Турист Irada Bakinskaya (bakinskaya)
Irada Bakinskaya
была 28 июля 2020 12:28

Берлин, Мюнхен, Потсдам — Германия Октябрь 2013

Мы согласны с мудрой мыслью, что хлеб всему голова, поэтому начнём свой рассказ с хлеба. Хлеб в Германии вкуснейший, с хрустящей корочкой — и белый, и серый и чёрный. На обед — с супом и горячим вторым блюдом, немцы хлеб не едят, но на завтрак, полдник и ужин — бутерброд с полезным чёрным зерновым хлебом — это святое. Мы с удовольствием следовали этим немецким правилам, лакомясь сэндвичами с обильного шведского стола в чудесном отеле Меркури на Курфюстендамм. Рядышком, буквально в смежном здании, располагался большой супермаркет, где можно было продолжить знакомство с разнообразием хлеба и выпечки. Преобладал ржаной хлеб, иногда с добавлением ячменя или овса. Особую прелесть придавали ему семечки подсолнуха, тыквы, различные орешки и приправы. К сожалению не удалось попробовать знаменитый вестфальский пумперникель — самый тёмный из всех сортов хлеба, из муки грубого помола со сладковатым привкусом сиропа сахарной свёклы, который имеет сложную технологию приготовления, долго сохраняет влагу и не черствеет.

Вкусная кухня фрау Германии

От хлеба плавно перейдём к сыру, которого издавна в Германии производится множество сортов — от горного сыра южного региона Альгоя до козьего сыра северных провинций Фрисландии. В средние века монахи занимались пивоварением и коллекционированием оригинальных рецептур сыра. Монахи, по-видимому, были большими гурманами, не зря при монастырях часто можно встретить ресторанчики «Клостер Келлеры» — монастырские погребки. Самый разрекламированный и туристический Клостер Келлер находится в центре Потсдама на улице Фридрих-Эберт-штрассе 94 неподалёку от Петер-Паулс-кирхе и остановки трамваев № 92 и 96. В берлинских ресторанах нам довелось попробовать вкуснейший сладковатый мягкий сыр с орехами и пикантный сыр с травами.

Распалив аппетит закусками перейдём к главному — мясному меню, для ознакомления с которым рекомендованы пивной ресторан в центре западного Берлина на улице Курфюстендамм — «Альт Берлинер», знаменитый «Ратскеллер» во внутреннем дворе Ратуши на Мариенплац в Мюнхене и «Ратхаускеллер» в пригороде Берлина — Копёнике в Ратуше, прославленной «капитаном-аферистом». Ну, а два популярных ресторана «Пауланер» в центре Мюнхена — это отдельная песня, а вернее симфония кулинарии.

Вкусная кухня фрау Германии

Огромное количество различных вариаций колбасок и сосисок являются национальными чемпионами среди мясных блюд Германии. Популярны франкфуртские сосиски, нюрнбергские — толщиной в палец (в былые времена использовался шанс протолкнуть их в замочную скважину и накормить томившихся в неволе пленников), тюрингские — самые длинные, приготовленные на древесных углях, белые мюнхенские в дуэте со сладкой горчицей. Почётное первое место принадлежит берлинской колбаске карри (она же гамбургская, она же рурская), история появления которой в Берлине уходит корнями в послевоенный полуразрушенный город, где на восстановительных строительных работах она стала для рабочих спасительным перекусом. К 60-летней годовщине существования этого культового фастфуда в Берлине открылся Германский музей колбаски карри. В дань уважения немецкой кухне отведаем КарриВурст в туристическом ларьке на полпути от Бранденбургских ворот до Рейхстага или на ярмарке, бурлящей на Хакешермаркт по четвергам и субботам с 10 утра до 6 часов вечера.

Вкусная кухня фрау Германии

Жаркое из свинины или румяная с золотистой корочкой свиная ножка с кислой капустой и картофельным салатом с розочками из сливочного масла — серебряные медалисты. С ними пытается тягаться шницель в бесподобной хрустящей панировке, тающей во рту в сопровождении кулинарной мелодии из свежих листьев салата обильно политых соусом из оливкового масла и бальзамического уксуса, которым можно полакомиться в ресторане «Хакешер Хагс» в Хагских дворах и в двухэтажном ступенчатом кафе среди воды, журчащей и искрящейся разными цветами в Европа-центре западного Берлина. Знаменитый «Пауланер» в Мюнхене предлагает классический венский шницель, венгерский шницель-гуляш, итальянский шницель запечённый с сыром и баварский шницель с целым ворохом рыжих и хрустящих луково-мучных колечек. К каждому шницелю подаётся отдельно блюдо тонко нарезанного свежайшего салата фиолетово-изумрудных оттенков с кусочками сочных томатов и рассыпанными среди них огоньками моркови, заправленное чудным соусом.

Вкусная кухня фрау Германии

Оленину, гуся и кролика можно отведать во дворцовом ресторане Цецилиенхоф — бывшем обеденном зале кронпринца Вильгельма в Потсдаме, сидя в массивных креслах, обитых красным бархатом, любуясь на старинные стены обшитые резными дубовыми панелями, портрет прекрасной дамы — принцессы Цецилии, переводя взгляд с пламени свечи в изящном подсвечнике на столе на милого оленя свитого из веток и заглядывающего в зал через стеклянные двери летней терассы. Интерьер ресторана в духе кайзерской эпохи способствовал приятным размышлениям, но суп-то ли из пива, то ли из кваса с выловленными в нём тремя равиолями и вкус блюда из гусиной печени оставляли желать лучшего. Кстати, стейк из говядины с овощным гарниром был не так уж и плох.

Вкусная кухня фрау Германии

Позволю себе небольшое лирическое отступление от немецкой темы в сторону итальянской кухни «Веро» — ресторанчика в Старом городе Копёника, после знакомства с которым мы забыли обо всех других. Так полюбившийся нам ресторанчик располагался напротив старинной Ратуши на улице Линден-штрассе — уютная атмосфера итальянской деревушки, подвешенные корзины с овощами, косички чеснока и лука, глиняные горшочки с ярко-красными пиперони, выглядывающими из зелени листвы на подоконниках, полки с игристыми тосканскими винами и весёлый услужливый хозяин-официант, который принимал гостей заведения как родных и близких. В меню мы отдали пальму первенства горячему блюду «гордон блу». Этот чудесный гибрид шницеля и котлеты по-киевски с рулетиками из ветчины и нежнейшей начинкой из мягкого запечённого сыра был неотразим. Блюда из птицы и говядины были тоже на высоте. Пятничный вечер мы провели в другом итальянском ресторане «Изола ди Капри» расположенном в Альтштадт Копёник в месте слияния двух рек Даме и Шпрее. Из приоткрытого окна мансарды веяло речной прохладой, на блюде лежали аппетитные румяные тосты натёртые чесноком и вяленые помидоры, в бокале искрилось вино, горели свечи, приятный голос напевал знакомые куплеты итальянской песни — вечер удался.

Вкусная кухня фрау Германии

Вернувшись к немецкой теме нельзя не отметить кафе самообслуживания на верхнем этаже КаДеВе — самого старого универмага Европы с обилием морепродуктов, разнообразием салатов, тортов и пирожных, выпечки с абрикосами, чёрной смородиной, клюквой и вишней, тающие во рту слойки с кремом, богатый гастрономический отдел с огромным выбором сладостей, а также вкуснейшие десерты в кафе Европа-центра на Курфюстендамм. На этой сладкой ноте завершим наше повествование о том, чем кормила-потчевала нас фрау Германия, а о том, чем поила… как-нибудь в другой раз.