Турист Ольга (Sibiriada)
Ольга
была 16 октября 2022 13:36

Зальцбург — Австрия Июнь 2010

Случается, хоть и нечасто, что запарки на работе в последствие выливаются в очень приятные сюрпризы. Так произошло и со мной, когда последние дни перед недельным отпуском были настолько утрамбованы делами, что на сборы в пятидневную поездку в столицу Баварии у меня времени осталось практически час — в ночь накануне вылета. Не удивительно, что в такой обстановке я напрочь забыла проверить свой электронный ящик. А он-то как раз и содержал тот приятный сюрприз, о котором я узнала, уже прилетев в альма матер сказочного баварского короля Людвига II, город Мюнхен. Организаторы поездки, в которую я была приглашена, отправили мне по e-mail программу пребывания в Мюнхене, которая помимо посещения знаменитых баварских замков, города Нюрнберга и самой высокой вершины тех мест горы Цугшпице, содержала еще и однодневную поездку в Австрию, конкретно в город Зальцбург.

Очень много написано про все «прелести» однодневных, да еще и организованных групповых экскурсий в города, где столько всего интересного за многие века накопилось, что ходить — не переходить, смотреть — не пересмотреть. Но когда такие приятные сюрпризы сваливаются на голову, впечатления от них, согласитесь все же больше позитивные. Этими впечатлениями как раз и захотелось поделиться.

Несколько недолгих часов в автобусе переместили нас с баварской земли в соседнюю Австрию. Припарковались на узенькой улице в новом городе. К автобусу приблизилась девушка с большим ярким пионом. Я подумала в тот момент: «Надо же, в такой ранний час девушку кто-то уже цветком одарил!». Девушка оказалась нашим гидом, а пион — ее опознавательным знаком, чтобы глазеющая по сторонам и фотографирующая толпа не растерялась в незнакомом городе. Итак, пион в высоко поднятой руке девушки-гида, и мы безропотно за ним следуем.

Понятно, что за несколько часов пребывания в Зальцбурге наша экскурсионная программа была не просто короткая, а супер-сжатая. Мы увидели город только снаружи, с улицы, не имея времени и возможности ни подняться в возвышающуюся над городом крепость Хоэнзальцбург, ни заглянуть хотя бы в один из удивительных его соборов.

Мимолетное свидание с Зальцбургом

Совершив легкую пробежку через парк Мирабель, зеленый, яркий, я бы даже сказала какой-то праздничный, не смотря на обычный будний день, мы очутились возле одного из мостов через соленую реку Зальцах. За ним — основная часть экскурсии, старый город. Еще на правом берегу внимание привлекли строения, вмурованные в скалы.

В дальнейшем, уже на левом берегу нам встретились похожие по своей «архитектуре» сооружения. Это оказались катакомбы, вырубленные в горе Мёнхсберг отшельниками в эпоху раннего христианства, до основания епископом Рупертом в VII веке соседствующего с ними Бенедиктинского аббатства св. Петра. Само же аббатство считается отправной точкой в основании города.

Мимолетное свидание с Зальцбургом

Далее путь наш лежал к самому- самому — самой знаменитой улице с самым знаменитым домом города Зальцбург. Вот она, цель многомиллионной армии туристов, некоторые из которых до этого не слышали ни про парк Мирабель, ни про Кафедральный собор и собор св. Петра (не тот, что в Риме), ни про Хоэнзальцбург, но знали, что Зальцбург — родина великого Моцарта.

Номер 9 по улице Гетрейдегассе, открытые окна на четвертом этаже. Девушка-гид с пионом обратила наше внимание на характерную особенность этого и других домов улочки, сами мы бы на такой скорости передвижения могли этого и не заметить — с каждым этажом высота потолков и размеры окон постепенно уменьшаются. Так что, это вам не современные пентхаусы, вид сверху во времена Моцарта не очень-то ценился.

Поразило в очередной раз отношение власть имущих в европейских странах к своей истории и культуре. Если кому-то вдруг, находясь в центре Зальцбурга, жуть как захочется чудо заокеанской кулинарии — Биг-мак с картофелем фри и диетической колой, найти заветную буковку «М» будет не просто. Нет, не подумайте, городские власти не запретили открывать «Макдональдс» в Зальцбурге. Просто все вывески в исторической части города, на этой узенькой улочке в частности, согласно требованиям местных властей, не должны нарушать его исторического облика. Вот и поищите теперь там «Макдоналдс», «Зару» и иже с ними. Современные по дизайну с выдержанным фирменным логотипом вывески, конечно же, там есть, но очень скромные и неброские, я бы даже сказала, затерявшиеся в пространстве и времени.

Мимолетное свидание с Зальцбургом

Продолжаем прогулку за пионом. Дома на улице Гетрейдегассе достаточно узкие, но маленькими их, тем не менее, не назовешь, так как они имеют свое продолжение вглубь. Изначально там были сады, позже это пространство за фасадами домов стали использовать в более практичных целях — в качестве конюшен, хранилищ, помещений для слуг. Еще позже и в наши дни за этими удивительными фасадами можно найти не менее удивительные внутренние дворики, зачастую с мини-рынками, предлагающими туристам традиционную сувенирку и много-много цветов. Была там в середине июня, а создалось впечатление, что на дворе — канун Пасхи.

Двигаясь летящими походками вслед за гидом, мы оставляли позади себя одно за другим места, любованию, разглядыванию и изучению которых можно посвятить не один час. Мы же с нашим темпом успевали делать только одну из двух вещей-либо фотографировать, либо внимательно слушать. Те, кто пытался сделать сначала одно, потом другое, рисковал отстать от нашего группового забега. Итак, ненадолго остановились, пофотографировали и чуть-чуть послушали (кто сколько успел), постарались запомнить. Как-то кощунственно писать такие вещи про величественный Кафедральный собор (или Собор Св. Руперта), Резиденцию архиепископа с великолепным барочным фонтаном, Аббатство и собор св. Петра с древним кладбищем, на котором хоронили монахов этого самого аббатства.

Мимолетное свидание с Зальцбургом

Ну, а мы проследуем дальше за девушкой с пионом. Тем более, что миссия ее практически выполнена — она привела нас на Alter Markt. Небольшая на первый взгляд площадь на самом деле — настоящая кладезь интересных мест и историй. Так, на ней расположен один из самых узких домов в Европе и в мире.

Его ширина не превышает полутора метров. Своим появлением в облике Зальцбурга этот домик, как рассказала нам гид, обязан величайшему чувству на все времена — любви… Бедный юноша, живший в XV веке, влюбился в девушку из зажиточной семьи. Отцу той девушки партия показалась не очень удачной, и он поставил перед юношей условие — руку и сердце возлюбленной юноша получит, только если обеспечит будущую семью жилплощадью, причем ни больше, ни меньше, а в центре города. Так как юноша был небогат, а недвижимость в центре ценилась во все времена, купить дом бедный парень никак не мог. Центр Зальцбурга уже в те времена был достаточно плотно застроен, и построить новый дом там — задача не менее сложная. Ситуация, казалось бы, безвыходная. Но не для предприимчивого влюбленного юноши, который все же с помощью второго варианта, втиснувшись в щель между двумя другими домами, решил-таки свой квартирный вопрос. Не знаю, какова доля правды в этой легенде, но мне, как девушке романтичной, она очень понравилась. Постройка такого оригинального жилища в центре города, опять же по словам гида, сыграла на руку тогдашним правителям города, решавшим еще в те времена извечную проблему ухода от налогов. Торговцы уже тогда грешили тем, что пытались всяко от них уклониться, и занижали ширину фасадов своих торговых площадей в центре, чтобы меньше за них платить. Городские власти якобы с умыслом выдали разрешение на постройку этого дома, намекнув средневековым бизнесменам — будете заужать фасады, заставим привести их в соответствие с тем, что декларируете. Вот это Орднунг, вот это я понимаю!

По соседству с этим едва заметным невооруженным взглядом чудом архитектуры есть еще как минимум два примечательных места. Первое — практически напротив через площадь. Это знаменитая кондитерская Furst, основатель которой Пауль Фюрст в конце XIX века представил на вкус жителей и гостей Зальцбурга вкусные шоколадные шарики с начинкой пралине, названные в честь великого сына этого города. Пауль Фюрст в силу какой-то необъяснимой нерасторопности не запатентовал свое ноу-хау, и теперь конфеты Моцарт в Зальцбурге можно встретить на каждом углу, да и за пределами его тоже найти при желании можно. Однако оригинальные конфеты, изготавливаемые вручную по рецепту того «первого» Фюрста его потомками, приобрести можно в обычной с виду кондитерской. Не смотря на то, что за оригинальность там берут больше европейской единой валюты, чем в других местах, желающих потратить свои «ойрос» там хватает, даже образуются очереди.

Второе стоящее внимания место на площади — венское кафе совсем рядом с вышеупомянутым домом. Кафе-то венское, но, как поведала девушка с пионом — эта старейшая в Австрии кофейня появилась, как ни странно, в Зальцбурге. Получается, «скромный» Зальцбург подарил сначала своей имперской столице Вене, а затем и всему остальному миру целое культурное явление — место, где можно было не только попить ароматного кофе, но и почитать газеты, подискутировать на тему музыки, литературы, политики. Хотя под конец нашего экскурсионного забега я перестала чему-либо удивляться в этом удивительном городе, он меня напрочь очаровал и покорил.

Мимолетное свидание с Зальцбургом

Девушка с пионом попрощалась с нами на площади Alter Markt. А мне совсем не хотелось прощаться с Зальцбургом — этим неожиданным сюрпризом, оставившим за такое короткое с ним знакомство такие яркие впечатления. На другой такой подарок судьбы вряд ли можно надеяться, а вот самим сделать себе когда-нибудь подарок в виде возвращения в Зальцбург попробовать можно. Попробовать, прочувствовать, погрузиться — побаловать себя таким подарком обязательно стоит!