Ulysses
Григорий Вильчек Пользователь — был 20 января 15:53

Ecce Homo. Опыт самоидентификации

4 октября 2013 г. 12:22 Иерусалим — Израиль Ноябрь 2011
62 26

Этот город существует уже так долго, что писать о нем как-то неловко — все слова уже давно сказаны, и неоднократно. Что ни скажи, окажется повторением, тусклым отражением, слабеющим эхом. Да что там слова, любое действие, любой факт, наблюдаемый здесь и сейчас, неизбежно окажется повторением события, уже не раз случавшегося на этой земле. И если даже не дословным повторением, то — отражением случившегося некогда поблизости. Потому как вопреки географии расположившийся на краю сразу нескольких ойкумен (египетской, вавилонской, финикийской, европейско-средиземноморской) Иерусалим оказался местом скрещения их судеб, параболическим зеркалом, концентрирующим световые импульсы от этих разных источников и закручивающий их в воронку истории; воронку, горлышко которой уходит туда, куда не дано заглянуть ни одному смертному. Не случайно действие лучшего романа о времени и сути истории разворачивается именно здесь, на земле ханаанской:

«Прошлое — это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?… Чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы…" Томас Манн «Иосиф и его братья».

4

Иерусалим — не самый древний город, но ставший архетипом любого города (в этом ему подобен разве что Рим). Город, в котором отразились все другие города. Место, откуда хорошо видны любые времена и любые события, повторяющиеся и отражающиеся друг в друге истории: умирающий и воскресающий Озирис (он же — сгорающий и восстающий из пепла Феникс, растерзанный и воскресший Адонаи или Адонис, распятый и восставший из мертвых Иисус); всемирный потоп (сколько всего их было, этих потопов); Каин, убивающий брата Авеля, Исаак, крадущий первородство у брата Исава. И истоки человечества, если они вообще различимы, тоже виднее отсюда, наверное.

Может, именно за этим я прилетел в Иерусалим на три осенних дня? Что, собственно, я хотел найти? Не самый красивый город — архитектурное великолепие стоит поискать в других местах. Ну, разве что с Масличной горы можно полюбоваться панорамой старого города, да и взгляд в противоположном направлении — от стен города на Гефсиманию — радует. Куббат ас-Сахра (Мечеть Скалы) венчает Храмовую гору, откуда Мухаммед был вознесен на небо, приковывает внимание золотом огромного купола. Зрелище величественное и помпезное. Башня Давида, сооружение не столь красивое, но вызывающее чувство удовлетворения своей основательностью. Пожалуй, все красоты можно перечесть по пальцам одной руки.

10
3
3

Святыни трех великих религий меня, агностика (если уж не совсем атеиста), впечатляют мало. Стоя на виа Долороза, я никак не могу поверить, что у меня под ногами — «те самые камни, по которым две тысячи лет назад!» Не могу хотя бы потому, что «те самые камни» (если даже это были камни, а не утоптанная земля: Иерусалим не был римским городом с его неизменными мостовыми, вряд ли кто замостил окраинную улочку) за две тысячи лет погребены под четырехметровым культурным слоем. Об этом свидетельствуют и раскопки тут же — возле дома Анны.

5
4

А если б даже и «те самые»? Какое отношение может иметь стертый камень к произошедшей две тысячи лет назад трагедии? Трагедии непонимания и непонятости. Куда меньшее, чем непонимание, наблюдаемое здесь и сейчас и ведущее к бесконечной распре иудеев, христиан, мусульман. Меня не слишком волнует вопрос о подлинности «тех самых камней», даже о достоверности «тех самых событий». Гораздо более важным кажется понять, почему люди столь разные и почему не могут — со времен Авеля и Каина — понять друг друга. В конце концов, это и вопрос о том, что есть человек. Наполнение содержанием отчеканенной здесь же формы: «Ecce homo». В итоге это и вопрос самоидентификации: кто я? И почему бы не попытаться ответить на него именно здесь, в Иерусалиме. Самое подходящее место для русского еврея, космополита и безбожника.

Надо сказать, что о своем половинчато-еврейском происхождении я до сих пор вспоминал только вынуждено: когда о национальности мне напоминали либо антисемиты, либо сдвинутые на еврействе и иудаике соплеменники. А в остальное время вопрос о национальной принадлежности ставил меня в тупик, заставляя припомнить дедушку — полуузбека-полукитайца. Может, в Израиле «торкнет»? И вот я здесь. Оглядываюсь вокруг, мысленно стараясь отделить туристов от местных, затем поделить местных на евреев, арабов, армян, а затем прибавить к местным евреям — евреев приезжих. Арифметика превращается в алгебру, теория дает фундаментальный сбой, так как очерченное таким методом подмножество, которое следовало бы именовать словом «евреи», оказывается менее однородным, чем изначальная тотальная совокупность. С кем себя отождествить бы?

Вот неподалеку от Стены Плача большая группа темнокожих граждан в белых балахонах, чалмах и фесках — поют, притопывая, что-то говорят радостно в микрофон: это эфиопские евреи, приехавшие на прародину. Неподалеку — большое интеллигентное семейство (мужчины в черных костюмах, женщины — в нарядных европейских платьях). Такие лица были бы весьма уместны в Тбилиси, в аристократическом Ваке. Все правильно: грузинские евреи, о чем свидетельствуют черные с серебряной оторочкой кипы; родственники сопровождают молодоженов в свадебном путешествии. В канун шабата у Западной стены Храма тут и там группы сефардов исполняют бар-мицву — обряд совершеннолетия достигших 13 лет мальчиков. Смуглые мальчуганы с изумительными темно-карими глазами, в наброшенных на плечи талитах и тфилинах на лбах с радостным осознанием важности момента несут свитки торы. Солдаты ЦАХАЛа — парни и девчонки, с оружием и без, тоже тусуются на площади. Кто-то молится, кто-то фотографируется. Если честно, то если б не кипа, никогда б мне не отличить сефарда (будь то сабр или олим) от араба.

2
3
2
6
6
3

Ну и, конечно, ближайшие мне «родственники» — ашкенази. Внимание обращаю, конечно же, в первую очередь на хасидов. Черные лапсердаки, черные шляпы (а по случаю шабата — круглые меховые шапки, это в 30-градусную жару!), непременные пейсы и бороды… Уж не знаю почему, но у большинства какой-то карикатурный вид — точь-в-точь как у «агента сионизма» на рисунках Кукрыниксов, сладкий сон антисемитов. Может, это я такой злой? Но впечатление усугубляется, стоит зайти в галерею слева от Стены — тут молятся ортодоксы. Масса черно-белых бородатых мужчин стоит с книгами в руках, бормочет молитвы, быстро и резко покачивая корпусом вперед-назад. Будто невидимый кукловод-дилетант резко дергает за ниточки…

6
5
5

Я равнодушно-скептично отношусь к религии, к любой религии. Обряды индуизма и буддизма вызывают любопытство туриста или интерес исследователя, намаз в Иране или Иордании воспринимается как обыденная составная часть окружающего пейзажа, без удивления или раздражения. Суетливая толчея паломников-христиан в Храме Гроба Господня вызывает легкое недоумение: стоит ли класть поклоны и лобызать камень, на котором — по неподтвержденным преданиям, стоял крест? Бог, если он есть, не здесь, не в этом камне, независимо от подлинности реликвии. А вот нервная, дерганая молитва евреев почему-то вызвала отторжение, хотя чем она хуже или лучше молитв всех иных? Может, тут дело в том, что мандала и лингам Шивы, «ом манне педме хум» и даже намаз воспринимаю как этнографическую экзотику, компонент чужой цивилизации, не имеющей ко мне прямого отношения (вернее, это я к тем культурам отношения не имею). А тут — евреи, вроде бы соплеменники, вроде — такие же, как и я. Так зачем им этот морок? Зачем сей странный обряд? Я чего-то не понимаю? Или они не понимают? То ли они «неправильные», то ли я «неправильный». Но между нами — стена. Стена непонимания, а не Стена Плача.

1

Разочаровано ухожу от храмовой горы в лабиринт улочек. Вроде бы небольшой совсем город, а по паутине этих улиц и переулков можно бродить бесконечно. Еврейский квартал, христианский, арабский… Обнаруживаю себя в армянском квартале. И захожу в магазинчик, наполненный чудной керамикой. В углу — хозяин и автор великолепных миниатюр Вик Лепеджян (Vic Lepejian). Интеллигентный и утонченный, добро-ироничный. И больше похожий не на армянина, а на еврея — но не израильского, а московского, на моих добрых друзей и знакомых. Родился он здесь, учился искусству в Армении, персональные выставки — в десятке городов Европы и США. Смотрю, как он бережно, почти нежно, ведет тонкой кистью по керамическому блюду, и чувствую себя в его тесной лавочке по-домашнему уютно, вполне по-свойски.

5

То же самое чувство «своего» возникает и в фотолавке. Ее владелец — сын замечательного фотографа Элии Кахведжяна (Elia Kahvedjian, 1910–1999), сам фотограф (кстати, и сын его — фотокор в каком-то здешнем издании). Ребенком Элию спасли от турецкой резни, вывезли в Иерусалим, тут он увлекся фотографией, хотя профессионалом не был. Но как внимательно вглядывался его объектив в жизнь Палестины 30-х годов! Смотришь на черно-белые отпечатки и сперва думаешь: вот оно — остановленное мгновение! Потом понимаешь, что запечатлено не мгновение — вечность. Вот идет вглубь кадра человек, поднимаясь по улице-лестнице. Кто он — торговец, закрывший лавку и возвращающийся домой? Или это Матфей идет на встречу с Учителем, на Тайную Вечерю? Или Иуда возвращается от первосвященника с платой за предательство? Не разобрать… Молодой человек, пасущий овец у ручья — уж не Иаков ли это, отрабатывающий у Лавана семь лет за взятую в жены Рахиль? Старик, опирающийся на посох — кто он? Авраам, ведущий разговор с Богом, с Вечностью? Здесь, на этой земле возможно все.

6
8
7

© Elia Kahvejian

… Покинув Старый город, отправляюсь на такси в пригород, в Яд-ва-Шем, мемориал Холокоста. Здесь собраны свидетельства величайшей катастрофы, унесшей жизни шести миллионов евреев. У входа — музей, самый страшный экспонат которого, на мой взгляд, небольшая диаграмма с цифрами: сколько жило евреев до и сколько осталось после.

1

За музеем — на многих гектарах, памятники: воинам, павшим на полях сражений; депортации; Варшавскому гетто и восстанию в гетто; узникам концлагерей… Всех не перечислить. Зал памяти, где в сумраке — вечный огонь в окружении плит с названиями лагерей смерти и непрерывно звучащий кадиш, поминальная молитва… Детский мемориал: при входе детские фотографии, затем вступаешь в темноту, среди которой — свет крошечных свечей, отраженный сотнями зеркал, вселенная огоньков, детских душ. Голос из динамика читает бесконечный список имен — полутора миллионов еврейских детей, уничтоженных нацистами.

© Интернет

У выхода — памятник Янушу Корчаку, на крошечных белых камушках у чугунной скульптуры — имена детей, с которыми вместе Корчак пошел в газовую камеру…

3
3

Жара… +30… Но руки ледяные и нечем дышать — никак не проглотить застрявший в горле комок боли и крика…

Может, память о Холокосте роднит меня с шестью миллионами убитых за то, что они евреи?

Вдоль аллей Яд-ва-Шема высажены деревья, возле стволов — таблички с именами. Это аллея праведников, не-евреев, спасавших евреев от нацистов. Часто — ценой собственной жизни. Каждому посвящено дерево. Некоторые деревья — целым народам, например, датчанам. Есть и парк праведников, где тысячи имен выбиты в мраморе. От взгляда на эти длинные списки, на эти деревья становится светло. Яд-ва-Шем вообще не мрачен. Это очень светлое место.

1

Многие посетители не сдерживают слез. Не только евреи… Прикосновение к трагедии Холокоста, ее со-переживание не делает никого евреем. Оно делает нас людьми. Как и любое со-чувствие, переживание любой трагедии. Человек стал человеком не тогда, когда Иегова слепил из глины тело и вдохнул в него жизнь. И даже не когда Адам и Ева были изгнаны из рая. Человек смог стать человеком, лишь когда Каин убил Авеля и был за то проклят. Когда Иаков боролся с богом и был побежден. Людьми нас делают не подвиги и победы, а поражения, боль и сочувствие. Не сила, но слабость. От Авеля до наших дней.

1

Бронирование отелей
в Иерусалиме

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

iffoneoff
+3
4 октября 2013 г. 12:37
Про Иерусалим уже написано столь много, что... боюсь уже ехать, боюсь разочарования... А ну как не прочувствую всего, о чем читал... Синдром возможной завышености ожиданий...
Ulysses
+2
4 октября 2013 г. 12:43
А разве мало написано про Рим, Венецию, Лондон, Париж и т.д.? И тем не менее едешь и находишь что-то свое. Не надо "прочувствовать все, о чем читал" - будет что-то другое. Я ехал в Иерусалим вообще без особых ожиданий, там никаких восторгов не обрел, зато какой-то особый опыт получил. Больше не поеду, но один раз побывать надо было обязательно.
iffoneoff
4 октября 2013 г. 12:47
Париж, Рим, Венеция и т.д. - места... ммм, как же... менее ОБЩЕПРИЗНАННО САКРАЛЬНЫЕ. А в восприятии Иерусалима уже какой-то канон сложился. Шаг влево - шаг вправо... Понятно что это зависит только от собственных ощущений, но...
ulalana
4 октября 2013 г. 16:38
Говорят, что попадая в Израиль, Ты или влюбляешься в него с первого взгляда, или он никогда не станет в списке Твоих стран))) Мне в Израиле очень понравилось))) Даже присматривала там квартирку на берегу моря)))
Ulysses
+1
4 октября 2013 г. 16:41
ulalana писала 4 октября 2013 г. 16:38
Даже присматривала там квартирку на берегу моря
- а вот это напрасно: половина живущих там моих родственников и знакомых предпочли б куда-нибудь сбежать!...
ulalana
4 октября 2013 г. 16:50
Гм... а моя половина вполне довольна!))) А если еще получить статус репатрианта, то вообще сказка)))
Ulysses
+3
4 октября 2013 г. 21:51
Когда-то моя тетка собралась эмигрировать в Израиль (где-то в конце 80-х: общество "Память", нехороший какой-то запашок-предчувствие погромов), уговорила свою маму - мою бабушку. Потом передумала. Бабушка (Розалия Моисеевнаа Гинзбург, если чо) с облегчением вздохнула: "Я так туда не хотела - там слишком много евреев!" Так что сомневаюсь что-то насчет сказки))))
ulalana
4 октября 2013 г. 23:23
Ulysses писал 4 октября 2013 г. 21:51
там слишком много евреев
так что в этом плохого, я не понимаю)))
Dimitry
+1
4 октября 2013 г. 22:55
ulalana писала 4 октября 2013 г. 16:38
он никогда не станет в списке Твоих стран
" Это, пожалуй, мое. У меня Израиль вызвал резкую неприязнь. Похоже автор прав. Слишком много евреев. Даже если учитывать, что в моей крови их добрая четверть.
ulalana
4 октября 2013 г. 23:24
У меня Израиль вызвал резкую неприязнь
А чем, Дмитрий?)))
Dimitry
+2
5 октября 2013 г. 9:12
В стране нет человеческих обычных чувств. Одна только коммерция. Это раздражает.
ulalana
5 октября 2013 г. 12:41
А я не заметила...
ulalana
5 октября 2013 г. 12:43
Может быть, потому что я самостоятельно никуда не ездила?) меня очень опекали родственники-друзья)
Ulysses
+2
5 октября 2013 г. 16:06
Думаю, что это слишком сильное обобщение. Боюсь, что
Dimitry писал 5 октября 2013 г. 9:12
Одна только коммерция
в большей степени к сегодняшней Москве, например, можно отнести.
Dimitry
5 октября 2013 г. 22:02
Даже в тяжелой Москве человеческого больше, чем в Иерусалиме. Во всяком случае у меня сложилось именно такое мнение.
vibas
7 октября 2013 г. 6:40
А вот я категорически не соглашусь )))
vibas
4 октября 2013 г. 21:36
Не бойся! Иерусалим - просто магический!
iffoneoff
+1
4 октября 2013 г. 12:43
Коммент писал до прочтения. Хорошо, что эссе (как почти всегда у тебя) не о городе, как таковом, а о чувствах и переживаниях, которые он будит в человеческом разуме.
Ulysses
+2
4 октября 2013 г. 12:48
Вообще-то ты это уже полтора года назад читал))) Я не умею со вкусом описывать достопримечательности, свои перемещения по ним. И "по горячим следам" не умею. Мне трудно пишется, потому что хочу для каждого города или для страны подобрать какой-то сквозной образ... А подбирается не всегда... Ну вот был год назад в Кении - и ничего не смог толком написать, так, два абзаца, не нашлась эта центральная мысль...
iffoneoff
4 октября 2013 г. 12:52
Ну как читал... Наверное, невнимательно читал.) Здесь все-таки любые истории воспринимаются как-то иначе, чем на тбг...
Ulysses
4 октября 2013 г. 12:54
Пожалуй... Там более тусовочно было (в лучшие времена), что ли... Истории - скорее повод пообщаться... А может, у меня тут пока взгляд новичка, поэтому по-другому.
marsada
+1
4 октября 2013 г. 13:14
Очень душевный рассказ, зацепило. Спасибо.
Я когда впервые увидела датишного иудея во время молитвы - у меня эта картина тоже
почему-то вызвала отторжение
Как-то ...нелепо что ли?
Ulysses
4 октября 2013 г. 13:37
marsada писала 4 октября 2013 г. 13:14
Как-то ...нелепо что ли?
Видимо потому, что в нашем - западном, современном - мире демонстративная религиозность уже не принята. Есть понимание, что вера (или неверие) - дело очень внутреннее, интимное. И странно встречать такую обрядовость у представителей той же цивилизации. Может, надо просто отказаться от взгляда на Израиль как часть европейской цивилизации. Как говорила одна моя эмигрировавшая знакомая: "Думала, что еду на Запад, а оказалась на Востоке".
iffoneoff
+1
4 октября 2013 г. 13:41
Никогда не воспринимал Израиль частью европейской цивилизации...
Ulysses
4 октября 2013 г. 13:44
Ну как же: "а там на четверть бывший наш народ" И, зная евреев по их московской разновидности (как в старой шутке: евреи делятся на две категории - жидовские морды и русская интеллигенция), на уровне подсознания ожидаешь, что в Израиле встретишь таких же. Ан нет!
iffoneoff
+1
4 октября 2013 г. 13:47
Так а кто сказал, что наш народ - часть европейской цивилизации???? Нет, некоторая часть его - бесспорно, но в массе...
Ulysses
+3
4 октября 2013 г. 13:57
Хм, если про русский народ, то все ж, наверное, часть европейской цивилизации... У кого-то давно читал неглупое рассуждение о существовании до 1917-го двух народов - русско-европейского (то, что называлось "общество") и собственно "народа". Конфликтом и объяснял автор 17-й год. Но если и так, то за минувшие 100 лет центром тяготения все ж была Европа, так что...
marsada
+1
4 октября 2013 г. 14:25
оказалась на Востоке
Для меня Израиль тоже Восток. По мироощущению. А по лицам да - СССР. Когда мы в Хайфе в музее науки и техники потеряли детей, то только благодаря "русским" охранникам на входе, которые не выпустили их на улицу - все закончилось благополучно.
вера (или неверие) - дело очень внутреннее,
- для меня понятие вера вообще очень странное. Верю-не верю. Или ты знаешь, что убив или своровав тебя условно говоря будут жарить на костре, и не делаешь этого. Или знаешь, что ничего за это не будет и уже поступаешь по разумению своему.
А верю-не верю, помолюсь - авось простят и т.д. для меня категория не ясная.
Kapuletta
+2
4 октября 2013 г. 13:56
Грустный эссе получился...Но очень тонкий и проникновенный... А может это боль души
Я равнодушно-скептично отношусь к религии, к любой религии
...
Ulysses
+5
4 октября 2013 г. 14:00
Отчасти грустный рассказ... Но вообще-то, как мне кажется, путешествовать стоит прежде всего именно чтоб себя понять - в соотношении с другими людьми, культурами. как писал мой любимый Петр Вайль: "География - важнейшая наука о человеке".
Kapuletta
+1
4 октября 2013 г. 14:51
Вайль - и мой любимый писатель
karela
+2
4 октября 2013 г. 16:10
Очень интересный Иерусалим у вас получился. Разноплановый и разноликий - такой, какой он и есть в реальной жизни. Удивительно, как на таком клочке земли уживается столько людей и национальностей, которые на всей остальной части Земли режут и убивают друг друга.
Кстати, в наши дни религия становится модным поветрием, а в арабских странах или в США с вами "приличные люди" не буду общаться, если узнают, что вы атеист. И Россия не избежала этого поветрия.: все вдруг начали и креститься, и посты соблюдать, хотя, думаю, мало кто по-настоящему разбирался в Библии или пытался понять, почему, собственно, по умолчанию православие, а не католичество или буддизм.
Ulysses
+1
4 октября 2013 г. 16:18
karela писала 4 октября 2013 г. 16:10
уживается столько людей и национальностей
- плохо уживаются вообще-то, едва друг друга терпят... Не только евреи и арабы, христиане тоже... Читали "Даниэль Штайн. Переводчик" Улицкой? Основа романа ведь документальная...
karela
4 октября 2013 г. 16:21
Не читала, не очень люблю, вернее, совсем не люблю и не читаю русскую современную литературу. Но верю, что, наверное, интересно.
Я имела в виду, что худой мир лучше доброй ссоры - все же они там не режут и не убивают друг друга, по крайней мере, не слышала о терактах в Иерусалиме, хотя могу и ошибаться
Ulysses
+1
4 октября 2013 г. 16:24
karela писала 4 октября 2013 г. 16:21
не слышала о терактах в Иерусалиме
последний был в 2011, до того - в 2008, увы...
karela
4 октября 2013 г. 16:26
Жаль, очень жаль :( Я была в Иерусалиме на Рождество в этом году, город мне очень понравился, несмотря на ужасную погоду. А у вас он такой солнечный и яркий, что не хочется думать о той атмосфере взаимной нелюбви, в которой живут местные
Independent
+1
4 октября 2013 г. 16:39
Очень хороший рассказ. Интересный взгляд на Иерусалим, свой, нетрадиционный. Мне понравился этот город, он необычный, очень необычный, не каждому придётся по душе, в нём перекрещиваются плохие и хорошие энергии, но не смотря ни на что, я рада, что в своё время с ним познакомилась.
Спасибо вам за рассказ!
ulalana
+1
4 октября 2013 г. 16:43
Очень проникновенный рассказ , написанный с грустью...
Григорий, ну как наши мысли сплелись! Я тоже готовлю альбом по Израилю) правда, фото)
Ulysses
+1
4 октября 2013 г. 22:07
С удовольствием посмотрю - фотографируете Вы великолепно!
vibas
+2
4 октября 2013 г. 21:42
Григорий, еще раз прочитал! Сильно!
И надо бы еще в Израиль!
Ulysses
4 октября 2013 г. 21:47
Надо, конечно! Только не в субботу!)))
vibas
4 октября 2013 г. 21:50
Не в субботу, однозначно )))
Dimitry
+2
4 октября 2013 г. 22:57
Конкретное, почти научное исследование. Понравилось.
YOphoto
+2
5 октября 2013 г. 0:14
Был. но так давно и так мельком....
По тексту, вот меня всегда несколько коробит чисто маркетинговые ходы по холокосту - с графиками, картинками. Не, я не упёртый и, не дай Бог, не отрицаю! Но почему уничтожение гитлеровцами более двадцати млн. славян ничем "таким" в истории не отмечено? Не понимаю.
Ulysses
+4
5 октября 2013 г. 15:58
YOphoto писал 5 октября 2013 г. 0:14
уничтожение гитлеровцами более двадцати млн. славян ничем "таким" в истории не отмечено
Ну уж, не отмечено... Мы все об этом помним. А с Холокостом история отдельная по двум причинам: во-первых, 6 миллионов от не столь уж большого числа живших в Европе евреев - запредельно много, по сути, уничтожение едва ли не всего народа. Во-вторых, потому что в этом случае уничтожались люди просто по национальному признаку. Славян гитлеровцы хоть и считали вторым сортом, но цели уничтожения все ж не ставили... Ну, есть и третье: заданный вопрос должно адресовать самим славянам. Евреи счет жертвам ведут максимально точно, поскольку за каждой единицей видят человека. А сколько русских погибло толком никто и не знает: все оценки плюс минус миллион, сотни тысяч лежат по полям-лесам не похороненными. Вот от этого втройне грустно...
YOphoto
5 октября 2013 г. 23:32
То, что мы сами виноваты,это безусловно. Иваны, не помнящие родства 8о(
Печально.
IGHER
5 октября 2013 г. 16:15
YOphoto писал 5 октября 2013 г. 0:14
Но почему уничтожение гитлеровцами более двадцати млн. славян ничем "таким" в истории не отмечено?

если по правде то не стоит забывать что в составе "гитлеровцев" были также и славяне-/вписал в список по усердию/ хорваты,словены,словаки,болгары;многие сербы,поляки,чехи,украинцы и русские
YOphoto
5 октября 2013 г. 23:32
И тут нечего возразить.
IGHER
+1
5 октября 2013 г. 15:37
«Прошлое — это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?… Чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы…" Томас Манн «Иосиф и его братья».

Манн,несмотря на то что по жизни верил в утопию в виде "всемирного блага" в этих строках на 100 % прав...а лично я знаю и верю что между белым и черным всегда!!! есть миллион оттенков...
Еврейская тема многогранна острая,потому что затронув легко получишь обвинения с той или иной стороны,но все таки попробую /слегка,не сильно углубляясь/ проанализировать таблицу убитых евреев в Европе.Значит мы видим что в самой Германии % 33;союзники-Румыния 28%,Италия 14%,в самой Болгарии 0%,Финляндия 4% ну и самый высокий % у Венгрии-76.В то же самое время в большинстве оккупированных стран % намного выше-и тут уже не стоит забывать о роли местной полиции/населения или вспомнить скажем еврейские погромы в Польше еще до оккупации.Насколько я знаю в разных странах проводили разную политику-Италия выслала про коммунистически настроенных евреев,остальным же по негласному приказу Муссолини выдали документы с чисто итальянскими именами...за деньги,конечно...Похожая ситуация была в Румынии,чего не скажешь о Венгрии или Норвегии /ситуация Норвегии-отдельная тема/.
ПыСы
мой дед по отцу,наполовину немец /говорил и по немецки и языке европейских евреев-идиш/ 2 года прятал на чердаке своего друга еврея...потом пришли советы и собирались его депортировать и только "движения" друга вместе с устройством на работу в охране спасли от верной гибели...
ПыПыСы
многие мои постоянные клиенты из Израиля атеисты или агностики;часто умеренно верующие и почти все скажем так "активно" на ортодоксов жалуются в смысле не работают,в армии не служат и живут за наш счет...
Ulysses
+1
5 октября 2013 г. 16:03
Да, Вы правы и камни в Вас кидать совершенно не за что)) Италия - вообще отдельный разговор (там соседские, родственные отношения настолько сильны, что фашистские бонзы нередко прятали соседей, друзей, родственников - и коммунистов, и евреев). Самое жестокое и тотальное уничтожение шло в Восточной Европе - руками местных полицаев...
Ну и многие мои родственники и знакомые в Израиле ортодоксов не жалуют...
IGHER
5 октября 2013 г. 15:41
на тему "миллион оттенков" забыл вписать в первый коммент интересную на мой взгляд книгу ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ ГИТЛЕРА Шимона Бримана.Кому интересно прочитайте кусочек тут http://jewukr.org/observer/jo19_38/p0103_r.html
ZhenyaPoppins
+1
5 октября 2013 г. 22:23
Этот текст, в своё время, меня пронзил. Один из любимых.
Спасибо, Григорий.
Otso
+2
5 октября 2013 г. 22:59
Второй день захожу в Ecce Homo и Оду вольности... Они такого свойства, что задумываюсь. Всякий раз о чем-то новом...
Спасибо.
YOphoto
+1
5 октября 2013 г. 23:37
Ещё вот что тогда запомнилось - сильная кастовость израильского общества. Люди делятся на почти непересекающиеся классы по времени и месту иммиграции в Израиль. т.е. тогда (91 год, кажется) наши были алии - чужие. Своими глазами видел объяву в Хайфе "Русские! Докажем что мы тоже евреи! сбор там-то во столько то."

Сейчас, наверное, малость подстёрлись грани.
Redcat
+1
15 октября 2013 г. 21:09
А я вот, на ТБГ не прочитал. Жалко, может и мой рассказ про Израиль получился бы немножко другим... Впрочем..

Честно признаюсь, даже не знаю, что комментировать: сам рассказ или комментарии. Зацепило и то и другое. Но если рассказ мне в общем и целом понятен, сам во многом так же отношусь к Израилю.. или почти так же, то комменты зацепили больше.

В общем, придется не просто перепостить свой рассказ с ТБГ, но и переработать его. Наверное, это следовало было сделать тогда и сразу..... А может лучше продолжением?...
Ulysses
15 октября 2013 г. 21:40
Не знаю, как Вам, но я с трудом возвращаюсь к старым текстам, не люблю переделывать их. Хотя приходится иногда адаптировать к тем или иным требованиям.... Поэтому я бы не менял, просто перетянул бы сюда с ТБГ, а к нему, прежнему тексту - продолжение или дополнение. Но тут уж Вам решать, вряд ли даже советовать что-то стоит.
vasilets
+2
28 октября 2013 г. 17:35
Пронзительное эссе, особенно ценное тем, что написал его человек с еврейскими корнями.
На счет Холокоста помолчу, тема слишком острая. А вот ортодоксов не люблю в любой религии - нельзя возводить религиозные догматы в ранг главного закона жизни
В Израиле побывали в 2008г. - остались очень довольны и страной и евреями. Понимаем, что нам очень повезло - не было проблем на границе и народ попадался очень толерантный.
Ulysses
28 октября 2013 г. 17:42
Спасибо!
vasilets
+1
28 октября 2013 г. 17:54
Кстати, мой рассказ об Израиле в свое время собрал много откликов на мэйл ру, причем, в основном от евреев. Что удивительно, были и ругательные отклики антисемитского толка, понятно, от кого ..
На этот сайте мой рассказ тоже висит https://www.tourister.ru/responses/id_120
Ulysses
28 октября 2013 г. 18:00
Вечером обязательно прочитаю. Не хочется "на бегу", надо внимательно и проникновенно. Так что - вечером! Спасибо за ссылку!
Laskovsky
+1
5 декабря 2013 г. 0:25
Читать и смотреть картинки приходилось много, но не была, не знаю, но
за это эссе уважаю. Сразу и бесповоротно.
Ulysses
5 декабря 2013 г. 9:13
Спасибо! Я старался))
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.