Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 21 апреля 12:28

Женева — Швейцария Июль 2013

Был ли в вашей жизни случай, когда вам описывали человека, его внешность и характер, и вам казалось, что вы заочно знаете о нем буквально все, но, увидевшись лично, вы понимали — этот человек такой, каким его описывали, и в то же время не такой?

Примерно так у меня произошло с Женевой.

Я читала ее описания в десятках отзывов. Пересмотрела множество фотографий. Знала, что здесь творил Байрон и вынашивал планы о революции Ленин.

Примерно представляла себе архитектуру — в сдержанном и строгом стиле, ничего кричащего и вычурного. Город, который дал рождение кальвинизму, отвергавшему помпезность католических церквей и обрядов, не мог быть иным.

Среди зданий превалируют банки, а в витринах чаще можно увидеть часы, нежели модную одежду или электронику.

В Женеве огромное количество мест, где продаются часы: и фирменные бутики дорогих брендов, и магазины-сборная солянка, и даже сувенирные лавки
В Женеве огромное количество мест, где продаются часы: и фирменные бутики дорогих брендов, и магазины-"сборная солянка", и даже сувенирные лавки

По какой-то неизвестной мне самой причине я думала, что Женева находится высоко над уровнем моря, и в горах, которые ее окружают, лежит снег и зимой и летом.

Из нашего трехнедельного путешествия по Европе два дня предполагалось уделить Женеве, и я уже было хотела отказаться от нее совсем в пользу отдыха на Лазурном берегу Франции. Что делать в разгар летней жары в городе, далеком от моря, пляжей и сопутствующих им ленивых удовольствий?

И только тот факт, что никто из нас не был до этого в Швейцарии, сохранил первоначальный маршрут без изменений.

Мы втроем — я и мои родители — открыли Женеву с неожиданной для себя стороны.

В Женеве не соскучишься

Но для того мы и путешествуем, чтобы составить представление о различных странах и городах, опираясь на собственный опыт, а не на стереотипы или чужие впечатления, которые так зависят от личности «впечатляющегося». У оптимиста, как известно, стакан наполовину полон, а у пессимиста — ровно наоборот.

Можно прочитать множество книг, просмотреть фотографии и фильмы, но пока лично не окажешься на месте, не поймешь, что в конечном итоге оно из себя представляет.

Я думала, что мы увидим чинный и немного скучный европейский город. Но первый же дом, встреченный мной возле вокзала Cornavin, куда прибыл наш поезд из Авиньона, разубедил меня в этом.

В Женеве не соскучишься

Уже на вокзале можно понять, даже не вникая в современную политическую ситуацию в Европе, что Швейцария не является членом Евросоюза, но при этом признает Шенгенское соглашение.

Никто у нас не спросил документов при въезде в Швейцарию с территории Евросоюза. Однако комната для таможенного контроля с большим приспособлением для досмотра багажа все еще осталась.

Швейцария в плане своего собственного «особого пути» чем-то похожа на Россию. Маленькая страна, зажатая со всех сторон государствами-членами Евросоюза, до сих пор имеет в хождении собственную жизнеспособную валюту — швейцарский франк. За 1 франк дают 80 центов, поэтому от указанной цены в франках достаточно отнимать 20%.

Эта перестройка на другую валюту была не совсем удобной для нас. С другой стороны, почти везде в Швейцарии принимают евро, выдавая сдачу во франках.

Но говорить о местных ценах совсем не хочется. Отдых в Швейцарии может быть бюджетным, только если покупать еду в супермаркетах и останавливаться в апартаментах с кухней.

В Женеве не соскучишься

Мы же поселились в сетевом отеле Ibis, что в 10 минутах ходьбы от Центрального вокзала. Очень удобно, так как в Женеве нам предстояло быть всего два дня: мы приезжали на вокзал Cornavin и уезжали с него же в Париж.

Скромный, но опрятный номер с аскетичной икеевской мебелью и длинным узким балконом.

В Женеве не соскучишься

Швейцария — удивительная страна. Смешайте в равных пропорциях Францию и Германию и добавьте специю Италии — получится Швейцария.

Двери этой страны были открыты для тех, кого на родине не принимали — по политическим или по религиозным убеждениям. У нас была возможность познакомиться только с Женевой, и она показалась довольно космополитичным городом, на улицах которого можно встретить людей разных национальностей и не только из Европы.

Приехав вечером и проголодавшись, мы отправились на поиски ресторана. В итальянской траттории рядом с гостиницей есть не хотелось — ведь мы совсем недавно приехали из Италии.

Совершенно случайно на глаза попался небольшой ресторан корейской кухни, находившийся в полуподвальном помещении и обставленный весьма аскетично. Сработал стереотип о дешевизне азиатской еды. Хотя ту же «Пекинскую утку» в Москве бюжетным местом никак не назовешь.

В общем, попробовали мы корейских яств в Швейцарии на 160 евро на троих (без алкоголя). Абсолютный антирекорд в моих путешествиях. Ладно, если было бы вкусно. А так — ничего особенного. Только тяжесть в желудке и испорченное настроение из-за неоправданных трат.

В Женеве не соскучишься

Дороговизна всего в Женеве — единственное, что может негативно повлиять на впечатления от отдыха. Город интересный, разноплановый, с бурной историей, наложившей отпечаток на его облик.

Основные достопримечательности Женевы находятся вдоль одной оси, поэтому осмотр удобно начинать сразу от вокзала Корнавин и идти до моста Мон-Блан до Женевского фонтана.

Архитектура Женевы мне, честно говоря, с первого взгляда не понравилась.

Во-первых, из-за обилия проводов, висящих над улицей, как паутина.

Все дело в трамваях - популярном городском транспорте

Во-вторых, историческая архитектура откровенно соседствует с современной застройкой. Мы сбегаем в европейские города как раз чтобы не видеть этих монстров из стекла и бетона. Совсем старых средневековых зданий в Женеве мало, поэтому любителям старины может показаться здесь несколько неуютно.

В Женеве не соскучишься

В Женеве множество церквей различных христианских конфессий, включая православие.

Главная католическая церковь в Женеве — Базилика Нотр-Дам, возведенная в середине 19 века в «классическом» готическом стиле. Находится она в нескольих минутах ходьбы от вокзала Корнавин. Внутрь мы не стали заходить, но, судя по описаниям, ее интерьер весьма роскошен (в отличие от протестантских храмов, тяготеющих к скромности и минимализму).

Сфотографировать церковь без проводов в кадре оказалось для меня непосильной задачей.

А вот и англиканская церковь Святой Троицы

С улицы Шантепуле мы свернули сразу на улицу Монблан, которая ведет к мосту и самой главной достопримечательности Женевы — Женевскому фонтану (или Jet d’Eau), бьющему прямо из озера.

Кстати, я почему-то думала, что в Женеве горы гораздо выше. И на их вершинах даже летом бывает снег.

В Женеве не соскучишься

Мост Монблан  — один из четырех женевских мостов, перекинутых через реку Рону и, пожалуй, самый известный, так как именно с него открывается вид на фонтан.

Мост автомобильный. По бокам устроены пешеходные тротуары.

В Женеве не соскучишься

Мост Монблан плавно перетекает в Променад дю Лак. Слева по ходу будет Английский сад, где возле монумента национальным героям установлено колесо обозрения. С него, наверное, открываются весьма живописные виды на город и озеро.

Здесь же находятся знаменитые цветочные часы с самой большой в мире секундной стрелкой.

Себе я их представляла опять же по-другому — более внушительными по размерам и «цветущими». В реальности они никакого впечатления на меня не произвели. Достопримечательность для галочки.

Дальше мы направились к собору Святого Петра — главному религиозному сооружению в городе.

Женева в плане расположения достопримечательностей — очень компактный и удобный город для путешественника, поэтому все основное вполне реально обойти за несколько часов.

Наш путь лежал через площадь Лонжмаль (Longemalle), на которой расположены бутики, отели, сувенирные магазины и рестораны, в том числе со столиками на открытом воздухе.

В Женеве не соскучишься

Самая известная площадь Женевы — площадь Бург-де-Фур (La place du Bourg-de-Four), которая является сердцем старого города. В центре площади — фонтан. По периметру — небольшие ресторанчики, магазины и даже аптека.

Размеры Бург-де-Фур невелики, но в целом она весьма симпатична.

В Женеве не соскучишься

Женева относится к франкоязычной части Швейцарии. О ментальной и географической близости к Франции, в состав которой город некоторое время входил, свидетельствует архитектура, местами напоминающая Париж, и надписи — все они на французском. Местные жители также говорят на французском. Иногда мы слышали немецкую речь, но, как я поняла, это были приезжие.

Кафедральный собор Святого Петра в Женеве, принадлежащий к швейцарской реформаторской церкви (кальвинизму), — достаточно масштабное по размерам сооружение. Очень трудно его сфотографировать полностью. Внешне он поражает только своими размерами. Лично у меня не возникло ощущения цельности и гармонии: фасад с массивными классическими колоннами, основное здание — смесь готики и романского стиля. Все это, как мне показалось, мало сочетается между собой.

Это все один и тот же собор!

Фасад

Внутри собора все выглядит весьма аскетично, как и подобает протестантским церквям, отринувшим пышность убранства католических соборов и обрядов. В окна вставлены витражи.

За отдельную небольшую плату можно увидеть всю Женеву с высоты птичьего полета. Преимущество собора Святого Петра — две башни, и обе из них можно посетить, получив 360-градусный обзор. Самое главное — это, конечно, виды на Рону, Женевское озеро и фонтан.

В Женеве не соскучишься

Позади собора есть зеленая терраса имени французского поэта Агриппа д’Обинье, приверженца кальвинизма. Со смотровой площадки открываются живописные виды на крыши женевских домов.

На переднем плане — колокольня протестантской церкви Святой Магдалины.

В Женеве не соскучишься

Программу-минимум по знакомству с достопримечательностями Женевы мы выполнили. Нас больше интересовала женевская стрелка «Жонксьон» — место слияния рек Роны и Арвы, где их воды очень красиво, судя по многочисленным фотографиям из интернета, смешиваются.

Удобнее и интереснее всего преодолевать этот путь пешком, тем более это возможность увидеть что-то еще интересное.

Например, Новую площадь, или площадь Нёв. Доминирующее здание на ней — Большой оперный театр Женевы. Рядом находится здание консерватории, а по центру — статуя швейцарского полководца и патриота Анри Дюфура.

В Женеве не соскучишься

Напротив театра находится вход в парк Бастионов — любимое место для прогулки и отдыха горожан. И это не громкие слова: в будний день в парке находилось множество людей самых разных возрастов.

Например, многие играли в шашки или шахматы. Это не только умственное, но и физическое занятие, потому что приходится много двигаться, чтобы передвинуть на нужную позицию гигантские, по сравнению с обычными, фигуры.

Другие приехали в парк, чтобы почитать книгу на скамейке в тени деревьев или провести время в компании друзей и родных, отдыхая прямо на земле.

В Женеве не соскучишься

В парке есть Стена реформации, рассказывающая историю протестантской церкви, но мы к ней не ходили.

До Жонксьон мы прогулялись по берегу реки Арв, исток которой находится в Альпах. В этой реке вода мутного коричневого цвета и, по всей видимости, сильное течение. Ни одного человека, купающегося в Арве, мы не заметили.

Я уже писала выше, что в Женеве раздражает паутина проводов, перечеркивающих собою небо. Еще очень много строительных кранов. Постоянно где-то что-то строят или что-то копают. Это придает городу несколько неопрятный вид.

В Женеве не соскучишься

Параллельно Арву в этом месте течет река Рона. Рона совсем другая — ее воды прозрачные и бирюзовые, а на берегу устроены деревянные помосты, на которых загорают люди.

Честно говоря, я и не думала, что через каких-то полчаса мы присоединимся к ним. Но купальники уже лежали в сумке «на всякий случай».

В Женеве не соскучишься

Если посмотреть на карте, то Жонксьон напоминает клин, ограниченный Роной и Арвом. На остром кончике клина устроена смотровая площадка. Как я поняла, еще одна смотровая площадка — ближайший мост, с которого можно фотографировать слияние сверху — получится в итоге более наглядно.

Две реки встречаются, и их воды весьма живописно смешиваются.

В этот день в самый разгар лета в Женеве было солнечно. Отличная погода для того, чтобы плавать и загорать, и мы захотели воспользоваться такой возможность, потому что гулять по жаре — удовольствие сомнительное.

После Женевской стрелки мы отправились к виденным ранее деревянным помостам. Поблизости установлены общественные туалеты, где можно переодеться.

Специфика Роны в том, что в этой реке достаточно сильное течение. Она не впадает в Женевское озеро, а наоборот, вытекает из него. Чтобы плавать в Роне, необходимо пройти вверх по течению (по длине реки есть оборудованные спуски в воду). Вода сама принесет к исходной позиции. Главное — вовремя выйти, иначе унесет к Жонксьону и коричневым водам Арва:)

В Женеве не соскучишься

Вода в реке теплая и одновременно освежающая. То, что нужно в жаркий летний денек.

На Роне в основном отдыхает молодежь, что вполне понятно — сильное течение не подходит, например, для отдыха с маленькими детьми. Зато если вы любите плавание в активном темпе (попробуйте плыть против течения!), то Рона определенно вам понравится.

В Женеве не соскучишься

В Женеве много домов явно современной постройки с разноцветными навесами над балконами.

После Роны мы решили опробовать пляжи на Женевском озере. Так как идти по жаре не хотелось, решили доехать на трамвае. Кстати, если вы живете в гостинице, то проезд на общественном транспорте бесплатный. На ресепшн при заселении выдают специальные карточки.

Цены на еду в Женеве непомерно высокие (и мы в этом убедились, отужинав в захудалом корейском ресторане на 160 евро). Хорошо, что в жару есть не хочется. Спасали тонны мороженого и декалитры воды.

В Женеве не соскучишься

До пляжа для ускорения процесса мы добрались на вот таком водном трамвае. Попытка купить билеты в автомате не увенчалась успехом (экран засвечивало, и невозможно было разобрать, что автомат, собственно, хочет). Капитан оказался столь любезен, что довез нас до пляжа бесплатно.

Кстати, как я поняла, карты на бесплатный проезд, которые дают в отеле, вроде бы действительны и для водных трамваев.

В Женеве не соскучишься

В Женеве поразило количество лебедей и уток — как на Роне, так и на самом озере. Действительно, «лебединое озеро» получается:)

На этой фотографии можно оценить удивительную прозрачность воды.

В Женеве не соскучишься

Самое яркое впечатление от Женевы — Женевский фонтан. Мощная струя воды, запущенная в небо и красивым шлейфом исчезающающая в прозрачных глубинах озера. Красивое и запоминающееся зрелище. Настоящий символ Женевы навроде Эйфелевой башни в Париже или надписи HOLLYWOOD в Лос-Анджелесе.

Эта фотография сделана с борта водного трамвая.

В Женеве не соскучишься

В Женеве множество пляжей. Мы не стали мудрствовать лукаво и пошли на территориально ближайший к нашей гостинице. Вход на пляж платный (2 франка взрослый билет).

Пляж расположен через дорогу от Альпийского сада и монументу Брансуик (1879), увековечившего память о жизни Карла II, герцога Брауншвейгского, который завещал свое состояние городу Женеве.

Сам пляж представляет собой длинный пирс, оканчивающийся маяком. На мелкой гальке, подстелив циновки или полотенца, загорают люди.

Обычный городский пляж. Единственное отличие — вода хрустальной прозрачности. Есть различные бесплатные развлечения на воде (плот, вышка, горка в виде айсберга). Место для купания огорожено буйками для безопасности.

В Женеве не соскучишься

Плавание с видом на Женевский фонтан — что может быть более вдохновляющим? Вода в озере настолько хороша, что плавать — одно удовольствие. Даже мама, которая не так любит плавать, как мы с отцом, проводила в озере много времени.

В Женеве не соскучишься

Да, на пляже тесновато, и в разгар дня нужно еще постараться найти хорошее место. Но в целом очень достойно. Нет ни грязи, ни бутылок, ни торговцев пляжным барахлом.

В Женеве мы основательно укрепили загар, полученный на Лазурном берегу Франции — все-таки в горах загар «пристает» быстрее.

На пляже мы провели и половину следующего дня, решив, что представление о городе уже получено, а самые яркие впечатления — здесь, на озере. Вода была настолько хороша, что хотелось плавать, плавать и плавать.

Если вы не фанат плавания, то даже не знаю, чем можно будет занять себя в летнюю жару в Женеве. Летом, мне кажется, на пляжах обитает чуть ли не половина города. Много молодежи, ведь в Женеве исторически много студентов.

В Женеве не соскучишься

Вечером после пляжа мы случайно оказались свидетелями акции за экологичные виды транспорта. Около сотни человек на велосипедах проехались по улице Монблан куда-то в сторону вокзала. Движение было перекрыто, и автомобилисты на примыкающих дорогах терпеливо ждали, когда дорога освободится.

На этот раз мы решили не экспериментировать и поужинать в итальянской траттории рядом с гостиницей.

Здесь я впервые попробовала французский десерт крем-брюле, сахарную корочку на поверхности которого при мне подожгли зажигалкой. Эффектно смотрится и на вкус вполне достойно.

В Женеве не соскучишься

Многим нравится Швейцария, но мало кому Женева — особенно на контрасте с небольшими, но живописными швейцарскими городками и деревушками.

Мы были только в Женеве и можем подтвердить — ехать стоит, смотреть стоит! Летом это точно не превратится в «отдых для пенсионеров» или скучное смакование малоинтересных локальных достопримечательностей.

Итак, суммируя опыт по Женеве, что, как мне кажется, важно попробовать и сделать:

1) Прокатиться по озеру на водном трамвае

2) В летнее время обязательно попробовать пляжный отдых на Роне или озере и оценить прозрачность женевской воды

3) Увидеть место слияния рек Роны и Арвы — Жонксьон

4) Побывать в соборе Святого Петра, подняться на его башни и восхититься Женевой с высоты птичьего полета

5) Увидеть Женевский фонтан с разных ракурсов. Пожалуй, это самое интересное, что есть в Женеве (архитектура ее впечатляет не сильно)

6) Побывать на 2–3 основных площадях Женевы

7) Купить главный сувенир из Швейцарии — швейцарские часы

Ну, а мы поехали дальше. В Париж, где вечный праздник!