маячила над водой метрах в 150 от берега, прямо за гребнем бушующих волн. А парень пытался на доске перескочить через накатывающие с огромной силой волны. Человек против стихии! Волны сначала подпускают его чуть ближе, а потом со всей силой сбивают с ног и отбрасывают назад, а ветер подхватывает и уносит еще дальше от цели, чем он был прежде. Но парень встает и идет снова! Мы наблюдали за этим поединком минут 40, пока не стемнело, потом ушли, не дождавшись финала. Когда утром следующего дня пришли на пляж — море уже стихло, разбросав на берегу после вчерашнего разгула ракушки, водоросли, «заливы» на песке, а частей виндсерфа уже не было видно. Мы так и не узнали, спас ли их хозяин, победив в схватке со стихией, или море их проглотило.

Возвращаясь к нашему отелю — Ocean star. Wi-Fi в отеле бесплатно в зонах общественного пользования: ресепшен, зона вокруг бассейна, ресторан. Завтраки вполне приличные. Свой национальный суп из рисовой лапши «Фо бо» вьетнамцы едят в любое время суток. Вот и я с удовольствием уплетала его по утрам, наслаждаясь шикарным морским видом за столиком ресторана на втором этаже.

А как было здорово прятаться от полуденного солнца, развалившись на лавке-качелях под косовыми и банановыми пальмами и слушать бесконечное ворчанье волн! Вот тогда-то я заметила картину, которая меня очень удивила: оказывается на кокосовой пальме (во всяком случае, той, что росла в нашем отеле) процессы цветения, роста и созревания плодов происходят одновременно! Снизу под кроной висят коричневые созревшие орехи, готовые в любую минуту упасть; выше, в листве спрятались молодые зеленые плоды, а еще выше видны желтоватые «гроздья» цветов в раскрытых, а местами еще в закрытых «лодочках». Вобщем, для меня это было открытием и чудом азиатской природы!

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

Вьетнам — это рай для сыроедов, вегетарианцев и просто любителей вкусно поесть! Экзотические фрукты, свежайшие морепродукты и, конечно, кокосовый сок вместо воды, кокосовый сок с ромом, суп из кокосового сока, сочная мякоть кокоса… И все эти экзотические дары природы — в многочисленных лотках, кафе и ресторанчиках сразу же, как только вы вышли за порог отеля Ocean Star 4*. Стоят все эти деликатесы по нашим меркам копейки. В сущности, центр деревни Муйне — это череда кафе, аптек и массажных салонов. Причем, старательные вьетнамцы вовсю пытаются говорить по — русски. Я думаю, им это нелегко дается с их многотональностью речи.

многотональностью речи.

Почти везде меню на русском и даже встречаются надписи типа «Русские пельмени» или «Турагентство у Вани». Да и родная речь слышится чаще, чем другая иноземная. Что называется, чувствуйте себя во Вьетнаме, как дома!

Кстати, также удачно расположены в центре Муйне и являются вполне достойными такие отели, как Bon Bien Resort 3*, Sea Lion Beach 4*, Bamboo Village Beach 4*, Seahorse resort 4*. А вообще, вся пляжная линия Муйне — более 20 км. И есть очень отдаленные от центра отели «на отшибе», где в пешей доступности нет никакой инфраструктуры. При выборе отеля, это нужно учитывать.

После 11 вечера жизнь в Муйне замирает. Вам остается только слушать шум моря или смотреть на звезды, потягивая ром с кокосовым соком, используя вместо фужера сам кокос или, как делали наши дети, плавать в бассейне своего отеля, т. к. никто его «не закрывает» на ночь.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

Кстати, совсем по-иному все выглядит на другом курорте — Нячанг. Если вы молоды, активны, вам нужны развлечения, ночная жизнь, европейская и американская публика — тогда вам нужно в Нячанг. Только советую учесть, что отели там преимущественно через дорогу от моря и имеют «американский» налет (высотные здания, небольшие территории…).

Основной Вид транспорта во Вьетнаме — мотобайки, скутеры или мотоциклы. На них часто путешествуют по стране и туристы, но наше семейство умеет передвигаться на машинах, велосипедах, лыжах, коньках, байдарках и катамаранах. Скутером никто из нас даже не пробовал управлять, поэтому начинать такую практику во Вьетнаме мы не решились. Однажды просто вызвали с ресепшен такси и поехали в город — Фантьет (порядка 15 км). По дороге заехали посмотреть на башни Чамов с монастырем у ворот. Меня эти башни не впечатлили.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

В городе зашли в торговый центр Coop Mart, в котором почти ничего не купили, т. к. все 2 этажа — все тот же Китай. Водитель такси терпеливо ждал, когда окончатся все наши похождения, привез нас назад в отель, и стоило это развлечение всего 15 $. Экскурсии из Муйне мы не брали, т. к. практически все они в районе Нячанга или Сайгона, дорога куда занимает много времени и сил. У нас же на обратном пути были забронированы 2 ночи в отеле Хошимина с экскурсионной программой.

Хошимин (или Сайгон на старый манер) — огромный город с населением в 7 с лишним миллионов человек. И почти все эти 7 миллионов передвигаются на мотобайках. По двое, трое, пятеро, не считая собаки,… на одном. Так они занимаются делами, ездят на работу, так они «гуляют». Городские дороги в 6 и более мотоциклетных полос просто кишат людьми на колесах. Лет 10 назад вы могли видеть ту же картину, только вместо скутеров — велосипеды. Но благосостояние растет! Люди пересели на моторные виды транспорта. Все поголовно вьетнамцы днем, когда светит солнце, прячут свое лицо и все открытые участки тела под «медицинскими» масками. Гид объяснил это тем, что в стране ценится светлый цвет кожи. У загорелых людей нет шансов устроится на хорошую должность и быть принятым в достойном обществе. Т. е. то, чего мы, бледнолицые, добиваемся с таким усердием на курорте, щедро подставляя под светило все части тела — красивый шоколадный загар — у них — признак изнурительной работы в поле, а значит, плебейства. Но я думаю, что это сознательно навязанная людям тактика правительства, которое преследует какие-то свои цели.

Изредка в Хошимине встречаются такси, с которыми нужно быть начеку: однажды один ушлый водитель покатал нас по городу минут 40, хотя до отеля был всего один квартал. Оплата по счетчику. Город бодрствует круглые сутки. Если одни ложатся спать, другие просыпаются. Не покидает ощущение, что ты находишься в центре огромного муравейника или улья. В центре города реально трудно перейти дорогу даже по пешеходному переходу, когда вы стоите на обочине и смотрите на этот нескончаемый поток человеко-мотоциклов. Сделать шаг страшно! Так вот мы и простаивали в задумчивости немало времени, пока не пожаловались гиду, и она не посоветовала нам: «Пропускайте машины, а скутеры вас сами объедут». И действительно: ты смело шагаешь в «железную гущу», и она тебя плавно «обтекает». Это Вьетнам! Наш гид (от туроператора Библио Глобус) — сама «байкер». Живет в Хошимине 11 лет с семьей (муж — русский). И им там нравится, все устраивает. Я, честно говоря, не представляю, как можно жить на ПМЖ во Вьетнаме.

Мы попали в Сайгон, когда он готовился к встрече «нашего» нового года. Центр был украшен так, что я таких красочных иллюминаций в Москве никогда не видела: огромные светящиеся лотосы (символ страны), гирлянды… Все сверкает и искрится. По словам гида, эти иллюминации заменят на другие (надо думать, не менее эффектные) через месяц перед встречей их родного китайского нового года. Но погулять в удовольствие по площади у нас не получилось из-за усталости и толп людей.

По программе тура в первый день в Сайгоне посетили «Музей войны». Зрелище это не для слабонервных. Ужасающие своей неприкрытой реальностью фото жертв применения химического оружия, последствие этого оружия в современности, комнаты пыток и т. д. Одним словом, я и дети осмотреть все экспозиции музея не смогли.

На следующий день с утра пораньше отправились на экскурсию по знаменитой реке Меконг. Уже сама дорога к порту, откуда стартуют туристические катера, представляет интерес: по обе стороны пробегают лачуги, покрытые соломой, рисовые поля, сады с какими-то диковинными растениями, кое-где небольшие храмы. То тут, то там прямо посреди широких рисовых полей бросаются в глаза островки с небольшими сооружениями, которым трудно на первый взгляд придумать обоснование. Оказалось, что это памятники над могилами. Наш гид объяснила, что во время вьетнамо-американской войны людей расстреливали прямо у их домов, и тут же живые хоронили мертвых. Хотя по приезду домой я нашла в бескрайних сетях интернета другое обоснование этих построек, как сохранившегося свидетельства древней традиции захоронения. Якобы крестьяне, живущие выращиванием риса, не разделяли свои владения заборами или чем-то подобным. И, чтобы пометить хоть как-то свою территорию, они устанавливали массивные могильные плиты в качестве своеобразных пограничных столбов. Не знаю, где здесь истина, но видно, что вьетнамцы бережно почитают эти места, ухаживают за ними. Причем, если земля продается, то новый хозяин обязан оберегать и обихаживать место захоронения. Вообще, во Вьетнаме очень бережное отношение к старшему поколению. Дети спорят друг с другом за право проживания в их доме престарелых родителей. А если вы вздумаете объяснять вьетнамцам, что такое «Дом престарелых», вас попросту не поймут.

На причале мы купили вьетнамскую коническую шапку, погрузились на катер и … вперед, по дельте реки Меконг.

Река Меконг является самой большой рекой Вьетнама и всей Юго-Восточной Азии. Дельта реки начинается еще в Камбодже, ниже Пномпеня. Большая же ее часть проходит по югу Вьетнама. Меконг кормит людей рыбой, которую местные жители разводят в сетях прямо под своими плавучими домами. Экскурсия начинается с прогулки на катере вдоль берегов реки, затем, фруктовый сад, осмотр пасеки с дегустацией меда, прогулка на телеге, запряженной лошадьми по деревенской улице, поездка на деревянной лодке по узким каналам… Вот это самая интересная часть экскурсии. Захватывающе плыть среди джунглей и наблюдать, как местные управляют своими плавсредствами и разъезжаются в узких каналах. Все как у нас на дорогах: кто-то чайник, кто-то чайник со свистком, а вот — профи. Наверное, сложнее всего в этом деле — парковаться, надо уметь это делать в условиях джунглей. Затем, «кондитерская фабрика» по производству кокосовых конфет, базар изделий из кожи питона.(ну какая стандартная экскурсия обходится без развода туристов?!) и очень хороший обед в ресторанчике на берегу реки, где главным блюдом было — какая-то экзотическая рыба, названия которой я не помню.

Вьетнам. Фантьет — Хошимин

Ну, вот и все. Дорога на катере обратно, масса впечатлений, красивых фото, здоровая усталость. А на завтра нас ждет 10-тичасовой перелет и заснеженная родина. Уже канун Нового 2013 г.!