Турист Irada Bakinskaya (bakinskaya)
Irada Bakinskaya
была 28 июля 2020 12:28

Павлиний остров — "временной портал"

Регион Берлин — Германия Ноябрь 2013

С утра сгустились тучи, заморосил мелкий дождик, похолодало, а в душе светлое и тёплое ощущение радости в ожидании чуда. Сегодня нас ждёт путешествие в сказку — Павлиний остров, где среди пейзажей достойных кисти художника вальяжно разгуливают царственные птицы, где вдруг, неожиданно на фоне дремучего леса вырисовывается силуэт средневекового рыцарского замка с зубчатыми башенками, где огромные деревья будто заколдованные великаны застыли в немыслимых позах, кажется ещё один миг и сейчас они оживут, задвигаются и окликнут людей. Волшебство старого леса завораживает и невольно начинаешь понимать друидов, таинственных жрецов — хранителей и толкователей древней мудрости, которые удалялись в глубину лесов и пещер для общения с «сакральным», считали, что у дерева есть дух и энергетика, составляли гороскопы по датам рождения, в которых каждому человеку соответствовало дерево определяющее его характер.

Чтобы оказаться на чудесном острове необходимо на поезде линии S 7 в направлении Wannsee проехать до конечной станции — озера Grosser Wannsee. Озеро Большое Ванзее — это расширенный участок русла реки Хафель, на юге оно переходит в цепь из 5 озёр, образующих Грибницкий канал: Малое Ваннзее, Полезее, Штёльпхензее, Грибницзее и Глиннике. По Грибницкому каналу и реке Хафель можно совершить водную прогулку мимо замков Глиннике и Бабельсберг до Потсдама на речном трамвайчике с причала расположенного недалеко от ж /д вокзала. Тут же раскинулся красивый парк Клайштденкмаль, а севернее — самый большой пляж в Берлине. На западном берегу озера находится печально известная вилла Марлир, здесь 20 января 1942 года состоялась Ванзейская конференция — тайное совещание высокопоставленных представителей Третьего рейха и NSDA, где была одобрена программа «окончательного решения еврейского вопроса».

Павлиний остров — временной портал

Прогулявшись по окрестностям озера, сядем на автобус № 218, который проехав через мост Ванзее-брюкке повезёт нас по Кёниг-штрассе мимо домиков с мансардами, черепичные крыши которых выглядывают из ухоженных садиков. Затем, повернув направо, он углубится в лес, чуть-чуть недоехав до знаменитого Глинникского моста. Этот мост, получивший славу «моста шпионов», несколько раз использовался американскими и советскими спецслужбами для обмена арестованными шпионами.

Прикоснувшись к истории, едем дальше. Скоро автобус, пробираясь сквозь чащу леса, довезёт нас до паромной станции. Здесь царит покой и тишина, воздух чист и прозрачен, волшебный лес отражается в зеркале реки, сказочный домик на острове, словно сошёл со средневекового полотна. Кажется сейчас скрипнет дверь, златовласая Рапунцель выйдя в сад соберёт колокольчиков и приготовит салат из молодых листьев этого растения, зовущегося на немецком языке «Rapunzel Glockenblume» и весьма популярного в Германии как основа для салатов. Едва высадившись на остров встречаем павлинов свободно расхаживающих между цветочными клумбами, сидящих на макушках беседок, увитых плющом, прячущихся от дождя под сводами Павлиньего замка.

Павлиний остров считается заповедником и внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 17 веке на острове, который тогда назывался Кроличьим, находилось стекольное производство Иоганна Кункеля. В конце 18-го века, правивший в то время прусский король Фридрих Вильгельм второй, приобрёл остров для королевской династии Гогенцоллернов и создал на нём зверинец с павлиньим питомником. Он приказал построить на острове замок для своей фаворитки Вильгельмины Энке по придуманным ею эскизам и присвоил ей титул графини фон Лихтенау.

Кронпринц, сменивший отца на престоле и ставший королём Пруссии, Фридрих Вильгельм третий, избрал Павлиний остров местом своей основной резиденции. Он арестовал фаворитку отца, конфисковал большую часть её имущества и отправил в ссылку. Новый правитель продолжил строительство на Павлиньем острове. Был приглашён известный архитектор Петер Йозеф Ленне, который превратил окрестности замка в прекрасный ландшафтный парк с розарием, фонтанами, античными портиками, готическими руинами, миниатюрными водопадами и журчащими ручьями с перекинутыми через них мостиками используя как модель знаменитый парк Jardin des Plantes в Париже.

Павлиний остров — временной портал

Устраивая идиллическое место отдыха королевской семьи, Ленне, следуя моде того времени, украсил его созданием сельских построек, просек, пастбищ, сети дорожек, меняя очертания лесистой местности дополнил её многими видами удивительных растений. Коллекции растений и редкие животные свозились сюда со всего мира. Позже была построена Пальмовая оранжерея, которая не сохранилась до наших дней. Пожар уничтожил деревянное сооружение, остались только потемневшие от времени каменные колонны. Прогуливаясь по тенистым тропинкам можно обнаружить на своём пути вольеры с экзотическими птицами и старинную молочную ферму. Следующий правитель, Фридрих Вильгельм четвёртый перевёз зверинец в столицу, заложив тем самым основу знаменитого берлинского зоопарка Тиргартен.

Песчаная дорожка от замка ведёт к храму — старинной голландской кирхе, возвышающейся над берегом. Отсюда открывается прекрасная панорама на реку Хафель. Севернее располагается ещё один остров — Шваненвердер (Лебединый). Роскошные особняки этого острова со времён кайзера считались престижным местом проживания элиты общества. Здесь проживал Пауль Йозеф Геббельс, ближайший соратник Гитлера. Вилла его была снесена, но бункер сохранился по сей день.

Любуясь пейзажами мы забыли о времени, забрели вглубь леса и слегка заплутали. Снова заморосил дождик, рано стало вечереть и мы заспешили к парому унося с собой в сердце кусочек сказки.