Турист Ярослав Исаев (Jaroslav_Isaev)
Ярослав Исаев
был 4 ноября 2013 18:18

Московская область, Иркутск, Слюдянка — Россия Август 2011

Маршрут

Винница — Москва — Слюдянка (оз. Байкал) — «Хребет Хамар-Дабан» — Пик Черского (2090 м.) — оз. Сердце (1715) — пер. Чертовы ворота (1730 м.) — оз. Чертово озеро — р. Спусковая — р. Утулик — с. Утулик (оз. Байкал) — Иркутск — Москва — Винница.

Первые впечатления

Райский уголок! Мощь Байкала! Дыхание Сибири! Кедровые леса! Мраморные горы! Изумрудные реки! Кристальные озера! Ледяные Водопады! Попав туда, было лишь одно желание, поделиться этой красотой с вами и обязательно вернуться сюда вновь!

1 день

Город Слюдянка встретил нас красивейшим рассветом на озере Байкал и суровыми работниками вокзала, которые выгнали нас на улицу, дабы не мешать нашим присутствием отдыху местного населения, мирно спавшего на скамейках зала ожидания. Слюдянка славится единственным в мире вокзалом полностью выстроенным из белого мрамора.

Путешествие на Байкал

Комаров не было, что не могло не радовать, и, размяв кости после 5 суток в поезде, отметившись у местных спасателей, мы выдвинулись на маршрут. Мы находилсь в шести тысячах километров к востоку от родной Винницы и шестичасовой временной перепад давал о себе знать. Путь начинался с дороги вдоль «Мраморного карьера», там и там прибиты таблички, предупреждающие о взрывных работах, а в округе, по лесу — раскинуты многотонные осколки мрамора. Там его хоть отбавляй — в поселке Утулик мраморной крошкой дороги посыпают (вместо щебня) и, построить вокзал из кирпича по всей видимости было бы дороже:)

Путешествие на Байкал

Переход был небольшой, не более десяти километров. Нас весело сопровождал дождик, плавно переходящий в ливень, дорога уходила круто вверх, но была ровной и приятной. Заночевали в туристическом приюте. За умеренную плату нам выделили домик. Без условий для жизни, но на голову не капало. Несмотря на усталость, спать не хотелось: по-винницкому времени было около четырех дня, а местное время равнялось десяти вечера. Все улеглись в спальники, а я слушал шум дождя, журчание реки… голову переполняли эмоции.

2 день

Солнце радовало нас своими лучами, дорога уходила круто вверх, нас сопровождали бурундуки (их там в изобилии). Очень интересные и забавные зверьки.

Путешествие на Байкал

Наш путь лежал на метеостанцию Хамар-дабан. Нужно было набрать приличную высоту. Дорога извивалась крутым серпантином и вела нас к сердцу тайги. Нас обгоняли многие группы, идущих на пик Черского. Они шли налегке и с ужасом поглядывали на наши огромные рюкзаки, набитые веслами и катамаранами. Природа манила своей красотой, а рельеф заставлял бежать вверх. К вечеру мы были на метеостанции, погода резко ухудшилась, небо затянуло, снова накрапывал, ставший привычным, дождь.

3 день

Ливень штурмовал наши палатки, видимость в горах была нулевой, решили остановиться на дневку.

Путешествие на Байкал

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты и самое влажное место в Прибайкалье. Все тучи, собравшиеся над Байкалом, относит ветром именно в эти места, а осадков выпадает более 2 тыс. мм в год. Дождь здесь идет всегда, но у природы нет плохой погоды!

Пока группа мечтала о солнце, мы сходили на метеостанцию — узнать погоду. Там, улыбнувшись, сообщили, что интернет пропал и погоды никто не знает:) пообещали, что ночью будет снег, а с утра — хорошая погода. Рядом с нами стояли несколько групп, которые пришли полюбоваться красотой пика, но пока лишь мокли в палатках. С места стоянки открывался потрясающий вид на долину и запрятавшиеся в ней тринадцать красивейших водопадов. Засыпали под шум дождя. Иногда, проснувшись ночью, слышали шорох снега по палатке, но выходить желания не было: очень хотелось солнца, но в походе о погоде не говорят!

4 день

Солнце ласково сушило наши мокрые вещи и палатки, мы завтракали и собирались в путь. Серпантин круто уходил вверх. Мы оставили вещи у подножия пика и радиально поднялись на вершину. Пик Черского (2090 м) — самая посещаемая вершина Хамар-Дабана, и, хотя, не самая высокая в данной местности, зато очень доступная и, в то же время, очень красивая. С нее открывается вид на хребты Хамар-Дабана, гору Саяны, озеро Сердце и даже на озеро Байкал.

Путешествие на Байкал

На высоте 1715 м лежит озеро в виде сердца, оно украшает скальный переход к вершине. Природа не перестает удивлять нас своей красотой, мы проходим вдоль водопадов и даже успеваем искупаться в ледяной воде. И вот, перед нами перевал «Чертовы ворота» (1730 м). Открывается чудесный вид на необъятную Сибирь. На перевале находится похоже по названию «Чертово озеро» глубиной всего около пары метров, но из-за торфяного дна и заболоченности покупаться там не получится. Насладившись видом, мы спускаемся в каньон и становимся на ночлег.

Путешествие на Байкал

5 день

Дорога бежала вниз по ущелью, настроение было прекрасным! Мы готовились встретиться с долгожданной и грозной рекой Утулик, весь день нас сопровождала река «Спусковая». Пройдено около 15 бродов, остаются считанные метры и вот, Утулик радует нас своей красотой!

Путешествие на Байкал

Примечание: река Утулик — всего на пятидесяти ее километрах расположены более ста препятствий (десять из которых 5-й и 6-й категории сложности (к.с.)), требующих разведки и страховки у берега (например, на Украине всего два порога 4 к.с.) Среднее падение высоты составляет 7,7 м на 1 километр и расположена Утулик в горном каньоне. Река настолько крутая, что не раз мы видели, как впереди идущий катамаран будто нырял за линию горизонта, хотя находился от нас не более чем в 15–20 метрах. Не теряя времени, пошли заготавливать деревья для палубы, дежурные готовили обед.

Путешествие на Байкал

Перед сном — рыбалка. Восторг от красоты, в которой мы находились, не укладывался в голове, река захватывала дух. Все с нетерпением ждали завтрашнего дня. Где-то в глубине души было немножко не по себе, так как на подобной реке я был впервые.

6 день

Путешествие на Байкал

Утро встретило нас неожиданно хорошей погодой. Мы неспешно собирали наши катамараны. Контрольная проверка готовности судна и уже к обеду мы отправились в путь. Было решено в первый день много не шагать, а сгрестись экипажем, подвязать катамараны и остановиться на ночевку у истока р. Шубутай: сразу перед первым препятствием. Но не тут то было, без единой отметки в лоции небольшая, на первый взгляд, «шиверка» втянула под скалу и чуть не перевернула первый экипаж, река порадовала и испугала в первый день! Погода портилась, перед истоком, как и планировали, стали на ночлег. Разгруженные катамараны оставили на воде, надежно привязав их к растущим у самой воды деревьям. К счастью, в тайге красть наши «судна» было некому:)

7 день

Едва погрузили вещи на катамараны, как нас накрыл ливень, отплытие затянулось, с полчаса пережидали.

Путешествие на Байкал

Река несла нас бешеным потоком вниз по ущелью. Пару порогов и шиверы изрядно потрепали катамараны, поэтому пришлось подлататься и идти дальше. Все с радостью считали повороты, привязывались к карте и ожидали первый серьезный порог пятой к.с. «Россохинский». Ориентиром было устье реки «Россоха» — сразу за порогом.

Вдали показались камни, описание было похоже на наш порог. Первый катамаран пошел без разведки, мы шли вслед и сразу пожалели, что не разведали: пару раз нас чуть не размазало о валуны. Груженый катамаран лениво уворачивался от препятствий, раскиданных вокруг. На одном дыхании, сцепив весла в руках, мы прошли эту мясорубку. Хотелось дойти до «Чижика», но внезапный ливень согнал с маршрута и, только приметив подходящее место, сразу стали на долгожданный ночлег.

8 день

После впечатлений от «Россохинского» порога, за ночь, мы выучили лоцию на память. Как говорится, лучшая стоянка всегда находится «где-то за поворотом в двухста метрах». Мы очень пожалели, что не дошли до «Чижика» — там как раз и была такая стоянка, да и не пришлось бы таскать вещи по два раза. Но влететь в такой серьезный порог, который, как и многие другие, не имел хороших ориентиров, на груженом кате, под дождем и на последнем дыхании после трудного дня, очень не хотелось. Река, извиваясь, приближала нас к «Чижику». Порог 5 к.с. «Чижик» — представлял собой кучу прижимов, сливов около 1 м в хаотичном порядке, огромных валов и увенчивала эту картину финальная «легендарная» полутораметровая пенная «бочка», которая, к слову, обычно «жует» катамараны путешественников, разбирает их, а остатки выплевывает и добивает об огромный валун.

Путешествие на Байкал

Наш кат разобрало бы минуты за три, поэтому порог пришлось обнести. Дальше все шло как по маслу: река состояла из сплошных шивер и порогов, в тот день их было еще штук тридцать, три из которых были 5 к.с. и, тем не менее, были пройдены без особых трудностей. Над некоторыми порогами висели надгробные таблички с именами. Они не давали нам расслабиться и напоминали о серьезности нашего мероприятия.

9 день

Шиверы, прижимы, перекаты приближали нас к «Мангутайскому» порогу 5 к.с. Свое имя порог получил благодаря горе «Мангутай», расположенной неподалеку. Порог не удалось пройти из-за многочисленных камней, перегородивших русло.

Порой трехминутный (по времени) порог приходилось обносить полдня. Сразу за «Мангутайским» нас ожидал следующий порог 5 к.с. «Зев». Бурный слалом между камней, метровые перекаты и огромный камень посреди реки, о который разбивается поток воды, и те несчастные, которые бы не успели вовремя выгрести. Разгрузив катамараны, и наладив страховку, мы удачно прошли коварный порог. Далее нас ожидал не менее зловещий порог «Большой Мордоворот» 6 к.с. — название, думаю, говорит само за себя. Но река решила подкинуть еще один сюрприз: повернув за поворот, уходила круто вниз, скрывая от нас свой рельеф. Так как по лоции нас ожидала шивера, первый кат пошел без осмотра, и просто провалился под воду, с нами (второй группой) то же самое случилось мгновение спустя.

Путешествие на Байкал

Оказалось, что порог «Зев» был двухкаскадным, или то, что мы прошли вовсе и не был «Зев», все те же ориентиры, огромный «зуб» посреди реки и полный хаос! Катамаран с вещами вяло управлялся: поток воды кидал нас из стороны в сторону. На огромной скорости мы налетели на рассекавший поток воды метровый «зуб» — сильный удар, оглушающий треск.

Несмотря на то, что мы были привязаны, нас кидало с гондолы на гондолу, вокруг все кружилось, и, собрав все силы в кулак, мы налегли на весла и выскочили из мышеловки без особых потерь. Оглянувшись назад, с грустью подумали о том, что в очередной раз не засняли спонтанную шиверу 5 к.с.

Времени для отдыха не было, за поворотом нас ждал «Большой Мордоворот». Большой Мордоворот — явно не для нашего катамарана: камни, полутораметровые сливы, каскад за каскадом, огромнейшие бочки, сливы различной высоты, перепад 4–4.5 м на 8–10 м протяженности и снова серия бесконечных сливов. После них — камень, на который наваливает струя. С камня поток устремляется влево и, затем, наваливает на стену левого берега. После сливов — уход влево и траверс под правый берег до прижима в стену левого берега. Кстати, о стене: под ней промоина, в которую затягивает все. Причем вытянуть из-под нее человека или целый катамаран с экипажем почти невозможно. Порог обнесли, подлатали поломанный «Зевом» каркас, и немного ниже по реке стали на ночевку. К вечеру похолодало. После хорошей рыбалки мы сидели у костра и делились впечатлениями.

10 день

Торопиться было некуда. Нас коварно поджидали два порога 5 к.с., штук тридцать шивер и порогов попроще. Шиверы весело исчезали и появлялись за поворотами, мы подошли к первому порогу 5 к.с. «Малый Мордоворот». Как и его старший брат, он таил в себе кучу сюрпризов и подвохов. Неприметный с первого взгляда, перевернул бы нас с огромным удовольствием, и, несомненно, еще повертел бы в «бочке». Нам было лень разгружать катамараны и мы провели их по берегу. Река становилась спокойней, чувствовалась близость цивилизации, на берегу все чаще появлялись рыбаки.

Последний порог «Прямоугольный» 5 к.с. — после полученного опыта не представил для нас трудности: мы шли напролом через все, что встречалось на пути.

За очередным поворотом нас встретил долгожданный Байкал. После холода реки, огромное древнее озеро показалось парным кипятком, хотя температура воды в нем не поднимается выше 15 градусов. Радуясь солнцу, мы разложили на поляне все вещи — от цыганского табора нас отличала лишь стоимость снаряжения:)

В заключение

Только теперь мы могли позвонить или написать нашим близким, что маршрут пройден и все целы и невредимы. Опасность миновала и уже вечером все ели аппетитный борщ, вспоминали дом и составляли новый экстремальный маршрут на следующий год.

Обратных билетов не было и домой мы уезжали тремя разными группами. Мы посетили поселок Байкальск — поели копченого омуля, г. Иркутск — где в 1920 г. был арестован и передан большевикам А. В. Колчак. Некоторые из нас даже побывали с пересадкой в Саратове. В поезде приняли решение, что на следующий год идем на г. Манарагу (приполярный Урал).

Жизнь коротка, а в старости впечатления не купишь.