Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Самарканд — Узбекистан Май 2011

Продолжение истории https://www.tourister.ru/responses/id_7511

«Сокровищница мира» — величественный Самарканд (05.05. — 07.05.2012 г.)

В Самарканд из Бухары отправились на скоростном поезде «Шарк», что в переводе с узбекского означает «Восток». С комфортом разместившись в мягких креслах со стратегическим запасом пива, мы с интересом разглядывали пассажиров. Во время пути (отправление из Бухары в 08:05, прибытие в Самарканд в 10:50 утра) познакомились с веселой компанией прибалтов. Проговорили с ними всю дорогу о путешествиях, лошадях и творчестве литовского художника и композитора М. К. Чурлёниса, пытавшегося через живопись передать звучание музыки, создать некий «синтез искусств».

Сотворение мира. XI (М. К. Чурлёнис) из Интернета

Гостиница в Самарканде была всё той же сети «Малика» — «Малика-Классик» 3*. Находилась она вдали от шума городского в нетуристической части города (в частном секторе). Далеко не все таксисты знали о ее существовании и точное месторасположение. Но неудобство, вызванное удаленностью гостиницы от туристического центра, с лихвой компенсировалось комфортом размещения. Гостиница имела уютный залитый солнечным светом внутренний дворик с растущим посреди плодовым деревом. В спасительной тени находились просторные топчаны с большим количеством мягких подушек. На второй этаж с балкончиком по периметру вела красивая винтовая лестница. Единственный минус гостиницы: скудные, быстро заканчивающиеся завтраки.

Самарканд — один из самых величественных городов Узбекистана, история основания которого уходит своими корнями к 329г. до н.э., времени покорения Согдианы Александром Македонским. С 1370 г. город становится любимой столицей великого Тамерлана. Грандиозные памятники архитектуры строятся целыми династиями. В самом центре города располагается мавзолей Гур-Эмир, где покоится прах великого завоевателя Тимура, трех его сыновей и внука Улугбека. Мавзолей украшен видным с любой точки центра города голубым рельефным куполом, а входной портал, колонны и стены мавзолея богато украшены цветной мозаичной майоликой с цветочным орнаментом.

Мавзолей Гур-Эмир (14-15 вв.), в котором находится гробница Тамерлана

Внутри мавзолей поражает богатым золотым декором.

Посреди этого великолепия высоко на палке висит натуральный лошадиный хвост — «тук». По местному обычаю ставился святым. Далее на нашем микроавтобусе направляемся к "визитной карточке" Самарканда — площади Регистан. В отличие от Хивы и Бухары в Самарканде чувствуется столичный размах: просторные бульвары, широкие тротуары в тенистых аллеях, многочисленные площади со звонкими фонтанами. Проезжаем колоритную картинку: по асфальту тротуара мимо помпезного здания Университета женщина в длинном платье с веточкой в руках гонит отару овец. И это все в центре города!

Со смотровой площадки открывается вид на площадь Регистан.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)
Площадь Регистан (15-17 вв.): медресе Улугбека, медресе Тиля-Кори, медресе Шер-Дор.

Зрелище нереально захватывающее: три здания медресе составляют единый ансамбль: Шер-Дор, медресе Улугбека и Тиля-Кори. Во внутренних двориках находятся зоны отдыха в прохладе и многочисленные сувенирные магазинчики, предлагающие керамику, шелковые платки, магниты и другую сувенирную продукцию.

В мастерской керамиста

В здании медресе Улугбека располагается любопытная музейная экспозиция, посвященная его научным открытиям в области астрономии. Много нового и интересного можно узнать, посетив также обсерваторию Улугбека. Стоит полюбоваться полуразрушенной мечетью Биби Ханым (14 в.), выстроенной по велению Тамерлана для своей любимой жены, а также красивейшим комплексом Шахи-Зинда, посетить мавзолей святого Даниила.

Для того, чтобы проникнуться духом народа, окунуться в повседневную жизнь узбеков, познать прелесть упрямого торга, необходимо посетить настоящий восточный базар, где идет бойкая торговля овощами, сухофруктами, тюбетейками, специями, шелковыми платками и пр.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

В поисках черепашки! (08.05. — 10.05.2012 г.)

Вот и закончился наш богатый знаменательными датами и событиями исторический экскурс во времена расцвета Империи Тимуридов, Бухарского и Хивинского ханств. Каждый день мы впитывали потоки информации, голова шла кругом от вереницы мавзолеев и медресе, а пестрая мозаика архитектурных памятников Регистана и вовсе ввела в медитативное состояние. Требовалась основательная разгрузка мозгов. Путешествие по пустыни вполне удовлетворяло всем этим требованиям! Душа пела и ликовала в предвкушении кочевнических ночевок в юртах, песен у вечернего костра под акын.

Дорога из Самарканда в юртовый лагерь пустыни на микроавтобусе заняла 5 ч. (320 км).

Туристический лагерь в пустыне представлял расположенные недалеко друг от друга добротные юрты с деревянными дверьми-ставнями и казахским орнаментом. Одно просторное жилище предназначалось на двух человек, с мягкими постелями-матрацами на полу, белоснежным постельным бельем и небольшой тумбочкой у входа.

Юртовый лагерь в пустыне Кызылкум
Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

В ночное время можно было включить лампочку, освещающую юрту тусклым светом. К лагерю также относились несколько хозяйственных построек, загоны для животных и выложенная камнем столовая. По-хозяйски недалеко от лагеря на песке отдыхали «корабли пустыни», лениво разглядывая новых гостей. А мы покидали свои вещи и поспешили добраться до оазиса этой местности — расположенного посреди пустыни пресноводного озера Айдаркуль. Намечался рыбный пикник, купание в прохладной прозрачной воде, загорание, в общем, беззаботный пляжный отдых. Какое блаженство!

Двухдневное пребывание в пустыне обозначилось двумя примечательными событиями. Катанием на верблюдах и изучением флоры и фауны. Интерес к животному и растительному миру всей компании подогревала наша Маргарита Алексеевна — кандидат биологических наук, с рвением следопыта исследовавшая окрестности. Именно благодаря ей мы увидели в три раза больше удивительного в казалось бы безжизненной пустыне, именно благодаря ее усердию, наблюдательности и фанатичной тяге к фотографированию наша коллекция пополнилась замечательными фотоснимками живой природы.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

Трудно удержаться от смеха, вспоминая, как во время длительного переезда через пустыню мы, утомленные жарой, дремали в микроавтобусе, и вдруг раздавался умоляющий крик Маргариты «С-Т-О-Й-Т-Е! Водитель — назад. Мы только что проехали редкий экземпляр растения. Выпустите меня!!!!». Водитель покорно давал по тормозам, потому что спорить с Маргаритой Алексеевной было просто бесполезно, и все в окошко могли наблюдать, как она из спасительной прохлады кондиционера мужественно погружалась в изнуряющую жару пустыни и в позе «ЗЮ» наводила свой мощный ZOOM на очередной объект фотосъемки! А на наш дружный смех она с укором отвечала: «Проблема современной молодежи знаете в чем?…- вы, ребята, НЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ!». И этой женщине было в ту пору 78 лет. Так-то.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)
Прогулка на "корабле пустыни".

Идеей-FIX отдыха в пустыне было увидеть в дикой природе тех самых среднеазиатских черепашек из московских зоомагазинов. Однако, в первый день они как-будто все от нас спрятались. Кого мы только не встретили помимо черепашек: и многочисленное семейство шустрых и любопытных тушканчиков, и трудолюбивого жука-скоробея, и полоза, медленно ползущего по своим делам, и пугливую ящерку, и с яркой расцветкой оперения птиц. Но какой же нас ждал сюрприз, когда на следующий день, совершая прогулку на верблюдах, мы повстречали столько черепашек, что иной раз беспокоились, как бы верблюды не раздавили их.

Лошади Узбекистана (11.05. — 14.05.2012 г.).

Напоследок, «на десерт», у нас по плану был запланирован трехдневный конный поход в Чимганских горах. На деле же, фактически, вышли три радиальные конные прогулки.

Заявленный в программе турфирмы конный поход оказался не по силам представителям турфирмы (ставим жирный минус). Причина: банальная практическая неготовность к данному сценарию событий, отсутствие предварительной «разведки», недостаток опыта в предоставлении данного вида услуг, а также еще целый ряд различных причин («арендованные лошади вечером должны вернуться домой», «давайте стоять лагерем с альпинистами: здесь все блага цивилизации (электрическое освещение лагеря, соответственно много вкусной и разнообразной еды, готовка на электрической плитке, комфорт и вообще — красота)», и прочее, прочее, прочее…

Наш проводник Борис, хоть и сносно держался в седле, но был человеком не из конного мира. А ведь за лошадками ночью еще и присматривать надо… В общем, взвесив все «за» и «против», мы согласились на радиальную программу, при условии, что продолжительность и интенсивность конных прогулок от этого не пострадают. На этом и порешили!

Установили палатки в альпинистском лагере у подножья Большого Чимгана на берегу холодной горной речушки. Вид просто потрясающий.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

Первая радиальная ознакомительная конная прогулка была рассчитана на 4 часа. Лошадки все добротные, откормленные, с качественной упряжью. Почти сразу дорожка пошла вверх на высокогорное плато. Панорамные виды сводили с ума. Душа просила петь. Что-нибудь про «потертое седло» или в этом духе. Проходя по краю ущелья, наша шумная компания спугнула большого орла, который довольно быстро скрылся за грядой. Вверху на пастбищах пестрели растекшиеся по холмам отары овец. Близилась непогода, укрылись в палатке пастухов. «Сторожевой» серый ослик, привязанный у палатки, с любопытством осматривал пришельцев. Хозяйка угостила нас чаем на диких травах и продемонстрировала процесс приготовления масла, взбивая длинной палкой молоко в деревянной ступке. Попробовали., ох и не легкая эта работа!

На следующий день к назначенному времени погонщики-таджики пригнали уже поседланных лошадей прямо к «крыльцу» (в лагерь) и мы с Борисом отправились в горы к 9-ти ванночкам (небольшому водопаду, вымывшему в скальной породе углубления, заполненные чистой горной студеной водой). Лошади с трудом брали такие резкие подъемы. Тяжеловоз Андрея быстро испустил пар, и ему пришлось коня тащить в гору в поводу.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)
Западный Тянь-Шань. Пятичасовой конный переход под пик Большой Чимган.
Чарвакское водохранилище
Прощание с другом

В качестве приятного сюрприза Борис с его помощником Виталием преподнесли нам пешеходный подъем на снежник и для особенно сильных духом (Оксаны с Андреем) — подъем на Малый Чимган. Мы были просто в диком восторге! По мере восхождения майская зеленая травка с дикими горными тюльпанами и ирисами сменялась каменной сыпухой, а потом и длинными снежными языками.

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

Заходящее солнце бронзовым светом освещало горные вершины, окутанные плотным туманом. А вдали вырисовывался многослойный горизонт с картин Рериха с горящим диском солнца, утопающим в ярких красках заката!

Знойное дыхание Узбекистана (часть 2)

В отчете и фотоальбомах использовала собственные фотографии и фотографии моих друзей, любезно поделившихся со мной частичкой своих фотовпечатлений о поездке.