Турист Елена Шацкова (Vantala)
Елена Шацкова — была 27 сентября 2023 7:28
Zindagi na milegi dobara)))

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Сием Рип + 1 город — Камбоджа, Луангпрабанг — Лаос, Бангкок + 1 город — Таиланд Ноябрь 2013

Началось все с того, что я поняла — я скучаю по Камбодже. Пяти дней в сентябре 2011 года мне явно не хватило. Покатав эту мысль туда-сюда несколько дней, решила в итоге мыслить масштабнее. Почему только Камбоджа? Я еще не была в Лаосе, например. Да и Тайланд был только проездом и очень мимолетно. И, в конце концов, в Индию в четвертый раз можно съездить и в марте, уж моя Индия от меня не уйдет)) А пока, в ноябре, решила расширить географию и захватить три страны за раз. Сначала переживала, что темп взяла очень высокий и выдержать его будет трудно — запихнуть в 16 дней весь маршрут, но в итоге все оказалось не так страшно. Даже — очень не страшно. Даже — потрясающе.

Итак, места:

Бангкок — Чианг Май — Луангпрабанг — Сием Риеп — Сиануквиль — Бангкок.

Действующие лица:

я и муж, в Чианг Мае и Луангпрабанге к нам присоединились наши друзья — семейная пара с дочкой 8 лет.

Логистика и цены:

из Москвы в Бангкок (и, собственно, обратно) с пересадкой в Дохе — Qatar Airways, 53 тыс. рублей на двоих (билеты на все перелеты брала на сайтах авиакомпаний, на ноябрь — в августе); 9 ноября в 14.30 вылет из Москвы, в 7.00 следующего дня в Бангкоке (по факту опоздали на 10 минут).

из Бангкока в Чианг Май — слипер бас фирмы Nakonchai Air, 657 бат на одного; 11 ноября в 21.15 выезд, в 6.25 следующего дня на месте.

из Чианг Мая в Луангпрабанг — самолет Laos Airlines, 10300 рублей на двоих; вылет в 15.20 14 ноября, лететь час.

из Луангпрабанга в Сием Риеп — самолет Vietnam Airlines, 14000 рублей на двоих; 16 ноября, вылет в 14.50, полет также час.

из Сием Риепа в Сиануквиль — слипер бас фирмы Virak, 17 баксов на одного; 18 ноября в 20.30 выезд, в 7.00 утра на месте.

ну, и дневной автобус обратно из Сиануквиля в Бангкок — также Virak, 27 баксов на одного; выезд 25 ноября в 8.30 утра, на месте — около 8 вечера.

Жилье:

Все гесты, кроме Сиануквиля, бронировала заранее на сайте Hostelbookers.com. Очень удобно — платишь сразу 10%, на месте доплачиваешь остальное. По ценам — дешевле, чем Букинг или Агода. Сиануквиль бронировала на сайте геста, заранее ничего не платишь, только по приезду.

В Бангкоке — Amarin Inn, budget double, 611 рублей за ночь, плюс 500 бат — депозит за ключ.

В Чианг Мае — M. D. House, superior double, 1797 руб. за две ночи.

В Луангпрабанге — Khammany Inn, superior double, 1360 руб. за две ночи.

В Сием Риепе — наш любимый Ta Som, double, 30 баксов за две ночи.

В Сиануквиле — The Cove Beach Bungalows, домик прямо на пляже, 270 баксов за 6 ночей.

Итак, поехали.

БАНГКОК, ТАЙЛАНД

Перелет с пересадкой научил меня одной вещи — следующий день по прилету будет потерянный. Потому что спать в самолетах я по определению не могу, как бы ни устала накануне. Я аэрофоб, поэтому перелет для меня — всегда стресс, а уж два перелета за раз, с крошечной стыковкой… Короче, в Бангкоке я вылезла в состоянии средней невменяемости, на контроле таращила глаза, как зомби-филин.

Поскольку раньше не озаботились мелкими долларами, пришлось поменять 100 баксов по грабительскому курсу 29,86 в аэропорту (потом меняли по 31.70 — 31.80). Почему-то долго искали выход на платформу местного аэроэкспресса (Sky Line), шатались туда-сюда по эскалаторам. За 90 бат с человека доехали до Пхайя Тай. От аццкого кондишена в поезде я аж немедленно пришла в себя. Поезд идет без остановок, минут через 20 — уже на месте. Можно было бы поехать на Sity Line, 45 бат с человека — все то же самое, только есть остановки, по времени выигрыш минимальный (что мы и сделали на обратной дороге).

Мы решили сразу ехать на автовокзал, взять билеты до Чианг Мая на следующий день на ночной автобус, начитавшись форумов, где говорится, что билеты надо брать сильно заранее, иначе можно пролететь с хорошими автобусами. Поэтому перешли на ветку наземного метро BTS и за 34 бата с носа доехали до станции Мо Чит, в пути минут 15, всего 4 остановки.

И тут начался квест под названием «найти Nothern Bus Terminal». Я знала, что идти до него от метро минут 10. Мы перлись через два каких-то парка, с белками, всякими красивыми цветочками-растениями около часа и не могли найти выход. Жара, мы вдвоем с тремя тяжелыми рюкзаками, я после полуторасуточного бодрствования не соображаю вообще ничего, навигатор отказывается определять, где мы находимся… Наконец, нашли. Взяли 5 билетов — себе и нашим друзьям, с которыми должны встретиться завтра.

После муж сказал: «Да тут до Каосан всего-то километров 8–9, пошли пешком». Я, видимо, с недосыпу, согласилась. Плохо помню дорогу, была в состоянии отупения. В итоге не дошли мы где-то километра 3. Я села на лавочку на какой-то остановке и сказала, что хоть армагеддон случись прямо сейчас, я никуда больше не двинусь. Так что поймали такси и за 100 бат доехали до места.

Поплутав еще немного по Каосану, нашли наконец-то свой гест. Времени было 13.45. Заселились. Нагреватель в душе не работал, но мы после нашего марш-броска очень даже прекрасно помылись под водичкой комнатной температуры и выдвинулись что-нибудь съесть и, наконец, выпить. На Рамбуттри съели по Том Яму и выпили по маленькому Чангу.

Каждый занимается своим делом

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

После я заснула прямо за столом, помню только, как муж волок меня силком до геста и укладывал спать))

Наутро, восстав ото сна, быстренько собрали вещички, оставили рюкзаки за стойкой и пошли гулять по Бангкоку. В прошлый раз мы были здесь только проездом (возвращались с Ко Самета в аэропорт), поэтому у меня был грандиозный план пешего маршрута по основным достопримечательностям.

Удивительно, но план мы выполнили в полной мере, несмотря на мои кровавые мозоли после вчерашнего. Королевский дворец, конечно, впечатлил.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Все сияет, мозаика на стенах и многочисленные золотые Будды прямо режут глаза.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

За вход отдали по 500 бат с носа и плюс по 200 за одежду напрокат (при возврате одежды возвращают деньги). Поскольку мы были в относительно длинных шортах, прикрывающих колени, и в футболках, я думала, что дополнительная одежда нам не нужна. Ан нет, ноги должны быть закрыты по щиколотку — и у мужчин, и у женщин. Поэтому я получила плотный синий саронг, а муж — зелененькие штаны. Спарились мы в этой одежде, конечно, сразу. По билету в 500 бат можно посетить сам Королевский дворец, Ват Пра Кео (хранилище Изумрудного Будды) и еще какой-то музей на другом конце города, в который мы, конечно же, не поехали. Цена конская, согласна, но… это же главная фишка Бангкока, как я поняла. Быть в Бангкоке и не посмотреть Королевский дворец — все равно что быть в Москве и не посмотреть Красную площадь.

На входе порадовал стражник в белой форме, с которым, как с теми британскими гвардейцами в медвежьих шапках, все фотографируются. Китайцы его просто облепили.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Китайцы, к слову сказать, облепили там вообще все. В каждом закоулке дворца были видны и слышны их организованные группы. Ничего не имею против китайцев, да и вообще против кого бы то ни было, но тихо вести себя они не умеют, и это периодически немного раздражало.

После дворца пошли в Ват По, вход — 100 бат с человека. Все то же — золото, мозаика и Будды. Народу просто толпы.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Ходила я, ходила и думала — ну когда же меня зацепит, как зацепил Ангкор два года назад? Ну, красиво. Ну, помпезно. А не ёкнуло ничего внутри. Просто must see места, и все. Немного разочарованные, пошли к парому, чтобы за 3 бата доехать до Ват Аруна.

И тут увидели демонстрацию. Мы тогда не знали, что это оппозиция активизировалась, думали, что это какой-то местный праздник. Все идут, свистят, дудят в дуделки, поют, улыбаются в камеру)) Когда сейчас читаю в новостях, что у них там вплоть до стрельбы дело дошло, просто не могу поверить. Начиналось все очень даже весело.

Попадаются вот такие личности:

Попадаются и такие:

Переправились мы на другую сторону Чаопрайи и за 50 бат с носа зашли в Ват Арун. Вот тут у меня ёкнуло. Ну нравятся мне древние места, без всякого золота-брильянтов. Нравится черная плесень на белых стенах, нравятся старые скульптуры рыбо-драконов или кто они там такие, нравится ходить и чувствовать время. Вот от этого я проникаюсь моментом.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Но — ступени вверх-вниз меня доконали окончательно, ноги мои взвыли и отказались ходить дальше.

Поэтому мы просидели довольно долго на территории. Просто сидели и смотрели на народ, на жизнь вокруг. Люблю такие моменты созерцания.

После, насидевшись, переправились обратно и пошли до Монумента Демократии — возле него было самое сердце оппозиционного сборища.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Сделав пару фото, послушав рок местного разлива и съев копченых кальмаров на шпажке, потопали к Качелям. Качели не впечатлили — большая резная арка на пустом месте.

Следующим нашим пунктом был Ват Сокет, храм на горе. 20 бат с человека за вход. Кстати, что интересно, фотографировать можно везде бесплатно на территории, только внутри самих храмов нельзя. Ват Сокет впечатлил — все эти огромные гонги и потрясающий вид сверху на Бангкок.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

На улицах можно и погадать

И сделать прическу

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Вечером приползли в гест, забрали рюкзаки и стали спрашивать мужичка на ресепшене, как добраться общественным транспортом до автобусного терминала. По его наводке сели в автобус № 3 (автобусы ходят часто, мы своего ждали минут 10). На резонный вопрос кондуктору: «What’s the price for the ticket?» услышали в ответ: «Free». Как так? Тут есть бесплатные автобусы? Денег кондуктор ни с кого не брал, но билетики отрывал исправно. Ехали почти час, объехали этот несчастный вокзал с трех сторон по большой дуге.

На вокзале встретились с нашими друзьями, отметили встречу, конечно же, прямо на травке в скверике перед входом. Автобус опоздал минут на 15. Расселись мы и приготовились спать. Девушка в форменной одежде раздала каждому по бутылочке воды, пакетику чипсов и бокс с тремя сэндвичами с сыром и ветчиной. На каждом сиденье лежал плед, перед входом к водителю — два больших экрана (которые включили минут на 10 и выключили). Все очень цивильно, кресла удобные, откидываются далеко, под ноги выезжает специальная подставка. Единственный минус — кондишен. Он просто убил, особенно под утро. Я мерзла даже под теплым пледом.

ЧИАНГ МАЙ, ТАЙЛАНД

Прибыли без опозданий, в 6.25 утра. Перед приездом та же девушка в форме раздала по влажной салфетке и пакетику соевого молока с трубочкой. На вокзале за 40 бат с человека взяли сонгтео до нашего геста (ребенок ехал бесплатно). Приехали довольно быстро, всего 3 с чем-то км.

Разбудили парня на ресепшене и он нас сразу заселил, несмотря на то, что чек-ин у них в 12 дня. Каждому вручил по полотенцу и по бутылке воды. Гест здоровый, 2 бассейна, несколько этажей, тренажерный зал, интернет-зал, номера огромные, вода из душа реально горячая.

Выпили кофейку и рванули гулять по центру.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Чиангмайские храмы, честно говоря, покруче бангкокских. Ну, вы поняли — я люблю, чтобы постариннее и позаброшеннее, без золота и богатства. Везде бесплатный вход и делать фото можно и внутри. Монахи бродят по территории, коты спят на ступеньках. Идиллия.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Самый запоминающийся храм — Ват Чеди Луанг. Он закрыт на реконструкцию, старый, полуразрушенный. У нас просто челюсти отвисли — лазили вокруг около часа.

В каком из храмов это было — не помню, хоть убей. Бросаешь им туда монетку — и они говорят что-то по-тайски-то ли предсказание, то ли молитву читают… Кто знает, что это?

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

После взяли тукера и за 50 бат с человека поехали по очковому серпантину в Дой Сутхеп. Вход по 30 бат с человека. Одолели 300 ступеней (о, ноги мои, ноги…) и любовались на Чианг Май сверху. В Дой Сутхепе находится центр випассаны — вот, блин, куда хочу попасть… Тоже очень атмосферное место.

И не жарко же им…

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Ну покажи, покажи мне, как я получилась!

Вид сверху

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

По дороге обратно решили поехать в местный зоопарк, посмотреть на панду, живущую там, но не попали по времени. Зоопарк был до пяти, а вернулись мы в полпятого. Да и Бог с ней, с пандой. После серпантина хотелось уже просто сесть и никуда не двигаться. Так что мы еще немного погуляли по центру вокруг каменной старой стены и поперлись отдыхать.

Встали на следующий день в 6 утра с намерением ехать в Дой Интханон. Сначала хотели взять трансфер на ресепшене, но автобус уже ушел. Так что мы просто вышли на улицу, нашли первый попавшийся офис Car rent и наняли машину с водителем на целый день за 2500 бат. Не торговались. Машина была в отличном состоянии, минивэн Тойота, места внутри много, так что 5 человек разместились отлично.

Ехали час по городу, потом еще час по серпантину. От города до въезда в нац. парк — 70 км. И потом до самого верха еще км. 15. Въезд на территорию стоит 200 бат с человека и еще 30 за машину. Водитель возил нас между точками, ждал и гулял потом с нами, фотографировал на планшет. На самом верху парка — самая высокая точка Тайланда, 2565 метров. Температура воздуха где-то 15–16 ° С.

Китаянки — внимание — в ШУБАХ

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Природа, конечно, фантастическая. Стволы деревьев во мху, какие-то грибы, папоротник… Мой муж, не жалующий жару вообще, блаженствовал))

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Практически возле каждой тропы — магазинчики со всякими магнитиками, кофе-снеками, футболками и вязаными шапками на случай, если кто-нибудь замерзнет окончательно.

Немного спустившись с вершины, зашли к двум чеди, посвященными королю и королеве. Вход к ним — 40 бат с человека. Очень красивое место, вокруг разбит сад.

Пока гуляли там, наползло облако — бродили в тумане.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

К самим чеди можно подняться по лестнице, а можно — на эскалаторе. Я, как инвалид со своими ногами, поехала на эскалаторе. Все-таки я потянула себе мышцу на ноге, не может четвертый день болеть так, что ходить невозможно.

Спустившись еще ниже, пошли на водопад. Вход — 20 бат. Никого. Какое блаженство — ни-ко-го! Мы нашли неприметную тропку и поднялись по ней почти к середине водопада. Очень красиво.

После поехали обратно, к серебряному храму Шри Суфан. Отпустили водителя и пошли бродить. Женщин внутрь храма не пускают, поэтому пришлось мне довольствоваться внешними видами. Потрясающее место.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

От храма отходит улица Вуалай, где испокон веку сидят серебряных дел мастера. Как я хотела туда попасть! Но-то ли время уже было под вечер, то ли еще что — но большинство магазинчиков были закрыты, а, посмотрев на ассортимент в остальных, я поняла, что с тибетским маркетом в Гоа не сравнится ничего. Люблю тебя, моя Индия))

Дошли до центра, поужинали в кафешке. Я прямой наводкой — в аптеку за мазью для своих конечностей. Мазь оказалась с ментолом, типа нашей звездочки. Поняла я это, только когда ноги мои начали гореть, как в огне)) Зато на следующий день все прошло.

Вечером ходили запускать фонарики на набережной, шатались по рядам со всякими вкусностями, глазели на народ. Мне понравился Чианг Май. Такой неспешный, домашний, теплый. Очень хочу пожить тут месяцок-другой. Эх, мечты-мечты…

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Самолет наш был на следующий день в 15.20, поэтому можно было наконец выспаться. Мы сдали рюкзаки на ресепшен, как всегда, и пошли снова бродить. Как я люблю просто бродить! Без всякой цели, не зная, что увидишь за углом… Самые хорошие фотографии получаются именно тогда.

В Ват У Монг, с сюрреалистической статуей Черного Будды, мы так и не доехали. Ну ничего, надо же что-то оставить на следующий раз. Зато просидели, как пни, в местном интернет-зале, часа два бесплодно — я хотела прошерстить фото на большом экране и удалить ненужные. Ну конечно же, Raw у них не читается. ОК, скачали ACDSee PRO. И что вы думаете? Стоит запрет на удаление с носителей. Короче, в итоге ничего я не почистила, только время потратила.

В аэропорту побродили немного, купили коньячку, отхлебнули — и уже пора в гейт. Летели час — вот это я понимаю. Не успеешь как следует испугаться, а уже на земле. Все время разносили снеки (сэндвичи и рулетики), воду, колу, соки и пиво. Очень все на уровне.

ЛУАНГПРАБАНГ, ЛАОС

По прилету мы прошествовали мимо кучки европейцев, заполняющих доки на визы — нам, гражданам дружественной России, виза не нужна. Поскольку в самолете мы были единственные русские, контроль прошли моментально. На выходе тукер подрядился развезти нас по нашим гестам (на сей раз мы с друзьями поселились отдельно, в нашем гесте почему-то ребенка 8 лет считают как отдельного взрослого, их, понятное дело, это не устроило) за 300 бат, поскольку местных кип у нас еще не было. Поменяли мы их потом в обменнике по курсу 7980 за доллар. Доехали быстро — расстояния тут маленькие.

Ехала я до нашего геста и медленно проникалась. Заметила я такую тенденцию — чем меньше азиатский город, чем он спокойнее и глуше, тем больше он мне нравится. В России — совсем наоборот. Так что Луангпрабанг, маленький, душевный и весь какой-то игрушечный, меня пронял до самых печенок. Как же я жалела, что целых 7 дней отвела на Сиануквиль! Трех дней в Луангпрабанге мне было явно недостаточно.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Заселились в гест. Номер огромный, ванная огромная, окна во французском стиле (впрочем, как везде здесь) — со ставнями, открывающимися наружу. Под окном часа в четыре утра начинали истошно орать петухи. Муж мой ворчал каждый раз: «Вот кого я хочу сегодня на завтрак, блин!»

Помывшись и кинув рюкзаки, пошли гулять. Уже стемнело и открылся найт маркет — шарфики, картины, магнитики, разная одежда и изделия из дерева.

Набрели на то самое место со «шведским столом», о котором так много пишут на форумах. За 10 тыс. кип можно набрать себе целую тарелку всего, чего хочешь. Еда вкусная, вегетарианская — всякие баклажаны в кляре, рисовые роллы, печеные-жареные овощи, макароны и прочее. Еще за 10 тыс. можно взять бутылочку 0,6 Beerlao, что мы и сделали.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Сели за длинный стол бок о бок с остальными и уплели всю эту вкуснятину, щедро полив соевым соусом. Познакомились с тремя француженками, сидящими рядом. По-английски говорила только одна, Анна. И даже немного по-русски — путешествовала в прошлом году по Байкалу. Мы ей предложили коньячку, не допитого в аэропорту, и она очень даже распила его с нами, запивая пивом. Ее подруги смотрели на нас, как на сумасшедших))

Вернувшись в расслабленном состоянии и зайдя к себе на почту, я узнала, что одну из моих фото выбрали на выставку «Позитивный мир II» и надо срочно прислать полноразмерную. Отлично. Я и думать не думала, что меня выберут и поэтому, ессно, все мои полноразмеры — дома на ноуте. Ни одна симка не ловит, местной еще не купили. Боже ж мой, что же делать? Время — 9 вечера, темнота и уже почти все спят. На ресепшен я ворвалась с диким видом и воплем: «I have to call to Russia wright now!!!» Мальчик немного офигел и сначала твердил — нет, это невозможно, но потом с видом заговорщика достал из-под стойки стационарный телефон и за вполне разумную цену в 5000 кип минута (около 20 рублей) я позвонила другу и просила-умоляла приехать ко мне домой и прислать мне на почту мое фото. Что он и сделал. Если учесть, что для этого ему надо было доехать с другого конца города, заехать к моей тетушке, которая присматривала за нашими двумя котами в наше отсутствие и у которой были ключи и произвести всю процедуру с пересылкой-то он просто герой. Спасибо тебе, Серега, ты мне практически жизнь спас! И спасибо устроителям, которые нежданно-негаданно выбрали мое фото! Счастье есть)))

После таких-то нервяков я еле продрала глаза наутро. Позавтракали (жаль, все еще не тем голосистым петухом), поймали тукера за 300 тыс. на день и поехали на водопады Куанг Си. Ехать около часа, 30 км., серпантины уже не такие жуткие, как в Чианг Мае — или это я привыкла? Куанг Си — очень красивое место, реально сине-голубая вода (из-за каких-то веществ, содержащихся в воде в диких количествах).

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Перед входом заплатили по 20 тыс. кип с носа. Посмотрели на черных медведей — там центр по их разведению. Ленивые животинки, толстые и потешные)). Народу много, но не чрезмерно.

Вкуснющая рыбка

Фотомодели отдыхают))

А кому мини-блинчики?

А кому кровушки в довесок?

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Потом поехали на другие водопады, Тад Саи (по-моему, так). От города ехать около 20 минут. Чтобы добраться до них, надо еще проплыть на утлой узкой местной лодчонке — 10 тыс. с человека туда-обратно. Боже, залезть-вылезти — это целое шоу. Двое человек держат лодку, остальные заходят по одному, ступая ровно посередине, садятся, замирают и всю дорогу (минут 5) сидят не шевелясь, потому что даже поворот корпуса вбок так раскачивает посудину, что она норовит перевернуться. Очково, в основном за ребенка и камеру с объективами)). По берегам — джунгли и маленькие вырубки с огородиками. Наконец, доплыли, уфф.

Вход на водопады — 15 тыс. с человека. Поборы, поборы, кругом одни поборы)) Тад Саи мне понравился больше, чем Куанг Си. Он не очень высокий, зато каскадный, небесно-голубой. Вода течет себе, как хочет, прямо по лесу, а ты ходишь по мостикам и фотографируешь, фотографируешь…

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Там же можно покататься на слонах и искупаться с ними.

Пройдя все это в Индии, я не горела желанием. А зря! Когда я увидела, как одна пара купалась со слоном — я бросила все и не отошла от них, снимала, не переставая. Фееричное зрелище! Сначала они сели слону на спину, потом слон пошел в водопад и стал плавать и нырять, уходя под воду полностью, а седоки соскальзывали со спины, визжали и хохотали. Длилось это действо минут 20. Очень позитивное зрелище и я представляю, каковы ощущения. Жалею, что не пошла.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Вернувшись (уже стемнело), пошли снова бродить по найт маркету. На завтра было запланировано смотреть на рассвете на кормление монахов. Здешние монахи ходят на рассвете и собирают еду — местные жители преподносят им фрукты, рис, печенье. Считается, что, покормив монахов, очищаешь карму. Неизвестно, почему сие действо столь популярно у иностранцев, но просто толпы их стекаются с камерами. Так что встали мы в 5 утра и пошли. Народу уйма, все бродят туда-сюда, ждут. Тут я увидела нечто, что мне стало стыдно, что я тоже тут присутствую. Для all-inclusive туристов, в основном европейцев и китайцев пенсионного возраста предоставляют шанс очистить карму с комфортом. Приезжают минивэны с надписью VIP на лобовом стекле, выгружаются туристы. Для них уже все заботливо приготовлено — расставлены стульчики, на сиденья положены подушечки, на земле расстелены циновки, стоят корзинки с едой для монахов. Туристы рассаживают свои vip-седалища и монахи проходят сначала мимо них, принимая их еду. После довольные туристы садятся обратно в свои минивэны и едут в отели досыпать. Ппц просто…Я аж снимать перестала. Тукеры и просто местные люди ходят и просят иностранцев — пожалуйста, аккуратнее, если вы хотите фотографировать, перейдите на другую сторону улицы и делайте это оттуда. Но нет, люди лезут со своими камерами прямо бедным монахам в лицо, бегут впереди них и снимают. Красиво и атмосферно, но осталось немного тягостное впечатление.

После этого не пошли никуда, сели в кафешку и стали пить кофе и есть местную вкуснющую выпечку. На сегодня у нас самолет в Сием Риеп, а наши друзья остаются еще на день и улетают в Бангкок, потом оттуда — на Ко Чанг. За 40 тыс. договорились с тукером доехать до аэропорта. Уезжаю с ощущением, что хочу остаться еще, что мне мало.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Самолет на взлете гудел так, что я немедленно заочковала. И пахло чем-то паленым. Короче, летать я не рождена, это точно. Через час сели в Сием Риепе (подпрыгнув два раза на полосе).

СИЕМ РИЕП, КАМБОДЖА

Поскольку мы сделали заранее е-визы, контроль прошли за 2 минуты. Таможенник, даже не вытащив наушники из ушей, просканировал распечатку моей визы, жестом указал мне приложить пальчики к сканеру и шлепнул печать. Купив сразу местную симку Smart — 6 баксов, на счету — 5,5 баксов + 100% бонус, т. е. всего — 11 долларов. И еще интернет-то ли пол-гига, то ли гиг, не помню уже… Девочки и мальчики прямо на выходе с контроля начинают атаковать со своими симками, так что без нее из аэропорта уйти практически невозможно))

Таксист ждал нас на выходе с табличкой (мои ФИО и название геста) — правда, оказался он в итоге тукером, но это еще и лучше. Ехать недолго, проветрились. Приехали в наш любимый Ta Som, нас торжественно усадили в холле, преподнесли прохладительный напиток — жидкое банановое мороженое с трубочкой и начали оформление. Как здорово, что есть места, куда приятно вернуться и обнаружить, что оно не только не стало хуже, но еще и лучше. Цена за номер такая же — 15 баксов ночь, завтрак включен (кофе здесь самый вкусный, который я вообще пробовала), тарелочка с фруктами по приезду в номере, каждый день бутылка воды каждому, бесплатная встреча в аэропорту или на автовокзале. И очень приятные хозяева — мистер Лин с женой. Минут через 5 нас препроводили в номер. Заходим — номер огромный, три кровати. На мои недоуменно-обрадованно поднятые брови еще и начали многословно извиняться — мол, простите, мы знаем, что вы бронировали дабл, но у нас сейчас нет возможности вам его предоставить… и т. д. и т. п. Я устала им объяснять, что все ОК, все в порядке, номер же лучше, а не хуже… На стекле входной двери висит табличка — лучший гест по мнению TripAdvisor’а за 2012 год. Немудрено.

С тукером, молодым мальчиком, который вез нас из аэропорта, договорились на завтра в Ангкор. Большой и малый круги за 20 баксов. Помывшись, пошли бродить. Я чувствовала себя так, словно вернулась домой. Дошли до Паб Стрит, сели есть-пить. Бокал пива за полбакса очень воодушевляет, поэтому выпили немало. Официанты смотрели на нас во все глаза)) Познакомились с рядом сидящим дядькой за 50, он канадец, его мама из Украины, папа из Британии. По-русски вообще не говорит. Странно, мама, что ли, не научила?

Между крышами домов на веревках висят желтые зонтики — назначение их мы поняли, когда пошел дождь. Вода набирается в зонтики, а потом зонтик опрокидывается и вода выливается вниз. Людей, в этот момент проходящих снизу, окатывает, как из душа. За вечер окатило немало народу, некоторых конкретно, думаю, они потом и трусы выжимали. Каждый такой «душ» сопровождают аплодисментами и улюлюканьем сидящие за столиками люди. Причем смеются все — и аплодирующие, и облитые. Одна тетушка (которая потом выжимала трусы, как я думаю), долго раскланивалась, прижимая руку к сердцу. Ее спутник смеялся так, что аж сгибался пополам. Очень весело и очень по-доброму.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Где-то оно там, светлое будущее…

По дороге в гест купили у местных копченых свиных ушей и с энтузиазмом сожрали их потом в гесте. Ужасно вкусная вещь.

Наутро встали в 6 и поехали в Ангкор. Цена на день тоже не изменилась — 20 баксов с человека. Поскольку было воскресенье и сезон (в прошлый раз мы были в сентябре) то народу было столько, что просто караул. Они там, наверное, на одних китайцах зарабатывают миллион долларов в день. Просто целые очереди стояли в Байоне и Та Проме к местам, где можно сфотографироваться. Привлек меня один дядька, местный или таец — он тихо стоял в углу рядом со штативом. А на штативе, граждане — Хассельблад. Ох, ходила я мимо него раз двадцать, подтирая слюни, но так и не отважилась подойти. Ничего-ничего, будет когда-нибудь и на моей улице праздник))

По сравнению с 2011 годом Ангкор еще больше разрушился. Груды выпавших камней валяются вокруг храмов, везде крепи, подпорки — держат своды, стены и огромные корни деревьев.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Перед многими храмами таблички — храм был успешно законсервирован в таком-то году, бригада рабочих укрепила стены и сделала все возможное для сохранения.

В Та Проме стоят кран и экскаватор.

В Ангкор Вате прямо посередине строят какую-то сцену. Перформансы они там проводить, что ли, собрались?

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Ник Пеан, как был затоплен в 2011 году, так и затоплен до сих пор — только теперь построили настил и к нему можно подойти.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Брахман повязывает красные ниточки на руку и читает молитвы

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Пре Кан так же прекрасен со своим 400-летним деревом (или сколько там ему лет).

Вобщем, Ангкор есть Ангкор. Люблю его, он великолепный. Для меня — самое красивое и пробирающее место. Пока мы там лазили, несколько раз шел дождь — и вид становился совсем волшебный.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Часа в 4 мы закончили и вернулись в гест. Помывшись, выдвинулись снова на Паб стрит. По дороге зашли в офис Virak, купили на завтра билеты на слипер до Сиануквиля. Весь вечер лазили по найт маркету, купили местного вкуснющего кофе, потом — снова пиво за полбакса))

На следующее утро мы наконец-то выспались. Не спеша собрались, оставили рюкзаки и пошли бродить. Набрели на какой-то ват, возле моста через речку. Ходили по территории долго, сидели на скамеечках, смотрели на монахов.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

После подкрепились в индийской забегаловке (о, чиз наан, как же я соскучилась по тебе!) и лазили, выбирали сувениры для друзей и родителей.

Рамбутанчики

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Ну, это для непонятливых — татухи делаем здесь, здесь и здесь))

В 7.30 за нами должен был приехать минивэн. По факту приехал только в 8.15, лихо домчал нас до автобуса. Сам автобус еще не был подан, толпища бекпекеров уже ждала)) Успели выпить по пивку.

И вот — наш автобус. Двухэтажный, на входе надо разуваться — выдают пакетик, в него складываешь свои тапки и проходишь. С каждой стороны по два лежачих места внизу и по два вверху. Конечно же, по закону подлости, места наши были на «втором этаже» и почти в самом хвосте. Трясло всю дорогу так, что меня аж замутило — никогда не укачивает в транспорте, а тут я вынуждена была сесть, откинуть шторку с окна и следить за чем-нибудь глазами, чтобы унять позывы. Дорога местами такая ужасающая, что автобус объезжал шоссе по обочине, раскачиваясь при этом так, что я немедленно начинала вспоминать про тайские автобусы, переворачивающиеся в последнее время очень часто. Туалета внутри нет, останавливались мы, похоже, только тогда, когда приспичит самому водителю. И в чистом поле. Ну, а что делать, мальчики — направо, девочки — налево. Короче, экстрим. В Индии автобусы похуже, но дороги явно получше. В слипере Гоа — Хампи такой аццкой тряски не было, я спокойно спала всю дорогу. А здесь — задремала только под утро часа на два.

СИАНУКВИЛЬ, КАМБОДЖА

Прибыли мы утром часов в 8.20, и я была никакущая. На автовокзале полно тукеров, висит табличка с фикс прайсами. Так что вынуждены мы были до Серендипити добираться за 6 баксов. Прошли по пляжу немного — и вот он, наш гест. Заселились сразу. Бунгало наше оказалось почти на самом верху холма, подниматься надо по лестнице с широкими ступенями. Домик «на курьих ножках», из темного дерева, с большой верандой. Муж называл его «изба». На веранде висит гамак, стоят два кресла и столик. Внутри большая кровать, тумбочка, этажерка и вентилятор. Душ прекрасный — новый кафель, нагреватель работает исправно, огромное зеркало, все дела.

Вид из нашей «избы»

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Помылись мы, спустились вниз, сдали шмотки в laundry. Как только я села в круглое кресло на помосте, я поняла — сегодня я никуда не пойду. Хочу сидеть здесь и ощущать, что меня наконец-то не волтузит в автобусе. Поэтому весь день мы просидели здесь же, пили кофе, шейки, ели что то, купались.

К вечеру вроде немного оклемались и пошли по пляжу в другую сторону. Первое мое впечатление — где люди-то? Почему так мало народу? Чума у них тут, что ли, или война? Очень все провинциально, тихо. Торговки с фенечками, массажем, лобстерами, фейерверками и прочем ходят просто толпами. Даже нас, закаленных индийских путешественников, в конце концов напрягли немного. Но — барракуда барбекю окупила все неудобства)) Впоследствии мы перепробовали почти все — и тунца, и свиные ребрышки, и тигровых креветок, и окуня, но барракуда — вне конкуренции. Огромная тарелка с двумя (или тремя) нехилыми кусками рыбы, печеная картошка и салат — 3 доллара. И маленькие кальмарчики на шпажках — три штуки за доллар. И лобстеры — штука за доллар (если торговаться). И пиво — 50 или 75 центов за бокал. Короче, как осели мы в самый первый день в шеке Moon’s shek, так и ужинали только там. Перезнакомились со всеми официантами, молодыми мальчишками. Наверное, после галопирования по храмам и водопадам я оценила прелесть сидения, смотрения на прибой и ничегонеделания.

Так что на острова мы так и не поехали, хотя собирались. Бродили по городу, были на местном рынке (первый азиатский рынок, который не понравился), ходили на соседний пляж Отрес.

По дороге попадаются такие личности:

Вот они купаются:

Попадаются и такие:

Собственно, Отрес

Короче, вели баклажанное существование. Почти каждый день знакомились с рядом сидящими канадцами. Вообще, канадцев в Камбодже неожиданно очень много. Вспоминаю прошлый приезд сюда — попадались одни американцы. А теперь — канадцы и канадки, чьи мамы из Украины))) Русских не так много, как пишут на форумах и как я ожидала увидеть.

Вообще, впечатление от Сиануквиля — вот-вот должен начаться праздник, но все не начинается. Заведения, кафешки, опен-эйры и прочее почти на каждом шагу, а народу прохаживается вокруг всего этого — раз-два, и обчелся. Бродят, как тени. Жизнь не кипит, как в Сием Риепе вечером, а просто… не знаю, просто идет. Жизнь идет. На пятый день, сидя возле прибоя, я поняла, что и это хорошо, что надо периодически и такой отдых себе устраивать. Не информационный, не культурный, не насыщенный — а именно такой… не подберу прилагательное… когда просто сидишь, и никакие мысли не катаешь в голове. Просто смотришь — не оцениваешь, а именно смотришь. Без рефлексии… И это здОрово.

Тайланд-Лаос-Камбоджа, или My Big Asia Trip

Читала много уже по приезду по поводу краж в Сиануквиле. Что молодчики на мопедах срывают сумки с плеч, что беззастенчиво воруют в гестах, что это портовый город и всякая шваль стекается сюда за легкими деньгами… Не знаю. Я вообще никакой напряженной атмосферы не ощутила. Ничего у нас не срывали, в бунгало я периодически оставляла сумку с камерой и объективами прямо на кровати — и ничего. Две женщины, которые убирали у нас ежедневно, в день, когда пошел дождь, зашли и заботливо перевесили все наши труселя-майки с перил веранды на кресла, чтобы не замочило. При этом на кровати лежали распотрошенные рюкзаки, в розетке заряжался планшет. Так что — не знаю, может, просто нам так повезло.

По поводу английского. В Индии я привыкла к тому, что местные говорят довольно хорошо. Некоторые — лучше, чем я. В Тае, Лаосе и Камбодже не встретила ни одного подобного местного. Самый хорошо знающий английский человек — парень на стойке регистрации в аэропорту)) Но — понять друг друга помогают жесты и мимика, так что все не так плохо.

Ладно, это все лирика. Проблаженствовав 7 дней, не делая вообще ничего и только изредка выбираясь в город — купить перца в супермаркете, например, с утра 25 числа пришли к офису Virak ждать свой автобус. Возле офиса тусовался парнишка на крутом (крутой?) Кавасаки — у него мы покупали билеты. Уточнив, куда мы едем и во сколько, сел на свой Кавасаки и умчался куда-то. Оказалось, поторапливать минивэн)) Забрав нас и еще пару человек из соседних гестов, доставили нас на автовокзал. Снова места в хвосте. Это просто карма какая-то. И — снова камбоджийские дороги. Где-то в час дня были на границе. Помогайки, хотевшие 10 долларов за «быстрый штамп», были посланы, медленный штамп занял всего 20 минут. На помогаек из нашего автобуса повелся только немец с женой-лаоской и двумя маленькими детьми. В итоге уехали они на 15 минут раньше, чем мы. Предприимчивый народ кхмеры))

На тайской стороне сели в минивэн — мы, конечно же, в хвосте, с венгром и бразильцем. Сидели, как сельди в бочке. Водитель гнал под 160, несмотря на дождь и несмотря на повороты. На одной ямке разбил стойку или рессору погнул — потом на каждом препятствии нас нехило кидало, до этого такого не было. Пару раз попали в… не знаю, как это называется — свободное планирование в луже, когда у колес связка только с водой, не с землей. Стремно. Понятно, почему они там все переворачиваются постоянно. Часов в 8 вечера были в Бангкоке.

БАНГКОК, ТАЙЛАНД

Приехали почти на Каосан. Перекусили, повоевали с картой Сбербанка (не хотела давать деньги — ВТБ зато отлично хотел), посидели на порожках закрытого магазина, впитывая последние на этот раз впечатления. И поехали до Пхайя Тай на туке за 200 бат. Постояли еще немного перед эскалатором, наблюдая, как две мыши играются и прыгают друг через друга прямо возле дороги. И поехали. За 45 бат на Sity Line добрались до самого аэропорта. Подремали на стульчиках, съели по бургеру (эх, где наши копченые уши…) и часов в 7 утра уже шли сдавать багаж (регистрировались заранее, посадочные уже были распечатаны). Когда заходили в самолет, мне аж плакать хотелось. Опять. Опять все закончилось. Впереди — только долгие два полета, ночь в поезде, а потом — работа, работа и еще раз работа. И составление нового маршрута, по новым местам. Грустно.

Выводы

В Бангкоке очень хочу в следующий раз просто сесть где-нибудь на улице, сидеть и смотреть на народ, никуда не спешить. Несмотря на всю суету и многолюдие, здесь как-то удивительно спокойно. В Чианг Мае хочу пожить месяцок-другой. В Луангпрабанге — тоже хочу пожить подольше, и вообще — в Лаос обязательно вернусь и исследую его детальнее. Ну, а Камбоджа… в Камбоджу непременно вернусь еще, и не раз. Люблю это место.

В итоге побывали почти во всех запланированных местах, сделали почти все запланированные дела. В этот раз получился очень насыщенный отдых, и это хорошо. Каждая поездка в Азию — это хорошо, потому что радуешься старым местам, как добрым друзьям, узнаешь новые места, проникаешься и понимаешь, что на этот раз не все увидел, и надо обязательно вернуться еще — досмотреть, дочувствовать, допонять. А главное, в Азии у меня возникает ощущение дома. И это бесценно.