Lina-Zet
Елена Пользователь — была 25 июня 2016 г. 23:16
Рассказ участвует в конкурсе «Лучший туристический маршрут»

Три страны — три столицы. Горы, водопады, викинги и тролли

Подготовка к маршруту началась за год до планируемых дат. Время выбрано — конец июня — начало июля. В Норвегии — это пик сезона, хотя и самый дорогой по ценам на отели. Но! Все дороги открыты, погода теплая, что не маловажно. Т. к. сразу запланировалась рыбалка на фьорде, пеший подъем на скалу Прекестулен и спуск по дороге троллей — главному аттракциону Норвегии. Все путешествие заняло 14 дней.

Сначала по картам подробно выверялся маршрут, вплоть до каждого километра, времени в пути. Забегая вперед, хочу сказать, что к планируемому времени можно смело накидывать еще 3–4 часа, в связи со сложностью рельефа, частыми остановками для любования пейзажами и фотосъемкой. После прокладки маршрута — бронирование отелей. Из-за большого наплыва туристов в это время года, лучше всего делать это минимум за полгода. Все отели подбирались и бронировались на сайте www.booking.com с бесплатной отменой бронирования. Хотя отменять впоследствии ничего не пришлось.

Второй этап — получение шенгенской визы. Записаться можно через http://visa.finland.eu/Petrozavodsk/russian/index.html

Почему Петрозаводск? Живу я в Карелии и у нас облегченный визовый режим для въезда в Финляндию. Поэтому виза получалась за 3 месяца. Опять же, запас времени оставлялся на «вдруг» и можно было успеть запросить визу в консульстве Норвегии.

После получения визы — покупка билетов на паром Хельсинки-Стокгольм и обратно. На сайте http://www.naparome.ru/ Каютя на 4 человека + легковой а/м пыжик обошлась где-то в 180 евро туда и обратно.

За три дня до выезда — получение зеленой карты на автомобиль. Покупка сухого пайка, укладка багажа — теплые вещи, постельное белье, запасная обувь, теплые носки, зонты, плащи,(взяли с собой и спальник, и рюкзаки). И — в путь, на встречу с приключениями в сказочной Норвегии.

Этап 1. Петрозаводск — Хельсинки.

Выезд в 5 утра. Дорога из Петрозаводска на таможенный пункт Вяртсиля называется «голубой». Трасса достаточно хорошая. Перед границей — заправка до полного бака у Лукойла. Таможню прошли быстро, без проволочек и досмотров. С финской стороны — практически ходом. Вот что значит ранний выезд и рабочий день. Дальше с навигатором — до Хельсинки. Дорога типа «проселочной» с хорошим асфальтовым покрытием. Движение малооживленное. Изредка обгоняют горячие финские парни. Видимо, девушки у них тоже горячие, поскольку едем, строго соблюдая скоростной режим. В Финляндии 80 км/час — это не 85 и даже не 81, а именно 80. И предупреждения о наличии видеокамер встречаются довольно часто. Дорогой перекусили на заправке системы АВС, где предусмотрены магазины, кафе и бесплатные туалеты для путешественников. Обед, почти «шведский стол», обошелся в 9 евро на человека — салаты, горячее блюдо с гарниром, кофе. Ближе к столице движение незаметно становится все более оживленным, дорога переходит в двухполосную, а ограничение скорости — до 120. Переживали, не заплутаем ли по Хельсинки до порта. Но навигатор провел очень ловко, сами не заметили, как оказались перед паромом. Загрузились, кстати, не в числе первых — на вторую грузовую платформу. На лифте поднялись в свою каюту. Раскидали вещи, приняли душ и в дьюти фри. Местное население использует паром как дешевый магазин. Там даже складывается постоянный контингент пассажиров, путешествующих именно ради магазина беспошлинной торговли. Мы тоже прикупили на дальнюю дорогу сырокопченой колбаски (ввоз мясных и молочных продуктов из России запрещен), сыр, кофе (пачка отличного шведского молотого кофе 500гр — 2,7 евро), пиво и еще помелочи…

Ужин — шведский стол на пароме — 30 евро с человека. Но этот стол стоит таких денег. 4 вида только икры, креветки, форель и лосось различного вида приготовления, вкуснейшая селедочка, салатов, горячих блюд и гарниров — без счета. Например, мясо от шеф-повара нарезается тут же при тебе — с кровью, прожаренное, полупрожареное и еще какое-то… Выбирай на свой вкус. До пирожных и десерта уже не дошло, вернее — не влезло. Из напитков — вино белое и красное (без ограничений. Столовое, конечно, но не плохое), пиво, вода, соки, фанта, спрайт, кола, чай и кофе.

После ужина немного прогулялись по парому, поднялись на верхнюю палубу и ушли спать. А молодежь наша пол-ночи отрывалась на дискотеке.

2

Утром раненький подъем, быстро покидали вещи в сумки. Завтрак 8 евро — не такой обильный, но тоже очень насыщенный и разнообразный. Загружаемся в автомобиль и мы в столице Швеции — Стокгольме.

Этап 2. Швеция- Стокгольм.

Отель в Стокгольме был выбран в районе станции метро Kristineberg. Не центр — это минус. В плюсах — цена (4160 руб. за 2 двухместных номера), собственная бесплатная автостоянка, тихий, спокойный район, парк. До метро — 2 минуты. В Швеции — 1 день на осмотр столицы и, соответственно, 1 ночь. По плану — осмотр исторического центра города — Гамластана.

Здесь находятся наиболее древние достопримечательности Стокгольма: Немецкая церковь, ратуша, Королевский Дворец (Kungliga Slottet), множество красивых церквей, живописных улочек, магазинов, ресторанов и кафе. К дворцу прилегают Оружейная палата (Livrustkammaren) и Сокровищница (Skattkammaren). Однако больше всего туристов притягивает ежедневная смена караула — интересное зрелище, но слегка затянутое. Порадовала «Калинка» в исполнении Шведского королевского оркестра. Кроме того, в этой части города находится Нобелевский музей (Nobelmuseet) и Рыцарский дом (Riddarhuset).

1

В центре много кафе и ресторанчиков с очень вкусной кухней. А можно просто взять бизнес-ланч, что обходится значительно дешевле.

Этап 3. Норвегия.

Стокгольм — Осло.

Выезд после завтрака в отеле. 527 км. 6 часов пути. (На самом деле получилось больше 7). Таможенный пункт на границе присутствует, даже с двумя улыбчивыми пограничниками. Грузовые фуры тормозят. Мы, с нашими российскими номерами, просто проехали мимо. И сразу за пунктом, метрах в 300 от дороги, мирно пасутся 2 огромных символа Норвеги — лося — настоящих, живых. (Всякая дикая живность, к слову сказать, попадалась регулярно, о чем и предупреждают дорожные знаки). Дорожное покрытие жесткое. Если в Финляндии назвать дороги хорошими, то в Норвегии они просто отличные.

Отель в центре города, но без парковки. Поблизости нашли платную многоярусную парковку, где оставили автомобиль. В Осло все парковки платные, даже уличные, да еще и забиты. Т.ч. многоярусный паркинг — оптимальное решение. Вечером немного прогулялись по городу, а основной осмотр отложили на следущий день. В городе мы оказались без карты, поэтому с утра просто шли «куда глядят глаза». И глаза привели нас в крепость Акерсхус, которую трудно пройти, т. к. находится она в самом центре города.

2

С крепости также открывается великолепный вид на город и гавань. Место является популярным местом отдыха не только туристов, но и жителей столицы. (осличей? осляков? ословичей?…вот засада, как бы узнать точно)

2

Норвежцы — настоящие викинги, высокие светловолосые, красивые. Чувствуешь себя среди них таким мумми-карликом или мумми-тролем.

Спустившись с холма, попали на пристань, где проходил праздник нац.меньшинств. Вход свободный. За «полежать» с лицом своего пола на койке выдают футболочки с надписью — «я люблю геев». Я бы, наверное, тоже полежала, так не пустили. Дискриминация, однако.

Вторую половину дня мы посвятили осмотру знаменитого скульптурного парка — Виглендспаркен. Скажу честно, парк производит впечатление. На всех разное, но производит.

2

Хотелось бы еще посмотреть музей естествознания, кораблей викингов, Фрам. Но времени не хватило. Нужно оставлять на Осло хотя бы дня 3. Кушали в гостинице (закупленная колбаска, консервы, картошечка), где была кухня с кулером.

Следующий переезд: Осло — Кристиансанн-Ставангер. 322 км+233 км. Казалось бы по расстоянию не много. Поэтому и запланировано было осмотреть по дороге Кристиансанн, а ночевать уже в Ставангере.

Тут появляется, НО! Дорога оказалась поразительно живописной. По пути регулярно попадаются специальные «карманы» для остановок на отдых и перекус. С туалетами, столиками, скамеечками. В живописных местах у озера или реки, с видом на водопадик или ледничок. Эти виды дорогой отнимают очень и очень много времени. В Кристиансанне планировалось осмотреть городок, попасть на рыбный рынок и побывать в лучшем в Норвегии зоопарке. Зоопарк и вправду оказался замечательным. Состоит из нескольких секций: «Загадки Африки», «Дикая природа Севера», «Тропики», «Тигровое царство» и «Детская ферма». Здесь можно познакомиться с животными из разных уголков Земли. Туда нужно приезжать с утра и на весь день. Территория большая, ухоженная. Звери не в клетках, а на огороженной территории. У некоторых животных (лисы, волки) это очень большая территория. И животных просто не удалось увидеть. Зато прайд тигров и львов практически в своей среде — среди березок:)

2

К неопасным животным можно просто зайти и погладить (например в вольер с ленивцами или в «детский сад» животных) В зоопарке есть аквапарк и аттракционы. Мы тоже на водной горке прокатились.

2

Зоопарк открыт каждый день, круглый год. По стоимости не помню точно, около 30–40 евро на весь день.

В Ставангер приехали уже в сумерках, и это с учетом длинного северного дня. Но городок небольшой, отель Stawanger Lille нашли легко. Двухкомнатный номер с мини кухней, кофеваркой, посудой, стиральной машиной. (2 ночи — 14т.руб.). Утром побежали на рыбный рынок прикупить свежайших и вкуснейших котлеток из трески. Набережная, пожалуй, самое красивое место в городе. Хотя есть и площадь с парком и фонтаном, и скульптуры, и церквушки.

2

Но остановка и ночевки в Ставангере связаны не с набережной и котлетками, а с близостью скалы Священника, ради которой, собственно, да еще и знаменитой норвежской рыбалки, и затевалось все путешествие.

На пароме до Тау, затем по дороге вдоль фьерда, с тоннелями, мостами, подъемами и спусками до парковки (60 нок). Далее пешеходный подъем на скалу. В путеводителях сказано, что дорога не простая, экскурсия занимает 2–3 часа по времени. Можно сказать, что путеводители и не врут. Просто не говорят всей правды. 2–3 часа — это в одну сторону. Да, в километрах — около 7. Казалось бы, и чего обычному человеку и не пройти его за час-полтора. Но дорога очень даже не простая. За эти 7 км вы то поднимаетесь вверх буквально по валунам, то спускаетесь вниз мимо небольших озер, расположенных на разных уровнях чуть ли не по болоту, где под ногами хлюпает вода. (вот где пригодалась и запасная обувь и теплые носочки). Подъемы и спуски неоднократные, иногда достаточно крутые. Но пройти действительно можно. Тропа отмечена красной буквой «Т» — на дереве или камнях, на нее и ориентируешься. С погодой нам не очень повезло. Вдруг стал накрапывать мелкий дождь, пригодились и дождевики, и зонты, хотя они мало спасают. Промокли практически, насквозь, но не свернули. С собой можно взять бутылку воды (все-таки за 4–5 часов спусков и подъемов — пить захочется, а может, и перекусить).

6

Вот так и сбылась мечта, казалось бы чем еще может тут удивить Норвегия? Но как же я ошибалась… Эта страна удивляет на каждом новом повороте. Сначала фотографировали каждый ручеек, потом уже и на крупные водопады перестаешь обращать внимание. И вдруг покрытые снегом горные вершины, ущелье, где на обочине (это в июле!) лежит снег. Привыкаешь. А за новым поворотом…

Дальше наш маршрут лежал к туристическому городу Бергену (211 км) с ночевкой на Согнефьорде в деревне Фёрде (203 км) Гостиница Forde Vandrerhjem (3445 руб. за четверых без постельного белья).

На дорогу до Бергена (211 км) потратили 5 часов. Паромы, опять же особо не спешили. Берген называют «город под зонтиком» из-за того, что дожди там идут 360 дней в году. Но хоть здесь повезло. И по ганзейской набережной Брюгген прогулялись, и на рыбный рынок зашли, и по магазинчикам. Поднялись на фуникулере Флёйбанен на 320 метров, чтобы увидеть панораму города и фьорда.

4

Опять же, хотелось взглянуть на пингвинов и котиков в аквариуме Бергена, но пора в путь. В целом, Берген понравился. Хотя туристов очень много, просто столпотворение какое-то везде. Даже на фуникулер очередь, на рынке — к витринам не протолкнуться. Пришлось ждать, стоять. А ведь так хотелось отведать свежайших морпродуктов — королевские креветки, соленая и копченая свежайшая, не промороженная семга. На рынке продавцы многонациональны, а может и многоязычны. Мы разговаривали на русском, хотя продавец был точно не из России.

До своего отеля добрались снова к вечеру. Небольшой городок, гостиница в недействущей летом, школе-интернате. Детей из отдаленных деревень привозят учиться. Там же они и живут. Большая территория с садом и детской площадкой. Несколько корпусов. В комнате 2 двух-ярусные полуторные кровати (достаточно большие и для взрослого), над каждой светильник. Столы, встроенные шкафы, ванная и туалет. Общий огромный холл с большим плазменным телевизором и огромнейшая кухня с посудой и техникой. Постельное белье выдается за доп.плату (около 1000 руб. за комплект). Мы решили сэкономить. А что, лежат себе наши простыни в багажнике, кушать же не просят. Подкупили продуктов в местном супермаркете и всяких норвежских деликатесов, в т. ч.: сладкий сыр (отменная гадость), оленья колбаса (так себе удовольствие), клубничный конфитюр (очень рекомендую).

Следующая часть путешествия Фёрде-Гейрангер. 307 км, 5 часов пути через горы.

Отель (название не помню и найти не смогла) расположен в горах. Зимой — горнолыжный курорт. Один корпус с двухкомнатными номерами с оборудованной кухней, санузлом, гостиной. Уютный холл. Множество коттеджей вокруг, которые летом практически пустуют.

3

Магазины сувениров и продуктовые, крытый бассейн и джакузи(бесплатно), боулинг — 50 руб.час. Это не опечатка, никогда не играла в боулинг за 50 рублей:)))) Только в Норвегии. Зимой подъемники, трассы, полностью айс бар. А летом просто водопады и большая парковая территория. 7800 руб. за 2 ночи. Почему эта лыжная база? Планировалось проехать 300 км и хорошо отдохнуть. А на следующий день спуститься по Трольсгиен к Гейрангерфьорду, прокатиться по нему на кораблике и зависнуть над пропастью на смотровой площадке. Но наш навигатор проложил самый кратчайший путь — сразу через Трольстиген (лестница тролей). Аттракцион не для слабонервныйх. Узенькая дорога с 11 крутыми поворотами с высоты 858 метров, а в середине — узкий мост через падающий Стигфоссен. С автомобилем еще разъехаться можно, с автобусом — бесполезно. Тормозить нужно двигателем, чтобы не спалить колодки. Нагнала я на вас страху? Но ничего. мы спустились и в процессе спуска даже ни один троль не пострадал.

3

А вот остальным планам сбыться не суждено. Молодежь наша захандрила, долго спала. Да и погода подвела. Опять начался мелкий моросящий дождь. Уж какая тут прогулка по фьорду и зависание над бездной (бездну то не видно, проходили мы это на скале). Поэтому просто отдыхали, немного прогулялись, посидели в джакузи, поплавали в бассейне, поиграли в боулинг.

Гейрангер-Тронхейм — 300 км, 6 часов пути по живописнейшей горной дороге, на этот раз без лестниц, но с деревянными тролями в пути.

Остановились в 20 км от города в рыбацкой хижине — рёбру. Очень даже приличная хижина. Гостиная с двумя диванами, столовой и оборудованной кухней, спальня, большой санузел со стиралкой и тепловой пушкой для сушки одежды. Большая веранда с креслами и столиком, принадлежности для гриля. Хижина на 3 ночи + на 1 день аренда большой лодки с мотором 50л.с. + топливо+ аренда снастей на 4 человека — обошлась в 15.руб. Один день потратили на осмотр города Тронхейм. Великолепный кафедральный собор Нидарос действует и в нем даже проводятся концерты.

4

Попали на какой-то местный праздник с музыкой, ярмаркой. Попробовали норвежских блинчиков.(не могу сказать, что наши хуже)

3

И финал путешествия — целый день рыбалки во фьорде. Поймали немножко. А потом приплыли коричневые дельфины прямо к нашей лодке и разогнали всю рыбу, или съели. Треску мы вечером зажарила на ужин. Ммммммм… вкусно, аж тает во рту. Скумбрию засолили.

3

Обратный путь лежал из Тронхейма в Стокгольм. 797 км. Поэтому выезжали в 3 часа утра. По пути повстречали и лисичку с птичкой в зубах и лосей, прямо у дороги, а северные олени просто вышли нам навстречу. В 7 утра уже были в Швеции. Остановка на заправке — умывание, завтрак и в путь. К парому прибыли даже раньше, чем планировали. Наверное, так по дому соскучились.

Далее — никаких сюрпризов. Погрузка, каюта, дьюти фри, шведский стол. Прибытие парома — 9 утра в Хельсинки и домой.

Итоги: за 14 дней всего, с учетом виз, гринкарты, топлива, оплаты стоянок, отелей, покупок, продуктов, входных билетов, паромов истрачено на 4 человека и автомобиль Пежо — 150т.рублей. Проехали — 3 страны — Финляндия, Швеция, Норвегия и множество переправ на паромах через фьорды. Осмотрено 6 крупных городов, не считая мелких и крупных достопримечательностей. Привезено множество фотоснимков и масса впечатлений.

Комментарии

NataliaC
25 октября 2013 г. 13:55
Замечательное путешествие! Природа в тех местах потрясающая!!
tinka61
25 октября 2013 г. 14:19
Прекрасный маршрут, потрясающая природа, много практики. Очень понравилось!
arxitektor
25 октября 2013 г. 21:45
Отлично. Все планирую что-то подобное. Когда соберусь - обращусь за уточнениями.
Lina-Zet
25 октября 2013 г. 22:00
Хорошо У нас уже два раза знакомые после нашего вояжа сгоняли в Норвегию. Одни, правда, целенаправленно - на рыбалку. Поймали трофей. Так с их трофеем вся база фотографировалась - поляки, немцы, фины... Нам вот всю рыбу косяк дельфинов распугал. Приплыли прямо рядом с лодкой ныряли - только руку протяни.
ala
27 октября 2013 г. 0:23
Ваш маршрут - моя мечта! Приятно удивило, как мало вы потратили, ведь все эти страны дорогие, особенно Норвегия. Из вашего очерка я поняла, что если хочется посмотреть все хорошенько, то надо брать 3 недели или сокращать маршрут. И не делать таких длинных переездов.
Lina-Zet
+2
27 октября 2013 г. 0:58
Да, Норвегия очень дорогая страна. Наверное стоило сказать, на чем выиграно в цене:
1. Сухой паек с собой. Крупы (молочная каша на завтрак), макароны и гречка - гарнир на ужин. Тушенка и рыбные консервы тоже имелись.
2. Апартаменты на четверых совсем немного дороже, чем номер на двоих. То же касается и бензина. Опять же, 3 водителя в машине и один переводчик. Хотя английский все как-то худо-бедно и понимают, но без хорошего английского все-таки сложновато.
3. Практически во всех апарт-отелях, да и во многих гостиницах Норвегии, постельное белье и уборка номера не включена в стоимость. Если вам не сложно вынести за собой мусор, помыть посуду и вытереть стол, то вы экономите 30-50 евро на каждой стоянке. То же касается и постельного комплекта и полотенец. Мы свое возили с собой.
4. Продукты, конечно, покупали в магазинах Норвегии. Мы же без хлеба-молока никак. Брали яйцо, конфитюр, булочки, пиво (надо же попробовать), местную колбаску (очень вкусная, которая не оленья), готовые полуфабрикаты для микроволновки. Цены даже на молоко очень разные, можно выбрать и подешевле. Трудно сказать, как это отражается на качестве, но молоко, даже дешевое - вкусное. А в небольших магазинах есть такая фишка. Они хлеб пекут сами и то, что не было продано за день, в последний час-два работы магазины очень сильно уценяется.
А относительно продолжительности, есть еще варианты. Самый простой - не останавливаться по дороге. Тогда 211 км вы проедете за 3 час и 8 минут, а не за 4-30. Второй вариант - исключить Тронхейм. Это реально далеко. Т.е. доезжаете до Бергена и уже оттуда наезженным туристическим маршрутом, через Осло - в Стокгольм. Порыбачить можно и в Бергене, там и пляжи хорошие имеются. Но все-таки, чем дальше на север, тем крупнее рыба.
Elena_Samuseva
8 ноября 2013 г. 18:45
Забавно ,мы тоже ездили по этому маршруту -только против солнышка ( из Осло в Берген ). Но из Стокгольма рванули в Копенгаген ,погуляли ,сели на паром и утром были в Осло . Если интересно ,посмотрите у меня есть рассказ на эту тему. И дорога из Осло в Берген -через ледник (ездили на майские ) оставила очень яркие воспоминания ! Голосую за!
Lina-Zet
10 ноября 2013 г. 16:45
Спасибо за подсказку. А то я все голову ломаю. как бы половчее в Копенгаген съездить.
Elena_Samuseva
11 ноября 2013 г. 0:16
Из Стокгольма на юг идет великолепная дорога - мы часа за три -четыре добираемся . И делаем ночевку в Швеции - отель дешевле , а утром через паром ( дешевле) или по мосту ( интересно) в Копенгаген , а там по всей Европе можно путешествовать . Один раз даже оставляли там машину и пересаживались на поезда
arxitektor
+1
10 ноября 2013 г. 16:28
Голосую за. Как-то я ваш рассказ упустил.
Lina-Zet
10 ноября 2013 г. 16:45
Спасибо. А что не заметили - неудивительно. Отчеты все очень интересные.
arxitektor
10 ноября 2013 г. 16:51
Lina-Zet писала 10 ноября 2013 г. 16:45
Отчеты все очень интересные.
- да. И их очень много!
GalinaSmirnova
8 января 2014 г. 16:02
Спасибо за отчет! Мы собираемся в автопутешествие по Норвегии в июне. Я сейчас только собираю идеи. Пожалуй стоит заехать в зоопарк Кристиансана. Ф
Еще хотелось бы уточнить про лестницу тролей: по Вашему отчету она рядом с Geirangerfjorden, а мне пока этот серпантин попадался ближе к Romsdalsfjorden на дороге 63 ближе к Е136 или их две лестницы?
Lina-Zet
8 января 2014 г. 16:57
Дело в том, что в Норвегии есть лестница троллей и дорога троллей. Но они находятся недалеко (для машины) друг от друга. Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63. Мы, как раз и попали на нее по дороге к гейрангер-фьорду.
Agma
8 февраля 2014 г. 17:34
Отличный рассказ. Замечательное путешествие. Да, мы тоже все круты и макароны брали с собой. А еще экономили и на ночлеге, если погода позволяла. Палатку в Норвегии можно поставить где захочется - кроме частных территорий, конечно. Красивых мест очень много, часто попадаются даже с костровищем, значит и костер можно в этом месте развести. А еще выручила наша походной мини плитка, она от маленьких газовых баллонов 500 мл работает, удобный чемоданчик. Покупала в магазине Рыбачок.
Запись с ответом была удалена.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.