Турист YO (YOphoto)
YO
был 12 ноября 2019 21:02

Нойшванштайн…

Фюссен — Германия Октябрь 2006
42 25

Последний рабочий день вызвал в душе метания… Мечтой (казавшейся несбыточной) всегда казался замок Вагнера, Нойшванштайн… Почему то все время о нем вспоминала, хотя возможности туда поехать пока не просматривалась… В итоге, изучив карту, стало понятно — что от Мюнхена это двести с небольшим километров, правда осложненное отсутствием своей машины. Долго мучаясь, накануне отъезда я имела руках «легенду» как добраться из Мюнхена в Фюссен на поезде и потом автобусом — в Нойшванштайн…

Спасибо моим коллегам, живущим в Германии и привыкшим к моим постоянным попыткам куда-нибудь уехать, которые помогли мне за вечер сдать билет в Москву с твердым обещанием представителя авиакомпании, что меня завтра ночью обязательно посадят на самолет и отправят в Москву. Таким образом, утром, не имея на руках билета, выписавшись из отеля, оставив вещи «до вечера» на ресепшн, я пыталась решиться одной на перекладных поехать в замок своей мечты.

Приняла я его где-то за 40 минут до отхода поезда. И побежала на вокзал. Поскольку Мюнхена я практически не знаю — я бодрой походкой, щурясь на теплом почти весеннем солнышке, заткнув уши плеером — я радостно отправилась ровно противоположную от вокзала сторону. Поняла я это только выйдя за пределы пешеходной зоны. Поезд отходил через 20 минут. Сначала я махнула рукой и сказала «Не судьба».

SMS мужу: — На поезд опоздала, остаюсь в Мюнхене.

Потом — увидела такси на противоположной стороне площади. К которому я и рванула, нарушая все возможные правила и пренебрегая подземным переход. Билет на поезд до Фюссена я купила за 4 минуты до отхода поезда. Думала, не продадут. Кассир с железобетонным выражением лица, посмотрев на часы, вскинул бровь и сказал — «конечно успеете». И я понеслась через три платформы на поезд. Успела. Чудом, но успела!

SMS мужу: — еду в Нойшванштайн, билетов на самолет у меня нет, багаж остался в отеле, ночью, наверное, улечу, в общем, все нормально.

До Фюссена ехать на немецкой «электричке» 3 час. За окном поезда пробегают идиллические пейзажи южной Баварии. Однако погода устойчиво портится, небо серее, краски пропадают. подъезжаем к конечному пункту.

SMS мужу: — Ну я заехала. 3 сарая посреди поля, ни расписания обратного, ни билетных касс. Поехала искать замок…

В этот момент, т. е. в момент написания этой вот части, пришёл е-мэйл из редакции, по заказу которой эта статья писалась, что они не будут её публиковать, т. к. фото мало, а текст слишком длинный, ну и т. д. И статья так и осталась недописанной. Приведём только ещё одну смс-ку:

SMS мужу: — представь себе хрупкую женщину с большой фотосумкой, которая в офисном костюме и обуви лезет в гору по какой-то сомнительной тропе одна над обрывом в несколько сотен метров. Это я!.

Кстати, все смс-ки реальные, ни одной не сочинили.

5
Нойшванштайн…

А теперь собственно, о замке. Историями его создания полон Интернет, поэтому просто процитируем одно из понравившихся описаний с небольшими купюрами

(автор текста — Ольга Бут)

«Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других»

Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1845—1886 гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто — галлюцинации безумного, а кто — банальные чудачества богача. Одинокий романтик, мечтатель с богатым воображением, он с детства стремился соответствовать образу Великого Короля, возведенного на трон не по закономерности преемственности династии, но милостью Божьей.

Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией. В такой романтической атмосфере, среди великолепия альпийской природы, рос будущий король Баварии. Воспитанный на идеалах благородства и величия истинных королей, Людвиг и сам мечтал соответствовать своим любимым героям. «…Я так хорошо начинал» с изучения законов гармоничного управления государством, но, «внезапно я был оторван от моих книг и отправлен царствовать. Я стал королем слишком рано, не будучи достаточно опытным».

Да, взойдя на престол в 1864 году в возрасте восемнадцати лет, без какого-либо жизненного опыта в политике, молодой король познакомился с реальными проблемами. И лучшие поэтические идеалы юности столкнулись с прозой жизни. Людвиг II правил страной конституционной монархии, поэтому полной свободы действия для воплощения в жизнь своих романтических замыслов у него не было. А тут еще и роковой 1866 год: Бавария в союзе с Австрией проиграла войну против Пруссии. Бавария была вынуждена принять унизительные условия «защитного союза», который не давал права королю использовать свою армию в случае войны. Пруссия теперь диктовала условия внешней политики Баварии. Людвиг II больше не был полноправным правителем, он превратился в «вассала». Будучи одержим идеей королевства, избранного божьей милостью, молодой мечтатель решает отгородиться от внешнего мира с его несправедливостью и пороками, создав в замках и дворцах свое царство.

Но была еще одна причина для строительства столь оригинального замка как Нойшванштайн. Дело в том, что еще будучи наследным принцем, Людвиг был очарован музыкальными драмами Рихарда Вагнера. Композитор сам был романтиком, и сюжеты для своих опер черпал из тех же средневековых легенд, которыми восхищался и Людвиг. Принц хотел привезти Вагнера в Мюнхен и осуществить мечту композитора об оперном фестивале. И как только Людвиг стал королем, он в 1864 году вызвал Вагнера к себе. После первой встречи с королем Вагнер написал пророческие слова, что еще раз доказывает, как близки по духу были эти два человека: «…Сегодня я был представлен Ему. К сожалению, он настолько красив и мудр, проникновенен и благороден, что я боюсь. Боюсь, что его жизнь должна исчезнуть, как божественная мечта в этом мире…Вы не можете вообразить очарование его внимания…Будет большим чудом, если он останется жив». Многие годы Людвиг поддерживал композитора, и замок Нойшванштайн он строил для своего друга.

Король писал Вагнеру: «…Мое намерение — восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца — одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».

«Оскверненные боги будут отомщены и прибудут жить с нами на высоте, вдыхая воздух небес»

На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн). Будущий отшельник выдвинул перед инженерами и строителями несколько обязательных условий.

Во-первых, как большой почитатель красот природы, Людвиг очень беспокоился, чтобы здание не испортило гармонии в пейзаже. Успешность в решении этой задачи сегодня очевидна: окружающая природа и каменное творение органично дополняют друг друга. Особенно красив замок с железного моста над ущельем. А с окон дворца король часто любовался буйным пейзажем гор.

Во-вторых, архитектурно Нойшванштайн должен стать образцом идеального средневекового замка.

И, в-третьих, за средневековым обликом будет скрываться современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн — большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.

Вот так начал Людвиг II строить вокруг себя мир фантазий, но, мир уютный и комфортный. Камень основания «Нового Замка» был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Художники по интерьеру, архитекторы и ремесленники детально воплощали идеи монарха. Необдуманные крайние сроки, которые он устанавливал, заставляли рабочих трудиться днем и ночью. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах «мавританским Залом» с фонтаном, который фактически никогда не был построен. «Комната Письма» была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный «Зал для приёмов» стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Но,…в конечном счете, такая жизнь мечтателя-отшельника не совместима с обязанностями главы государства. Да и расходы росли лавинообразно: все новые элементы в архитектуре и интерьере строящегося замка, которые король непрерывно изобретал, требовали не только личных средств. Множились государственные долги. И с 1885 года иностранные банки стали угрожать отобрать его собственность. Увлеченный процессом постоянного совершенствования будущего замка, король отказывался реагировать разумно. Тогда по инициативе правительства его объявляют душевнобольным и заключают во Дворце Айсберга (Berg Palace), хотя эта процедура не была предусмотрена баварской конституцией. А на следующий же день, 13 июня 1886 года, король Баварии Людвиг II погиб при таинственных обстоятельствах в озере Штарнберг (Starnberg). И что интересно, вместе с ним погиб и психиатр, удостоверивший его безумие. «Поспешность» смерти его величества была так очевидна, что не могла не вызвать кривотолков, которые продолжаются и сегодня

«Нойшванштайн сегодня»

После смерти короля работы по строительству Нойшванштайн либо были прекращены, либо закончены в упрощенных вариантах. Поэтому экскурсии внутри замка проводятся по короткому маршруту, который все-таки дает представление о грандиозности замыслов Людвига II. Проходишь чередой комнат и словно читаешь дневник, ведь оформление жилого пространства отразило взгляды, вкусы — мировоззрение короля-отшельника. Картины на стенах замка созданы на темы любви и вины, раскаяния и спасения. Короли и рыцари, поэты и влюбленные… Но особо выделяются несколько главных героев. Это: легендарный поэт Тангейзер, рыцарь лебедя Лоэнгрин, его отец, Король Чаши Грааля, Персиваль, влюбленные Тристан и Изольда, и герой Зигфрид.

Фотографировать внутри нельзя. Зато по окончанию экскурсии ваше желание зафиксировать впечатления от баварского чуда помогут сувенирные раскладки, изобилующие печатными изданиями и фотографиями. Но, естественно, овеществленная память и стоит соответственно.


ФотоЁ!

Конечно, на строительство «Нового замка» были затрачены колоссальные средства, и, чтобы их возвратить в казну правительство Баварии уже через семь недель после смерти Людвига II открыло Нойшванштайн для посетителей. Вот, уж, воистину «нам не дано предугадать»… Замок, который возводился королем как уединенное убежище, теперь любопытно осматривают миллионы туристов. Идеалист-мечтатель бежал от общественной жизни, теперь же эта жизнь топчет полы в жилище его фантазий. Нет, это не парадокс, это закономерность. Потому что Нойшванштайн — шедевр искусства, он — вне времени.

Добавим небольшой комментарий от себя и приведём ещё пару цитат из переписки Вагнера и Людвига II:

Вагнер:

Мы сидим целыми часами, потерявшись один во взгляде другого. Как легко мне будет здесь отдохнуть, во всех смыслах этого слова. Меня никто не замечает, никого я не вижу. Все, что мы оба глубоко презираем, идет своим путем, далеко от нас. Мы не считаемся ни с чем. Мое необычайное влияние на душу короля может повести только к добру, а не злу. С каждым днем все в нас и кругом нас становится прекраснее и лучше. Ах, этот милый юноша! Он для меня в настоящее время все: мир, женщина, дитя…

Людвиг:

Посылаю вам, дорогой друг, мой портрет, потому что думаю и даже уверен, что из знающих меня людей вы любите меня больше всех. Я бы хотел, чтобы, смотря на него, вы думали, что тот, кто посылает вам его, посвятил вам любовь вечную, что он любит вас пламенно, так, как только может один человек любить другого.

«Официальные» жизнеописания мало говорят о том, что и Людвиг и Вагнер были гомосексуалистами. Возможно, именно по этой причине Людвиг совершенно неожиданно отказался от брака? И, возможно, не только романтически-идеальные отношения связывали этих людей. Только ли ради опер Вагнера король Людвиг Вагнера буквально разорил свою страну?

Однако, результат, как в музыкальном смысле, так и в архитектурном получился волшебный 8о)

Есть легенда, что другой, что ещё более известный композитор с теми же наклонностями — Пётр Ильич Чайковский — вдохновился на написание «Лебединого озера» посетив эти места. Однако эта история кажется нам сомнительной, т. к. много путешествовать Чайковский начал после 1877 года. Т. е. после первой премьеры Лебединого озера. К тому же писать «Лебединое» Чайковский начал на заказ, ради заработка,. В сентябре1875 гкомпозитор писал Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету „Озеро лебедей“. Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Но это бы лучше узнать у тех, кто лучше знает биографию Чайковского.

И ещё один маленький комментарий. Большинство залов замка посвящены отдельным операм Вагнера, т. е. один зал — одна опера, и кажется естественным, что бы в залах звучала музыка Вагнера именно из тех опер, которым посвящены конкретные залы. Однако этого нет. Наверное, это сделано для того, что бы посетители не «зависали» в отдельных помещениях, а быстро и в полном орднунге пробегали по замку — время посещения ограничено и просто погулять по замку нельзя.

Вот такая вот история….

P. S. Рассказ написан от женского лица, потому что нас, авторов, двое — Y(Юрий) и О(Ольга). Так в описываемом случае Оля была там одна, то и рассказ, естественно, от её лица.

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Фюссене
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии