Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 22 марта 9:38

Таллин — Эстония, Рига — Латвия Февраль 2012

Почему я считаю, что Рига и Таллин отлично подходят для путешествия «выходного дня»?

Потому что, во-первых, добраться до этих городов из Москвы можно за час на самолете или за ночь на поезде.

Потому что, во-вторых, Ригу и Таллин разделяет небольшое расстояние — опять же час на самолете или 8 часов на автобусе.

Потому что, в-третьих, на осмотр основных достопримечательностей хватит одного-двух дней. Как раз то, что нужно для короткой поездки — достаточно, чтобы набраться новых впечатлений, но и не слишком много, чтобы не пришлось отнимать драгоценное время от столь короткого у работающих людей отпуска.

В-четвертых, многие, особенно работники сферы обслуживания, хорошо понимают и говорят по-русски. Согласитесь, отсутствие языкового барьера значительно облегчает пребывание в другой стране.

Официант в ресторане-пивоварне BeerHouse в Таллине

И в-пятых. Эти два города в чем-то похожи и в чем-то разные. Они оба — столицы своих государств и возникли примерно в одно и то же время. И Рига, и Таллин входили в Ганзейский союз городов, или Ганзу, большая роль в котором отводилась купеческим гильдиям.

Дом купцов Черноголовых на Ратушной площади в Риге
Вход в дом купцов Черноголовых на улице Пикк в Таллине

На рижских и таллинских улицах и площадях вам повстречаются красивые церкви в сдержанно-готическом северном стиле и общей для обеих стран лютеранской конфессии.

Вид на церковь святого Олафа с высоты холма Тоомпеа (Вышгород)

И у Риги, и у Таллина есть свои символы и талисманы. В Риге символом и оберегом города является петушок, который венчает шпили церквей и служит в качестве флюгера, заменяя собой христианские кресты.

Страж Таллина — усатый Старый Томас, меткий стрелок и отважный воин. Флюгер в виде его фигуры установлен на вершине шпиля Таллинской городской ратуши.

Но есть, безусловно, и различия. Рига стоит на реке, а Таллин — бывшая крепость на Балтийском море, и этот нюанс сильно разнит их характеры. Все-таки в морских городах чувствуется больше романтики и колорита. К тому же Ригу можно назвать прибалтийским мегаполисом и по размерам, и по количеству населения, тогда как в Таллине на 200 000 человек меньше, и сам он более компактный.

Старый город Таллина. На горизонте Балтийской море

В целом Таллин произвел впечатление более благополучного и ухоженного города, где уродливые рудименты советской эпохи не так заметны. Я не хочу сказать, что советское прошлое было исключительным злом для Прибалтики, но в архитектурном плане, и это нельзя отрицать, пострадали многие города.

По всем вышеуказанным причинам мы выбрали именно Ригу и Таллин для короткого зимнего путешествия. В итоге получилось три полных дня, распределенных поровну между Ригой и Таллином. Совместить города получилось таким образом: билет покупался у латвийской авиакомпании AirBaltic до Таллина с пересадкой в Риге. Пересадка была такой по длительности, что мы могли полноценно осмотреть и Ригу тоже.

Поездка стала своеобразным подароком мужу на День защитника Отечества, который мы решили отметить не в России, а в Прибалтике, тем более друзья, которые ездили в Ригу и Таллин на католическое Рождество, были в большом восторге.

По поводу Прибалтийских стран у наших соотечественников существует множество негативных предубеждений, которые порой не поддаются рациональному объяснению. В основном информация черпается из передач российских «зомбоканалов», освещающих события несколько однобоко и в соответствии с «генеральной линией партии».

Первое предубеждение: «смотреть в Прибалтике не на что». Они же бывшие «наши», у них все то же самое, что и у нас.

Мое мнение: это далеко не так. Что в Риге, что в Таллине старинная архитектура представлена лучше, чем во многих других странах. Старый город Таллина, занесенный в Список всемирного наследия Юнеско, один из самых хорошо сохранившихся в Европе, и гулять по нему одно удовольствие, визуально перемещаясь по времени в эпоху Средневековья.

Таллинская ратуша — единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. Датируется 14 веком

Второе предубеждение: прибалты ненавидят русских, потому что считают их оккупантами.

Никакого негатива со стороны прибалтов мы не почувствовали. Наоборот, все были предельно улыбчивы и доброжелательны, даже люди молодого возраста, которые в любой стране и в любом обществе более радикально настроены, нежели старшее поколение.

По факту никто не кричал нам: «Грязные русские, убирайтесь в свою Россию» и т. д. Возможно, так было лишь потому, что мы туристы и бывали исключительно в туристических местах, где априори вежливо относятся ко всем, кто приносит доход. Но хочется верить, что времена взаимной вражды (а ведь мы соседи с Прибалтикой и всегда будем в одной связке!) остались позади.

Третье: они разрушают или переносят памятники советским воинам, а еще сочувствовали фашистам. Нечего приезжать и кормить пособников фашистов

Советский Союз на правах «большого брата» в отношении близлежащих стран действовал как слон в посудной лавке. И поломанные им тарелки склеить невозможно до сих пор.

Прибалтийские страны независимы немногим более двадцати лет, и в поисках собственного пути в этом мире они закономерно совершают ошибки, действуя слишком эмоционально по отношению к собственному прошлому. В России ведь тоже после распада Советского Союза переименовывали улицы и сносили памятники «вождям». А до этого разбирали по камушку храмы и отправляли попов на расстрел.

Пройдет немного времени — и на все эти памятники уже никто не обратит внимания. Они станут частью прошлого, а прошлое хорошо тогда, когда оно не отравляет настоящее и не разрушает будущее обидами, покрывшимися пылью столетий.

Памятник Свободы (латыш. Brīvības piemineklis; в разговорной речи рижан называется Милда, Milda) в Риге был установлен в 1935 году в память о павших борцах за независимость Латвии. Благодаря усилиям скульптора Веры Мухиной, уроженки Риги и автора знаменитого монумента Рабочий и колхозница, памятник в советские годы не снесли и не перенесли на другое место
Памятник Свободы (латыш. Brīvības piemineklis; в разговорной речи рижан называется Милда, Milda) в Риге был установлен в 1935 году в память о павших борцах за независимость Латвии. Благодаря усилиям скульптора Веры Мухиной, уроженки Риги и автора знаменитого монумента "Рабочий и колхозница", памятник в советские годы не снесли и не перенесли на другое место

Чтобы составить мнение о Прибалтике, мы решили увидеть Ригу и Таллин собственными глазами.

Время для поездки было выбрано, честно говоря, неудачно — конец февраля. Еще холодно и зима, но уже чувствуется приближение весны — в скачках температуры, подтаявших, будто обугленных по краям горах снега и ледяной корке на дорогах.

Второй фактор «неудачности»: неудобное время пересадки — на обратном пути из Риги в Москву пришлось провести 6 часов в зале ожидания аэропорта. Третий фактор связан со вторым: в рамках короткой трехдневной поездки пришлоось совершить целых четыре перелета.

Надо ли говорить, что мы толком не выспались и приехали домой вялые и подавленные.

После этой поездки я зареклась брать билеты с ночными пересадками. А муж теперь категорически против зимних путешествий в северные страны.

Несмотря на все превратности, и Рига, и Таллин нам понравились. Особенно Таллин. Его так замечательно сохранившийся Старый город обладает очарованием детских сказок. Это как любимая игрушка, с которой интересно играть даже будучи взрослым и серьезным человеком.

Старый город Таллина (Tallinna vanalinn)

22 февраля был обычный рабочий день. Но заканчивался он для нас не совсем обычно. В 23.45 по московскому времени вы вылетели из Шереметьево в Ригу. Перелет очень короткий, почти незаметный. Из-за разницы во времени мы приземлились в рижском аэропорту в 23.30 — судя по часам, можно сказать, что и не летели.

В поездку брали с собой евро: в Эстонии именно эта валюта. В Латвии на тот момент были в ходу латы, причем курс лата к евро невыгодный — местная валюта дороже европейской. С 2014 года Латвия тоже перейдет на евро. Мне кажется, стране это пойдет только на пользу.

Из-за позднего прилета я оплатила на сайте Air Baltic ваучер на такси, так как не знала, будет ли возможность поменять деньги. Стоимость такси до города в ценах 2012 года — 10 лат.

Наше знакомство с Ригой началось с долгих и пространных объяснений таксиста, отлично говорившего на русском языке, что Латвия уже не та, что живется очень плохо — высокая безработица, что многие уезжают в Швецию или Ирландию, потому что в Латвии никаких перспектив. Что ему самому пришлось несколько лет прожить в Стокгольме вдали от семьи, ради которой он собственно и работал.

И еще он сказал, что Латвию называют страной таксистов и шлюх. Не знаю, действительно ли ситуация в Прибалтике настолько удручающа — ведь мы приехали всего лишь на три дня и всего лишь в качестве туристов. В исторических частях Риги и Таллина никаких явных признаков неблагополучия мы не заметили.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Первую ночь в Риге мы провели в отеле Boutique Hotel Man-Tess. Номер на двоих нам обошелся в 33 евро.

Отель, занимающий здание особняка 18 века, удобно расположен в центре Старого города, недалеко от Латвийской национальной оперы с одной стороны и церкви святого Петра с другой стороны.

Номера в отеле выполнены из самого экологичного материала — дерева. С другой стороны, обстановка выглядит немного потрепанной и обветшалой.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Первый этаж, где подается завтрак (помню, были мандарины и вкусный капучино!), очень интересно оформлен. Камин, возле которого стоит корзина с заботливо приготовленными на случай дождя зонтиками, певчая птичка в клетке и золотые рыбки в маленьком бассейне.

Утро выдалось влажным и морозным одновременно. Каменная брусчатка была покрыта небольшим слоем наледи, но ничего сверхординарного, что предвещало бы погодный апокалипсис в середине дня.

Ста́рый го́род в Риге (латыш. Vecrīga, нем. Altstadt von Riga, также известен как Ста́рая Ри́га, Вецри́га)

Все основные достопримечательности Риги сосредоточены в историческом районе Старая Рига, или Вецрига, где мы и гуляли запланированных полтора дня.

Первым мы увидели квартал Конвента сета (Konventa sēta), или «двор конвента». Это один из старейших кварталов Риги, история которого восходит к 13 веку, когда Орден братьев меча построил в центре города свой замок, впоследствии разрушенный.

Здания в Концента сета неоднократно разрушались и перестраивались, в итоге то, что мы видим сейчас, — это постройки конца 18 века, отреставрированные в 80-х гг. 20 века.

В наши дни в квартале располагаются магазины, антикварные лавки и отель с одноименным названием.

В квартал ведут всего четыре входа, которые на ночь запираются. В других источниках я прочитала, что входа всего два, а не четыре.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Конвента сета не произвел впечатления старинного места. Где-то в описаниях я читала, что здесь нет машин, как и почти во всей Старой Риге, но они были.

Дома очень милы, но горы неубранного снега портили общий вид. Казалось бы, мы должны к этому терпимо относиться — для России такая картина в порядке вещей. Но иногда и сбегаешь в другие страны, чтобы не видеть того, что в российском понимании является нормой.

Мы прошли Конвента сета насквозь и увидели перед собой церковь святого Петра — одну из старейших в Риге, известную еще с 13 века. В настоящее время это действующий лютеранский приход.

Церковь стала узнаваемым элементом панорамы Риги прежде всего благодаря своему необычному шпилю, напоминающему детскую пирамидку, в которой каждый последующий элемент меньше предыдущего. Свой современный вид шпиль обрел в 17 веке и долгое время являлся самым высоким деревянным шпилем в Европе.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

С тыльной стороны церкви находится самый знаменитый памятник Риги, посвященный Бременским музыкантам — персонажам сказки братьев Гримм. Поверье гласит, что возле памятника нужно загадать желание и потереть нос ослу. Если хочется услить вероятность исполнения желания, необходимо потереть носы псу и коту. Ну, а дотянувшись до клюва петуха вы увеличиваете свои шансы чуть ли не до ста процентов.

Шпиль церкви святого Петра — отличная смотровая площадка, куда мы и поднялись, чтобы взглянуть на Ригу с высоты птичьего полета.

Река Даугава в конце февраля еще была скована льдом.

Вид на Вантовый мост и колокольню Домского собора

С высоты видно, что в Риге соседствуют здания, относящиеся к разным временным пластам архитектуры. Тут и современные зеркальные высотки, и реликты советской эпохи в серо-коричневой гамме, и старинные дома и церкви в стиле готики, барокко и модерна.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Следующим пунктом нашей программы была Ратушная площадь, которая находится в пяти минутах ходьбы от церкви святого Петра.

Изначально на площади, как и во многих других средневековых городах, располагался рынок, и потому называлась она рыночной. Самым красивым зданием на площади, сохранившимся до нашихдней, является дом купцов Черноголовых, похожий на печатный пряник.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Но есть на площади здания, которые откровенно ее уродуют. Это я имею в виду музей оккупации. Черный гроб посреди пышного праздничного стола. Латыши обижены на Россию, и я их в чем-то даже понимаю, но зачем добровольно уродовать главную площадь столицы?

Затем мы зашли на ярмарку народных товаров. Это изделия из льна, войлока, керамики, янтаря. Цены в Латвии достаточно высокие, так как пресловутый лат дороже евро. Но я все же не удержалась и купила себе расшитые синими нитями и бисерм перчатки из козьего пуха, которые служат мне до сих пор.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

В 7 часов вечера нас ждал перелет в Таллин, но в запасе было еще много времени, потому мы отправились гулять без какой-либо определенной цели, любуясь на дома в старой части Риги. Некоторые были украшены так, что напоминали о давно прошедшем Рождестве.

Все бы хорошо, но в дороги, как в желоба, стекала вода, и наши ноги постоянно были мокрыми.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Я видела фотографии Риги, сделанные в теплое время года. Небо и земля по сравнению с «зимними».

Летом, думаю, этот дворик выглядит не таким унылым и покинутым.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Так мы дошли до Домского кафедрального собора, так же, как и церковь святого Петра, принадлежащего к Евнгелическо-Лютеранской церкви Латвии. Один из крупнейших соборов в странах Балтии. Жаль, что часть здания собора была закрыта строительными лесами, и увидеть его во всем великолепии не представлялось возможным.

Вообще в Риге нам часто попадались церкви. Здесь их действительно очень много — разных конфессий и разных архитектурных стилей. В некоторые мы заходили просто чтобы погреться.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Потом мы спустились к реке Даугаве, на берегах которой стоит Рига. Река кое-где была скована льдом, но уже виднелись большие участки «свободной» воды стального серого и коричневого цвета.

У реки стоит великан в стеклянном кубе с младенцем на плечах. С великаном связана легенда о возникновении Риги.

В стародавние времена в Даугаву впадала речка Ридзиня. Когда людям надо было переправляться через речку, Великан переносил их на своих плечах. Оданажды ночью он услышал плач, но в темноте не мог разглядеть, кто именно плачет. Великан зажег фонарь и увидел на том берегу реки нищего мальчика. Великан сжалился над ребенком, перенес его на своих плечах через реку и дал ночлег в своей пещере. На следующее утро ложе, где спал мальчик, превратилось в чистое золото. На это золото и был построен город Рига.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Пока гуляли на свежем воздухе да на морозце, проголодались. Пообедать зашли не в трактир, оформленный под старину, а почему-то в ресторан с современным дизайном. Зато почти все посетители в нем были латыши, зашедшие сюда на бизнес-ланч.

Больше всего из той трапезы запомнился вкуснейший и ароматнейший рижский хлеб. Самое вкусное, что мы вообще пробовали в Риге.

На улице тем временем начался погодный армагеддон в виде порывистого ветра и ледяного дождя. Нам пришлось зайти в первый попавшийся музей, потому что гулять дальше было бы для нас настоящей пыткой. Так совпало, что в российский День защитника Отечества этим музеем оказался Военный музей Латвии.

Военный музей Латвии (латыш. Latvijas Kara muzejs) — рижский музей, экспозиция которого посвящена истории возникновения и становления латвийских вооружённых сил. Музей находится в Пороховой башне — единственной сохранившейся до наших дней башне рижской крепостной стены.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Музей интересный, но ничего, на мой женский взгляд, выдающегося.

Экспонируются модели танков и кораблей, оружие и военное облачение, плакаты и газеты времен Мировых войн. Уверена, что музей очень понравится представителям мужского пола всех возрастов — от маленьких и до взрослых мальчиков:)

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Наконец пришло время ехать в аэропорт. Летели мы до Таллина на маленьком винтовом самолете, который не был заполнен даже наполовину.

В моей жизни было множество перелетов, в том числе длительных по времени и над океаном. Но этот короткий — меньше часа — перелет запомнился в особенности. Нас мотало из стороны в сторону, кидало вниз, а потом подбрасывало вверх. Я вспомнила все молитвы, которые знала, хотя летать не боюсь вообще.

Я испытала неимоверное облегчение, когда шасси этого перышка консулись эстонской земли.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

В Таллине мы остановились в хостеле OldHouse Hostel в нижней части Старого города. Стоимость двухместного номера за 2 ночи — 76 евро. Главное преимущество хостела, помимо цены, — шаговая доступность всех основных достопримечательностей.

Несмотря на уже позднее время и выматывающий перелет, мы все же были голодны и отправились искать место для ужина.

В поисках вышли на Ратушную площадь. Из-за морозной погоды на ней практически не было людей. Все прятались в теплых местечках, где согревались горячим вином со специями или пивом.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Нам тоже хотелось найти какой-нибудь уютный трактирчик, чтобы согреться и перекусить. На наше счастье мы случайно зашли в одно из лучших заведений в Таллине — Beer House. Уникально оно тем, что это ресторан и одновременно мини-пивоварня, то есть подается пиво, сваренное здесь же.

На стене у входа висят фотографии знгаменитостей, посетивших пивную. Есть и много звезд из России. Но нам это место понравилось, конечно, не потому, что здесь когда-то изволили отобедать Данко и Борис Моисеев.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Муж заказал шашлычок из лосятины в клюквенном соусе и малюсенькими пирожками с картошкой и грибной икрой. Это было самое вкусное, что мы пробовали за всю поездку. После такого ужина Таллин определенно вошел в число наших любимых городов, а шашлычки из лосятины мы вспоминаем до сих пор:)

Ночевали мы в двухместном номере с окнами, зарытыми чуть ли не в землю как в старых деревянных домах. Было жутко холодно, в батареях еле теплилась жизнь, и мы все никак не могли согреться.

Утром мы отправились гулять по Старому городу Таллина, который внесен в список Всемирного наследия Юнеско. Условно Старый город делится на Верхний, расположенный на холме Тоомпеа, и Нижний, расположенный соответственно под холмом. Наверху, что вполне понятно, селились знатные горожане, внизу — торговцы и ремесленники.

Сердцем Нижнего города является Ратушная площадь, существовавшая еще с 14 века, а сердцем Ратушной площади является городская ратуша — единственная ратуша в готическом стиле в странах Балтии и Скандинавии, сохранившая до наших дней.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Наиболее примечательными зданиями на Ратушной площади является средневековая аптека, которая работает с 15 века и является одной из самых старых непрерывно действующих аптек в Европе.

На Ратушной площади расположено несколько известных таллинских ресторанов. Один из них — «Старая Ганза» -названием напоминает о том, что Таллин входил в Ганзейский союз городов, и «Тройка».

Муж уговаривал меня зайти в «Старую Ганзу», но я, сама не знаю почему, уперлась, а теперь жалею. Сейчас мы с ним договорились, что заходим во все заведения, которые предлагает он. У него нюх на интересные места.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Старый город Таллина отлично сохранился до наших дней. Люблю такие места, где будто совершаешь путешествие во времени.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

В Таллине, как и в Риге, много церквей. На мой взгляд, самая красивая и запоминающаяся из них — церковь святого Олафа, или Олевисте. Церковь посвящена святому Олафу — норвежскому королю, возведенному в ранг святых, покровителю мореплавателей (не забываем, что Таллин возник как крепость на Балтийском море).

В снежном обрамлении она показалась мне замком, в котором разворачивается действие одной из сказок братьев Гримм.

Церковь построена все в том же сдержанно-готическом северном стиле и принадлежит лютеранской конфессии. Самым замечательным в ней является шпиль изумрудного цвета. Некоторое время благодаря ему Олевисте считался самым высоким сооружением в мире, пока не случился пожар.

Мы не только увидели Олевисте снаружи, но и решили зайти внутрь. В церкви было множество людей — раздавали горячую еду малоимущим. Наблюдать за этим было трогательно и в то же время печально.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Еще одна интересная церковь — Святого Николая, или Нигулисте, построенная в 13 веке на деньги немецких купцов. Сейчас в церкви действует филиал Таллинского художественного музея и концертный зал.

Неподалеку от церкви святого Николая находится здание Эстонской национальной оперы, построенное в 1865 году.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

В Таллине есть несколько памятников и статуй — например, Русалка или печально известный Бронзовый солдат. Мы же увидели всего два и далеко не самых раскрученных.

Так я нигде не смогла найти информацию по этому упитанному дядечке в цилиндре. Если кто-то знает, поделитесь.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Вторая статуя на первый взгляд совершенно неприметна среди снега. Это крошка «Косуля» в сквере на улице Нунне. По легенде, косуля, или олень — это символ города Ревеля, как раньше назывался Таллин. Название «Ревель» происходит от немецкой фразы «Упавший олень» («Reh fall» — подстреленный основателем города датским королем зверь сорвался якобы с уступа нынешнего Вышгорода).

Еще одна интересная достопримечательность в Нижнем старом городе — это крепостная стена, одна из лучших сохранившихся в Европе. Таллин был хорошо укрепленной морской крепостью, и крепкие толстые стены составляли важную часть его обороны.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

У крепостной стены находился небольшой рынок, на котором продавались вязаные вещи.

Верхний город Таллина, или Вышгород, расположившийся на холме Тоомпеа, тоже стоит посетить. Когда-то на холме селилась аристократия Ревеля, в наши дни на нем находятся здания Правительства и Парламента Эстонии, а также православный храм имени святого Александра Невского.

Верхний город тоже был обнесен крепостной стеной, часть которой сохранилась до наших дней.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Самое примечательное в Вышгороде — это то, какой вид открывается с него на Нижний город.

Еще это возможность хотя бы на отдалении увидеть здания современного Таллина.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Прощальный ужин мы провели в так полюбившемся нам Beer House. Залы немаленькой по размерам пивной были заполнены людьми, играла живая музыка, в том числе исполняли русские песни, и люди пускались в пляс. Все было просто замечательно: и атмосфера, и еда, и напитки. В общем, мы решили, что если не в Ригу, то в Таллин вернемся обязательно, только в более теплое время года.

25 февраля рано утром мы вылетали из Таллина в Ригу. Пересадка была очень длительной — целый день нам пришлось гулять по Риге, ожидая ее, а потом еще ночь провести в аэропорту.

Из-за такой разорванности второй день в Риге прошел не так бойко, как первый.

Сначала мы сходили на экскурсию по Домскому собору, увидели внутренний двор, где хранятся старинные реликвии.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд

Потом послушали концерт органной музыки, на котором собралось большое количество народа, так как на улице было довольно морозно.

После концерта мозг отказывался воспринимать что бы то ни было серьезное и историческое. Гулять по Старому городу, мочить ноги и мерзнуть не хотелось, поэтому пришлось пойти в кинотеатр, чего в путешествиях мы никогда не делаем. С другой стороны, увидеть латвийский фильм на русском языке было интересно. Сюжет я не помню. По-моему, что-то о депрессивных районах Риги и трудных подростках.

Вечер и ночь мы провели в рижском аэропорту. И только в 9 утра следующего дня мы наконец-то оказались в Москве. Сейчас бы я спланировала наше путешествие по-другому. Первую пересадку в Риге оставила бы без изменения, а вторую свела бы к минимуму, уделив больше времени Таллину. Но история не знает, как известно, сослагательного наклонения.

Рига и Таллин — чудесная пара на уикенд
Часы «Лайма» (латыш. Laimas pulkstenis) — столбовые часы оригинальной башенной конструкции, расположенные в центре Риги

Суммируя опыт по Риге и Таллину, что, как мне кажется, важно сделать:

1) Привезти рижский бальзам или ликер «Старый Таллин». А можно и то, и другое вместе:)

2) Купить что-нибудь из янтаря в Риге. Пусть не шикарное ожерелье, а маленький магнитик на холодильник в качестве памяти о вашей поездке. Потому что янтарь известен с древности как символ счастья и здоровья, он подпитывает творческие силы, помогает реализовать планы, дает бодрость духа, приносит удачу и радость;

3) Сходить к воде, где начинались эти города — к реке Даугаве в Риге и к Балтийскому морю в Таллине. К сожалению, в Таллине до моря мы не дошли, но в следующий раз сделаем это обязательно;

4) Посчитать петушков, кошек, старых воинов — в общем, все символы Риги и Таллина, которые сможете найти;

5) Попытаться дотянуться до петушиного клюва (имеется в виду петух из памятника Бременским музыкантам) и потереть его;

6) Зайти в пивную или трактир, послушать народные песни и вкусно и от души поесть;

7) Побывать в Верхнем и Нижнем городах Таллина, почувствовать себя аристократом и мещанином:)

8) При наличии времени послушать концерт органной музыки. Она настраивает на умиротворенный и возвышенный лад.