Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Административная область Янгон, Баган, Мандалай + 1 город — Мьянма Декабрь 2010

Янгон — Кьяктиё — Баго — Кало — озеро Инле — Мандалай — Баган — Пи — Нгапали

Мьянма — путешествие в прошлое

Мьянма — страна загадочная. Единственная страна, в которой меня не встретила sms: «Добро пожаловать в Союз Мьянма! Чтобы звонить из роуминга…" Не было такой sms. Сразу же стало ясно — нет роуминга. А Интернет… как бы есть, и даже где-то (в Янгоне и Нгапали) слышали про wi-fi… Но на практике получилось полное изолирование от привычной нам цивилизации… вернее, произошло перемещение из ХХI века в один из минувших веков, примерно эдак в век 18-й.

Лошади, повозки, свечи по вечерам вместо лампочки, лонджи (юбки) и на женщинах и на мужчинах, измазанные танакой щеки и носы — такая раскраска лица, для красоты и удобства, как у женщин так и у мужчин (хоть и реже), как в отдаленных деревнях, так и в Янгоне.

Янгон

День 1. Янгон

Визу получили в Бангкоке в посольстве Мьянмы, отнесли документы в 9 утра, а после обеда получили паспорта с визами. Сразу купили билеты на самолет на утро. Так что на следующий день были уже в бирманской столице.

Янгон

Первая наша цель — храм Суле пайя, она же ступа (буддистская святыня). Ступа имеет восемь граней по всей высоте. Англичане во время колонизации использовали храм как начало отсчета для нумерации улиц в центре Рангуна. Говорят, в центре ступы лежит волос Будды. Храм был на реставрации, поэтому оценить красоту не было возможности. За красотой вечером пошли к ступе Шведагон.

Мьянма — путешествие в прошлое
Янгон. Шведагон. Вход стоит недорого, можно каждый день ходить и там спать.

Храмовый комплекс Шведагон, также известный как Золотая пагода — самая священная буддийская пагода для бирманцев. Согласно легенде? ей уже 2500 лет. Но по предположениям археологов, ступа была построена между 6 и 10 вв. Главная ступа покрыта золотом и украшена 5448 бриллиантами и 2317 рубинами, а на самом верху сияет бриллиант в 76 карат (15 г). Если после захода солнца встать в определенном месте, то видно как он сияет в луче подсветки.

Мьянма — путешествие в прошлое
Главная ступа покрыта золотом и украшена 5448 бриллиантами и 2317 рубинами, а на самом верху сияет бриллиант в 76 карат

Каждый бирманец ходит вокруг главной восьмиугольной ступы по часовой стрелке и останавливается около определенного храма, расположенного на одной из восьми сторон ступы и посвященного тому дню недели, в который человек родился. Дней недели восемь, так как в Мьянме среда делится на две части: первая и вторая половина дня (до 6 вечера и после). Каждый храм отмечен животными, с которыми бирманцы ассоциируют определенный день недели: Гаруда (мифологическая птица) — воскресенье, Тигр — понедельник, лев — вторник, слон с бивнями — среду утром, слон без бивней — среду вечером, мышь — четверг, морская свинка — пятницу, наг (мифический дракон-змея) — субботу.

Янгон. Шведагон

Возвращаясь вечером из многолюдного Шведагона пешком, нашли, «домашний» бирманский «ресторан». Заказали и суп, и чай, и всё остальное. Затем нам принесли чайник с чаем, пиалу с супом, убедили, что все это бесплатно, ну, а потом далее по списку всё что мы назаказывали. Пришлось второй или третий раз есть суп, четвертый раз пить чай. Так мы поняли, что часто суп и салат (с очень специфическим запахом и вкусом, не привычным для европейца), а также чайник с чаем, приносят сколько душе угодно, абсолютно бесплатно к тем блюдам, которые человек заказывает. Так что суп и чай заказывать в бирманских ресторанах не стоит.

Янгон. Шведагон

День 2. Кьяктиё

Утром с автовокзала отправились на автобусе, который шел в Баго, но по пути нас высадили в городе Кьяктиё, мы хотели увидеть бирманскую святыню — Золотую скалу.

Оставив вещи в отеле, мы пошли на станцию грузиться в грузовик. На Золотую скалу люди ездят на грузовике, утрамбовавшись в кузове так плотно, что казалось, что все сидят друг у друга на коленях.

На полпути к Золотой скале грузовик остановился и военные проверили наши паспорта, выгрузили всех у подножия холмика, и дальше мы потопали пешком.

Мьянма — путешествие в прошлое
путь на Золотую скалу. Подняться на холм по такой дороге (даже в дождь) не трудно, но некоторые благородные щедрые туристы дают мальчикам заработать, позволив притащить их на холм на носилках. )))

Хлынул ливень. Мы засели в ближайшем отеле, где нас угостили (по традиции) бесплатным чаем. Через 3 часа дождь кончился.

Когда добрели бодрым шагом, обгоняя носилки с особо слабыми туристами, уже почти стемнело. На ощупь разувшись перед входом (во все святые места надо входить босиком), я побрела к храмам. Чуть дальше была Золотая Скала — огромный валун, покрытый золотом, к которому пройти не удалось, просочившись между охранниками. Потому что женщинам входить нельзя. Только мужчины могут прикоснуться к золотой святыне, которая держится на краю обрыва, благодаря волосу Будды.

Мьянма — путешествие в прошлое
После тропического дождя в декабре в тумане трудно разглядеть золотую скалу. Добраться туристам туба и оттуда трудно - дорого , бирманцы считают что у туристов много денег

Обратно возвращались поздно, освещая путь фонариками. Спустившись, заплатили за грузовик 25000 чат (или кьят), т. е. 25 долларов на четверых (по курсу черного рынка — чуть больше) — и нас погрузили в грузовик рядом с водителями.

Обмен денег

В Бирме процветает черный рынок. В Янгоне чаты (кьяты) продаются везде, на рынке, в отелях, прямо на улице. Оплата за отель и за входные билеты — в долларах. А в ресторанах и за транспорт лучше платить чатами.

Свежеприбывшему в страну везде подсовывают сдачу мятыми долларами. Потом от таких купюр избавиться негде — никто не принимает. Так что будьте внимательны. Даже если на лице президента США незначительная потертость, заметная только под лупой или под глазом бирманца — купюру не возьмут никогда. Поэтому во время поездки я тщательно изучила лица президентов Соединенных Штатов — какие участки должны быть темнее, какие светлее, где какие линии должны проходить — иначе могли подсунуть потертую денежку и всё… Не раз приходилось возвращать на кассе сдачу обратно, и кассиры долго не спеша искали сдачу новыми долларами. Они не обижаются, уважают туристов, которые уже проникли в чудеса валютного рынка страны. Если потертость не на лице, а сбоку-то купюра может быть принята.

В итоге за время путешествия по Бирме мы вначале избавились от новых 100-долларовых бумажек, затем от чуть-чуть незаметно потертых, затем от заметно потертых, а от совсем мятых, которые нам всучил хозяин отеля в Янгоне в первый день — избавлялась уже в Таиланде.

Про курс обмена. Лучше менять доллары в Янгоне. Сразу. Самый невыгодный курс был в Нгапали на побережье.

За одну купюру в 100 долл. давали пачку денег из 100 купюр по 1000 чат каждая. 1000 чат (1 доллар) — самая крупная купюра в Бирме. Вернее, самая ходовая крупная купюра. Нам давали и 5000 чат (5 долл.), но обменять 5000 чат на мелкие было трудно, сдачу давать отказывались или сильно затруднялись.

Если менять сразу 500 долл., то взамен дают 5 пачек местных денег даже больше, поскольку курс в Янгоне не 1000 чат за доллар, а 960, а в Нгапали — 800 чат за доллар), которые ни в карман, ни в кошелек не поместятся. Я например деньги так и носила в рюкзаке. Надо иметь с собой и местные деньги, и доллары, в отелях и в кассах музеев и храмов принимают только доллары, хотя вроде бы соглашаются принять и чаты, но по невыгодному курсу (1000 чат за доллар).

Купюры в 100 и 200 чат настолько протертые, что на деньги совсем не похожи, и даже заклеены скотчем с двух сторон, чтобы не развалились. Брезгливость тут не уместна, мелкие денежки (даже в 50 чат) нравятся монахам и простым бирманцам, особенно из племен в районе Кало и озера Инле, которые любят фотографироваться.

День 3. Баго

Переночевав в Кьяктиё, поехали на автобусе в Баго. Бирманские автобусы имеют свои особенности. Они часто делают остановки. На отдых и перекус. И на проверку паспортов. Длительные переезды для горной Азии — явление нормальное. Иногда автобус ломается и его ремонтируют. Тогда автобус приезжает в город ночью и высаживает туристов на пустыре. Нередко их ждут там агенты отелей с такси (т. е. грузовик с постеленной циновкой в кузове). А могут и не ждать… если время позднее, а автобус приехал на 3 часа позже запланированного.

В бирманских автобусах часто включены в стоимость билета вода, зубная щетка с пастой и мешочек… пакетик… для тех, кого укачивает. Пакетик, наполненный содержимым желудка, и мусор можно выбрасывать прямо в окно, это бирманцев не напрягает.

Мьянма — путешествие в прошлое
Мотоцикл, автобус, тук-тук, повозка с лошадью - любой транспорт на любой вкус.

Днем в Баго отдали багаж на хранение, наняли такси (тук-тук) на день и отправились в Shwemawdaw Paya, то есть к ступе Швемадо, построенной в Х в. Ступа тоже очень почитается буддистами наряду с Шведагоном и Золотой скалой в Кьяктиё. Ступа к сожалению, была на реставрации.

Мьянма — путешествие в прошлое
жизнь в бирманском городе как всегда - кипит!

В Баго много храмов, разбросанных по всему городу. Постарались объехать их все и вечером сели на ночной автобус.

День 4. Кало

За ночь автобус привез нас в Кало, где утром мы поспрашивали цены на трек. Треков в окрестностях несколько. Мы взяли наиболее интересный и договорились на завтра. Но для начала уехали на попутке в соседнюю деревню. Позавтракали какими-то апельсинами в чьем-то саду. А вот чтобы поужинать, пришлось забраться в деревню на холм. В один дом нас пригласили в гости, напоили чаем, в соседней деревушке накормили ужином и апельсинами, которыми и угощали нас на всем треке. Из деревни возвращались после заката, освещая дорогу фонариками. А потом нас подбросил, но городка грузовик. Бирманцы — гостеприимный народ.

Мьянма — путешествие в прошлое
Традиционная кухня в традиционном доме в горах. Готовится обед туриста: овощи, яичница, салат из специфически пахнущей травы и кока-кола.

День 5. Трек к озеру Инле

Расставшись с пачкой чат, мы оставили вещи, которые поехали без нас на машине к озеру Инле, а мы сами отправились пешком к Шанскому нагорью. За три дня мы увидели много разных племен, которые отличаются разве что цветом одежды и манерой ее носить.

Мьянма — путешествие в прошлое
Местные племена охотно фотографируются, но просят за это немного денег.

Стоимость трека была оговорена заранее. 8 долларов с человека за 3 дня, не считая лодки на Инле, платы за въезд на Инле, оплаты перевоза наших вещей. В стоимость входило: завтрак, обед, ужин, ночевка в доме в шанской семье, вторая ночевка в монастыре (за небольшое пожертвование), услуги гида и повара. Повара мы видели только когда садились за стол. Он нас опережал, чтобы приготовить всё к нашему приходу, всегда баловал нас деликатесами — например, бананами в синем огне бирманского рома…

Первую ночь при свечах провели в бирманском доме на сваях, где на первом этаже жили буйволы, а с лестницы без перил можно было ночью спросонья навернуться и упасть в мягкую грязь.

Мьянма — путешествие в прошлое
посадка чеснока - традиционного средства от вампиров. Но помогает только в том случае, если его посадить вручную.

День 6. Трек к озеру Инле

Днем проходили по прекрасным полям, горам и лесам, мимо железнодорожной станции по шпалам, которые местами вывалились и перекосились. Железная дорога имела вид почти заброшенной, но уж точно не работающей.

Однако на станции все свидетельствовало об обратном. Поезд был забит бирманцами, на улице шла бойкая торговля овощами и фруктами. Кто знал, что и нам «посчастливится» проехаться на таком поезде (от Мандалая до Багана)… Итак, от станции недалеко было и до мужского монастыря (а бывают и женские), где мы провели вторую ночь нашего трека. Помещение монастыря было отгорожено тонкими перегородками, без дверей, где на пол постелили матрасы и одеяла для туристов. Тут же был алтарь, где монахи проводили богослужения.

монастырь недалеко от озера Инле

Горячего душа прошлым вечером в доме у бирманцев я не нашла, и холодного тоже, да и поздно было искать воду, а вот в монастырь мы пришли засветло и помыться хотелось. Гид указал нам на странное устройство типа насоса, которое как бы когда-то качало воду из скважины-колодца и типа она поступала по трубе в кабинку, которую турист обычно именует «душевая», в виде бетонных стен, за которые надо прятаться, чтобы не узрели монахи со второго этажа монастыря. Но все это было лишь теоретически. Изучив первобытное устройство, я заглянула в колодец — там вода была и меня это очень порадовало, но через секунду я поняла, что воды не будет, ибо устройство сломано. Но мне надо было помыться пока тепло (ночью холодало, декабрь все-таки). Пошла к гиду, говорю: «дай что-нибудь куда налить воды, отнесу туда в кабинку и помоюсь». Он сразу понял, принес ковшик и два ведра. Я налила воду из бочки в ведра и притащила в кабинку. Помывшись, почувствовала себя человеком. Это, конечно, не горячий душ, и даже не душ, но как приятно… на природе, во дворе мужского монастыря…

Мьянма — путешествие в прошлое
женщины в традиционной одежде на фоне вездесущих мандаринов (невероятно вкусные и из много-много, целые горы там!!!)

День 7. Трек к озеру Инле

На следующее утро я проснулась, еще до восхода, перед тем как мальчики-монахи начали петь. Навестив паучка в лесу, я вернулась, послушала пение, которое в 5 утра разбудило тех, кто еще спал. Позавтракали, пожертвовали немного чат монастырю и потопали к озеру Инле. К обеду дошли, по пути посетив несколько развалин на вершине холмов. Приплыв в город, мы нашли наш отель, где нас давно уже ждали наши вещи.

Мьянма — путешествие в прошлое
сельский житель, встреченный нами во время трехдневного трека к озеру Инле.

День 8. Озеро Инле

Озеро Инле — уникальное место в Бирме, где выращивают помидоры и наши любимые мандарины, но не на твердой почве, а на полосках земли, плавающие по озеру. Иногда, еслинадо переместиться в пространстве, бирманцы перемещают поле по озеру и трудятся уже в другом месте.

озеро Инле

Гид-лодочник нас сразу повез на другой маркет, где продавались дешевые вещи и сувениры. Затем было несколько развалин и храмов на холме, посещение табачной фабрики, домика падаунов (падаунгов), где на ткацком станке ткали шарфики девушки с длинными шеями, вытянутыми с помощью золотых колец. Далее по программе ресторан для туристов с высокими ценами. Альтернативы нет.

Вечером сели на автобус в Мандалай — культурную столицу Мьянмы, бывшую столицу Бирманской империи.

Мандалай

День 9–10. Мандалай

В окрестностях Мандалая большой интересны древние столицы Ава и Амарапура с тиковым мостом У Бейн длиной 1,2 км, самым большим деревянным мостом в мире.

Мьянма — путешествие в прошлое
Амарапура и тиковый мост через озеро

В Мандалае интересны королевский дворец и храмы на холмах. Вечером поехали в Баган на поезде, и мы уже знали, по каким рельсам едет поезд и почему раскачивается так, что сумки падают на голову, а тело кидает от стены до стены, и почему в поезде нет спальных мест, а только сидячие; и это удовольствие стоит всего 10 долл. на каждого.

День 11–13. Баган

Баган — заброшенный город с храмами 9 в., главная туристическая достопримечательность в Бирме. В Багане в отель заселяют, только если сразу купить билет на посещение храмового комплекса. Осматривать Баган можно пешком, на велосипедах или на традиционной повозке, запряженной лошадью.

Баган

День 14. Гора Попа и город Пи

По́па — потухший вулкан высотой 1518 м. С горы Попа виден старый город Баган, а с другой стороны горы — глубокий каньон 914 м глубиной. На горе храмовый комплекс. Утром к горе ездит туристический автобус.

Город Пи (латинскими буквами — Pyay) расположен между Баганом и Нгапали. Там всего два отеля, а поэтому дерут втридорога. Около города находится самый древний храмовый комплекс то ли в Бирме, то ли вообще в Азии. Построен около 4–9 вв., сильно разрушен.

город Пи (Pyay)
Мьянма — путешествие в прошлое

Вечером оказалось, что из Пи нет транспорта к океану. Пришлось ночью автостопить автобус, ехавший из Янгона в Нгапали, и платить 20 долларов с человека за счастье сидеть на откидных сиденьях в проходе.

город Пи (Pyay).

День 15–17. Нгапали

Нгапали — курорт для желающих искупаться в водах Бенгальского залива. А из Нгапали обратно в Янгон можно либо улететь на самолете (70–100 долл.), либо уехать на автобусе, который швыряет из стороны в сторону все 16 часов.

Мьянма — путешествие в прошлое

День 18. Янгон

Что больше всего запомнилось из поездки в Бирму? Кроме Шведагона, Багана и океана? Ночной автобусный Нгапали-Янгон, когда каждые полтора часа автобус останавливали на постах для проверки документов. Военные и полиция «развлекали» нас, чтобы поняли туристы, что Союз Мьянма — самая безопасная страна на свете.