Турист Виталий Сундеев (boctok)
Виталий Сундеев
был 1 июня 2017 22:37

Якутск — Россия Август 2007

Около двухсот километров от Якутска выше по течению реки Лена находится одно из красивейших мест из когда-либо мной видимых,- знаменитые Ленские столбы. На месте этого уникального уголка реликтовой природы миллионы лет назад плескалось древнее море. Теперь же Ленские столбы включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, как одно из удивительнейших мест на нашей планете с идеальной экосистемой, нетронутой человеком.

С начала июня по конец сентября от причала Якутского речного порта регулярно отходят теплоходы, на борту которых сотни горожан и туристов отправляются в круиз по великой реке. Одни теплоходы сразу идут к Ленским столбам, другие, с более продолжительной программой, по пути заходят на песчаный остров, где пассажиры могут покупаться в Лене, порыбачить, поучаствовать в конкурсах или просто поваляться на песке под солнцем…

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

На столбы теплоход приходит рано утром. После бурной ночи, проведенной на дискотеке или в ресторане, многие пассажиры отсыпаются. И хотя теплоход стоит у Ленских столбов почти весь день, не все находят в себе силы, чтобы сойти на берег. Они любуются этим каменным произведением природы в лучшем случае через иллюминатор или с палубы.

За то, чтобы увидеть эту красоту воочию, а не на фотографиях, пассажиры платят по семь-десять тысяч рублей. Мы не рассматриваем люксовые каюты, там цены в разы выше. Но даже минимальная цена за двух-трехдневный речной круиз кусается.

Да, за эти деньги можно полежать недельку на южном берегу Турции, купив в агентстве горящий тур. Но когда вы поднимитесь на смотровую площадку Ленских столбов… Один взгляд с вершин столбов на окрестности стоит любых потраченных денег.

Таким, традиционным образом, на круизном теплоходе, я дважды побывал на Ленских столбах. При этом давно мечтал попасть туда дикарем. Пожить в палатке, порыбачить, побродить по окрестностям, и не только по натоптанным туристами тропам.

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

В 2007 году, в середине августа, компанией из шести человек мы собрались в поход на парусной яхте. Накупили продуктов, накопали червей из расчета, что наше путешествие продлится десять дней.

Если идти под парусом против течения, да при слабом ветре, до Ленских столбов от Якутска можно добираться несколько дней. На этой части нашего путешествия мы решили сэкономить время.

Договорившись с вечера со знакомым в Якутском речном порту, что нас подцепят к барже, которая завтра отходит вверх по реке, мы разъехались по домам собираться в дорогу. Утром, в ожидании, буксира разгруженная баржа стояла у стенки, а мы, загрузив весь бутор в яхту, высадились на песчаной косе напротив. Кто-то кидал спиннинг, кто-то купался или загорал на песочке.

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

Ближе к обеду, немного подгоревшие на солнце, мы покинули берег, подошли к барже и хорошенько закрепили яхту, подвязав концы на кнехтах. Вскоре подошел буксир и вывел нас на фарватер. Стояла жара за тридцать, шевелиться не хотелось, и весь день мы вялились под солнцем лежа на палубе, любуясь берегами Лены, вдоль которых нас тянул буксир…

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

Часов в пять утра всех разбудил Саня, владелец и капитан яхты. Оказалось, мы уже отвязались от баржи и, подходя к берегу, сели килем на песчаное дно. Спрыгнув в воду, мы раскачали яхту и столкнули ее с мели, что далось нам достаточно тяжело, Потом чуть отошли на более глубокое место и встали на якорь.

Утром стало понятно, что стоим мы чуть выше Ленских столбов у противоположного берега, рядом с поселком Синск., знаменитым своей картошкой. Огромных полей я там не увидел, тем не менее почти вся картошка, продаваемая в Якутске, «синская».

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

Выгрузившись на берег, мы собрали дров и разожгли костер. В конце мая — начале июня, во время весеннего паводка, река затапливает берега и острова, и когда уровень воды падает, в кустах остается столько дров, что рыбакам хватает на все лето.

Ирина, Сашина жена, пока мы развлекались со снастями, приготовила поесть и позвала к столу. Все-таки не плохо, когда в команде есть хоть одна женщина. Пока мы ели и пили, на углях коптились свежевыловленные окуни, которых попробовать нам не удалось. Солнце и принятый нами традиционный русский напиток для поездок за город, сделали свое дело, и первый улов превратился в угли.

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

Сытые и довольные, со спиннингами наперевес, мы дружно зашагали к реке Синяя, впадающей в Лену и на берегу которой стоит поселок. С острова, на который мы высадились, перешли вброд неглубокую проточку, и подошли к устью Синей. Все, кто в Якутске интересуются рыбалкой, наслышаны, насколько богата эта речка рыбой.

Но то, что мы увидели, подойдя к Синей, вмиг развеяло наши надежды на богатый улов. Мы никак не ожидали, что река может настолько обмелеть. И все же, сохраняя толику оптимизма, мы продолжили наш путь вдоль реки.

Пройдя по галечному берегу пару километров, время от времени вхолостую закидывая спиннинги, мы решили возвращаться. Солнце начало садиться, а до видневшихся на изгибе реки Синских столбов было еще прилично. К тому же до темна мы хотели пересечь Лену, чтобы заночевать уже на правом берегу реки, у цели нашего путешествия.

Синские столбы в чем-то даже эффектнее Ленских. Возможно потому, что величие Ленских столбов скрадывается мощью самой Лены. А над Синей столбы нависают очень убедительно.

Вообще, столбы знаменательны не только своей первозданной красотой и величием. Здесь найдена стоянка древнего человека, об этом я расскажу чуть ниже. На скалах, возвышающихся по берегам рек Лены и Синей обнаружены многочисленные наскальные рисунки, так называемые писаницы, выполненные минеральной краской древними жителями этих мест. Это в разной степени сохранившиеся изображения животных, фрагменты надписей, композиции с изображением человека.

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

В Якутии есть легенда о Ленских столбах. Согласно ей, давным — давно в этих местах жил страшный дракон. Он ежедневно облетал свои владения и держал в страхе всех жителей Приленья.

Никто не осмеливался сразиться с драконом. Он жил высоко в пещере, которую видно на правом массиве скал, когда теплоход подходит к зеленой стоянке «Ленские столбы». Ежегодно дракон требовал от жителей в дань скот, птиц, оленей. Но однажды он узнал, что в одном из селений живет красивая девушка и потребовал от якутов отдать ему в жены эту юную дочь шамана

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

Он облетел все свои владения и сжег пламенем из своей пасти многие селения. Якуты были вынуждены отдать девушку дракону. За одну дочь дракон построил красивый золотой замок. Остатки этого замка с красивой пещерой мы видим, когда спускаемся по тропе с Ленских столбов.

Из путешествия вернулся молодой якут, который любил дочь шамана. Узнав о том, что его красавица в заточении у дракона, он вызвал на смертную схватку злого дракона.

Когда юноша, уже обессиленный, отрубил дракону вторую голову, тот перед смертью успел превратить богатыря и красавицу в скалы.

Золотые замки тоже обратились в холодный камень. Так и стоят они на правом берегу Лены — красивые, величественные…

И действительно, знаменитые Ленские столбы сплошной стеной тянутся по правому берегу красавицы Лены, а вблизи каждый столб напоминает волшебное изваяние, гениальную скульптуру. Кому-то они напоминают средневековые дворцы, башни, замки или церкви. Кто-то в них видит головы драконов, лица и фигуры людей и животных.

Ленские столбы — колыбель человечества. 1 часть

…К вечеру небо заволокло тучами, поднялся ветер, и река разыгралась волной. Ветер наполнил паруса и быстро погнал нашу яхту к противоположному берегу.

Еще засветло мы успели пришвартовать наше судно в устье небольшой речки, чуть ниже места стоянки круизных теплоходов. Перед тем, как приняться за ужин, пришлось закрыть все люки и иллюминаторы. Кто бывал в Якутии, знают, какие там нешуточные комары.