Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Дания Август 2008

«…Невидима, невидима, — еще громче крикнула она и между ветвями клена, хлестнувшего ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок. И вслед ей полетел совершенно обезумевший вальс…»

«Мастер и Маргарита»*

Но сейчас речь пойдет не о нашей Маргарите, а о датской королеве.
В Дании, можно прокатиться по маршруту «Путь маргаритки» (Margueritruten), который так назван в честь Королевы Маргрете II. Маршрут Маргарита был создан в 1980-х годах и официально открыт Ее Величеством. Маршрут назван в честь ее любимого цветка — маргаритка.

Схемы маршрутов раздаются в туристических офисах, навигатор для GPS можно скачать здесь (в поисковой строке нужно написать Margueritruten).

Чем вообще может привлечь Дания? Я, рассматривая карту этой скандинавской страны, обратил внимание на названия ее островов -Зеландия, Фюн, Северная Ютландия, Лолланд… И что-то заныло у меня внутри. Вдруг в открытое окно, с ветром, ворвался соленый морской воздух путешествий и приключений! А ведь есть еще полуостров Ютландия, Фарерские острова и Гренландия!

Королевство Дания — это еще и множество сказок. Сколько их было прочитано в детстве, а потом детям! Когда-то давно, моим любимым героем был Стойкий Оловянный Солдатик. И эмблемой Дании считается Русалочка из очень грустной сказки Ганса Христиана Андерсена. Интересно, что в Дании приблизительно 50 тысяч Гансов, 40 тысяч Христианов и 170 тысячи Андерсенов.

Дания это и страна замков, ведь здесь их около 600!

Поеду! И тут на глаза попалась информация о маршруте с таким необычным и красивым названием — «Путь маргаритки»!

Дороги маршрута проходят через второстепенные и третьестепенные дороги и маленькие поселки, вдоль самых живописных уголков страны и всегда обозначены табличкой с изображением этого цветка (на местности указатель — цветок маргаритки на коричневом фоне, а на картах зеленая, прерывистая линия).

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Начинать лучше в Копенгагене. Это не только столица и самый крупный город Дании, но и наиболее подходящий для проживания городов мира по мнению британского журнала Monocle за 2013 год. К тому-же здесь и живет всеми любимая Русалочка (подробнее здесь Страсти по русалкам).

«Был или не был?»- вот вопрос, который задают себе историки и литературоведы, изучающие творчество Шекспира. Посещал ли молодой Вильям датский городок Эльсинор и видел ли он старинный замок, где потом произошли трагические события его великого произведения? Точно это установить пока не удается. Но я там был и уверенно заявляю, что замок Кронборг достоин быть домом шекспировского Гамлета!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Замок находится в самой узкой части пролива Орезунд, в Северной Зеландии и первоначально назывался Кроген, что значит Крюк. А назвал его так, человек с тонким чувством юмора, король Дании Эрик Померанский. Бедный Эрик правил страной в период «рыбного кризиса». Рыба, на которой держался бюджет и которой в этих водах было не меряно, что ее косяки иногда мешали даже проходу судов, вдруг резко ушла на север! Тогда Эрик на мысе, выступающем в пролив в виде изогнутого крючка, построил крепость и стал на этот крючок вылавливать иностранные торговые корабли и брать солидную мзду с каждой посудины, проплывающей мимо крепости. Ну, это понятно и нам очень знакомо! Так появился замок, ставший символом силы, могущества и величия датской короны.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Другой король Фредерик II в. 1577 г. решил, что название замка «крюк» мужланское и переименовал его, дав более благозвучное имя «Кронборг» — замок короны. Одновременно был издан указ, запрещавший обзывать замок «крюком» и как честный потомок викингов Фредерик с каждого оговорившегося брал штраф — доброго быка.

Беда в город и замок пришла откуда ждали, на кораблях из Европы. Чума. После эпидемии в городе осталось пара тысяч жителей. «Ангел смерти наказал нас за грехи наши», вспоминали жители свою бурную молодость жестких рэкетиров. После чумы город зачах, а в стенах замка, где при Фредерике II царило веселье и каждый тост сопровождался пушечным залпом, стало пусто. Только в его казематах продолжали томиться узники совести и уголовные преступники.

Местные жители до сих пор берегут предание, что где-то, в тайном подземелье замка, заточённый, спит летаргическим сном великан- Хольгерд Датчанин, но как только городу или даже всей Дании будет угрожать опасность, великан разомкнет свои веки и встанет на защиту маленькой страны.

Зато теперь замок совсем не пустует, тысячи туристов со всего света, особенно их много из солнечного Китая, стремятся попасть сюда и воочию прикоснуться к древней и славной истории такой маленькой, но такой гордой страны.
И датчане им такую возможность предоставляют полностью: сегодня в замке для посещения открыты укрепления, практически все комнаты и залы, королевские покои и подземелья, а кому этого мало будет и если сильно повезет, то тот сможет насладиться здесь пьесой о самом знаменитом принце датском- Гамлете.

«…И сколько бедный человек, как Гамлет,
Вам может оказать любви и дружбы,
Он вам окажет их, бог даст. Идем!
Ни слова боле: пала связь времен!
Зачем же я связать ее рожден?…»

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

После Копенгагена можно направиться по дороге Маргариты на юг, через Зеландию, к морю. Например на остров Мён.
Королевство Дания расположено на 409 островах, поэтому нужно быть готовым к тому, что неожиданно перед вами будет водная преграда и преодолевать ее придется на небольшом паромчике.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Сам остров, с чистейшими пляжами и первозданной природой, является датским курортом. Летом здесь яркое солнце, которое не заходит за горизонт по 17 часов, а море просто шикарное! Море довольно мелкое и поэтому быстро прогревается. Что очень важно для северной страны. Главной достопримечательностью острова Мён являются Меловые утесы, простирающиеся на 6 километров вдоль берега и высотой 128 метров. Это самая высокая точка Дании.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Отложения мела образовались здесь во время ледникового периода и если иметь терпение и поковыряться в мелу, то вполне вероятно найти сохранившиеся раковины древних моллюсков, живших тогда в океане.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Кто не найдет, тот сможет приобрести их за деньги в геологическом музее, который расположен здесь же.
В Geo Center Møn Klint есть 3Д кинотеатр и благодаря искусству кино можно вернуться на 75 миллионов лет назад и проследить всю историю рождение острова Мён до наших дней.

Еще красивее на острове, когда хорошенько стемнеет. Все вокруг замирает и слышен только тихий плеск морского прибоя, да легкий шелест листвы в кронах деревьев. Ширина и глубина раскинувшегося перед глазами ночного неба просто завораживают. И многочисленные звездочки светятся и мерцают над головой!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Путешествуя дальше обязательно нужно посетить на острове Фюн замок Эгесков. Замок построен посредине озера, на тысяче дубовых свай. Для того, чтобы подготовить таким образом фундамент для замка, был вырублен целый дубовый лес.

Это и дало ему название — Эгесков означает «дубовый лес».

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Замок представляет собой две башни из красного кирпича, соединенные толстой двойной стеной, в середине которой спрятана потайная лестница и колодец для обеспечения питьевой водой в случае осады. Попасть в замок можно только по разводному мосту. Замок просто утопает в зелени!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Чего тут только нет: французский парк, крестьянский сад, буковый и бамбуковый лабиринты из зеленых изгородей высотой до 8 метров, сад фуксий и Огород (с большой буквы), где выращиваются экологически чистые овощи!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Большинство помещений открыты для посетителей. И фотографируйте на здоровье!
Интерьер замка включает старинную меблировку и живопись, а также множество охотничьих трофеев.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

На втором этаже находится комната, в которой 5 лет отбывала наказание дочка хозяина замка Ригборга, которая была соблазнена молодым дворянином и произвела от него на свет внебрачного ребенка.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Конечно в самом замке полно привидений и даже свой граф Дракула! Пугает всех, кто подходит к гробу и воет так, что в жилах стынет кровь!

В парке много разных аттракционов и развлечений. Особенно интересна подвесная тропа. Перемещаясь от дерева к дереву, можно не только любоваться парком с высоты, но и послушать голоса лесных птиц, нажимая по пути на кнопки специальных устройств

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

На территории замка открыт авто- мото- музей, в котором представлено около 300 старинных автомобилей. Он расположился в бывшем огромном амбаре и еще нескольких хозяйственных зданиях.

И павлины в замке есть — они встречают гостей у входа!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Следует все-таки сказать, что Дания не подойдет тем, кто любит шумные карнавалы или какие-то природные изыски. Здесь все ровно. Леса тоже давно вырубили, а все нынешние зеленые насаждения на островах высажены людьми. Остался один — буковый лес «Рольд», что в Ютландии. Разнообразие составляют ярко желтые поля рапса и часто встречающиеся небольшие озера или морские заливы.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

И сами датчане мужики суровые, под стать природе — невысокие и неторопливые. Закусывают «смэрребрэд» — черный хлеб с селедкой или креветками. Я тоже обожаю такую закуску!
А вот женщины очень даже стройные и много блондинок!

Ну не будем отвлекаться и поедем дальше.

В отличие от зоопарков, меня всегда привлекают аквариумы и сафари-парки. В поездке, стараемся выбрать место стоянки поближе к природным заповедникам, большим паркам, а если есть возможность полюбоваться животными — это дополнительный бонус!

У Дании есть свой сафари-парк Кнутенборг — один из крупнейших в Северной Европе.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Туристы могут наблюдать за животными из окна собственного автомобиля, специального сафари-автобуса или сафари-поезда.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Если вперед проголодаетесь вы, а не животные, то в парке предусмотрены зоны для пикников, также есть 2 небольших ресторанчика.

В путешествии по Дании можно остановиться на отдых в многочисленных отелях, мотелях, кемпингах и просто на организованных природных стоянках.
Мы предпочли Дамме Кро.

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Кро — это бывшие королевские мотели, их особенно много на «Пути маргаритки».

Кро появились в Дании в XIII веке. Король Эрик V Клиппинг был непоседа и много путешествовал по стране. В конце концов он устал от бесконечных поисков пропитания и жилья для себя и своей свиты и приказал через каждую милю пути в стране выстроить постоялые дворы для отдыха, а также для обеспечения путешественников и лошадей свежей водой и хорошей едой.

Расположены Кро в удаленных от больших дорог местах, что делает их идеальным пристанищем при путешествии по Дании.

В Кро вам предложат домашнюю еду, горячий чай и датское радушие! Особенно хочу отметить постельку! Не икея какая-нибудь, а мягкая и уютная, как перина! Хозяева ушли в семь вечера и оставили всё это Кро в нашем распоряжении. Было здорово хоть один вечер пожить совершенно одним в таком историческом заведении! Рано утром какой-то фермер привез свежие овощи и хлеб и оставил их у порога Кро. Я так вошел в роль хозяина, что спустился вниз и деловито втащил в дом ящики с овощами и пакеты со свежим хлебом! Аромат у хлеба был просто удивительный!

Дания-Данюша…и Гамлетик! Дорога с Маргаритой

Путешествуйте почаще и подольше, принято сейчас желать путешественникам. Причаливайте к датским берегам и когда-нибудь повторите за мной:«Любите ли вы Данию, как люблю ее я?»

Дания — это бесконечные, пустынные пляжи с меловыми скалами и изумрудными холмами, белым песком и черными дюнами, фьорды и заливы, старинные города и доброжелательные люди!

Один из известных датских поэтов, с совсем не датской фамилией Мейслер, так красиво написал о своей родине:

Midt i den brusende østlige sø,
knejser en lille, men blomstrende ø.
Møen vi den kaldte, og sikkert jeg tror,
det er den skønneste plet på vor jord.
Что в свободном переводе на русский язык будет звучать так:
«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!»