Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Тампере — Финляндия Январь 2013

Лил дождь. Сегодня 2 января. Отличное начало 2013 года, чертыхаясь, я пытался перепрыгивать лужи пробираясь к своей машине, вдобавок еще нагружённый тремя сумками. Приятная будет прогулочка! Дождь стучал по тротуару и превратившись в небольшие ручейки стекал по мостовой. Теперь о рыбалке на финском снежном озере можно только мечтать!
Восемь часов утра, но еще темно и Петербург кажется еще не отошел и не проснулся после ночного бдения 31 декабря. Перетянутые через Фонтанку праздничные гирлянды трепал и раскачивал юго-западный ветер. Мокро и серо, как только бывает в Питере. Людей на улицах нет. Вдоль всей набережной, насколько хватало взгляда, можно было обнаружить только одну ссутулившуюся фигуру с маленькой собачкой на поводке. Эх, удача! Новогодние каникулы коту под хвост, думал я, зло запихивая зимние удочки в багажник машины.
Едем. Трасса «Скандинавия» самое опасное место в этом путешествии. Кто ездил, тот знает! Венки на обочинах дороги, в память о погибших здесь людях, обновляются регулярно.
В этот раз повезло, встречных и попутных караванов фур не было. До Сестрорецка моя машина была практически одна на движущейся черной ленте шоссе.
После Огоньков вереница легковых авто, строившихся мне в хвост и перемещающихся по направлению к границе, выросла до неприличия.
В 11 часов дружным коллективом, в несколько десятков машин, прибыли на КПП «Торфяновка». Там нас ждала уже пара сотен наших соотечественников, которые приветствовали нас пожеланиями «идти сами знаем куда».

Народная мудрость:
Чем ближе КПП, тем очередь движется медленнее.
Если очередь в несколько рядов, то старайся занять крайний левый ряд.

Надо иметь нервы крокодила, чтобы отстоять три часа в очереди через границу. Но, таки, они у нас есть! И в два часа по полудни мы уже катим по дорогам Финляндии.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Финны не называют свою страну Финляндией. В финском языке нет даже самого звука «ф». Свою страну финны называют Суоми — страна болот, а себя — суомалайсет.
Я уже давно и часто посещаю эту страну и готов поговорить о некоторых мифах о Суоми и ее жителях, например:
 — в Суоми зайца можно встретить даже в городе, что могу лично засвидетельствовать, так как видел в центре Коуволы,
 — финнский ребенок может быть передан на воспитание в другую семью,
 — финнские женщины не красивы уже неверно, так как теперь здесь на ПМЖ полно наших прекрасных девочек,
 — к русским относятся хорошо, русские привозят драйв и огромные деньги,
 — любимое развлечение финнов игра на игровых автоматах, которые расставлены везде (прибыль расходуется на поддержание экологии страны),
 — финны очень любят рок-музыку,
и конечно сауну. Даже обычное рабочее совещание может закончится или даже проходить в сауне!
Ну, пока довольно, так как дождь, преследовавший нас в России, сменился снегом. Потом очень сильным снегом. После Хямеэнлинны завинтил так, что не видно было вообще ничего!
Приехали затемно. На озере тихо падал снег. На той стороне кто-то запускал фейерверки. Через час тишина окутала все вокруг. Снег создавал впечатление ватной подушки. Потянуло дымком, это затопились сауны. Пора, однако, и нам.

Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.

Осип Мандельштам

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Когда за окном, во тьме, кружит и мечется метелица, а в домике горят свечи и потрескивает дровами камин, то так и тянет почитать такие красивые стихи.
А домик наш стоит на берегу озера Пюхяярви.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Название озера Пюхяярви переводится с современного финского языка как «священное озеро». Длина озера — 40 км, ширина — до 3 км, глубина — до 50 м.
На его северной оконечности расположены города Тампере и Нокиа, а на южной — город Хямеенлинна. Озеро постоянно пополняется водами с порогов Таммеркоски и соединяется с озером Нясиярви.
Я часто приезжаю на озеро Пюхяярви, летом и зимой. Летом здесь практически нет комаров, а зимой редко бывают сильные морозы. А остальное здесь все есть.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

А теперь, по новогодней традиции, очень старинная финская сказка об озере Пюхяярви, которая была записана местным этнографом Вяйне Кому и очень хорошо подходит для завершения описания этих чудесных мест.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Сказка: На озере Пюхяярви есть вытянутый высокий мыс, зовут который в народе Носом лешего, а возвышение на мысу — Лешей горкой. У основания мыса стоит Леший хутор. По преданию раньше здесь обитал Леший: а когда первые финны пришли сюда, Леший им, однако, житья не давал.

Совсем устали от этого люди, и призвали они на помощь мудрого знахаря, чтобы изгнал он Лешего прочь. Запел знахарь заговор старинный, выманил Лешего из берлоги его. Схватил лесной великан свои пожитки, взвалил на спину полберлоги из валунов, да и бросился наутек.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Но тяжела оказалась ноша, закачался великан под бременем, и пришлось ему бросить на первом мысу часть скарба, почему и назвали то место Качаев мыс. Потом вброд пустился великан через залив, но на глубине посреди залива зачерпнул воды в голенище, и уронил он валуны, что для нового жилища своего потащил, и образовалась там мель, которую теперь так и называют Хииденкари, то есть «чертова мель».

Добравшись же до следующего мыса, оставил Леший там свою ступу, потому и получил мыс название «ступный нос» — Хухмарниеми. А на третьем мысу совсем запыхался великан, жалко стало брошенных по дороге пожитков, и заныл он громко, потому и зовется мыс этот сегодня Итконниеми,- «слезный». Вот так с Лешим на Пюхяярви сталось.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

У горки до сих пор виден свод берлоги великана лесного, на берегу след и проем, куда лодку свою хозяин леса вытягивал. И ольха там потому выросла, что леший рыбу там свою потрошил да чистил, водой обильно поливал.»

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

А рыбы в озере не меряно! Правда я на зимней рыбалке быстро замерзаю. Мой любимый способ лова это расставить жерлицы в зоне видимости и наблюдать из окна теплой веранды, попивая горячий чай, когда сработает сигнальный флажок.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

В последние денечки наших новогодних каникул наконец выпал настоящий хороший снег и температура понизилась до -9С и мы решили скорее съездить в Саппее, в один из центров туризма Финляндии, находящийся совсем недалеко от Тампере. Саппее — один из наиболее динамично развивающихся горнолыжных курортов Финляндии.

Перепад высот 120

Склонов 11
Самый длинный склон 850
Освещённых склонов 11
Склонов для детей 3
Подъёмников 8

Есть сноубордпарк, halfpipe, quarterpipe, corners, rails, boxes, boarder cross-трасса, лыжная школа. Продолжительность сезона с ноября до конца апреля.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Нужно сказать, что добираться на машине от Тампере просто и очень удобно. Дорога отличная, хотя и не трасса, но даже зимой разрешена скорость 100 км/час. Везде, по пути, дорогу подсказывают информационные указатели. Автобусное сообщение фирмы Luopioisten Linja Oy между Саппее и Тампере организовано, к сожалению, только по субботам и только, по моему, с января по март, по пакетной цене (билет на автобус и абонемент на подъёмник) или по рейсовым ценам.Прекрасно оснащенные горнолыжные спуски очень подходят для детей и для начинающих. Если основная цель — это кататься на лыжах и деньги не проблема, так как на самом курорте размещение очень дорогое, то селиться лучше прямо на горе, в коттеджах или апартаментах Саппее Шале.

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

Надо сказать, что многие наши знают это место и приезжают сюда вместе с детьми. Особенно много машин с московскими номерами, что меня совсем не удивило.
Вы когда-нибудь ходили на снегоступах по зимнему лесу? Я нет, а вот финны любят это занятие. И в Саппее созданы для этого условия: специальные трассы для беговых лыж и для снегоступов начинаются с вершины горы Саппеенвуори. По пути сооружены беседки для приготовления гриля, в которых заботливо приготовлен запас дров для костра. Правда здорово? И экологию не портим!

9 дней одного Нового года. В гостях у Лешего

А в заключение скажу, что эта заметка совсем не совет, а информация к размышлению, потому что цены здесь на все очень высокие, на уровне щвейцарских и австрийских горнолыжных курортов. Просто нужно знать, что такое место в Финляндии есть и может быть его посетить. Ну не этой зимой, так на следующий год!