Турист Катерина Мастерова (Spadea)
Катерина Мастерова
была 14 апреля 19:22

Афганистан Сентябрь 2011

Никак не могу понять кто пишет путеводители и справочники, и откуда берётся информация. Нет, по европейской стороне вроде ясно, а вот по среднеазиатской не совсем. Читала я как-то про Афганистан, ещё до поездки, и не верила своим глазам. «Даже в дорогих гостиницах нет удобств» или «большинство гостиниц включают в стоимость завтраки — обычно в виде шведского стола». Из самых невероятных — «в гостиничном баре можно заказать алкоголь». Ещё понравилось «население нищенствует и поэтому процветает воровство и грабёж». Вот тут мне стало интересно, а у кого же воровать, если все нищие, а туристов почти нет?
Короче говоря, решила я написать краткий справочник исходя из того, что я видела своими глазами и со слов местного населения (а расспрашивать я очень люблю)

Транспорт

Справочник по Афганистану

Дороги в Афганистане фиговые, либо их нет вообще. Кое-где, конечно, кладут новый асфальт, но точно не в черте городов. Местные жители передвигаются на авто (в 95% случаев это TOYOTA), велосипедах и ослах. Есть автобусы, такси и маршрутки.
Городских автобусов нет, вместо них такси. Тариф у всех почти одинаковый — по городу 200–300 афгани (4–6 долларов). Самая длинная поездка на автобусе будет стоить вам 10–12 долларов, билет можно купить заранее, но смысла в этом не вижу, так как цена от этого не меняется и свободные места всё равно будут.
В некоторые труднодоступные районы ходят только маршрутки, цена билетов от 6 до 10 долларов в зависимости от расстояния.

Билетных касс в принципе нет, да и билет в большинстве случаев вам не дадут, деньги платят напрямую водителю — это нормально.

Если городской таксист (авто в жёлто-белую полосу) озвучивает стоимость поездки, то частник назовёт вам цену одного посадочного места. Обязательно выясните заранее сколько мест у него в машине — бывает, что переднее сиденье считается за два. Оплатить придётся все места, если больше никто не подсядет.
Цена на расстояние в полчаса езды в среднем 5 долларов за место, на более долгие поездки — до 20 долларов.

Женщинам, путешествующим в одиночку полагается сидеть только (!) на переднем сиденье рядом с водителем и платить придётся за два места. В автобусе надо попросить водителя или кондуктора найти вам (женщине) место.

Проживание

В Кабуле:

Дорогих гостиниц не много. Самая-самая с дорогой резной мебелью и шикарными коврами находится почти в центре Кабула, недалеко от Чикен Стрит. «Интeрконтиненталь» называется. Все удобства, телевизор, кондиционер и далее всё по высшему классу. Вооружённая охрана прилагается. Хотя это никак не спасает от терактов и прочих издержек государственного бардака. Именно в этой гостинице происходит большинство «заварушек» и связано это с тем, что здесь останавливаются достаточно влиятельные люди и журналисты высокого полёта. Цена за номер 100–150 долларов.

Неплохое соотношение цена-качество-месторасположение у гостиницы «Спинзар», что недалеко от центрального базара. В номерах есть вентилятор. В душе постоянная горячая вода и нет перебоев с электричеством. Телевизор тоже имеется. Цена за одноместный номер около 30-ти долларов, за двух и более по 20 $ с носа.

Напротив «Спинзара», то есть на противоположной улице гостиниц нет, хотя остались вывески, поэтому дезинформация гуляет по интернету, да ещё и с приблизительными ценами. Если заходить в каждую дверь вдоль по этой улочке, можно всё-таки наткнуться на некий хостел, очень напоминающий общежитие советских времён. Туда иностранцев (подразумевается белых) не пустят, хотя если вы одинокий молодой человек, можно попытать счастья — вдруг повезёт. Цена 15 $. В комнатах набиваются по 5–15 человек. Как обстоят дела с санузлом затрудняюсь ответить, не интересовалась.

Если вы уже ознакомились с Кабулом и хорошо ориентируетесь, можно найти приличные гестхаузы в районе Чикен Стрит. Спрашивать надо у прохожих либо в шашлычных — один из двадцати обязательно направит вас в нужном направлении, а может даже и проводит. Цена примерно 30–40 американских денег.

Некоторые хорошие гестхаузы сосредоточены в районе зоопарка. Один недостаток — далеко от центра. Цена около 40 $ за двухместный номер.

В некоторых чайханах тоже можно попроситься переночевать, но это уже не для любителей удобств. Обычно такой «номер» представляет из себя пустую комнату с матрасом на полу. Двухместный — два матраса и так далее сколько позволит размер комнаты.электричества, скорее всего не будет. Возможно, будет окно. Цена 10 $.

Вне Кабула:

В других городах похожая ситуация, только цены будут в среднем на 10 $ ниже, это за двухместный.
Удобства сейчас уже есть почти везде, во всяком случае с неработающим душем мы столкнулись только однажды. Чайханы не в счёт.

Стоимость завтрака-обеда-ужина в цену не включается. Мало того, в большинстве гестхаузов нет столовой в нашем понимании. Еду вам, конечно, приготовят, но заказать надо заранее, иначе останетесь без ужина. В больших гостиницах есть что-то вроде кафе, но готовую еду всё равно не держат. Завтрак из яичницы готовится минут 10–15, так что имейте ввиду если спешите.

Постельное бельё в отелях не меняют после каждого постояльца. Лучше иметь с собой спальный мешок.
Полотенец, понятное дело, тоже никто не даст.

Да, чуть не забыла! Торгуйтесь! Жалуйтесь на нехватку денег, на предстоящие растраты, на глобальное потепление, на что угодно, и радуйтесь скидкам. Пусть не большим, но тоже хорошо!

Питание

Справочник по Афганистану

Афганская кухня достаточно богата различными блюдами, однако в забегаловках чаще подают только плов (палау) и шашлык. Плов готовят во всевозможных вариациях, один из них Маш-Палау, плов с фасолью, очень вкусный. Шашлык везде готовят одинаково вкусно, не важно сколько вы за него заплатили. Где меню пообширнее, встретится хаш — очень жирный наваристый суп из говяжих ножек. Супчик очень на любителя, так как кроме говяжьих шкурок, костей и чеснока в нём ничего нет.

фотка супа из инета

Всё подаётся c лепёшками, местное название «наан» с ударением на вторую «А» и со свежими овощами в больших количествах.

Пить будете зелёный чай с кардамоном либо с лимоном. Иногда на стол ставят графин с водой, пить не рекомендую, потому как неизвестно откуда её черпали.

Если наткнётесь на дорогой ресторан, в меню обнаружите картофель фри и прочие знакомые слова. Здесь же можно отведать разных местных сладостей. Цены, правда, будут очень кусачие. За покушать без изысков придётся выложить около 10 $.

В шашлычках можно хорошо поесть за 3–4 $.

Едят афганцы сидя на полу, а вместо стола на пол расстилается длинная узкая клеёнчатая скатерть, которая называется «дестерхан». Перед едой вам принесут кувшин с водой и миску, польют вам на руки и дадут полотенце. Вставать при этом не надо.
Плов принесут в больших тарелках и поставят на середину дестерхана, куда вам ближе тянуться, оттуда и надо есть. Будьте готовы к тому, что тарелку придётся делить с тем, кто сидит рядом (если вы обедаете вместе с афганцами), лепёшка же разрывается на куски заранее, и у вас будет свой кусок. Использовать столовые приборы в таких ситуациях абсолютно не удобно, хотя вам, как иностранцу, скорее всего их принесут.
В некоторых заведениях есть столы и стулья, там действуют привычные нам правила.
Если едите руками, старайтесь следить за своей левой рукой, она при приёме пищи не используется, ну разве что отломить кусочек лепёшки. Даже если вы левша.
Остатки пищи не выбрасываются, а аккуратно собираются и пускаются на корм животным или нищим.

Безопасность

Справочник по Афганистану

Очень хорошо работает местная полиция и военные. И те и другие повсюду.
В черте городов достаточно безопасно, однако не стоит крутиться около мечетей во время молитв, а также, по возможности, избегать больших скоплений народа. Местные периодически друг друга подрывают. Вас, как туриста, а значит дорогого гостя, трогать никто не будет. Главное не оказаться не в том месте не в то время.
В отдалённых деревнях или на пустынной дороге следует быть особо осторожным. Главные опасности здесь: придорожные мины, дикие животные и талибы, последние особо вредоносны и договориться с ними скорее всего не получится. Вообще лучше нигде не лазить одному, подружитесь с местными, они подстрахуют.
Не нарушайте местных законов и вас не накажут:))

Люди

Справочник по Афганистану

Афганцы народ приветливый и дружелюбный. Да, именно так! Гость тут считается посланником Аллаха и приносит в дом благословение. Именно поэтому многие будут звать вас в гости хотя бы на пару минут попить чаю. Соглашаться или отказываться — дело ваше; если человек не вызывает у вас подозрений, почему бы и нет? Подозрения должен вызывать неопрятный лохматый мужик с натянутой улыбкой. Обратите внимание на одежду, талибы чаще одеваются в тёмно-серые и чёрные цвета, жилетки носят с множеством карманов (обычно заполненных). Длинные волосы будут торчать во все стороны из-под тюрбана. Опрятный господин с короткой стрижкой скорее всего окажется мирным человеком.

В разговоре с местными не стоит расспрашивать о семье, тем более о жене. Рассматривать и фотографировать женщин на улице нельзя ни в коем случае; если вас пригласили в гости, то с разрешения хозяина можете пообщаться с женской составляющей семьи (скорее всего вас познакомят с сёстрами, дочками, мамой).

Попадаются и не очень приятные людишки, но ругаться и размахивать руками всё же не нужно; любую конфликтную ситуацию можно «разрулить» спокойными словами, ведь никогда не угадаешь на чью сторону встанет толпа, собравшаяся посмотреть на ваши разборки.
На рынках иногда встречаются попрошайки, в основном цыгане — дети либо женщины. Да, цыгане есть везде:)) Таким надо просто твёрдо сказать «нет», потому что если дадите денег, вас тут же окружит толпа других нуждающихся в вашей помощи.

Носите скромную одежду, лучше старую, которую после носки не жалко будет выбросить. Таким образом вы убьёте сразу двух зайцев — вам не придётся отстирывать афганскую пыль и так вы покажете местным, что вы такой же простой человек, как и они. За 10–20 $ можно пошить традиционную афганскую двойку: свободную рубаху и шаровары — в такой одежде вам будет комфортно и не жарко.

У афганцев принято дарить подарки друзьям. Если вы с кем-то сблизились, вас не отпустят без чего-нибудь на память. Поэтому неплохо было бы заранее запастись какими-нибудь мелочами в презент. Это может быть фонарик, хорошая шариковая ручка или плед (афганцы очень любят пледы), детям игрушки. Можно подарить что-то с символикой Росии, например кружку с одной из достопримечательностей Москвы или матрёшку.

На этом мою писанину о поездке объявляю законченной. О местах, которые что-то значили для Афганистана и о других интересностях напишу в следующем рассказе. Далее планирую начать серию статей в блоге — будут легенды, факты, исторические события, немного культуры и традиций.