Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Вырица — Россия Декабрь 2013

Хмурое питерское утро убаюкивало… У нас в Иваново в половине десятого утра уже рассвет, и можно начинать какие-то дела… Здесь будильник показывал 11–10, но ни один глаз не хотел просыпаться, и мозг мирно дремал без зазрения совести…. Мне надо в Вырицу- три раза повторила я сама себе и нехотя проснулась. Кое-как проглотив 2 чашки кофе, вооружилась рюкзаком и фотоаппаратом, и уже через полчаса стояла у Витебского вокзала… Электричек до Вырицы много, главное в дреме не сесть на Павловск или Новолисино. И уж если заблудишься, всегда можно позвонить Александру, телефон которого есть на сайте храма. И этот добрый человек всегда встретит, проводит, расскажет и покормит.

Когда я писала про Швейцарские ледники и как туда правильно одеваться, я не думала, что этот совет пригодится мне самой в питерских электричках… Ну да ладно, не об этом речь…

Вырица

Чтобы окончательно не замерзнуть, я стала изучать окружающий мир… И вдруг волшебным образом оказалась в мире пасхальных символов… Все вокруг меня было красным- и люди в красных пуховиках и шапочках, красные деревянные лавки, красные тюльпаны на пакетах людей, красные рюкзаки, красные рекламные постеры и надписи типа НЕ КУРИТЬ. Даже моя дорожная книжка про Мойшу Шагала была красной.

Вырица

Я стала вспоминать про красные пасхальные яйца, про Марию Магдалену, и вскоре теплые пасхальные воспоминания увели меня на греческий остров Корфу, где я согревалась в мае этого года на празднике Пасхи… Ну и время пролетело очень быстро. Спустя один час десять минут я уже ехала в такси, коих у Вырицкого вокзала полным полно.

Вырица

Словоохотливый и заботливый таксист Валера ввел меня в курс дела и поведал, что это самый большой в России поселок, электричка делает здесь аж шесть остановок… Люди работают исключительно в Петербурге, в поселке работы нет, только в ларьках да на вокзале.

Вырица

Правда, здесь подвизаются и самые богатые люди России-матушки, и при моем желании он мог бы показать, как они живут… Я пожелала, и мы переехав через реку Онедеж, оказались у частных владений Господина В. У меня возникло дежа вю, поскольку Екатерининский дворец в Пушкине материализовался перед моим вмиг проснувшимся мозгом….Етишкин матрац, не может быть… Это частный домик? Удивил, честно…

Нацелив объектив, увидела на крыше окакие-то отблески…«Винтовка»- подумал мозжечок и приказал организму поторопиться с рекогносцировкой…

Из- за кустов, стоя в безопасности, поснимала крышу и ворота, послушала легенды о прошлом и настоящем Господина, подивилась и подалась к святым местам, ради чего, собственно, и приехала сюда…

Вырица

Святые издавна прославляли те малые города, в которых подвизались. Известные прежде только местным жителям, они становились прославленными на весь мир. Так произошло и с курортным поселком Вырица. Благодаря подвигам старца преподобного Серафима (Муравьева), это название на слуху у всех православных России и за рубежом.

Вырица

Таксист доставил меня к Храму Казанской иконы Божией матери, который почти сто лет принимает и утешает страждущих со всего света… Настоятель церкви отец Георгий Преображенский и его паства настолько по-домашнему заботятся о храме, что ощущение домашней намоленной церкви не покидает тебя ни на минуту. В храме сохранились многие иконы, собранные здесь из закрытых церквей Гатчины во времена гонения на веру. Особое почтение келейной иконе преподобного Серафима — Казанской Божией Матери. Интересны иконы святого Пантелеймона, Серафима Саровского, небесного покровителя Серафима Вырицкого….Тихо и уютно было в храме, доброжелательные матушки позволили сделать мне пару снимков, но как-то не фотографировалось….Не время и не место.

Вырица

До приезда моего внезапного гида — таксиста было еще полчаса и я отправилась в часовню Преподобного.

Вырица

Одинокий путник молился и плакал о чем-то своем, я тихо читала Акафист. Спустя минут 10 я поймала себя на мысли, что больше думаю о его жене, у могилы которой встала. О том, что есть прославленные Наталия и Адриан (он — мученик за Христа, а она — образец подвига сострадания супругу),есть Петр и Февронья! А ведь матушка Серафима не прославлена «иже во святых», хотя местные говорят- личная молитва к ней не бывает напрасной… Многие надеются, что придет время для канонизации этой Великой женщины.

На обратном пути, сидя все в той же промороженной электричке, мне было тепло. Я читала о жене старца Серафима- о схимонахине Серафиме (Муравьевой). О великой любви Серафима и Серафимы, о любви к друг-другу и к Богу. Он и Она. В часовне две могилы — рядом. Как неразлучны они были при жизни, так остаются неразлучны и после смерти.

Вырица

Жизнь и житие их общее, но у Неё был и свой особый скорбный подвиг. Происхождение матушки покрыто тайной. В миру она носила имя Ольги Ивановны Нетрониной. Родилась в деревне Якушки Ярославской губернии, в семье портного. В этой семье рано умерло 2 сына, другой родился глухим и был помещен в дом инвалидов. Вокруг Ольги ходит много слухов о принадлежности её к царскому роду. Многие утверждают, что она была внебрачной дочерью Александро Второго, а в Ярославскую губернию её отправили для сохранения жизни и удочерения простой семьей. Все родственникик отрицали эти слухи, поскольку признание в 30 — е годы означало подписание себе смертного приговора. Царственность природы Её подтверждала и особая стать, несуетность, благородство. В келье Новодевичьего монастыря висел огромный портрет Александро Второго. По воспоминаниям внучки Маргариты — однажды на дороге в Павловск не могли разъехаться 2 кареты, в другой ехал император Николай Второй. Император вышел из кареты, поцеловал руку Серафиме и пригласил к себе в Павловск на чай. Когда они жили в Петербурге на Гороховой улице, у них был целый этаж в доходном доме, и бабушку Серафиму принимали при дворе.

В 1894 году Он и Она поженились. Она была верной помощницей Его во всех делах. Супруги были очень богаты, но богатели «не в себя», помогали многим монастырям, храмам, богодельням, просто отдельным людям.

После того, как в семье родилось двое детей — дочь и сын, супруги приняли на себя подвиг воздержания, готовясь к иноческому подвигу. Их дети — их скорбь. Дочка скончалась в младенчестве, а сын, будучи студентом юридического факультета университета, принял Католичество. Измена сына Православию щемила сердце родителей многие годы. Николай был дважды женат, не один раз обвинялся по сфабрикованным делам и отправлялся в ссылку, в сентябре 1941 года его расстреляли в Екатеринбурге, о чем его родители не знали и не имели возможности даже посетить его могилу.

Путь монашества начался для Серафима и Серафимы в 1920 году. Они продали всё имущество, пожертвовав деньги храмам и монастырям. Он стал насельником Александро-Невской Лавры, а она приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре с именем Христина, и стала жить там с дочкой сына от первого брака Маргаритой. НА послушании матушка была 10 лет, а потом, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), стала сиделкой, сотаинницей и служкой преподобного Серафима, своего мужа в мирской жизни. В 1930 году старцу по болезни было благословлено покинуть город. Это спасло их от общей участи монашествующих города (в ночь на 18 февраля 1932 года около 500 служителей Церкви города было арестовано и расстреляно). В Вырице они скитались по разным съемным комнатам, с ними была внучка Маргарита и её дети. В последующем, по воспоминания правнучки появились кое-какие данные о матушке, но всё равно, их очень мало сегодня… Даже во времена оккупации в Вырице, Она твердо и жестко выгнала вон немцев, пришедших занять дом, в котором они в это время жили, указав на выход. И немцы подчинились, чувствуя ее силу. А страх у нее был только перед Господом.

Более 10 лет несла Матушка подвиг служения людям в Вырице. По свидетельству очевидцев, она сама стала в это время мудрой старицей, но скрывала свои духовные дарования в лучах праведности отца Серафима. МАтушка однажды сказала своей духовной дочери:" А святые? А преподобные? Как они любили!!! Слов не хватает… Вот и нам всем надо следовать, особенно теперь, когда нам дана такая ощутимая поблажка во времени — всех люби и каждого люби, крепче, сильнее, раздувай в себе искру любви и пламя любви. Помни, не только адаманат по духовным способностям — Павла, но и мытаря призвал Господь, и блудницу, и Закхея, малого ростом, посетил. Каждому — особо, и каждому — всё».

Схимонахиня Серафима умерла 17 апреля 1945 года. Когда матушку выносили из дома в церковь, Серафима поднесли в кресле к окну (он не мог ходить). Слезы текли по его щекам и он сказал:«Там, моя дорогая, незабвенная матушка, будем вместе». На кресте Её могилы долго было прикреплено Его стихотворение:

Не зарастет тропа народная травой

К твоей могилке, матушка родная,

Ты всех любила сердцем и душой,

Не пропадет любовь твоя святая…

Уходя из этой земной жизни, батюшка Серафим, подобно апостолу любви — Иоанну Богослову, повторял одно «Детки, любите друг друга…» За день до кончины 2 апреля 1949 года Он увидел Её, сияющую неземной красотой, — на мгновение явилась Она в проеме окна Его келии и жестом правой руки указала на небо. " Сегодня принять никого не смогу, будем молиться», — сказал Батюшка родным и благословил послать за своим последним духовником…

Он пережил Её на несколько лет. В его келье висел рисунок с изображением Её могилки, часто старец указывал на него своим посетителям со словами:«Здесь моя матушка…»

Вот такая история Любви.

Адрес Храма Казанской иконы Божией Матери: 188380 Россия, Ленинградская область, Гатчинский район, поселок Вырица, пр Кирова, дом 49 телефон 881371 49233

Помощник настоятеля храма +7 (911) 080 01 48

Храм открыт ежедневно с 9 -00 до 18 -00 часов.