Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 16 апреля 15:12

Хайнань, Шанхай, Хайкоу, Санья, Пекин — Китай Март 2012

До момента написания этого отзыва путешествие в Китай остается самым экзотичным, ярким и запоминающимся для меня и моей семьи, хотя прошло уже полтора года. За это время мы были в США, Европе, на Балканах и Ближнем Востоке, но именно Китай вспоминаем чаще других стран — касается ли дело отличного шопинга или самой вкусной домашней лапши в мире.

Почему?

Потому что Китай для всех нас стал первой азиатской страной в череде более привычных западных стран, близких нам по духу и потому уже не способных по-настоящему удивить. Оказавшись в Поднебесной, мы действительно испытали «культурный шок» — от необычности всего, что окружало нас с первой и до последней минуты.

Потому что поездка была спланирована нами самостоятельно, и на всех этапах пути нам приходилось решать все вопросы, которые не могли не возникнуть в стране, где мало кто понимает по-английски.

Потому что это стало маленьким приключением с того момента, когда мы поняли, что сами являемся экзотикой. И кажемся уже им, китайцам, на одно лицо, и слишком крупными и несуразно сложенными, чтобы нас можно было назвать «приличными людьми»

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Целью поездки в Китай было совмещение пляжного отдыха на острове Хайнань (или «китайских Гавайях», как его часто называют), минимальной экскурсионной программы и шопинга, причем нас интересовала не только и не столько одежда, сколько шубы, которые в Поднебесной существенно доступнее по цене.

Итоговый маршрут получился таким: о. Хайнань (Боао) — Шанхай — Пекин

Бюджет поездки: 40 000 рублей на человека со всеми перелетами (международными и внутренними). оплатой гостиниц и оформлением однократной китайской визы (самостоятельно сделать это достаточно просто и в два раза дешевле, чем заказывать у посредника).

Достичь такой отностельно небольшой суммы удалось за счет того, что на Хайнане мы остановились не в наиболее популярном у туристов курортном городе Санья, а в находящемся немного севернее Боао. 9 суток в четырехвездочном отеле Boao Yudaiwan Hotel обошлись в 35 000 рублей на пятерых.

Нашу поездку в Китай можно полноправно назвать семейной. Только самые близкие люди: я, мой муж, мои родители и мама мужа. По итогам поездки можно с уверенностью сказать, что мы действовали слаженно, как настоящая команда, и поддерживали друг друга во всем. Это важно и нужно в обычной жизни. Что уж говорить о путешествии в далекую незнакомую страну.

Долгий перелет на ночь

Началось наше путешествие поздним вечером 7 марта 2012 года в аэропорту Шереметьево. Маршрут был составлен так, что сначала мы летели на самый юг Китая, на остров Хайнань, где планировали отдохнуть от русской зимы и насладиться всеми прелестями солнечной погоды и теплого Южно-Китайского моря. Как часто случается, что наши представления о том или ином месте, даже если мы прочитали и просмотрели о нем гигабайты информации, бывают далеки от действительности!

Сразу после работы мы с мужем приехали в аэропорт, где встретились с родителями. Настроение у всех было просто замечательное, несмотря на то, что нам предстоял очень долгий и утомительный перелет.

Я немного нервничала, потому что буквально за неделю до этого мне приснился сон: мы прилетаем на Хайнань, а там вместо моря озеро, заросшее камышами. Сон в какой-то мере оказался «в руку».

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Буквально перед вылетом я выяснила, что до Хайкоу — столицы Хайнаня, нам предстояло лететь с технической посадкой в некоем городе Урумчи (посадка эта не была обозначена в билете), а также пересадкой в аэропорту города Гуанчжоу.

Рейс совершала китайская авиакомпания China Southern. Почти весь самолет был заполнен китайцами, и на борту подавали еду, рассчитанную на вкусовые пристрастия китайцев. После двух недель в Китае я еще долго не могла смотреть на лапшу и рис.

До Урумчи (как утверждает Википедия, это наиболее отдаленный от моря крупный город в мире, который расположен на склоне Тяньшаньских гор, недалеко от границ Казахстана и Монголии) мы летели около 5 часов.

На время полуторачасовой остановки в Урумчи мы вышли из самолета и прошли пограничный контроль. За окном клубился плотный белый туман, напоминающий своей зловещестью стивенкинговскую «Мглу».

Но настоящий кошмар ждал нас в местном туалете. Никогда не видела, чтобы в аэропорту туалетом являлась дырка в полу, словно это и не аэропорт вовсе, а деревенский клозет. Так случился наш первый «культурный шок» на китайской земле:)

Остановка была достаточно длинной, чтобы мы могли немного погулять по шопинг-зоне аэропорта. В аэропорту Урумчи оказалось много интересных магазинов с одеждой, чаем и разнообразными сувенирами, но мы посчитали, что все это сможем купить в других городах на нашем пути. Как оказалось, одежда такого качества (из 100% шерсти, очень красиво расшитая на манер испанского бренда Desigual) продавалась только в Урумчи и нигде больше.

Следующий пятичасовой перелет — и вот мы уже в огромном стеклянном аэропорту Гуанчжоу, где случилось наше первое приключение.

Через два часа после приземления в Гуанчжоу нам предстояло пересесть на другой самолет, следовавший до Хайкоу. Пока остальные получали багаж, мой муж ушел сразу на стойку регистрации следующего рейса, но никого об этом не предупредил. Обратно к нам он уже вернуться не мог, а телефоны не принимали сеть.

Нельзя передать словами степень нашего волнения. До вылета оставалось меньше часа, а мужа нигде не было видно. Мне большого труда стоило объяснить сотрудникам аэропорта, что мы потеряли человека. Они практически не понимали по-английски и думали, что утерян багаж, а не человек. В итоге было принято единственно верное решение — идти к стойке регистрации, у которой муж уже давно ждал нас, тоже изрядно перенервничав. Если бы он был в тот момент в каком-то другом месте, даже не знаю, как бы закончилось наше путешествие. Найти его в гигантском аэропорту Гуанчжоу оказалось бы практически невыполнимой миссией.

От Гуанчжоу до Хайкоу лететь совсем недолго — чуть больше часа. Практически весь полет проходит над водами Южно-Китайского моря. Аэропорт в Хайкоу хотя и небольшой, но светлый и аутентично оформленный.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Выйдя за пределы аэропорта, увидев пышную растительность вместо привычного снега и вдохнув теплого влажного воздуха, мы сразу почувствовали, что оказались в тропиках.

После 14-часового перелета до долгожданной встречи с подушкой и нормальной кроватью было еще далеко. Хайкоу и Боао разделяет более 100 км. Добраться можно на железнодорожном транспорте или на такси. Мы выбрали второй вариант, так как ж/д станция находится не в самом Боао, а в городе неподалеку.

Нужно отметить: рубли на юани мы поменяли еще в России в китайском банке, так как знали, что прилетим поздно и слишком устанем для поиска обменника с выгодным курсом. В одном юане на 2012 год было пять рублей, поэтому все цены достаточно умножить на пять.

После небольшого торга с таксистом, который предложил мини-вэн для нашей большой компании из 5 человек, мы уехали в Боао за 500 юаней, или 2 500 рублей.

Вообще китайцев хлебом не корми — дай поторговаться. Они получают удовольствие от самого процесса, и, называя заоблачную цену, ждут, что-либо глупый иностранец согласится сразу, либо начнет торговаться. Иногда можно уменьшить начальную цену в 2-3-4 раза. Можно сделать вид, что уходишь, посетовать на качество товара, сказать, что у конкурента цена ниже — способов много. Даже язык знать не обязательно: на помощь приходит интернациональный язык жестов и актерское мастерство.

Сбывшийся сон

По пути в Боао мы, кажется, пересмотрели все ролики с показа Victoria’s Secret (в салоне были установлены дисплеи, чтобы пассажиры не скучали). Из-за пробки в Цюньхао (городе по пути их Хайкоу в Боао) приехали в отель поздней ночью. Таксист хотел взять с нас больше денег, мотивируя тем, что дорога заняла больше времени, чем он рассчитывал (у китайцев дурная привычка забывать о своих обещаниях). Но моя решительная свекровь ясно дала ему понять, что больше «пяти пальцев», на которые мы заранее договоривались, он ничего не получит.

На ресепшене отеля очень удивились, увидев нас. В Боао, как правило, отдыхают соотечественники-китайцы и почти никогда, в отличие от Саньи, иностранцы. Специально для нашего чек-ина даже вызвали старшего менеджера, которая чуть лучше других объяснялась на английском.

Теперь я понимаю, как тяжело бывает иностранцам в России.

За проживание мы расплатились картой, и это было большой ошибкой: когда дело касается больших сумм и денежных депозитов в гостиницах надежнее все-таки кэш. Почему лучше кэш, мы узнали уже во время чек-аута, о чем будет рассказано чуть позже.

Благополучно заселившись, мы, уставшие и голодные после дороги, решили подкрепиться в ресторане при отеле. Но аппетит сам собой исчез: в ресторане, который уже готовился к закрытию, нам предложили очень специфичный на вид суп из какой-то белой клейковины. А пахло хуже, чем в казарме — что-то вроде смеси вони от нестираных носков и тухлых яиц. Этот запах потом преследовал нас все время.

При этом наши обонятельные ощущения вовсе не означали, что ресторан плохой. Наоборот, у местных он пользовался огромной популярностью.

Окна наших номеров выходили на море, и его тихий гул вознаградил нас за все треволнения долгого утомительного дня.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Утром мы получше пригляделись к отелю. Самым замечательным в нем оказалась большая зеленая территория с бассейнами и горячими источниками.

До моря рукой подать.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Номера — светлые и просторные, с французскими окнами во всю стену. Но в целом, конечно, никакая это не «четверка». Для тех, кто привык к комфорту, отель станет сплошным разочарованием.

Нам повезло с расположением номеров, потому что противоположная сторона демонстрирует довольно безобразные виды.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

А что есть Боао, как не одна большая стройка? Город активно застраивается, и существующие здания оказываются в окружении строительных кранов и бетонных коробок с пустыми глазницами окон.

Конечно, это не может не напрягать, ведь мы приезжаем за тысячи километров от дома на морское побережье, чтобы плавать, загорать, отыхать душой и телом, а не слушать звук отбойных молотков.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Но в том-то и дело, что в Боао пляжный отдых практически невозможен, и в этом плане можно сказать, что мой сон сбылся. В Боао холоднее, чем в Санье (Санья расопложена южнее и в окружении невысоких гор, как бы ограждающих ее от непогоды). В Боао нет пляжей, потому что в этом месте в море купаться просто опасно: можно зайти максимум по колени, дно дальше идет крутым обрывом.

Мне кажется, даже опытные пловцы не стали бы искушать судьбу в Южно-Китайском море в районе Боао. Наконец и пляжей нормальных здесь нет — только несколько сидений возле рыбного ресторана и парочка стилизованных рыбацких лодок, напоминающих о прошлых занятиях местных жителей. Нельзя не отметить, что выглядит это весьма живописно.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Вот почему все силы брошены на развитие туристического потенциала Саньи, а Боао достаются лавры «центра развития международных отношений». В Боао периодически проводятся крупные международные мероприятия, на одном из которых даже присутствовал Дмитрий Медведев.

Но нельзя назвать наш отдых в Боао неудавшимся. Мы на 9 дней погрузились в жизнь китайской провинции — многие путешественники только и мечтают о том, чтобы сойти с проторенных туристических троп и узнать страну такой, какая она есть, без «лака и глянца».

Да, мы не могли плавать в море. Но мы наслаждались его мощью и почти первобытной красотой.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Да, мы не могли загорать, потому что без конца накрапывал дождь. Местные жители, зная, об особенностях климата, ходили исключительно в резиновых сапогах, а в тайных каршмках носили прозрачные дождевики.

Но в целом было достаточно тепло для прогулок и нахождения на открытом воздухе. Благодаря дождю мы не валялись на пляже ленивыми тюленями, а занимались собственным здоровьем — ходили на массаж, грелись в целебных источниках, позволяли рыбкам Гарра Руффа объедать омертвевшие клетки кожи (брр как звучит, но на деле очень приятная процедура), ездили на экскурсии по острову. Все эти удовольствия за смешные для россиян деньги.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Да, мы долго не могли найти место, куда бы постоянно ходили на обед и ужин — в отеле в стоимость номера входил только завтрак, причем весьма специфический по своему наполнению (были даже жареные пельмени и креветки в кляре). Под конец мы ели только яйца и фрукты, потому как все остальное, плавающее в невообразимом количестве масла и… хм… странное на вкус и подозрительное на вид… есть уже были не в состоянии.

Все-таки у азиатов гораздо шире, чем у нас, диапазон представлений о еде. Едой может стать все что угодно. Например, в местных супермаркетах весьма популярны куриные лапы в вакуумной упаковке. Я ем курицу, но обсасывать ее лапу и воспринимать это как лакомство ни при каких обстоятельствах не буду.

Фото сделано в одном из ресторанов
Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

В Боао нет или, по крайней мере, не было на момент нашего пребывания европейских ресторанов и сетевых закусочных типа Мака или КейЭфСи. Местные китайские закусочные далеки от наших представлений об идеальных заведениях общепита.

Дешевые пластиковые столы и стулья, антисанитария (на наш притязательный европейский взгляд). Но местные очень любят, в особенности по вечерам, собираться в тесном семейном и дружеском кругу в подобных заведениях. Если нет дождя, то столы и стулья выносятся на тротуар, совсем как в Париже.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

В Шанхае первым делом мы зашли перекусить в Мак, хотя в России обходим его стороной — просто потому, что соскучились по привычной для нас пище. Как итог: после двухнедельной поездки в Китай каждый из нас похудел на 1–3 килограмма.

Мы бы похудели еще больше, если бы случайно не наткнулись на заведение, которое содержали азиаты-мусульмане. Внешне оно ничем не отличалось от себе подобных, и мы зашли в него просто в рамках эксперимента. Очень уж хотелось кушать по вечерам.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

На удивление в этой забегаловке готовили вкуснейшую в мире лапшу (никогда до и после этого я ничего подобного не ела). Парень, который готовил лапшу прямо при посетителях, был настолько жизнерадостен и позитивен, что мы его прозвали «веселым лапшичником».

Здесь же мы поставили рекорд по стоимости еды в путешествиях: 250 рублей за отличный сытный ужин на пятерых.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Подробно об отеле, Боао, китайской еде и экскурсиях на Хайнане я писала в этом отзыве

Еще раз кратко пройдусь по «реперным точкам». Так как мы жили в Боао, а не в Санье, то посетили несколько специфичных для этого района Хайнаня мест.

Экскурсии в Боао

Экскурсиями это назвать сложно: нигде поблизости от нас не было гида, который говорил хотя бы по-английски. Все интересные места мы посещали самостоятельно — на мини-вэне для поездок по острову, на автобусе или моторикше, если ехать предстояло на небольшие расстояния.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Самым интересным в районе Боао, на мой взгляд, является достаточно большой по площади буддисткий храмовый комплекс Bo’Ao Chan Si. До него можно доехать на автобусе за 1 юань (5 рублей). Вход на территорию комплекса свободный.

Как и большинство храмовых комплексов в современном Китае, это новодел, построенный 30 лет назад. Но, в отличие от более раскрученного Наньшаня, который находится неподалеку от Саньи, храмовый комплекс в Боао показался гораздо более спокойным (без толп-то туристов!) и намоленным местом.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Еще одно интересное религиозное сооружение в Боао — храм богини моря Матцу, которая особо почитается, что логично, моряками и рыбаками. Боао возник как рыбацкая деревенька, поэтому к этой богине здесь особенное отношение.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Боао получил свое название по имени сына Матцу Ао. Это мифическое существо с телом черепахи и головой дракона, живущее в море. Увидев этакого уродца, его дед Король Дракон отвергнул собственного внука. Мать от горя превратилась в камень, а о папане даже ничего неизвестно:((

Ао, оставшись сиротой, постоянно проказничал, насылая на людей наводнения и ураганы. Богиня милосердия Гуаньинь решила остановить его бесчинства и вступила с ним в бой. После множества боев Ао наконец был повержен. В итоге, признав превосходство Гуаньинь, Ао угомонился и вступил в воинство добра.

Раз уж речь зашла о реке Ваньцюань, на которой находится Ао, то можно сказать несколько слов и о ней. Боао расположен на месте впадения реки в Южно-Китайское море. Ваньцюань — самая длинная река Хайнаня. Ее еще называют китайской Амазонкой. На Ваньцюань устраивают сплавы и обычные водные экскурсии.

От причала в Боао отправляются катера на песчаную косу Нефритовый пояс, которая упоминается в Книге рекордов Гиннеса, как «самая узкая естественная песчаная коса, отделяющая море от реки».

В Китае очень развит внутренний туризм, поэтому 99,9% посетителей на косе, да и в других удаленных от интернациональных туристических маршрутов местах — китайцы. Многие из них ездят организованными группами и носят одинаковые футболочки и кепочки. Очень мило.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Зрелище, открывающееся на косе, действительно впечатляет: узкая полоска суши отделяет бушующее море от спокойной глади реки. В море плавать, как в Боао вообще, думаю, весьма опасно — дно идет под очень крутым углом, и волны накатывают на берег с неистовой силой.

В реке же рыбаки спокойно ловят рыбу в своих утлых суденышках.

Еще в окрестностях Боао строят (и многие, наверное, уже построены) огромное количество отелей и жилых комплексов. При нас все это выглядело нежилым и заброшенным, хотя в высокий сезон или во время официальных и бизнес мероприятий здесь, вполне возможно, яблоку негде упасть.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Все ухоженно, но на улицах — ни души.

В принципе больше ничего интересного в Боао нет. Девять дней без нормального пляжного отдыха показались бы нам чертовски утомительными, если бы мы не решились на поездки в другие города Хайнаня. Для этого был арендован мини-вэн на целый день, и водитель просто возил нас по адресам, записанным заранее на листочек.

Экскурсии на Хайнане

В первую очередь мы съездили в Санью, которую часто называют Sunny Sanya, или солнечная Санья. На контрасте с Боао там действительно есть что-то от Гавайев (хотя я не могу утверждать со 100% уверенностью, так как не бывала на Гавайских островах) — солнце, тропическая жара и море лазурного, а не угрюмого стального цвета. После Боао, где вокруг нас окружали одни китайцы, в Санье явственно ощущалось присутствие русских.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Наиболее популярны и известны у русских туристов две экскурсии в Санье. Сначала мы отправились на «остров обезьян». На небольшом клочке земли, превращенном в парк, действительно живут обезьяны — более 2000 макак, некоторые из которых свободно разгуливают по территории парка.

На остров посетителей доставляет фуникулер, и уже хотя бы ради этого стоит разориться на билет и отстоять огромную очередь. С высоты открывается весьма живописный вид на бухту.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Некоторые пишут, что остров их совсем не впечатлил. Он может не впечатлить тех, кто бывал на аналогичных экскурсиях в Таиланде или на Бали. Для нас же это развлечение было в диковинку.

Обезьяны свободно разгуливают по территории парка и занимаются своими обезьяньими делами, почто не обращая внимания на посетителей.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Иногда, правда, если поймут, что вы пришли не с пустыми руками, их интерес к вашей скромной персоне многократно возрастет. Мы, например, скормили им весь свой запас русских леденцов.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

У обезьян есть даже собственный бассейн с лежаками, в два раза меньше по размеру человеческих.

Кроме того, на территории парка есть несколько зон, в которых даются представления с участием обезьян. Ничего особенно, но детям определенно понравится. Хотя лично мне было тяжело видеть обезьян на привязи, слушающихся палки дрессировщика.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Думаю, всем любителям этих умных, порой умилительно хитрых животных на острове обезьян в Хайнане определенно понравится.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Если же вы боитесь обезьян, как дама из небезызвестной телепередачи про путешествия «Орел и решка», то вам придется скрываться от обезьян в туалете, потому что фуникулеры ходят не так уж часто, и на них просто гигантская очередь.

После острова обезьян мы поехади в крупнейший на Хайнане и во всей Китайской Народной Республике буддистский комплекс Наньшань. Опять же новодел (построен в 1988 году в есть 2000-летия буддизма), так что любители старины могут быть разочарованы.

Вход в комплекс не бесплатный, как в Боао. Цена билета, я считаю, весьма завышена для Азии.

Комплекс имеет обширную территорию, поэтому лучший способ исследовать ее в условиях ограниченного времени — нанять электрокар, что мы и сделали.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

В первую очередь вас повезут к огромной 108-метровой статуе богини милосердия Гуаньинь, глядящей одним из своих ликов на Южно-Китайское море. Думаю, ее можно сравнить с Иисусом Христом в христианстве, который пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти человечество. Также и Гуаньинь: страдания мира — это ее страдания.

Жаль, что на вере людей пытаются заработать. Вход в сам комплекс платный. На месте оказалось, что вход внутрь статуи Гуаньинь и некоторые другие храмы — за отдельную плату.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране
В буддизме слон — наиболее почитаемое священное животное, символ духовного знания и стабильности
Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Также мы ездили и в другие районы Хайнаня. В получасе езды от Хайкоу, столицы острова, расположилась самая известная природная достопримечательность Хайнаня — вулкан Ма Ань.

Вулкан Ма Ань — это потухший несколько десятков тысяч лет назад вулкан, заросший к настоящему моменту пышной тропической растительностью.

Несмотря на то, что во время нашего посещения стоял густой туман, а с неба постоянно накрапывал противный дождик, парк вулкана Ма Ань оставил, пожалуй, наиболее яркие воспоминание о пребывании на Хайнане.

Для посещения парка вулкана Ма-Ань важно хорошо себя чувствовать и не забыть про удобную обувь, так как придется достаточно долго подниматься в гору, а потом спускаться в жерло вулкана.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Но все затраченные усилия с лихвой окупаются, когда вы оказываетесь внутри. Ощущение, будто из современности переносишься в доисторическую эру, когда на земле хозяевами были гигантские ящеры, а человека не существовало даже в виде обезьяны.

Еще в парке вулкана Ма Ань есть пруд с рыбами, которых можно покормить, купив корм на месте, сад кактусов и сад вулканических камней.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

В часе езды от Хайкоу находилась еще достопримечательность, которую нам хотелось посетить, но водитель нашего мини-вэна, неправильно понявший, куда нам нужно (или сделавший вид — у китайцев внезапное отключение когнитивных функций случается частенько), отвез нас в зоопарк Хайкоу. Кстати, Хайкоу — это нечто вроде мегаполиса по сравнению с Саньей или уж тем более Боао. Но делать там совершенно нечего. Высотки, дороги, магазины. Ничего особенного.

Мы не хотели смотреть на животных в клетках в обычном зоопарке, поэтому после долгих поисков вай-фая и объяснений на пальцах с водителем все же добились своего.

На Хайнане есть зоопарк-сафари Дуньшань, где животные находятся не в клетках, а в вольерах на открытом воздухе и свободно контактируют с посетителями (кроме хищников). По территории зоопарка можно перемещаться на собственном автомобиле, а можно, как мы, на такси.

Животных в зоопарке немного. Возле каждого вольера располагается будка, где продают корм.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Хищники находятся в вольерах, забранных крупной сеткой. Комить их нельзя. Только наблюдать издалека.

Если вам доставляет радость общение с животными, то зоопарк Дуньшань определенно стоит посетить. У искушенных туристов по азиатским странам хайнаньский зоопарк не вызовет бурю эмоций — животных мало, да и те уже привычные нам.

Резюме по Хайнаню

Вот таким было наше девятидневное пребывание на острове Хайнань. Отдых этот нельзя назвать идеальным: все же моря и пляжа мы недополучили. С другой стороны, узнали больше о китайской глубинке, находясь большую часть времени исключительно среди китайцев. Поправили здоровье, посетили множество интересных мест и поездили по острову — как на север, так и на юг.

Но лично у меня желания вернуться на остров пока не возникает. Тогда как посетить больше городов и регионов материкового Китая очень хочется.

Важный урок

Дальше по маршруту нам предстояло отправиться в Шанхай.

Самолет из Хайкоу вылетал в час дня. Такси было заказано на 9 утра, то есть около 11 мы должны были уже приехать в аэропорт.

В половину девятого мы вышли в холл отеля. Я еще подумала, что это очень рано — могли бы еще в номере посидеть. Как же я ошибалась!

При чек-ауте выяснилось, что возникла какая-то проблема во время оплаты за отель, совершенной при чек-ине. Банк ВТБ заморозил деньги на карте, но не перевел их китайской стороне (то есть деньги списались с виртуального счета, но сама транзакция не прошла), поэтому менеджер отеля, не спрашивая у нас ничего, еще раз попытался провести оплату при чек-ауте. Так как на карте не хватало средств, с нас потребовали оплаты наличными (и почему мы сразу же не оплатили проживание кэшем!). Не понятно, почему ни отель, ни банк заранее нас не предупредили, что возникли проблемы с оплатой.

Мы спорили и ругались с менеджментом отеля на смеси всех известных нам языков. До сорванного голоса и полуобморочного состояния, ведь мы считали, что все благополучно оплачено, деньги списаны, а второй раз совсем не хотелось платить. В итоге помог Google Translate: вбивали фразы по очереди и читали перевод. Стало ясно, что проблему должен решить российский банк, а нам оставалось только заплатить наличными.

Из-за длительного выяснения отношений мы выехали в аэропорт на 20 минут позже срока. Повезло еще, что пробок на дороге не было.

Вывод из этой печальной истории: в незнакомой неевропейской стране лучше расплачиваться наличными и требовать чек об оплате. Чек-аут осуществлять не «впритык» ко времени выезда, а заблаговременно, если дело касается крупных сумм. ВТБ возвращал деньги по карте целый месяц. Ну, а кто воскресит нервные клетки, павшие тысячами в неравном бою со стрессом?

В любом случае, несмотря на все трудности, мы были вместе, а это самое главное.

Шанхай

От Хайкоу до Шанхая время в пути составляет 2,5 часа. Кроме нас, в самолете больше не было европейцев. Приземлившись в аэропорту Шанхая Пудун, мы будто разом попали из деревни в мегаполис будущего. Огромный аэропорт, толпы людей. И наконец то, после стольких дней, множество европейских лиц.

Мы не могли упустить возможность доехать до центра города на знаменитом «Маглев» — поезде на магнитной подушке, который развивает скорость свыше 430 км/час.

После 100 км/час повышение скорости совсем не ощущается. В какой-то момент создается иллюзия, что поезд не движется совсем, только пейзажи за окном меняются.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

На контрасте с сельским Хайнанем Шанхай — настоящий оплот постиндустриальной эпохи и один из центров глобализации. Небоскребы, множество людей на улицах, рестораны и закусочные из различных стран мира, магазины, рынки, бутики…

По городу мы передвигались на метро (цена билета зависит от станции назначения, меню продублировано на английском), где иногда попадались весьма интересные персонажи.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Остановились мы в весьма бюджетной гостинице Shijia Inn On The Bund, единственное преимущество которой — шаговая доступность главной шопинг-улицы Шанхая Наньцзин и набережной Бунд, или Вайтань.

Вечером в день прилета мы решили прогуляться по набережной Бунд. Удивительно, что когда-то это слово обозначало «набережную вдоль грязного побережья». Как и многие другие китайские города, Шанхай был небольшим невзрачным поселением рыбаков. И только в первой четверти 20 века началось его бурное развитие. Сегодня о былых временах ничего не напоминает. Набережная Бунд — это достаточно широкая пешеходная зона вдоль реки Хуанпу.

Пожалуй, самый узнаваемый «открыточный» вид Шанхая открывается именно с набережной. Это вид на футуристическую телебашню «Жемчужина востока» и деловой центр.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Гуляя по набережной, нельзя сказать однозначно, что находишься в восточном городе. Множество зданий выстроено в европейском стиле. И только китайские флаги на шпилях напоминаю, кому на самом деле принадлежит Шанхай.

Несмотря на прохладную погоду, на набережной было почти не протолкнуться, а по мерцающей отраженными огнями глади реки Хуанпу то и дело скользили прогулочные корабли и баржи.

Особенно празднично и нарядно выглядели прогулочные корабли. В других городах я подобного «ярмарочно-новогоднего» креатива не встречала.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

После набережной мы отправились на шопинг-улицу Наньцзин, или Нанкин, которая отдаленно мне напомнила Таймс-сквер в Нью-Йорке. Народу здесь было даже больше, чем на набережной — приходилось порой проталкиваться и протискиваться. Бутики известных брендов (на выходе из метро сразу встречает гигантский логотип «Эппл»), торговые центры и обычные уличные торговцы всяким барахлом — вот что такое Нанкин.

Правда, основной шопинг у нас случился вовсе не на Нанкин. На этой улице мы купили только блузки и платки из настоящего шелка в фирменном магазине по более чем доступным ценам.

Шопинг по-шанхайски

Так как в Шанхае у нас был всего один полный день, мы его полностью посвятили… шопингу. Пусть это не самое благородное занятие в путешествии, но шопинг был одной из приоритетных целей поездки в Китай.

Утром мы поехали на метро до остановки Shanghai Science and Technology Museum, где находится Fake Market, или рынок подделок.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Рынок подделок очень похож на наши русские крытые рынки. Конечно, если вы категорически против подделок или ненавидите торговаться, то не стоит и тратить время на него. Все можно купить в многочисленных торговых центрах на Нанкин-роад.

Но если вы в этом смысле толерантны, то на рынке подделок можно одеться с ног до головы (включая верхнюю одежду, обувь и такие аксессуары, как часы и очки) за смешные деньги. Многие продавцы говорят по-русски. В любом случае торговаться поможет банальный калькулятор.

Именно на рынке подделок мы купили большую часть вещей, которые благополучно носятся нами до сих пор.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Шанхай нам всем очень понравился, хотя мы и пробыли в нем считанные часы.

Для себя я решила, что обязательно как-нибудь еще раз вернусь в этот город. И даже более того — я могла бы здесь жить некоторое время. Мы с Шанхаем оказались, как говорится, на одной энергетической волне.

Из Шанхая нам предстоял последний внутренний перелет в Пекин. Лететь чуть больше двух часов. Кстати, в Китае на коротких перелетах не кормят. Дают только сэндвичи (в США, например, вообще ничего не дают).

Пекин

В Пекине на контрасте с Шанхаем показалось адски холодно, как в матушке-России, где, несмотря на вторую половину марта, все еще была зима. О матушке-России напоминали и молодые солдаты (или полицейские?) в длинных серых пальто и шапках-ушанках со звездами.

Мы прилетели поздней ночью. До центра города решили добраться демократично — на автобусе. Ехали очень долго, по-моему, не меньше часа.

По сравнению с Шанхаем с его более европеизированным обликом, Пекин больше похож на Москву или Новосибирск. Такие же угрюмые серые дома на окраинах.

Мы приехали в центр около полуночи. В таких улсовиях искать отель было бессмысленно, поэтому поехали на моторикшах. Пекинские моторикши, в отличие от своих хайнаньских собратьев, основательно утеплены. Удивительно, как в такую китбитку поместились наши распухшие после шопинга в Шанхае чемоданы.

Остановились мы в отеле Forbidden City Hotel. Отель по всем параметрам был ниже уровня «удовлетворительно»: крошечные комнатки, в которых мы постоянно мерзли, удаленность от всех достопримечательностей и метро. Кроме того, они сняли депозит с нашей карты, который так и не вернули. Не рекомендую здесь останавливаться, одним словом:)

Шопинг по-пекински

Поездкой в Пекин мы также преследовали определенную цель — шубный шопинг, который, можно уже постфактум написать, прошел вполне успешно.

В этом плане мы не были оригинальны и поехали сразу на Ябаолу. По городу мы перемещались на метро, что очень удобно, хотя в час пик бывает совсем как у нас в Москве — давка и теснота.

Ябаолу — это несколько улиц торговых центров, в которых продаются преимущественно шубы и другая верхняя одежда. До рынка от метро добираться пешком достаточно долго и утомительно, поэтому лучше взять такси или моторикшу. Тем более что впоследствии вам придется очень много ходить, чтобы найти шубу нужного фасона, размера и приемлемой именно для вас цены. Представьте целые этажи офисного здания, отданные шубам и только им.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Понятно, что даже в Китае продаются шубы разного ценового диапазона и, соответсвенно, качества. Но большинство моделей шуб, которые в России стоят от 70–80 000, в Китае — в 2–3 раза дешевле (смотря как торговаться). Торговаться придется, иначе поездка себя не оправдает.

Моя шуба из стриженой норки с соболиным воротом (короткая, так как длинная в Москве долго не продержится) обошлась в 35 000 рублей.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Возможно, все эти шубные страсти покажутся кому-то мещанством. Или издевательством над бедными животными (так оно и есть, поэтому я для себя решила, что это была последняя в моей жизни шуба).

Но, например, для моей мамы наличие шубы на Крайнем Севере — вопрос насущной необходимости.

Великая китайская стена

Не подумайте, что мы ограничились исключительно шубным шопингом.

В нашем запасе был один свободный день, поэтому с самого утра мы отправились на один из сегментов Великой китайской стены, доступный для туристов. Доехать до Бадалина можно на обычном городском автобусе - это наиболее дешевый вариант, хотя и менее комфортный.

Многие китайцы, даже почтенного возраста, поднимаются на стену пешком, считая это большим плюсом для кармы. На пеший подъем у нас совершенно не было времени (и у нас, людей православных, кармы нет), поэтому мы воспользовались платной вагонеткой, напоминающей американскую горку, только без скоростных спусков и падений.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

Великая китайская стена произвела очень яркое впечатление. В очередной раз остается удивляться, как людям удавалось построить столь грандиозные сооружения в те далекие времена, когда были неизвестны современные технологии строительства и материалы. И надо же, все это стоит сотни и тысячи лет.

Удивительно, сколько же людей ежедневно посещают Великую китайскую стену!

Еще более удивительно то, что в ее строительстве участвовали миллионы. В наше время такие масштабы трудно представить.

Этот удивительный Китай: большой отзыв о большой стране

На протяжении доступной части стены есть несколько смотровых площадок и точек для фотографирования.

В Пекине у нас было слишком мало времени, чтобы увидеть и другие достопримечательности этого замечательного во многих отношениях города. Самая большая площадь в мире и «Гугун» прошли мимо нас. Но я искренне надеюсь, что возможность побывать в Пекине представится еще раз.

Некоторые выводы по Китаю

Китай — древняя и самобытная страна. В каждом ее регионе найдется то, что будет интересно туристу. Наше же путешествие было ознакомительным, и первое впечатление, несмотря на некоторые нюансы, оказалось со знаком "плюс".

Что касается пляжного отдыха, то я бы выбрала все же не Хайнань (хотя мы и не отдыхали на Санье, но представление получили), а другие страны Азии, при этом совместив такой отдых с шопингом и экскурсиями в том же Гонконге или Гуанчжоу.

Если когда-нибудь судьба предоставит мне шанс поехать в Китай, то я бы хотела увидеть интересные природные достопримечательности и города с национальным колоритом в китайских провинциях. Минимум шопинга, никакого пляжного отдыха. Только культурно-познавательный туризм.

Итак, суммируя опыт по Китаю, что, как мне кажется, нужно сделать и попробовать:

1) Побывать в нескольких буддистских храмах, чтобы прочувствовать и проникнуться этой удивительной культурой, так отличной от нашей

2) Получить яркие впечатления от грандиозности Великой китайской стены. При наличии времени и сил — как следует пройтись по ней и, возможно, даже подняться пешком

3) Если вы мечтаете похудеть, Китай-то, что нужно. Попробуйте все спефичные местные блюда (может даже решитесь на куриную лапу или свиные ушки), после чего аппетит отобьется до конца поездки:) Не забывайте о вкуснейшем зеленом китайском чае

4) Побывайте в китайской провинции и в современных мегаполисах. Пусть на контрасте их преимущества раскроются полнее

5) Устройте себе маленький праздник — прокатитесь на корбле по реке Хуанпу в Шанхае

6) Попробуйте китайский массаж и массаж рыбками Гарра Руффа, а также освободитесь от стресса в горячих источниках

7) Вы были в Китае и ничего не купили, кроме магнитика на холодильник? Значит, вы не были в Китае:)