ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Римские зарисовки. Неканоническое паломничество

7 ноября 2013 г. 8:25 Рим — Италия Октябрь 2013

Принято считать, что истинному католику в течение жизни необходимо совершить паломничество в три крупнейших религиозных центра — Иерусалим, в Рим и Сантьяго-де-кампостелла. В особый юбилейный год, посетив главнейшие семь базилик Вечного города и совершив соответствующие обряды, пилигрим получает отпущение грехов.

Primo — год сейчас на юбилейный, secondo — я принадлежу православной вере. Разве что, в соборе Святого Петра прикоснуться к кресту на Святых воротах с внутренней стороны…

В силу художественных предпочтений и знания истории, церкви, созданные, оформленные величайшими мастерами и содержащие несметные сокровища изобразительного искусства, я выбирала на свой «консервативный вкус», не принимающий кубизм. И в результате моё паломничество стало не каноническим, но культурным, но от этого не менее захватывающим душу и наполняющим её чувством долгожданной светлой радости…

Итак, доброе утро!… После вчерашней вечерней прогулки по пяти первым церквям ступни ныли, как у русалочки Андерсена. Долой спортивный тапки, они для брусчатки Вечного города не годятся. В верных горных ботинках, конечно, жарковато, но пройти я однозначно смогу больше. Что у нас по плану? В цервки Сан-Джованни-ин-Латерано была в прошлом году в мае, да и по Святой лестнице поднималась. В числе прочих «обязательных», но не на отшибе, а в рамках раздаваемой в отелях карты центральной части Рима — наш аналог Покровского собора в десяти минутах пешком от моего отеля Siracusa у вокзала Termini. Пока спускаемся вниз по улице Cavour, напомню немного, куда мы идём…

Согласно преданию, самый большой храм Рима (о самом старом речь впереди), посвящённый Пресвятой Деве, был построен на холме Эсквилин после того, как в 352 году папе Либерию она явилась во сне, велев возвести место своего почитания ровно там, где на утро выпадет снег… Это в августе месяце? Не будем фантазировать, нанесло ли белого пепла от вулкана Этна, или так аукнулся в тот момент климатический казус одного из малых ледниковых периодов (последний наблюдался в XIV–XIX веках), но изумлённые римляне увидели удалённый холм, засыпанный белым… Прямо по нему вдохновлённый событием папа начертил план будущей церкви и приступил к сбору средств. Нашёлся и спонсор, тут же сообщивший, что Мария являлась ему. С тех пор 5 августа на Марию снежную прихожан с купола церкви осыпают белоснежными лепестками роз… Красивая легенда?

Да, и храм впечатляет. Со времён Рима императорского внутри храма сохранились только великолепные порфировые колонны центрального нефа, а новое время обогатило кессонированный потолок золотом доколумбовой Америки. Так расплавленные языческие идолы инков «кровью солнца» заставили блистать победившую религию. Среди реликвий храма — ковчежец из сверкающего белого металла, в котором заключены пять фрагментов священных яслей младенца Иисуса, а также чудотворная икона Богоматери (Salus Popoli Romani), охраняющей здоровье римской нации. Именно её, написанную ещё евангелистом Лукой, держал в руках пара Григорий Великий, когда ему явился Архистратиг Михаил, вкладывающий в ножны меч, что ознамеловало окончание эпидемии чумы…

Кстати, мраморный великан в крипте перед яслями — коленопреклонённый папа Пий IX резца скульптора Джакометти. Ангелы в бронзе, остатки древнего рождественского вертепа VII века в южной крипте… Пока всё тут осмотришь, прочие церкви могут закрыться на сиесту… Разум подсказывал — вперёд, маршем. Но почему солнечный луч так загадочно вытек из цветного витража именно в этот момент и заплясал на роскошной мозаике пола? Мне бы в этот момент догадаться, что всё не просто так, и нынче по Риму меня ведёт ангел-хранитель. А значит, всё будет так, как должно.

Набирая силу, осенний день стремился яркими красками вверх за солнцем. А я, вдохнув поглубже, вниз по Cavour, глядя налево, чтобы не пропустить широкую, но увитую зеленью лестницу, через затемнённый коротких тоннель приводящую нас ещё одному реликварию христианства. Не очень впечатляющая снаружи галерея невнимательного пешехода заставит пройти мимо, а на самом деле там внутри…

Chiesa di San Pietro in Vincoli, интерьер которой с ларцом, в который «кто-то почему-то засунул старые водолазные цепи» я помню со школьного детства. Именно тогда мама принесла из букинистического магазина иллюстрированный путеводитель по Риму на французском языке, изданный где-то в Европе и сданный на комиссию за ненадобностью кем-то из тогдашних небожителей советской поры. Золотой ларец. И цепи в нём. Теперь я знаю и понимаю, — это цепи небожителя. Того, в чьих руках ключи от рая. Святого Петра, о коем сказано «на сём камне воздвигну я церковь мою». Так ли уж важно, сковывали Апостола эти вериги в Иерусалиме или в Мамертинской тюрьме — в пятом веке императрица Евдокия велела переправить одну из цепей в Вечный город, и тогда же папа Лев I велел построить для их хранения этот храм. Но церковь интересна для нас не только возможностью коснуться реликвии молитвой.

В начале XVI века случилась ошибка. Из-за погрешностей в переводе Библии с семитского на латынь (в иврите, как и во многих полиорфоэпичных восточных языках в письменной речи нет гласных, чтобы не путаться с диалектами) слово «каран» (светится) спихнуло слово «керен» (рога). Микелянжело, выполняя заказ по оформлению гробницы папы Юлия II, приделал Моисею тот самый атрибут, что обычно украшает обманутых мужей. Но это не единственное предание, связанное с мавзолеем понтифика. Ветхозаветный пророк, получая первые скрижали завета, обязан в скульптурном изображении был выглядеть очень одухотворённым и осмысленным. И Микелянжело расстарался и увлёкся до такой степени, что и сам поверил… Не с мрамором работает, с чем-то живым! Даже стал недоделанной фигуре что-то рассказывать. Пророк, естественно, только слушал. Даже рогами не кивал. А мастер распалялся всё больше. «Почему ты молчишь?» Бедный Моисей получил от своего земного творца удар молотком по коленке, а Творец небесный наградил скульптора бессмертной славой.

Щёлкнул затвор камеры. И ровно в этот момент подсветка мраморного Моисея погасла. Я успела. Сердце тронуло что-то лёгкое, словно крыло ангела. Моя догадка стала перерастать в уверенность. Не в одиночестве я хожу по Риму.

Императорские форумы… В этот субботний день они стали полностью пешеходной зоной. Палатки, палатки. С мёдом, с сырами и трюфелями. Что-то похожее на наш День города. Пластмассовые панды, символ Всемирного фонда дикой природы, несколько упитанных мужичков в костюмах импеператорских легионеров налаживают древнюю катапульту. Но мой путь несколько дальше. За площадью Венеции и «пишущей машинкой» в самом начале via del Corso — ещё две церкви, куда очень хочется успеть попасть до полуденной «сиесты».

Серенькая скромная церковь Chiesa di Santa Maria in via Lata даже названием своим не выделяется — ничего «особенного», вроде указаний на древнее происхождение от фундамента античного храма (sopra Minerva) или Maggiore, подчёркивающего важное значение в католическом праздничном календаре. Подойдя к ней, я вздохнула, убедившись в справедливости опасений не успеть… Уже закрыта? Жалко. Ладно, вернусь вечером к 17-часам. Но через порог небольшой зарешеченной галереи, преградив мне путь к отступлению, вошли две монашки. Лица у обеих были настольно просветлёнными и счастливыми, что я поневоле притормозила. Им сама церковь была не нужна. Взяв у служителя проспект с пояснениями и отдав по 2 евро за вход, они направились… вбок. В крипту. Словно меня что-то мягко подтолкнуло в спину с тем же еле уловимым ароматом свежести и шелестом белоснежного оперения.

Ангел мой!… Несколько ступенек по лестнице и… я оказалась в эре первых шагов христианства. «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деяния святых апостолов, глава 28, стих 16). Церковь была построена на месте квартала античных римских домов. Именно здесь, склоняясь при неверном свете открытого огня, Апостол Павел выводил стилосом непобедимые временем и тленом строки своих обращений к филиппийцам, евреям, эфесянам. Остатки фресок, цепи, что приковали мой взор вслед за теми, на какие я смотрела всего-то четверть часа назад в San Pietro in Vincoli. Ум не в состоянии этого постичь…

«Рим христианский» — эта надпись красуется на боках двухэтажных туристических автобусов с открытым верхом, так называется предлагаемая за 35 евро экскурсия с посещением двух базилик и внешним осмотром Ватикана. А настоящий христианский Рим, священный его underground находится вдали от истоптанных троп. В этом священном месте евангелист Лука два года давал кров апостолу Павлу: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деяния святых апостолов, 28, 30–31). Буквы, выбитые на колоннах подземелья. барельеф Козимо Франчелли XVII века. Монашки улыбались мне, уже неслучайно приведённой сюда Ангелом мирянке, светло и доброжелательно. Стыдитесь те, кто усомнится в предначертанном и назовёт это случайностью.

Поднявшись снова по леснице наверх, я заметила ещё одну странность. Где она, затхлость, ожидаемая в любом подземелье? Её не было. Свежий воздух. Чистый. Даже чище, чем на сумесшедшей via Corso.

Оставив слева и незаметную церковь, хранящую вход в саму христианскую историю и фонтан Лютер с чистой водичкой из бочонка, я прошла несколько дальше. На правой стороне улицы (если стоять спиной к монументу Виктора Эммануила, находится ещё один малоизвестный, но замечательный храм.

Chiesa di S.Marcello al Corso любопытна не только красотой барочного декора, святыми на фресках и надгробиями. Две вырезанные из дерева раскрашенные скульптуры достойны занять место в лучших мировых музеях декоративно-прикладного искусства.

А деревянное распятие XV века по преданию единственное уцелело во время пожара, уничтожевшего церковь веком позднее.

Всё, пора сделать небольшой перерыв. Просто углубиться в узкие или просторные, шумные или романтичные римские улочки, что увлекают вслед за живой историей подальше от терзающих душу переживаний и оставленных дома дел. Все дороги в левобережном Риме ведут… к Пантеону и фонтану четырёх рек на Piazza Navona. Но мы свернём немного вбок… Ведь торопиться некуда… Все церкви, всё ещё твердила мне упрямая логика реализма, до вечера закрыты.

Не может быть! Дверь в Ciesa Santa Maria sopra Minerva оказалась распахнута настежь. По поводу свадьбы.

Потрясающая декорация к одному из важнейших событий жизни… Готические своды с золотыми звёздами на лазоревом фоне. «А всё-таки она вертится!» — процесс над Галилеем шёл именно здесь. И удивительная коллекция сокровищ снаружи и внутри. Милого улыбающегося слоника под обелиском сделал сам Бернини, и взгляд застенчивых глаз с длинными ресницами кажется совсем человеческим.

Аккуратно, на цыпочках, чтобы не смутить восторг новобрачных, чуть ли не крадучись подхожу к алтарю слева. Знаменитая работа Микелянджело — «Иисус около креста» с «доделанной» по настоянию сурового нрава духовенством бронзовой набедренной повязкой.

Куда ни обернись — шедевры. Надгробие, сделанное Бернини для не сохранившего своего имени в анналах истории политического деятеля, картины Липпи «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Вознесение Богоматери». И, разумеется, Перуджино в левой капелле… Наклонив голову, Иисус мягко и умиротворяюще смотрит прямо тебе в душу…

Мой Ангел!… Как хорошо, что эта влиятельная семейка решила поженить своих детей здесь и сейчас. А нас с тобой дорога в этот субботний погожий день ведёт дальше по улочкам Вечного города. Мимо церкви святого Андрея с очень натуралистичным изображением казни апостола на «косом» кресте и выполненной из «тёмного камня» копеи шедевра Микеланджело «Пьета»… Мимо «ярмарки тщеславия» французской диаспоры Chiesa san Luidgi di Franchesi, где барокко кажется даже чрезмерно «кондитерским», зато можно увидеть шедевры Караваджо. Цель — ещё одна спрятанная в паутине улочек незаметная церковь — Santa Maria della Pace.

Крытая аркада, круглый портик, уставленный остролистными растениями в кадках… Вид у строения, отвечающего канонам красоты, тем не менее, был «нежилой». И только объявление на белой бумажке о камерных концертах духовной музыки аккурат в то время, когда меня в Риме уже не будет… Неужели не удастся заглянуть внутрь? Успев расстроиться, я обошла церковь по периметру, надеясь обнаружить хотя бы на будущее другой, более «открытый» вход. Ничего. Жаль. Придётся вычеркнуть её из моего списка… И вдруг случилось чудо. Рядом со мной, замерщей с картой города в руках, с усталым стоном остановилась пожилая женщина. Сумка выскользнула из её рук на брусчатку… У меня, очевидно, сработал условный рефлекс. Нагнулась и подняла, протянув ей ручки баула.

Лицо женщины просветлело. И дальше я сама не могу припомнить, что произошло. На каком языке мы говорили? Мне только показалось, или я на самом деле отвечала ей по-французски? «Вам, наверное, хочется увидеть фрески Рафаэля? Эта церковь редко бывает открыта. Но я покажу. Вон там, слева, дверь и лестница. Не останавливайтесь, в кофейню и на выставку вам не надо, билет не покупайте. Ступайте в дальний конец, поднимитесь на галерею на второй этаж и найдите справа комнату с оранжевыми фонарями. Там есть окно».

Мой Ангел!… Взлетев по лестнице, свернув в открытую комнату «для переговоров» с оранжевыми креслами и современными жёлтыми бра, я увидела… четырёх Сибилл великого Рафаэля и четырёх пророков его ученика Вити. Тут бы в моём рассказе поставить восклицательный знак и завершить повествование. Но я всё-таки назову вам ещё один факт и укажу ещё три адреса.

Две церкви, в которые я… не попала. Via Giulia, что идёт вдоль Тибра. Два католических священника с узнаваемым «белой полоской» под чёрными воротниками не смогли ответить на мой вопрос о том, где находится церковь Santa Catarina di Siena. Один из них на чистейшем языке обитателей Лангедока признался «милой француженке», что ему очень стыдно, но он понятия об этом не имеет. Ровно через пять шагов я сама наткнулась на нужный мне храм. Дверь в него приоткрылась, девушка в монашеских одеяниях вымела мусор и задвинула засов. Внутрь не попаду? Оказывается, и не надо. По преданию, Рим основал Roma Ромул, а его брат-близнец Рэм — Сиену. Искомые барельефы XVIII века находятся снаружи.

Ещё десятка полтора шагов дальше по улице и… Santa Maria dell’Orazione e Morte, посвящённая Богоматери, молящейся за усопших… Ну, и зачем мне внутрь, если даже от внешнего оформления до такой степени разит смиренным кладбищем? Да, это знак…

Не надо мне туда внутрь. Двери заперты. А крылатые черепа и наставительные надписи под медальонами с шагающими скелетами, очевидно, напоминанием memento mori отрезвят, кого угодно. Как и тех, кого тут отпевали после монахов — жертв разбойников и утопленников.

Страшная красота. И уйдём отсюда!… Ведь завершающая точка моего паломничества — древняя, но воздушная. В том самом квартале, где живут те, «кто считает себя истинными римлянами»

Почти домашняя, очень тёплая церковь, где по-русски можно написать записку святому Антонию и оставить её в специальном мраморном ящике у его ног.

А потом поднять глаза и… Византийская мозаика?

Первая римская церковь, посвящённая Пресвятой Деве, появилась на этом месте в римском «заречье» ещё в 340 году. Chiesa Santa Maria in Trastevere ещё с фасада учит нас уму-разуму фреской с факелами в руках «разумных дев» и потухшими в руках разгильдяек. Внутри маленькой галереи на стене — надгробные плиты древнейших времён, когда официальным языком церкви ещё был греческий. Хранящаяся здесь икона считается чудотворной…

Да, кажется мне, мой Ангел, что пора собираться домой. Моё паломничество не было каноническим, но от этого не менее интересным и возвышающим душу. Трижды за эту поездку в Рим я оказывалась на площади святого Петра, а перед самым отъездом, еле переставляя опухшие от 36 километров пешком ноги, вошла под стены величайшей базилики христианства…

О, Рим!… Ты дал, пусть и не надолго, свет и умиротворение моей измочаленной нервной системе. Рим — настоящий мужчина. Он не любит неконкретные пожелания типа «скажи мне что-нибудь приятное на сон грядущий». А если поставить перед ним задачу, он выполнит её для своих любимых гостей красиво, честно, с уважением и удовольствием. Благодарю тебя, Вечный Рим. Я вернусь. И не буду колебаться с выбором, если на меня снова свалятся наожиданные длинные выходные или короткие каникулы. В бурные воды Тибра и фонтан Треви полетели две монетки по пять русских рублей.

До новых встреч, Roma, amore mio…