Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была 24 апреля 7:13
Европа!!!

Страсбург — Франция Сентябрь 2013

Страсбург стал вторым пунктом в нашем осеннем маршруте по Франции. Прибыли мы в столицу Эльзаса из Парижа с вокзала Gare del Ést поздним утром. На этом отрезке курсирует по-настоящему хороший скоростной поезд TGV — реально высокоскоростной и комфортный. Весь путь занял всего два с половиной часа при стоимости в 40 евро.

В Страсбурге мы провели пять чудесных дней, остановившись дома у сестры моей подруги. Что ни говорите, а приятно пользоваться гостеприимством друзей, особенно в сложных и длинных поездках, как случилось у нас в этот раз. Ира и Алан живут в Страсбурге уже очень давно, переехав сюда из Англии (Алан — стопроцентный англичанин, а Ира — из Тбилиси), когда Алану предложили работу в Совете Европы. Живут они в красивом доме начала прошлого века и соответственно свою квартиру тоже оборудовали в стиле элегантной классики.

Жилые кварталы вокруг Европарламента

И хотя Марио они видели впервые в жизни, а со мной у Иры до этого было лишь шапочное знакомство, приём, который они нам оказали, был таким тёплым и радушным, что я до сих пор пребываю в некоторой растерянности и безмерной благодарности к ним.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая
Наша хозяйка, сестра моей подруги, в доме у которой мы провели пять прекрасных дней

Нам не только выделили просторную и очень уютную комнату, не только встречали каждый вечер вкусным ужином и приятной беседой, но и свозили в близлежащие городки Германии (Кель и Карлсруэ) и отдельно в Баден-Баден! А под завязку Алан устроил нам эксклюзивную экскурсию по Совету Европы! В результате такого потрясающего приёма Марио окрестил их дом отелем шесть звёзд, я же теперь при каждом удобном случае с полным правом говорю ему «Вот какие у меня друзья, не то, что твои чилийцы!».

Ира встретила нас прямо на вокзале, стеклянный купол которого давно уже стал одной из достопримечательностей Страсбурга,

Футуристическое здание жд вокзала

и повезла домой, где мы чуть передохнули и сразу же бросились в город, пользуясь хорошей погодой. Надо было спешить, ведь прогноз на следующие дни был совсем неутешительным, дождь и похолодание. Наши друзья живут буквально в двух шагах от Европейского квартала и парка Оранжери. Очень удобно для Алана, на работу он ходит исключительно пешком.

До центра мы дошли вдоль реки Иль всего за полчаса, это с остановками и фотопаузами.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Ведь вдоль реки столько элегантных особняков, и каждый хочется сфотографировать!

В первую очередь мы решили прокатиться по реке на речном трамвайчике Batorama.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Отходят они от причала у Дворца Роанов, билетик стоит 11 евро, а длится такая речная прогулка чуть больше часа.

Очень интересно начать знакомство с городом именно с такой обзорной экскурсии по воде. Потом мы все равно вернулись в те же места пешком, чтобы распробовать и посмотреть все детально, но для начала было совсем неплохо познакомиться с городом хотя бы поверхностно, чтобы составить общее впечатление. Перед нами проплывали шлюзы,

дамбы и крытые мосты,

Уголки "Маленькой Франции"

каналы и мостики самого живописного квартала Страсбурга «Маленькая Франция» с его фахверковыми домиками.

Страсбургские шлюзы
Старейший и живописнейший квартал на воде "Маленькая Франция"

Европейский квартал также входит в этот речной маршрут, под завязку мы посмотрели его футуристические здания.

Европейский Парламент

Прогулкой остались вполне довольны, да и погода вполне располагала — в первый день было тепло и солнечно. Выйдя у импозантного Дворца Роанов (Chateau Rohan)

Дворец Роана

мы не стали заходить в художественный музей, расположенный сегодня в нём (Ира отговорила, сказала, что коллекция — ничего особенного), а сразу же направились к главной достопримечательности Страсбурга — Кафедральному Собору. Увидели его и обомлели! Такой красавец, просто глаз не отвести! Ярчайший образчик готической архитектуры Северной Европы. Его высокая ажурная композиция розового цвета, прихотливо обрамленная башенками, шпилями, пинаклями, властно доминирует над улицами древнего центра Страсбурга. «Большой розовый Ангел Страсбурга» — так поэтично назвал собор французский поэт Поль Клодель, и действительно, лучше и не скажешь. Самой лучшей точкой обзора фасада собора считается средневековая улица Мерсьер. Фасад с великолепным окном-розой и порталом, стоящий в створе этой улицы, предстаёт как гигантская развёрнутая страница художественной истории города.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая
Кафедральный Собор Страсбурга - чудо как хорош!

Каменная громада, несмотря на свою массивность, благодаря гармоничным и устремлённым вверх пропорциям, кажется лёгкой, кружевной и почти воздушной. Собор совершенно не подавляет своё окружение, напротив, придаёт всему гармоничную завершенность. Ассиметричный фасад 66 метров высотой возводился не один год в период с 1277 по 1365 годы и украшен изысканными скульптурными группами. Здесь и Дева Мария с младенцем, и пророки, и сцены Страстей Господних.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Одним словом, глаз не отвести! Можно и нужно подняться на смотровую площадку башни на высоту 66 метров. Всё удовольствие стоит всего 5 евро, очереди не наблюдалось, чем я и воспользовалась. Но лифта нет, только пешком по узким лестницам, преодолевая более 300 ступенек. Вдоволь налюбовалась не только панорамными видами центра Страсбурга и окрестностями,

но и рассмотрела вблизи грандиозный шпиль с маленькими пинаклями, напоминающими язычки пламени.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Вот она готика в чистом виде! Сверху хорошо просматривается и сложная система укреплений и распорок сводов, так называемых контрфорсов и аркбутанов.

Мысль о том, что на эту башню в своё время поднимались и Стендаль, и Гюго, и Гёте, стремившийся преодолеть страх высоты, немного будоражит воображение.

Интерьер собора не менее шедеврален. Сразу же бросается в глаза красочно оформленный орган с бородатой фигурой Самсона на льве и другими марионеточными персонажами.

Орган Собора

Раньше они двигались, но сейчас, увы, стали неподвижными. Повсюду возвышенная красота — ажурная кафедра, пышные апсиды и блистательные витражи, всё лишь подчёркивает великолепие интерьера собора.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Но главными must-see здесь, конечно же, были, есть и будут Столб с ангелами и Астрономические часы, расположенные в Южной части собора. Столб с ангелами сразу же притягивает к себе взгляд, буквально завораживая своей композицией из восьми колонн со скульптурами в три яруса.

Фигуры евангелистов, ангелов с трубами и Христоса на троне на самом верху колонны выполнены неизвестным корифеем готики в 13 веке и по своему стилю напоминают убранство Шартрского собора. За Столбом с ангелами прячется главная жемчужина собора — Астрономические часы.

Астрономические часы Собора

Каждый день в 12.30 здесь начинается спектакль, когда они оживают и начинают двигаться. Приходить лучше пораньше, чтобы занять удобное для обзора место. Вход — со стороны Южного портала, билет стоит 2 евро. Объективности ради хочу всё же отметить, что представление проходит очень быстро, не успеваешь, как следует всё рассмотреть. А сами часы, конечно, впечатляющие — ведь, это же не только курьёз, веками изумляющий посетителей храма, но и яркий манифест синтеза науки, технологии и искусства, присущего эпохе Ренессанса. В работе над этим шедевром были заняты многие художники и учёные 16 века. Особое восхищение вызывают движущиеся фигуры — фигура Христа, прогоняющего скелет-смерть, фигуры-аллегории разных человеческих возрастов, звонящие в колокольчики, апостолы и механический петух.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Каждое представление заканчивается трогательной сценкой — Христос поворачивается к толпе зрителей и благословляет их. Очень стоит распланировать своё время так, чтобы к 12 дня оказаться в соборе и посмотреть этот спектакль.

Выйдя совершенно потрясенные из собора мы оказались на Соборной площади.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Здесь тоже, есть, что посмотреть. Вот, к примеру, одна из старейших аптек в Европе — «Олень» (Pharmacie du Cerf).

Интересно, что среди её клиентов был Гёте, живший на соседней улице. А существует эта аптека с 1262 года, хотя, конечно, не раз перестраивалась. А вот одно из самых эффектных строений Страсбурга — Дом Каммерцеля (maison Kammerzell).

Ажурный фасад Дома Каммерцеля

Его никак нельзя обойти внимание. Задержитесь около этого красивого фахверкового дома и как следует его рассмотрите! Прежде на этом месте стоял дом богатого купца. Новый же владелец, сохранив нижний каменный этаж, надстроил верхние этажи. И что это получились за этажи! Их фасады богато украшены деревянными рельефами, здесь и знаки зодиака, и аллегории пяти чувств и возраста человека, и герои античной мифологии и средневековых легенд!

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Венчает прихотливую композицию островерхая кровля со слуховыми окошками. Хотя это здание не раз переходило из рук в руки, оно не переставало служить коммерческим целям. Последний его владелец, бакалейщик Каммерцель продал дом Комитету кафедрального собора, который его полностью отреставрировал, после чего здесь открыли ресторан. А верхние этажи этого исторического здания занимает сегодня небольшой отель.

От Соборной площади идём по улице Мерсьер (rue Merciere) , где что ни фахверковый домик, то исторический памятник.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Многие дома здесь построены по образу и подобию жилых домов, характерных только для сельской местности. Деревенский эльзасский фахверк во всей своей красе! А сейчас в этих домиках разместились кондитерские, кафе и сувенирные магазины. По дороге не отказываем себе в удовольствии заглядывать в сувенирные и кондитерские лавки, коих здесь великое множество. Приятно, что везде предлагают дегустировать печенюшки и другую вкусную выпечку.

Эльзасские сладости

В сувенирных лавках продается керамика, вышивка, салфетки, подушки, вина, ликёры, чудесная посуда в деревенском эльзасском стиле, плюшевые аисты и еще масса всякой всячины.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Глаза просто разбегаются, не хочешь, а что-нибудь да купишь!

Продвигаемся дальше и выходим на другую интересную площадь Пляс Гуттенберг, политический центр города, где издавна происходили важнейшие события эльзасской жизни. Здесь видим необычную смесь стилей классики и ренессанса.

Площадь Гуттенберга

Фахверком на этой площади и не пахнет. Видим нарядную карусель в центре, а рядом с ней — памятник прославленному изобретателю книгопечатания Гуттенбергу.

Памятник Гуттенбергу

Бронзовая статуя великого изобретателя была отлита в 1840 году к 400-летию начала книгопечатания и установлена здесь совсем не случайно. Ведь именно Страсбург стал местом, где изобретение Гуттенберга увидело свет. К тому же, Гуттенберг работал не в одиночку, а в сотрудничестве с местными ювелирами и плотником, без помощи которых ему не удалось бы создать его пресс и матрицы. Так что, вполне логично, что этот памятник установлен именно в Страсбурге. Интересно обратить внимание и на постамент памятника, который с четырех сторон украшен красивыми барельефами с изображением достижений книгопечатания. Прямо за памятником Гуттенбергу возвышается великолепное здание в стиле ренессанса. Построенное в 16 веке оно является типичным образчиком эльзасского архитектурного стиля, то есть оригинальным сплавом различных влияний. Так, фасад его украшен колоннадами в античном стиле, а островерхая крыша с многочисленными черными окнами хранит верность местным традициям. В 16 веке это здание выглядело значительно наряднее, чем сегодня, поскольку его стены украшали яркие и красочные фрески. К сожалению сегодня от фресок не осталось и следа, а в здании расположилась Торгово-промышленная палата Страсбурга и департамента Нижний Рейн.

Вообще, в Страсбурге немало красивых площадей. Пляс Клебер — одна из них.

Площадь Клебера

Эта площадь тесно связана с военной историей Страсбурга — здесь издавна проходили военные парады, манифестации, а также дважды праздновалось окончание двух Мировых войн. В 19 веке эта площадь была выбрана горожанами как место последнего упокоения прославленного наполеоновского генерала и уроженца Страсбурга, Жана-Батиста Клебера. В центре площади над могилой полководца был водружен памятник. Для Страсбурга этот генерал-революционер всегда был символом исторических связей с Францией, однако во время Второй мировой войны нацисты сняли статую. И только в 1945 году бронзовая статуя Клебера со сфинксами и рельефами была возвращена на своё первоначальное место.

А вот площадь Пляс-де л´Омм-де-Фер контрастирует с привычным форматом города и несколько выбивается из его старинной стилистики. Её древние здания, разрушенные последней войной, были заменены на функциональные, но безликие сооружения в 50 годы. Сегодня на этой площади доминирует необычное сооружение в стиле модерн — футуристичная стеклянная ротонда над трамвайной остановкой.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

А своим названием эта площадь обязана дому оружейника с манекеном стражника в доспехах.

Вообще, весь центр Страсбурга, называемый «Большим островом» (Grande Ile), находящийся внутри границ реки Иль, давно уже занесен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Причина тому — неповторимость архитектурного облика города. Из всех своих объектов ЮНЕСКО французы в первую очередь гордятся именно Страсбургом, ведь это первый для Франции случай, когда в список всемирного культурного наследия был внесенцеликом весь центр города. Гуляя по городу не устаешь удивляться его франко-немецким архитектурным миксом.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая
Контраст в архитектурном облике города сразу бросается в глаза

История города, несомненно, наложила отпечаток на весь его облик. Занимая пограничное положение между Францией и Германией Страсбург не раз переходил из рук в руки, отходя то к немцам, то к французам! Был он и столицей немецкой земли Эльзас и Лотарингия, и только в 1918 году отошёл к Франции. Неудивительно, что город впитал в себя всё лучшее в плане традиций, культуры и архитектуры этих двух стран.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Вот и получился такой неповторимо-оригинальный сплав из фахверковой, готической, ренессансной, классической архитектуры, а позднее к ним добавился еще и модерн. Этот момент мне в Страсбурге очень понравился, глаза просто разбегаются от многообразия архитектурных стилей и тенденций.

Площади площадями, но какими бы красивыми они не были, они не могут соперничать в известности с самым живописным кварталом Страсбурга — Маленькой Францией (Lа Petite France).

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Пожалуй, это самая туристическая зона Страсбурга. Раньше это был квартал рыбаков, кожевников и мельников. К счастью, и сегодня эта часть города умудряется сохранять облик и атмосферу старого Страсбурга. Улочки Маленькой Франции изобилуют деревянными фахверковыми домиками 16–17 веков с внутренними двориками, крышами с огромными скатами и чердаками. Особо сильное впечатление производят её уголки с характерными фахверковыми домиками, обращенными фасадами к реке. По названию видно, что в старину здесь селились кожевники и дубильщики, игравшие в те времена важную роль в экономике Страсбурга. Для просушки шкуры обычно раскладывались прямо на крышах и в её проёмах или на открытых балконах, а вокруг домов разводили дубильное вещество танин.

Можно себе только представить, какие запахи витали там в воздухе в те времена! Самое красивое здание этого квартала, обращенное фасадом на реку Иль — исторический Дом кожевников (Maison des Tanneurs), как нельзя лучше иллюстрирует типичное жилище дубильщиков 16 века.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Сегодня же в этом доме находится ресторан традиционной эльзасской кухни. Этот квартал Страсбурга никак нельзя обойти своим вниманием.

Столь поэтичное название — «Маленькая Франция» ничего общего с поэзией не имеет, напротив, оно до неприличия прозаично. Всё дело в том, что в здешнем госпитале в стародавние времена солдаты лечились от венерической болезни, которую называли «французским злом». Проза жизни, давшая столь романтическое имя одному из красивейших районов Страсбурга. Любуясь прелестными домиками Маленькой Франции, не следует забывать, что большинство из них были разрушены во время последней войны, а то, что мы видим сегодня — по сути, новодел, хотя и бережно восстановленный и отреставрированный после войны. Но всё равно очень красиво и смотрится гармонично. В этом квартале, что ни домик, то аппетитный кабачок, но цены кусаются, это самые дорогие места страсбургского общепита.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая
Живописные домики "Маленькой Франции"

Маленькая Франция плавно переходит в район Крытых мостов (Ponts Couverts).

Прогулки по Страсбургу. Часть первая
Крытые мосты (крытыми они были раньше)

Это еще одно обязательное к посещению место в Страсбурге. Хотя почему они крытые поначалу совершенно непонятно. Крыш то нет и в помине. А дело всё в том, что оборонительные мосты появились на берегах реки Иль ещё в 13 веке, а в 16 веке башни мостов были надстроены крышами с крутыми скатами. Подобные крытые мосты существовали до 1860 года, после чего от них осталось одно название. Сегодня же от тех конструкций уцелело всего три старинные башни — Башня Палача, Башня Французов и Башня Цепей. Эта последняя башня, как полагают, была названа так по цепям узников, которых в ней держали.

Прогулки по Страсбургу. Часть первая

Неподалёку от крытых некрытых мостов находится ещё одна знаковая достопримечательность Страсбурга — Плотина Вобана (Barrage Vauban), построенная здесь в 1700 году по проекту гениального французского инженера Вобана.

Дамба Вобана

В те времена плотина регулировала воду во всей южной части города и в случае необходимости могла даже затопить его. На верху плотины есть смотровая площадка, откуда открывается хороший вид на город и каналы. Но туда подняться мы уже, к сожалению не успевали.

Осмотрев все эти знаковые места и районы Страсбурга, считающиеся его главными достопримечательностями, в последующие дни мы уделили внимание и другим его, быть может, не столь раскрученным, но не менее интересным местам. Продолжение уже следует https://www.tourister.ru/responses/id_7818