Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была 23 апреля 21:32
Purity

Аль-Айн — ОАЭ Октябрь 2013

В очередной раз приглашаю Вас на прогулку в город Аль Айн в эмирате Абу-Даби. Это удивительно уютный городок, чьи улицы приятно радуют глаз малолюдностью, обилием зеленых лиственных деревьев

и малоэтажной, типично арабской застройкой:

А еще в Аль Айне тьма-тьмущая разных оазисов и парков. Приглашаю Вас посетить самый интересный из них —

Археологический парк (сад) Хили (Hili Archeological Park).

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

История его появления такова: в 60-е гг. XX в. группа ученых из Дании проводила раскопки на северной окраине города (Хили), в ходе которых были обнаружены остатки поселений и гробниц эпохи Бронзового века (3-е тысячелетие до н. э.)!

Стулья в Национальном музее Аль-Айна напоминают о первооткрывателях эмиратовской старины глубокой.
Стулья в Национальном музее Аль-Айна напоминают о первооткрывателях эмиратовской "старины глубокой".

Гордое таким открытием правительство Абу-Даби мудро решило сделать раскопки доступными для посещения всеми желающими. В результате, вокруг «вестников из прошлого» был разбит уютный, зеленый парк.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Давайте неспешно прогуляемся по нему и познакомимся с древней историей этого региона.

Поселения эпохи Бронзового века.

Первой находкой датских археологов была вот эта, на первый взгляд беспорядочно изрытая куча песка:

Остатки поселения эпохи Бронзового века (3 тыс.л. до н.э)

Как немилосердно время! Четыре с лишним тысячи лет назад это место выглядело примерно так:

Реконструкция поселения эпохи Бронзового века из экспозиции Национального музея Аль-Айна.

Круглая башня на фото сверху — укрепление, построенное из высушенных на солнце глиняных кирпичей. По словам ученых, такие строения (внутри разделенные стенами на несколько помещений) возводились вокруг колодцев с источниками пресной воды.

Каждая такая башня обязательно была окружена оборонительным ров с водой, и домишками с поселенцами, которые в смутные времена укрывались в ней от врагов, а в мирные — занимались выращиванием пшеницы, ячменя и фиников.

Наглядное представление о внутренней конструкции такого укрепления можно получить сразу после входа в парк Хили. На фото ниже — остатки башенных стен и колодец, который они защищали:

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Это руины еще одного поселения эпохи Бронзового века, которое, в какой-то момент, было покинуто людьми, но потом повторно заселено во времена Железного века (1 тыс.л. до н. э.).

Также, учеными было установлено, что эти башни с колодцами предназначались еще и для защиты торговых путей, которые традиционно пролегали мимо источников пресной воды, и для охраны медных рудников и центров по обработке металла, которые являлись основным источником средств к существованию для местного населения.

Гробницы.

Позднее, неподалеку от руин поселений, археологами были обнаружены еще и остатки гробниц, также эпохи Бронзового века.

Самая грандиозная из них — Большая гробница Хили — реконструирована для наглядности:

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Диаметр этой усыпальницы, возведенной из камня, — 12 м, высота — 4 м. Внутри нее — стены, которые разделяют помещение на 4 равных камеры, в которых оставляли мертвых.

Предполагается, что крыша над гробницей была куполообразной:

В усыпальницу ведут 2 окошка-входа. Возле каждого на камне высечены фигуры людей и антилоп Орикс:

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Вот более четкое изображение этого камня из музейной экспозиции:

Там же, в музее, можно увидеть еще два камня с древними изображениями: змеи

и антилопы и верблюда.

Признаюсь, эти, с виду немудрящие, картинки на камнях меня потрясли: подумать только, почти пять тысяч лет назад на нашей планете также ползали змеи, бродили верблюды и антилопы! Цивилизации приходили и уходили, сменяя одна другую, а они, живые существа, оставались законными обитателями и хозяевами этих земель, неподвластными времени. Поразительно!

Ученые отмечают, что эта резьба по камню, а также большой размер каменных плит, из которых сложена гробница, говорят о высокоразвитом сообществе, которое обитало в этих краях 4 тысячи лет назад.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Любопытный факт: первоначально археологи не нашли в гробнице целых человеческих останков, только разрозненные фрагменты. И только через некоторое время возле усыпальницы было обнаружено несколько могильных ям, куда, судя по всему, в более поздний период, были перенесены кости умерших. С какой целью это было сделано до сих пор остается загадкой.

Кроме бренного праха, в гробнице также были обнаружены различные украшения и предметы домашнего обихода. Древние люди верили в жизнь после смерти, а потому, традиционно, пытались прихватить с собой в могилу побольше барахла:

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Что ж, благодаря этому обычаю мы теперь имеем представление о том, как жило местное население 4 000 лет назад.

Большая гробница смогла рассказать об образе жизни древних жителей Аль Айна, а вот о самих древних людях больше информации предоставили находки из другой усыпальницы, которая находится неподалеку от первой.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

В ее камерах, за столетний период, были похоронены более 600 людей (мужчин, женщин и детей).

Как выяснили ученые, те стародавние времена характеризуются высокой детской смертностью и короткой продолжительностью жизни (в среднем, до 40 лет). То есть, даже если ты умудрился все-таки стать взрослым, это совсем не означало, что тебе уготована долгая спокойная старость.

А еще, как оказывается, и тогда, в 3-ем тыс. л. до н. э. у людей были проблемы с зубами! Весьма прискорбный факт, между прочим! Прошли тысячи лет, а мало кто из нас может с гордым и независимым видом пройти мимо кабинета стоматолога. И это в те времена, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра Вселенной! Увы, наш мир до сих пор так несовершенен!

Ой, чего-то я все о могилах, да о больных зубах… Пора переходить к темам более жизнерадостым.

Афладж.

Кроме гробниц и поселений на территории Хили также были обнаружены остатки афладжа — ирригационной системы, при которой вода с гор, под действием силы тяжести, растекалась по желобам-фаладжам в окрестные сады и к полям для полива.

Надо сказать, что факт этой находки, подтверждающей, что афладж существовал на здешней территории уже в 1 тыс.л. до н. э. несказанно обрадовал эмирати. До этого считалось, что местные племена переняли систему орошения у Ирана. А у ОАЭ с этой страной несколько… натянутые отношения, после того как, в начале 70-х гг. XX в., иранцы «под шум волны» англо-американо-бедуинской грызни за местные нефтянные месторождения «прихватизировали» у Рас Аль Хаймы пару островов, которые и по сей день отказываются возвращать.

В общем, археологи остатки фаладжей нашли, а я вот, оббегав весь парк, так и не смогла это сделать. Так что, за примером местной ирригационной системы в действии лучше отправимся в Аль Айн Оазис. А пока, перед уходом, покажу Вам фото еще нескольких мест парка Хили, который мне понравился сам по себе, и без его архиологических «изюминок».

Повторюсь еще раз, парк этот — уютный, чистенький, зеленый.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Традиционно имеются площадки для пикников, две больших детских игровых зоны и мечеть.

А еще, там очень много лиственных деревьев, в которых под вечер начинают громко, на разные голоса, щебетать птицы. Такой покой, такая идиллия…

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Птицы, кстати, разные. Нам повезло даже увидеть североамериканскую голубую сойку.

Еще одно несомненное достоинство парка Хили: малолюдность. Он находится на окраине Аль Айна, а потому посетителей там бродит немного. В основном, конечно, местные.

Правда, есть один момент: пока гуляешь там, тебя не оставляет ощущение некоторой запущенности территории. Впрочем, такое впечатление остается практически от всех парков города, кроме, разве что, парка Джахили, который находится неподалеку от летней резиденции шейха. Мы с мужем даже решили, что не будь Аль Айн вотчиной династии Аль Нахьян, которую потомки шейха Зайида волей-не волей, но обязаны поддерживать в должном порядке, этот городок давно бы потерял свой аккуратный вид и превратился в подобие несимпатичных окраин каких-нибудь Шарджи или Фуджейры.

Аль Айн Оазис (Al Ain Oasis).

Аль Айн Оазис — наиболее яркий пример такой заброшенности. Уже на подъезде к нему видно, что власти планировали организовать возле него зону культурного отдыха, да раздумали на полпути.

Недоделанный фонтан у парка Аль Айн Оазис.

Печально наблюдать такую картину возле самого большого и знаменитого из 5 городских оазисов. Как я поняла, раньше он принадлежал семье Аль Нахьян, но однажды шейх Зайид решил отдать его в народное пользование. И теперь это не столько парк, сколько садово-дачное товарищество. Вся территория его разбита на огороженные каменными заборами участки, у каждого из которых — свой хозяин. В получившиеся мини-сады ведут маленькие воротца.

Стремясь полюбоваться на фаладжи, мы юркнули в одну такую садовую калиточку, и были страшно разочарованы. Желоба стояли сухие как пустыня, жесткий местный пырей царапал ноги, а в воздухе витал противный запах дезинсектанта, которым деревья обрабатывали 4 месяца назад, но он так и не соизволил выветрится.

Единственная радость: получилось вблизи посмотреть на спеющие финики. Вот они, красавцы:

А финики-то зреют!

Резюмирую: на Аль Айн Оазис время тратить не стоит. А афладж в действии лучше смотреть либо в Деревне Наследия в Абу-Даби, либо в деревеньке Накхаль в Омане.

На окраинах этого самого большого оазиса города пристроились музеи: в западной части — Дворец-музей шейха Зайида, в восточной — Национальный музей Аль Айна и Восточный форт.

Национальный музей Аль Айна (Al Ain National Museum).

Признаться честно, мы музеи не жалуем: сынишка в них быстро устает, фотографий хороших там не сделать из-за стекол, да и, вообще, окультуриваться на свежем воздухе гораздо приятнее. Но в Музей Аль Айна (он совмещает в себе археологический и историко-этнографический музеи) я все-таки рекомендую сходить. Хотя бы для того, чтобы иметь более четкое и полное представление о том, что Вы увидели(те) в Археологическом парке Хили. Ну и чтобы в целом получить информацию об историческом пути Эмиратов.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Уже во дворе Национального музея можно увидеть жилища двух типов, характерных для данной местности в донефтянные времена: бедуинский шатер, которым эмирати пользовались кочуя по пустыне,

и барасти — хижину из мангровых стволов, крытую пальмовыми ветвями, — в которых жили обитатели оазисов. Обстановка, там, как видите, была немудреная:

В самом музее очень занимательна археологическая часть.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Особенно понравились реконструкции древностей Хили и вот этот стенд с маленьким флагом ОАЭ, который побывал в космосе в ходе одной из экспедиций:

Также неплохи: экспозиция старинного оружия

Позабавил вот такой пистолет:

Девичий уголок:

Приданое.

Морские радости:

Традиционная бытовуха:

Типичный арабский колодец.

Хорошо представлена местная фауна, но я как-то поленилась ее фотографировать, поэтому у меня есть только вот эта дрофа (?)

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Восточный форт (The Eastern Fort).

Прямо напротив музея расположился Восточный форт или, как его еще называют, форт шейха Султана бин Зайида Аль Нахьяна.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

В него мы, к сожалению, попасть не смогли, т. к. он был на реконструкции. Но я все равно немного расскажу о нем, вдруг в Ваш приезд он уже будет открыт.

Если крепость Аль Джахили построил прадед нынешнего президента ОАЭ, то этот форт, в 1910 г., был возведен для деда шейха Халифы. Это строение совмещало в себе функции резиденции Представителя правящей династии в Восточном регионе страны, администрации, суда, тюрьмы и военного укрепления.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

По своему строению Восточный форт представляет собой квадратный двор, огороженный толстыми крепостными стенами с круглыми башнями в трех углах. На стенах, увенчанных зубцами треугольной формы, расположены машикули — навесные бойницы, с которых защитники крепости могли выливать кипяток и бросать камни на головы осаждавших. Насколько я знаю, когда форт открыт для посещения, на стены даже можно подняться.

Перед входом (также украшенным цветистыми виршами о славе, доблести и добродетелях владельца здания) — старинные пушки.

Аль-Айн. Археологический парк Хили, Музей и еще кое-что...

Во внутреннем дворе — жилые помещения, приемные, кладовые и лавки для приезжих гостей, покрытые соломенными матрасами.

Что ж, пожалуй, на этом позвольте закончить нашу прогулку по самому зеленому городу ОАЭ. И, напоследок,

Полезная информация:

Археологический парк Хили:

Местоположение: находится на северной окраине города, недалеко от автомагистрали на Дубай.

Часы работы: суббота-четверг с 16.30 до 21.30, пятница с 10.00 до 22.00

Стоимость посещения: бесплатно.

Национальный музей Аль Айна:

Местоположение: восточная окраина Аль Айн Оазиса

Время работы: суббота-четверг с 08.30 до 19.30, пятница с 15.30 до 19.30, выходной — понедельник.

Стоимость посещения: взрослый билет 3 дирхама, детский — 1 дирхам.

Восточный форт:

Местоположение: находится напротив Национального музея Аль Айна, на восточной окраине Аль Айн Оазиса.

Часы работы: суббота-четверг с 08.30 до 19.30, пятница с 15.00 до 19.30.