Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Лурмаран, Горд, Вильнев-лез-Авиньон, Авиньон, Ним — Франция Май 2013

Сегодня я хочу рассказать и показать вам самые милые, самые трогательные уголки Прованса, совершить двухдневную прогулку по местам, описанным в рассказах Питера Мэйла — долина Люберон, департамент Воклюз. В этих местах снимался фильм Р. Скотта «Хороший год» (A Good Year) по мотивам его повести (или повесть написана по сценарию фильма).

Экскурсия по маршруту рассчитана на поездку на велосипеде или на автомобиле, но желательно с открытым верхом, чтобы ощутить в полной мере весенний ветер и вкус Прованса! Наша поездка состоялась в рамках майской поездки в Ним на Большие римские Игры.

Мы передвигались на машине, маршрут короткий, заправки в течении дня не нужны! Если передвигаться на велосипеде, то думаю заправки потребуются, как минимум второй завтрак и полноценный обед! Парковки бесплатные есть у въезда в каждый городок Люберона, порой на них трудно найти место в сезон! Поэтому май - лучшее время для поездки! Маршрут можно пройти и за 1 день, но нам некуда спешить, мы в Провансе и мы учимся ценить каждый момент и в каждой мелочи замечать дух и вкус Прованса!

1. Выезжаем утром 1 мая из Нима

кадр из фильма Хороший год

2. Шатонёф-дю-Пап (Châteauneuf-du-Pape). Между Авиньоном и Оранжем, затерявшаяся среди бескрайних виноградников, расположилась знаменитая своим вином деревушка Шатонёф-дю-Пап. Своим великолепным историческим прошлым она обязана Папе Иоанну XXII, который, возлюбив эти места, построит здесь свою летнюю резиденцию. К сожалению, после того, как папы оставят замок, он постепенно придет в упадок, а религиозные войны и Вторая Мировая война завершат свое дело. Но вопреки тому, что от замка остались одни руины, он остается символом одного из лучших вин мира.

У подножья замка расположилась сама деревушка. В её центре находится церковь Notre-Dame de l’Assomption (Церковь Успения Богородицы) в романском стиле. Здесь находится статуя блаженного Петра Люксембургского, покровителя Шатонёф-дю-Пап, которому покровительствовал Папа Климент VII. Одной из старейших построек считается часовня Св. Феодорита (St-Theodoric), построенная в X- начале XI веков. Здесь были обнаружены старинные фрески с изображением Апостолов.

Удивительно то, что здесь скорее можно потерять голову от превосходного Шатонёф-дю-Пап при его бесконечных дегустациях в расположенных на каждом шагу винных бутиках, чем найти чашечку кофе, чтобы прийти в себя. На тяжёлых бутылках из тёмного стекла наносится герб Ватикана — Папская тиара (тройной венец) и скрещенные ключи Св. Петра.

В отличии от Северной Роны, где используют виноград Сира, в Южной используют красные сорта: Гренаш, Мурведр, а также белые: Бурбуленк, Клерет Бланш, Клерет Розе, Гренаш Блан, Гренаш Гри. Белые вина составляют 5–7% от общего производства вин Шатанёф-дю-Пап и имеют легкие фруктовые ароматы с растительными, минеральными и фруктовыми нотками. Наиболее известны красные вина этого региона, вина обычно мощные, с обилием черных ягод и специй, больше похожи на вина нового света, чем на утонченную Францию, но тем не менее они сохраняют за собой особенности терруара и несмотря на свою мощь не теряют гармонию. С выдержкой третичные ароматы делают их еще более богатыми, а время смягчает танины и придает исключительную элегантность. Сейчас вина Chateauneuf-du-Pape относятся к элите французских вин, они популярны не только на родине, но и во всём мире. Вина из этого региона обласканы критиками и имеют очень высокие оценки. Удовольствие дорогое, но оно того стоит! Обязательно попробуйте это историческое вино из Авиньона.

Останавливаемся на магазинчике «бабы Яги», где можно отведать не только хорошего вина, но и отличных местных сыров и колбас! Бабушка человек своеобразный не любит категоричных суждений и не станет расписывать достоинств вина, но на вопрос «Что из этого предпочитает она?» обязательно предложит самое лучшее! Еще пара винных бутиков, дегустации, дегустации… В этом месте не предложат ведерко сплёвывать вино, они знают цену своему вин. Обязательно покупаем по бутылочке в каждом бутике! И едем дальше.

3. Деревня Бори (Le village des Bories). В 2-х километрах от Горда, на склонах Люберона расположился этот абсолютно уникальный комплекс, так называемая «чёрная деревня». Удивительные небольшие постройки, в один или более этажей, разнообразной формы, выполненные сухой каменной кладкой, порой кучкуясь, порой теряясь среди дубовых зарослей, прячутся за каменными оградами. Здесь находится самое большое во всей Франции скопление этих строений — было описано около трёх тысяч таких хижин!

Словно пережитки эпохи неолита, они служили жилищем вплоть до XVIII века, а также сараями, загонами для скота или просто укрытием для пастухов. Эти постройки, возведены из материалов найденных здесь же на месте, а именно из пластов известняка, отслаивающегося от горных пород. Они сооружены прямо на земле без какого-либо фундамента, стены, мощной кладки лишь с одной дверью и окном. Внутри жилых помещений полы покрывались плитами, а второй этаж служил спальней

Вопросы, связанные с их происхождением и использованием, не иссякают до наших дней, оставаясь до сих пор загадкой. И прогулка среди их причудливых стен вызывает у нас странное ощущение перемещения во времени…

4. Горд (Gordes). Громадное удовольствие доставило нам знакомство с одной из самых красивых деревушек Франции — Горд. Мощенные булыжником, круто спускающиеся улочки увлекут Вас в бесчисленные лабиринты каменных домиков, прилепившихся один к другому в живописном беспорядке, порой открываясь непредвиденными и неожиданными видами на окрестности.

Вросший в скалу Горд возвышается над долиной Кулон на фоне прозрачного голубого неба, заняв стратегическое положение, гарантировавшее его безопасность на протяжении многих веков. Люди в этом месте живут чуть ли не с эпохи неолита!

Небольшая церковь Сент-Фирмин, восходящая к XII веку, но затем перестроенная в XVIII веке, встречала когда-то паломников, следующих в Сантьяго-де-Компостелла, о чем свидетельствуют скульптурные изображения. В одной из капелл можно увидеть изображение Святого Крепина — покровителя сапожников. Прогуливаясь по городку можно заглянуть в погреба замка Сент-Фирмин, вырубленные прямо в скале. Здесь невольно задаешь себе вопрос сколько же труда было вложено жителями в обустройство своих домов?

На площади перед замком существует фонтан — до 1954 года он являлся единственным источником воды в деревушке! Рядом с фонтаном в тени громадного платана расположился небольшой ресторан, известный нам по фильму «Хороший год» (A Good Year), хозяйка которого Fanny Chenal свела с ума главного героя фильма в исполнении Рассела Кроу. Обедаем здесь, заняв столик в тени платана и помня по фильму, что «во Франции при возникновении любых жалоб — клиент всегда неправ»! Май набирает силу, к полудню становиться жарко, не хочется выходить из тени, наблюдаем за прибывающими туристам, многие из которых в этой местности передвигаются на велосипедах!

кадр из фильма Хороший год

Незабываемая панорама открывается вниз от Замка Горда, построенного Бертраном де Симианом на месте старой средневековой крепости XI века, от которой остались только две башни. Сейчас здесь разместился музей венгерского художника Виктора Васарели, влюблённого в этот город, и бельгийца Пола Маара. Здесь некоторое время жил и работал великий Марк Шагал.

5. Аббатство Сенак (Sénanque Abbey) Цистерцианское аббатство Сенанк является частью от целого, в которое входят аббатство Сильвакан и аббатство Тороне. Эти аббатства называют " три сестры Прованса». Аббатство Сенанк берет историю своего имени с 1148 гг. от Сенанколь, небольшой речки, сбегающей с гор Воклюза и является одним из старейших аббатств, расположенных на территории Франции. От горда в аббатство ведет горная извилистая дорога, порой шириной в одну полосу, такую узкую, что встречным машинам приходилось пятиться, чтобы нас пропустить.

Аббатство оказалось домашним и тихим, очень гармоничным, и выглядело действительно безмятежным и уютно расположившимся между грядами гор. Цистерианцы и пришли в эти места в поисках уединения — у них это неплохо получилось. Аббатство действующее, самостоятельно гулять по нему нельзя, только в составе группы, а группа раз в час! Прогулялись по окрестностям, несколько снимков и снова вверх по извилистой дороге.

6. Русийон (Roussilion) Сначала небольшая легенда, связанная с Русийоном: в XII веке сын небогатого рыцаря Гильом де Кабестань прибыл ко двору графа Раймунда Русийонского и вступил в число его вассалов. Кабестань был трубадуром и, слагая красивые песни, очень быстро завоевал расположение супруги графа Раймунда Серемонды.

Желая заслужить еще большую благосклонность дамы Гильом начал слагать песни в её честь. Его старания не остались безответными. И вскоре трубадур и графиня стали любовниками. Но завистливые слуги поспешили донести об этом Раймону.

Раймон был скор на расправу, он отрубил трубадуру голову и вырезал из груди все еще бьющееся сердце. Свои кровавые трофеи он сложил в охотничью сумку и поскакал к замку. Войдя на кухню, он отдал сердце Гильома повару и велел приготовить его к обеду.

Во время трапезы Раймонд не прикасался к еде, но подвинув жаркое из сердца к Серемонде, велел ей есть. Когда же она закончила, спросил у жены, понравилось ли ей угощенье. И та ответила, что ничего вкуснее с роду не пробовала.

«Так знай же, что только что ты съела сердце Гильома, своего любовника!» — вскричал Раймон и, достав из своей сумки окровавленную голову, показал её жене.

Серемонда сильно побледнела, но, найдя в себе силы, ответила: «Да, это жаркое, действительно, было прекраснее всего на свете. Оно столь дорого мне, что в жизни я ничего иного не возьму в рот».

Промолвив это, она поднялась из-за стола, прошла к открытой балконной двери и шагнула в пропасть, а ее кровь окрасила скалы в красный цвет!

Подъезжая к Русийону начинаешь думать, что жена была не единственной жертвой ревнивого Раймона — все скалы вокруг городка, а также стены домов самого городка окрашены во все оттенки оранжевого и красного, охра, охра… Дополняют картину алые маковые поля вокруг! Наверное ничего фотогеничнее я и до сих пор не встречал!

7. Гульт (Goult) Еще одна средневековая красивая деревенька на нашем пути, узкие мощеные улочки, сирень, лавандовые ставни, деревенский ресторанчик с местными жителями, пришедшими поделиться новостями под стаканчик провансальского вина! Выделяют из остальных эту деревню сохранившаяся ветряная мельница, ухоженное и красивое кладбище, а также наличие в деревне дома музея, заполненного фотографиями земляков всех поколений. Под каждой фотографией от руки заполненные листки с именами.

Гульт пользуется большим спросом у любителей эко-туризма, находясь в центре долины Люберон и предоставляя недорогое жилье, она является центром от которого начинаются большинство велосипедных маршрутов по Люберону.

кадр из фильма Хороший год

Небольшая прогулка по деревеньке и переезд в Авиньон на ночлег.

8. Авиньон (Avignon) Древнеримский Авенио — «Господин вод» — несомненно один из самых элегантных городов в Провансе. С 1309 года на целых 70 с лишним лет стал столицей католического мира в период так называемого «Авиньонского пленения Церкви».

Авиньон единственный город на планете кроме Рима, который удосужился быть резиденцией главы католической церкви. Авиньонское изгнание пап длилось весь XIV век (1309–1377) и было связано с политической неразберихой в Риме. Там выясняли свои отношения феодальные роды, мало обращавших внимание на авторитет понтификов. В этой ситуации пап позвал во Францию король Филипп Красивый, желая с их помощью укрепить свою власть. За это время семь пап были на авиньонском престоле, и все они были французами. Еще этот период называют «вавилонским пленением». Авиньон XIV века был попон просителей со всей Европы, сюда стекались авантюристы и трубадуры, принцы и рыцари.

Центральным и монументальнейшим сооружением Авиньона является Папский дворец, строившийся в течении почти 30 лет и ставший одним из самых больших и пышных феодальных замков Европы. Посещение его повергает в смятение и трепет: его пышность теперь состоит теперь только в размерах зал и высоты потолков и при полном отсутствии мебели и интерьеров, он изнутри кажется больше чем снаружи! А с его стен и башен открывается замечательный вид на черепичные крыши и башни Авиньона.

Напротив возвышается прихотливый барочный фасад бывшего Монетного двора, а расположенные в соседних домах рестораны удовлетворят самый изысканный вкус. Находящийся на стыке двух площадей — дворцовой и площади часов ресторан Le Lutrin — просто находка в прохладный весенний вечер: горящий камин в центре зала, приветливые и разговорчивые официанты, вкусная еда и отличное вино из Cotes-du-Rhone!!!

Исследование Авиньона мы провели в свою предыдущую поездку в ноябре 2012, поэтому ужинаем и прогулявшись по площади перед дворцом, отправляемся спать в отель Hôtel de l’Horloge, находящийся в самом центре, на углу площади Часов, в пяти минутах от Папского дворца.

9. Ночь в отеле Hôtel de l’Horloge, Авиньон

10. Вильнёв-ле-Авиньон (Villeneuve-lès-Avignon) Почти как естественное дополнение Авиньона, на правом берегу Рона, но уже в другом департаменте, расположился живопиный средневековый городок Вильнев-лез-Авиньон. Его история берёт начало ещё в Х веке, когда по указу Французского короля вокруг бенедиктинского монастыря на вершине холма Андаон, пользуясь его естественной неприступностью, обеспечивающей тем самым безопасность поселения и возникает Вильнев — новый город.

Река объединяла, и, в то же время разделяла два города, противостоявшие друг другу настолько, что французский король, владевший рекой, брал с авиньонцев налоги за использование реки во время паводков, когда воды Роны затапливали их дома.

На подступах к городу с береговой стороны возвышается массивная одинокая Башня Филиппа Красивого — символ мощи политической власти короля Франции у самых границ Папских территорий. Построенная между 1292 и 1307 годами у начала моста Сен-Бенезэ, она включает 3 этажа с прекрасными сводчатыми залами, где регулярно проводятся художественные выставки. А с вершины открывается великолепный вид на Рону и «папский город», взирающий, в свою очередь на «город кардиналов».

В площадки на башне видны стены форта Святого Андрея, крепости возведённой во второй половине XIV века Иоаном Добрым и Карлом V. Мощная зубчатая стена с прекрасными воротами, по бокам которых стоят две внушительные башни-близнецы, заключала в себя бенедиктинский монастырь и целую деревушку Сен-Андре. К сожалению, во время Великой Французской революции монастырь был разграблен и сохранились лишь его великолепные сады.

11. Менерб (Ménerbes) Идеальный пример идиллического провансальского образа жизни — спокойного, и в то же время бурлящего и целеустремленного; расслабленного и одновременно сконцентрированного на мелочах, чтобы всё до мелочей было прекрасным. Повсюду рафинированность и утонченность, но без искусственности, всё просто и естественно.

Террасы кафе манят тенистой прохладой платанов, а на маленьких площадях сверкают брызги выпускаемых фонтанчиками струек. Писатели и художники, привлеченные очарованием деревни, остаются здесь жить. Пикассо купил здесь дом, который впоследствии отдал в качестве прощального подарка Доре Маар, своей спутнице и музе. Ухоженность, благополучие — поражают. Этот регион поставляет для всей Франции большую часть всех запасов фруктов и овощей. Пьём кофе в маленьком кафе, расположившемся на хозяйской террасе, проход на которую через жилое помещение. Любуемся пасторальными картинами полей и виноградников, гуляем!

На самом верху обнаруживается замечательный видовой ресторан, с видом на гряду Люберон — «Дом трюфелей и вина в Любероне» (Maison de la Truffe et du Vin du Luberon). Изучив меню решаем отобедать здесь не спеша, в меню закуски с резаным трюфелем, омлет с трюфелем и фуа-гра, ну где еще отведать эти деликатесы если не в Любероне. Довершает выбор бутылка недорогого белого местного вина. Садимся на солнышко, а в тени на террасе расположилась «велосипедная команда» эко-туристов прямо в спортивной одежде, никого это не смущает — это Прованс!!!

12. Лакост (Lacoste) — крохотный старинный городок на юге Франции. Выглядит как живописный заселенный холм. В 9 веке Лакост уже фигурировал на карте Франции. Как и во многих других маленьких древних городках французской провинции, здесь словно застыла эпоха. Войдя под каменные своды городских ворот, вы оказываетесь в Средневековье. Здесь нет современных зданий, нет следов ремонта или реставрации, здесь даже время течет медленнее. Практически каждое местное здание любопытно и заставляет себя рассматривать. Прогулки по городку начинается от старого Café de France, так же мелькнувшего в фильме «Хороший год» и составляют редкое удовольствие.

Одно из самых известных строений Лакоста — замок на вершине холма, где в 18 веке жил знаменитый маркиз де Сад. Его преемником стал не менее знаменитый модельер Пьер Карден, который немного обновил замок и приспособил его для проведения культурных мероприятий. В частности, для проведения фестиваля искусств, который даже соперничает со знаменитым авиньонским. Скульптурные композиции очень соответствуют моим представлениям о-Де Саде.

13. Лурмарен (Lourmarin) Именно это местечко выбрал для себя Питер Мейл. При виде этого городка с дороги, что огибает его, создается впечатление глубокого спокойствия и красоты: старинная колокольня, скромные черепичные крыши домов, прекрасный ренессансный замок XVI века. Замок называется цыганским, город называли еретическим, гугенотским.

Сказки, сказки…Весеннее высокое небо, садящееся солнце, вечерняя прохлада, уютные большие сосны, диковинные прованские дубы, холмы Люберона, шарики пробудившейся зеленеющей лаванды, лавандовые ставни на окнах, длинные деревянные столы на верандах и вкусный кофе — вот завершение нашего маршрута в окрестностях Авиньона. Наша дорога бежит обратно в Ним, где нас ждут друзья и Большие римские Игры.

14. Ним (Nimes) Ни один город Франции не может сравниться с Нимом по количеству и сохранности памятников древнеримской архитектуры. Даже герб города — крокодил, цепью прикованный за пальму, символизирует победу Октавиана над египетским флотом Антония и Клеопатры при Акциуме, в 31 году до н. э. После этой победы Октавиан и стал императором Августом, а в Ниме появилась триумфальная Арка Августа (29 год до н. э.) В первую очередь потрясает Арена Нима — римский амфитеатр возведенный в I веке н. э., считается одной из самых хорошо сохранившихся в мире и с 1840 года внесен в перечень исторических памятников Франции. С 1863 года в стенах, вмещающих 24 тысячи зрителей и помнящих ещё бои гладиаторов, начинают проводить корриды. В центре Нима расположен другой символ города — Мезон Карре («квадратный дом» ок. 1 в. до н. э.) храм посвящённый Каю и Люцию внуку и пасынку императора Августа.

На холме Монт-Кавалье, в знаменитом саду Фонтана, распланированном учениками великого Ле Нотра, находятся руины Терм, иначе называемые Храмом Дианы (II в. н. э.). Здесь же находится и величественная Тур-Мань «большая башня» — памятник ещё галло-римской архитектуры, важнейшая часть городской стены упомянутая в пророчествах Нострадамуса. С уверенностью можно сказать что Вас не оставят равнодушными и многочисленные городские церкви.

И наконец, легенды говорят, что паруса каравелл Колумба были сделаны из джинсовой ткани «деним» — саржевого полотна, изготовлявшегося в Ниме, городе на юге Франции.