Турист Зинаида Зубакова (IMPRESSIO)
Зинаида Зубакова
была 13 марта 2015 15:27

Будва, Бар, Колашин, Жабляк — Черногория Март 2013

Отдых в Черногории (или Монтенегро на европейский манер) ассоциируется у нас с летом, солнцем, морем, пляжами… Все верно. Но вот мне как-то пришлось побывать в Черногории в начале марта. Это была командировка с целью осмотра отелей на побережье и заключением договоров, которую я решила совместить с черногорским отдыхом…. в горах. В конце концов, Черногория — это черная гора! В результате, недельная поездка оказалась очень интересной и динамичной.

Из аэропорта г. Подгорица до г. Бар — 53 км. Едем на машине под проливным дождем, воздух тяжелый и влажный. Видно, что дождь идет не первый день. Встречающие нас местные рассказывают, что такой погоды в марте не было последние 100 лет. Жалуются, что днем раньше шел снег — невиданное дело. В результате, система канализации и водопровода во многих местах не выдержала. Затопило подвалы домов, стоящих недалеко от побережья, снесло легкие постройки. Черногория оказалась не готова к таким «сюрпризам» природы. Планировалось, что мы будем жить в местечке Добра вода, но проехать туда не удалось — кругом вода! Да и дом в результате затопления подвала остался без света и газа. Остановились в г. Бар.

Так встретила нас Черногория в марте 2013 г.!

Но все-таки это страна с южным климатом. На следующий день хоть и дул сильный холодный ветер, но дождя уже не было, и светило солнце. Мы отправились осматривать отели побережья. Начали с Барской ривьеры. Город Бар — достаточно большой по черногорским меркам, с развитой инфраструктурой. Сохранился очень живописный старый город (Старый Бар) с крепостной стеной, часовней, развалинами собора Святого Георгия… Здесь можно легко «потеряться» на целый день. Но для пляжного отдыха г. Бар подходит с натяжкой, хоть и стоит на побережье. Много народа, шума, машин. Преимущественное большинство отелей — городские. Однако, заслуживает внимания отель Princess 4*, находящийся в самом центре Бара рядом с городским парком и набережной. Комфортный отель с хорошей инфраструктурой практически на берегу моря.

Больше всего лично мне понравилось местечко Добра вода. Прибрежная его часть — это небольшая природная бухта с отелями, апартаментами и ресторанами на берегу. Самым «сильным» отелем здесь является «Ружа ветрова» 4*, с большой территорией, несколькими бассейнами (куда, кстати, за небольшую плату можно ходить «с улицы»), но каменистым пляжем.

Зимняя Черногория

Мне более всего понравился отель David 3* . Небольшой, симпатичный, практически из всех номеров — вид на море, и при этом, с бассейном. Очень комфортны апартаменты отеля «Калампер», есть даже трехкомнатные. Пляж в Добра вода песчано-галечный, отделен от отелей и ресторанов прогулочной дорожкой. Вообще, надо заметить, что отели в Черногории «простые», без изысков и помпезности, а сам отдых тихий и размеренный. Его преимущества — мягкий климат, здоровая еда, практически «русскоязычная» языковая среда…

Зимняя Черногория

Всеж-таки, черногорцы — это наши братья — славяне и у нас одни корни, частично общая «советская» история и изначально один язык. Вообще, мне кажется, что их современный язык более славянский, чем наш. Судите сами: «спасибо» = «хвала», «пожалуйста» = «молим/изволите», «я понимаю» = «разумийем», «яичница» = «око» и т. д.

Утеха, Сутоморе — другие курорты Барской ривьеры. Сутоморе по рассказам местных — в летний сезон очень шумный, «загруженный» отдыхающими и по субъективным моим впечатлениям неуютный. Но молодежи здесь будет веселее, чем в Добра вода.

Другое побережье — Будванская ривьера, где центром является г. Будва. Это направление более раскручено, здешние отели более комфортные, туристов и праздношатающихся здесь на порядок больше, а цены выше. Прямо на побережье находится хорошо сохранившийся старый город со старинными улочками, мостовыми, шпилями и башнями. Красиво, производит впечатление! Как будто картины из средневековой жизни. Одно удовольствие — гулять по узким улочкам, мощенным отполированными временем и толпами туристов старинным камням. Но это в марте, когда в городе только местные жители и закрыты почти все туристические лавки и кафе. А с июня по сентябрь, по рассказам, здесь просто не протолкнуться до такой степени, что иногда приходится «работать локтями».

Зимняя Черногория

Закончив официальную часть визита, мы с супругом взяли в прокат машину и отправились на север страны, в горы, с целью катания на лыжах. Для справки: авиакомпания Montenegro Airlines, которой мы прилетели, взяла 30 Евро за лыжное оборудование (2 пары лыж), упакованных в одну кладь, по дороге «туда» и 30 евро по дороге «обратно». Когда покупаете авиабилет, полезно уточнить заранее взимается ли плата за провоз негабаритных грузов.

Первый пункт нашей программы — город Колашин, находящийся в 70 км. от Подгорицы. В него мы и направились. Было интересно наблюдать, как по мере продвижения в горы постепенно менялся климат. Сначала появилась на дороге наледь, потом деревья спрятали голые ветки в живописные сосульки и, наконец, богато оделись в снежный наряд. Горная дорога узкая, скользкая и извилистая, поэтому 70 км. мы ехали часа два. И вот, наконец, Колашин — городок в горах, 950 м. над уровнем моря, с населением в 5000 чел. Ослепительно белый снег, ласковое зимнее солнце, дурманяще свежий горный воздух! Было решено сразу же поехать на горнолыжный склон, находящийся в 8,5 км. от города. По дороге заехали в разрекламированный нам ресторан «Савардак», стилизованный под юрту. Заказали картофельное пюре в сметане, квашеную капусту и квашеное молоко. Такую еду и так вкусно я ела только в детстве в деревне! А порцией на двоих можно было накормить 4–5 человек.

Зимняя Черногория

Цель нашей поездки в г. Колашин -горнолыжный центр «Беласица» встретил нас последними яркими лучами заходящего солнца. Снега много, подъемники (2 кресельных (1840 м), 3 бугельных и один детский) работали почти все. Трассы широкие, в основном «синие» и «зеленые», но плохо расчищенные. Деревья все в снегу. Красота нереальная!

Зимняя Черногория

Покатавшись часа два, мы решили закончить и перенести удовольствие на следующий день. Но следующий день принес метель и мокрый снег. Но что делать? У нас все по плану, наша цель — каталка, и завтра уезжать. Берем ski-pass на пол-дня (12 евро за человека) и поднимаемся на трассы. Метет так, что через 1.5 м. уже ничего не видно, мокрый снег быстро застилает очки. На подъемниках очень мало народа, замечаем странную компанию: человек 10 мужчин среднего возраста в одинаковых костюмах. Катаются плохо, видно, что новички. Приглядываемся: надпись на куртке «черногорско войско». Теперь понятно: военная подготовка. Погода в счет не берется. Однако, кататься практически невозможно, можно только преодолевать препятствия в виде мокрого снега в лицо и под ногами. Когда спустились вниз, стало понятно, что народу в этот день всего ничего, и те -наши соотечественники. Ну правильно, кто же еще может в такую погоду выйти на трассу — только черногорско войско и русские!

Колашин — городок, похожий на хороший русский поселок. Население около 5000 человек. Рядом со многими домами стоят аккуратно сложенные поленницы дров и даже кое-где стога сена. При этом, есть немало маленьких семейных отелей и один большой и стильный — Bianca resort & SPA*.Вот такое вот сочетание патриархальной сельской жизни и курортных атрибутов.

На следующий день наш путь лежал дальше и выше в горы — город Жабляк. Кстати сказать, навигатора по Черногории нет в природе. Почему? На этот вопрос местные почему-то пожимают плечами и лукаво улыбаются. Так что, ориентируясь по карте, мы двинулись в путь до национального парка Дурмитор, в котором и находится г. Жабляк. Это в 68 км. от Колашина.

По мере удаления и углубления в горы климат снова сменился: снег исчез, а пробегающие мимо ущелья и долины пестрели хоть и негустой, но зеленой растительностью. Открывающиеся взору горные виды просто завораживали! Мы часто останавливали машину и выходили посмотреть, подышать, сфотографировать. Горные речки, текущие бурным потоком; водопад, спускающийся с горы прямо вдоль дороги; пустующие туристические стоянки с густо поросшими мхом деревьями… И свежайший горный воздух! А сама дорога, узкая, как и положено горной дороге, все время петляет, делает крутые виражи, то и дело проскакивая под темными туннелями в горе, вход в которые украшает богатый ледяной узор из падающей с гор воды.

Зимняя Черногория

Но вот, пейзаж снова сменился: появился снег, который постепенно вырос в большие сугробы по обеим сторонам дороги. Мы въехали в национальный парк Дурмитор. Парк Дурмитор — это Всемирное наследие ЮНЕСКО, 390 км² потрясающей красоты, при виде которой захватывает дух. Это плоскогорье покрыто лесами и лугами, изрезано ущельями и подземными реками, и глядя на него с высоты вечно заснеженных гор видно озера, ручьи и бьющие из-под земли источники. Каньон с трех сторон окружен удивительным массивом Дурмитор, самая высокая точка Боботов Кук (Bobotov Kuk) — 2522 м, который возвышается вверх, и, кажется вот-вот, дотянется до неба.

В центре парка Дурмитор — город Жабляк, куда мы и прибыли. Жабляк — самый высокорасположенный город на Балканах (1450 метров выше уровня моря) с населением 4500 жителей. Все 2 дня, пока мы находились в этом городке, нас не покидало ощущение, что мы где-то на краю земли, занесенном снегами, очень высоко и очень далеко от всего остального мира! Больше я такого не ощущала нигде!

Весь городок представляет собой одну главную улицу, в конце которой небольшая площадь с супермаркетом, парой магазинов, туристическим агентством и закрытым отелем Ski Hotel Zabljak 4*. Дорога из жилой зоны выводит вас к веренице апартаментов (по большей части закрытых в это время) по обе ее стороны и, наконец, к горнолыжному центру «Савин кук». Снег везде. Его не просто много, а очень много! Чистятся только центральные дороги, по которым ездят машины. Снег скапливается на обочинах и тротуарах, образуя снежный тоннель выше человеческого роста. Наш отель «Яворовача», в котором мы остановились, тоже засыпан снегом.

Зимняя Черногория

Горнолыжный центр «Савин кук» — находится на высоте от 1400 до 2213 м., имеет 2 кресельных и 2 бугельных подъемника. «Обкатать» эти трассы можно за один день, что мы и сделали. Самый высокий кресельный подъемник поднимается на высшую точку ski — центра — 2213 м. , практически вершину горы. Редкая птица долетит до середины… той горы! И мы с мужем с завистью смотрели на тех редких смельчаков, которые отваживались оттуда спускаться кто на доске, кто на лыжах. Там даже трассы нет — чистый сверкающий на солнце наст. А мы до «профи» еще не доросли. Да, мы еще «чайники»,но какой русский не любит быстрой (читай экстремальной) езды?! И вот мы уже на вершине. Одни. Чуть выше над головой чернеет макушка горы, обдувает ветер и припекает солнце. О, это горное солнце! Теперь я знаю: его ласковое тепло обманчиво! По неопытности я не защитила свое лицо: ни солнцезащитным кремом, ни балаклавой. В результате, за 4 часа катания лицо просто незаметно «сгорело», оставив белый след от горнолыжных очков, так что я стала похожей на «джокера». По приезду домой я еще несколько дней лечила ожог и на всю жизнь запомнила, что отправляясь в горы, нужно тщательно защищать все открытые участки тела.

Забраться то в гору мы забрались, а быстрой русской езды у нас не получилось, т. к. фрирайдом нам заниматься еще рано! Поэтому спускались мы долго. В основном, на мягкой части тела. В ходе «операции» цель сменилась: стало важно спуститься с горы не «как», а вообще спуститься! Видимо, наблюдая наши акробатические номера уже минут сорок (вся гора просматривается снизу), двое инструкторов поднялись наверх, намереваясь оказать посильную помощь. Но в этот момент мы уже спустились на нижнее плато. Ураааа! Мы сделали это! И разве так уж важно КАК?!

Зимняя Черногория

К слову, русские в Жабляке — гости редкие. В основном, это летнее место отдыха европейцев. Летом едут сюда со свей Европы любители природы и экологического туризма. Снимают апартаменты, катаются на велосипедах, поднимаются в горы, сплавляются по горным рекам, занимаются скандинавской ходьбой… В парке насчитывается 18 ледниковых озер, за чистоту своей воды прозванных «горными глазами», роща из редчайших «Черных сосен», ледяная пещера, заполненная сталактитами и сталагмитами… Одним словом, место уникальное для истинных ценителей природы! Даже жаль, что мы были там зимой и не ощутили всех прелестей этого места в полной мере.