Ulysses
Григорий Вильчек Пользователь — был 20 января 15:53

Ода вольности

2 октября 2013 г. 11:33 Флоренция — Италия Апрель 2008
37 22
5

«Флоренция с архитектурой Рая…" Эту строчку Бродского неизбежно вспоминаешь, оказавшись рядом с Дуомо. Рассматриваешь часами фасад, абсиду, купол («яйцо, снесенное Брунелески»), изящнейшую кампаниллу. Сперва ее проектировал Джотто — все эти гении Возрождения мнили себя универсалами (сегодня крепость строим, завтра фейерверки запускаем, через неделю красками балуемся), но облажался: запроектировал строение столь утонченное и изящное, что стоять на грешной земле закон тяготения ему бы не позволил. Вовремя поправили, передали заказ другому. И все равно — легкость неземная.

4

А фасад, фасад! Тут — мозаика из белого, зеленого, розового мрамора, там — тончайшая резьба, а вот еще скульптуры, по экспрессии готовые потягаться с шедеврами Микеланджело. Архитектура впрямь невероятная. Ходишь кругами, разглядываешь каждую деталь, потом садишься на ступеньки спиной к собору — дать глазу, душе отдохнуть, переварить увиденное, не сойти с ума от великолепия и величия. Впрочем, особо не отдохнешь: напротив — прекраснейший баптистерий, левее — жилой дом столь тонко и вдохновенно спроектированный-построенный-украшенный, что больше похож на сказочный дворец. Смотришь на все это с непроизвольной глуповато-счастливой улыбкой, а в голове — один только вопрос: как? Как можно было создать это чудо? Какой фантазией надо обладать, каким чувством прекрасного, каким божественным талантом? Талант, конечно, вещь вообще загадочная и необъяснимая. Но есть еще одно ощущение, исходящее не только от Дуомо, но и от всей Флоренции — ощущение свободы. Свободы творчества, самовыражения, да и просто — свободы.

4
5
3
4
3

Флоренция знала разных правителей, и я не обольщаюсь относительно демократичности Флорентийской республики XII или XIV века, искренности участия «народных масс» в борьбе гвельфов и гибеллинов, народного представительства в Синьории и т. д. и т. п. Интриги, борьба влиятельных кланов… Не буду пересказывать историю Флоренции, хотя она и увлекательнее любого голливудского блокбастера. В конце концов, никто иной как флорентиец Маккиавели написал «Государя» — отнюдь не манифест всеобщих прав и свобод. И все же красующаяся на канализационных люках и прочем муниципальном имуществе надпись «Commune di Firenze» имеет полное историческое право на существование.

Палаццо, больше похожие на приграничную крепость, чем на мирное жилище (таковы Палаццо Веккьо иБарджелло, дом Данте и иные дома-цитадели), лишь отчасти гарантировали вельмож от народного волеизъявления. Последнее выражалось не столько в избирательных бюллетенях (или что там у них было 500–600 лет назад), сколько в копьях, стрелах и ядрах. Не угодив народу, легко было отправиться если и не на тот свет, то в изгнание.

1

А потому правители старались не столько опустошить казну, набив карманы, сколько вывернуть эти самые карманы, наполнив казну и украсив город. Хотя бы и новым рельефом для Дуомо. Козимо Старший, Лоренцо Великолепный и прочие оставили по себе добрую память. Дома-крепости напоминают, скорее, не о всевластии синьоров, а о непрочности их власти, зависимости от граждан, всегда готовых защитить свои права. И вполне органично и по-флорентийски смотрится вывешенный на Палаццо Веккьо транспарант в защиту прав человека в Тибете. Прямо под ним — мраморный Давид (копия, оригинал — в Академии рядом с другими шедеврами). Держит пращу, готовый защитить права и свободы — что иудеев, что флорентийцев, что тибетцев.

2

Жили — свободно, творили — свободно. А попробовали бы такое из-под палки создать. Смогли бы? А если за колючей проволокой, чтоб по периметру — конвойные с овчарками, а если что не так — прикладом по ребрам? Что б тогда изваяли-построили? Даже в «гуманных» шарашках более или менее успешно лишь атомные грибы выращивали, создавали так сказать конструктив, ковали оружие победы… А вот что б прекрасное… Не получается никак. Тут свобода нужна, воля… Вот и понастроили флорентийские вольняшки столько, что человечество за пять веков налюбоваться не может, понять — не то чтоб повторить… Для себя строили, для своих сограждан — равных себе по вольности. Для Бога? И для Него тоже. Но не только. Меркато Нуово — новый рынок с простыми и легкими формами, скульптурами знатных граждан-торговцев, головами быков и прочей сельскохозяйственной живности. Именно тут, а не у какого дворца пристроился и бронзовый кабанчик — символ Флоренции. (Кстати, во Флоренции и иных городах-республиках, преимущественно в Тоскане, почти на любом соборе или дворце найдешь барельефы и фрески на «производственную» тему — разделка туш, добыча угля, плавка чугуна и т. п. Труд — в почете).

2
2
1

Или вот, к примеру, Воспитательный дом — приют для сирот. Фасад украшен бело-голубыми медальонами с младенцами в пеленках. Семнадцать, если не ошибаюсь, медальонов — все разные. Каждый младенец — не один из, а личность, равная другим. И творил медальоны не абы какой мазила — Андреа делла Робия. Не стеснялся, нос не воротил. А по соседству на площади стоит важный бронзовый Фердинандо I на вальяжном коне — и тоже не стесняется соседства с пеленками и подгузниками. И почему бы стесняться — растут по соседству будущие граждане свободной Флорентийской республики. Вырастут — и как знать, станет кто-то из них членом Синьории, будет не менее важной шишкой, чем этот самый Фердинандо или иной Медичи. А может, выстроит новый собор, превзойдя самого Брунелески. В общем — потенциальная ровня. И у каждого — свобода расти с рождения так, как хочет и может…

1
2

К вечеру хорошо выйти из галереи Уффици, еще не переварив очередную летальную порцию прекрасного, махнуть рукой на прощанье мраморному Данте, пройти по Понте Веккьо.

2

Натыкаюсь на группу русских туристов. Дама возбужденно делится впечатлениями: «Никогда, никогда еще не видела такой красоты, таких богатств! Я просто сама не своя от этого великолепия…" Эк, думаю, проняло ее флорентийское Возрождение. Но следующая фраза, увы, спускает на землю: дама вела речь про тонны золотых побрякушек, выставленных в бесчисленных ювелирных лавках на старом мосту. Ну и ладно, каждому — свое.

4
2

Куда лучше перейти на другую сторону Арно, пройти мимо дворца Питти и подняться к площади Микеланджело, где стоит бронзовая копия его Давида. Оттуда хорошо любоваться другим золотом — золотом заката, залившего анфиладу мостов через Арно.

5

Любоваться панорамой великого города. Куполами и зубчатыми башнями. Остывающее солнце добавляет охры к терракотовой доминанте черепичных крыш, пейзаж превращается в сепию старой литографии. Хороший вид. И дышится тут легко. Легко и вольно.

3

Частные гиды
в Флоренции

Бронирование отелей
в Флоренции

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

iffoneoff
+3
2 октября 2013 г. 11:51
Отличная прогулка наблюдательного и пытливого путешественника. А я последнее время все вот о чем размышляю... Средневековье, что итальянское, что любое другое, не рай. Далеко. Как мастерам - архитекторам удавалось создавать такую красоту при тех условиях жизни - не постигаю.
Ulysses
+3
2 октября 2013 г. 12:01
Ну, все знаменитые шедевры были все ж не в Средневековье созданы, немного попозже)) Условия жизни, подозреваю, были не столь уж тяжелейшими даже и в средние века (ну, хотя бы то, что пишет Ле Гофф в "Цивилизации средневекового Запада"), во всяком случае, в современной российской глубинке не легче. А уж художники и прочая интеллигенция кормилась при власть имущих и наверняка не бедствовала... У меня другой вопрос. Я год назад почти три недели кружил по Тоскане (все никак не соберусь написать) и думал: как могло получиться, что в очень короткий срок на ограниченном пространстве появилось столько выдающихся талантов (не говоря о бесспорных гениях)? И ведь было это поистине взрывом. В итальянской живописи еще можно проследить эволюцию (треченто в Сиене, скажем, еще явно питалось традициями средневековой живописи, далее можно видеть постепенное усложнение), тут ключевым моментом был переход от обратной к прямой перспективе. А вот архитектура уже и треченто появляется из ниоткуда, без всякой связи с предшествующими эпохами. Я пока так и не нашел для себя ответ...
iffoneoff
2 октября 2013 г. 12:09
Надо бы, наверное, со специалистами поговорить... Да мои университетские контакты безвозвратно утеряны, увы...
Ulysses
–1
2 октября 2013 г. 12:12
Говорил. Но они начинают объяснять откуда взялись те или иные детали, архитектурные приемы. Вроде бы да, все так. Но смотришь на какой-нибудь собор в Орвьето - и все равно не понимаешь, откуда он взялся...
iffoneoff
2 октября 2013 г. 12:23
Очевидный признак гениальной архитектуры. Такое складывается ощущение, что то, или иное здание не строили веками, что оно просто возникло из ниоткуда...
Ulysses
2 октября 2013 г. 12:33
Олег, можно поверить в гения-одиночку и не задавать вопросов об истоках этой гениальности. Но там же не один гений! Ницще почему-то утверждал, что "культура эпохи Возрождения была вынесена на плечах такой же кучкой в сто умов" - какая там кучка в сто умов! Начни перечислять - и будет список подлиннее гомеровского раз в десять. Вот откуда они все?
iffoneoff
+1
2 октября 2013 г. 12:39
Честно - не могу пока сказать, признавая несомненную правомерность твоих рассуждений. Не думал об этом, сейчас вот думаю.)))
karela
+2
2 октября 2013 г. 12:51
Очень хорошо написано. Много нового узнала о Флоренции, дополнила, так сказать, ее образ в своей голове интересными историческими фактами. Кстати, не задумывалась, что Маккиавели тоже родом отсюда - да, не долго же флорентийцы наслаждались вольницей республики. Все народы рано или поздно приходят к этапу полудиктатурного правления одной личности
Ulysses
2 октября 2013 г. 12:55
Кстати, дом Маккиавели сохранился, говорят, но я его специально не разыскивал - это где-то на окраине...
karela
2 октября 2013 г. 12:56
Чтобы увидеть во Флоренции все. что заслуживает внимания, нужно, наверное, дней 10, не меньше
Ulysses
+1
2 октября 2013 г. 13:01
Если уделять должное внимание музеям, то да, дней 10. Но лучше в несколько приемов, если есть такая возможность - чтоб не заполучить "синдром Флоренции")))
karela
2 октября 2013 г. 13:08
Я уже поняла, что много хорошего - тоже вредно. Пресыщаешься уже на четвертый день, как это было у нас с Римом
ulalana
+1
2 октября 2013 г. 13:01
Роскошная у Вас Флоренция получилась))) Спасибо за рассказ)))
Ulysses
2 октября 2013 г. 13:05
Рад стараться!)))
elenarossi
2 октября 2013 г. 21:40
Фотографии хорошие и прогуляться по Флоренции было приятно, но комментарии...
Я загадала - кто автор? Мужчина.... Женщина.... Сколько лет.... и пр.
Отгадала!
Ulysses
2 октября 2013 г. 21:55
А что ж такое с комментариями-то?
elenarossi
+2
3 октября 2013 г. 0:36
Жили — свободно, творили — свободно. А попробовали бы такое из-под палки создать. Смогли бы? А если за колючей проволокой, чтоб по периметру — конвойные с овчарками, а если что не так — прикладом по ребрам? Что б тогда изваяли-построили? Даже в «гуманных» шарашках более или менее успешно лишь атомные грибы выращивали, создавали так сказать конструктив, ковали оружие победы… А вот что б прекрасное… Не получается никак. Тут свобода нужна, воля… Вот и понастроили флорентийские вольняшки

Странные аналогии...
Тем более что сами намекаете о борьбе кланов... Вспомним как убили Джулиана - брата Лоренцо Медичи и как потом Медичи расправились с Пацци. Маккиавели тогда был отроком... Но видел.
Да. Эпоха Возрождения - это ощущение свободы и востребованность талантов. Здорово. И текст у вас хороший.
Но при чем тут намеки на шарашки. Другое время. Другая эпоха. Этот абзац меня огорчил.
Ulysses
+1
3 октября 2013 г. 9:08
Другое время. Другая эпоха.
Мне кажется, что творчество во все времена и эпохи живет по собственным законам, потому и оправдано сравнение. Да и потом - это ж не научный текст, где любое сопоставление должно быть жестко обосновано, проверено на допустимость, а просто цепь совершенно субъективных ассоциаций, аллюзий...
vibas
+3
3 октября 2013 г. 8:02
Григорий, великолепно!
И не подозревал, кстати, что колокольню Джотто построил, оказывается, не Джотто ))
Свобода? Наверное! А ведь Давид, если я правильно помню был изваян по случаю (очередного) освобождения флорентийцев от власти Медичей )
Прекрасные фотографии! Был во Флоренции аж шесть лет назад, а как будто вчера!
Ulysses
3 октября 2013 г. 9:04
Спасибо, Виктор!
vibas писал 3 октября 2013 г. 8:02
колокольню Джотто построил, оказывается, не Джотто
- начинал Джотто все-таки)))
Independent
+2
4 октября 2013 г. 17:17
Очень понравилось! особенно рассуждения о свободе, абсолютно с этим согласна. Я тоже в некоторых местах остро ощущаю чувство свободы, и тоже над этим размышляю. Для творчества, его размаха нужна свобода, желательно её абсолютная форма, это практически неоспоримо.
DmitryM
22 октября 2013 г. 19:15
Отличное эссе, спасибо!
Ulysses
22 октября 2013 г. 19:40
Не за что. Это Вам спасибо!
Sibiriada
22 октября 2013 г. 19:26
Судя по первым абзацем, прививки от флорентийского синдрома у Вас нет, таки накрыл ))) Неисчерпаемый город, такое у меня о нем заочное мнение - побывать пока не довелось. Вы это мнение своим рассказом подкрепили.
Ulysses
+1
22 октября 2013 г. 19:40
Да, накрыл))) Причем, сколько бы ни приезжал туда, впечатление не гасится, не замыливается. Обязательно поезжайте во Флоренцию!
ala
+1
23 октября 2013 г. 22:10
Замечательно описаны ощущения от Дуомо. Но рассуждения о свободном народе во Флоренции....мягко говоря... странны. Разве дома-крепости строили не для защиты от врагов во время бесчисленных войн? Неужто действительно во Флоренции бывали народные восстания? И тот самый абзац про шарашки мне тоже показался совершенно неуместным.
Ulysses
23 октября 2013 г. 22:20
ala писала 23 октября 2013 г. 22:10
Разве дома-крепости строили не для защиты от врагов во время бесчисленных войн? Неужто действительно во Флоренции бывали народные восстания
Дома-крепости были все ж защитой от своих, "внутренних" врагов. Народные восстания были, хотя и в кавычках - в большей степени это были войны кланов. А про шарашки... Тема "творчество и свобода" неизбежно к ним приводит. Во всяком случае в наших широтах...
ala
+1
24 октября 2013 г. 14:56
Ulysses писал 23 октября 2013 г. 22:20
большей степени это были войны кланов.
- вот вот, где тут волеизъявление свободного народа? Политика решительных лидеров, увлекающих за собой массы.
А про шарашки... Они же создавались исключительно для научно-технических достижений, искусством там не занимались. Да, конечно, это тоже творчество, но тогда шарашки наоборот, доказывают, что талантливый человек творит в любых условиях! Сколько прекрасных книг было написано в тюрьмах! Сервантес - "Дон Кихот", например. А в архитектуре очень многое из того, чем мы сейчас восхищаемся было создано только потому, что один сатрап хотел быть круче другого и не жалел денег на самый красивый на свете собор или самый изысканный дворец. Сегодня, во времена поголовной демократии, т.е. относительной свободы много шедевров? Таких, чтобы у всех дух захватывало? Ну, Калатрава, Хундертвассер на любителя... Где же гении свободного мира?
Ulysses
+1
24 октября 2013 г. 15:18
Да, и в условиях несвободы, вплоть до тюрем писались замечательные, даже великие произведения. Но тут, скорее, может быть дело в том, что внутренне свободный человек и за решеткой остается свободным... Но и по велению тиранов строились дворцы и храмы. Хотя, на мой взгляд, более пышные, чем действительно красивые. В любом случае, тема неоднозначная, Вы правы. Чуть ниже мы с elenarossi этого тоже касаемся. Про шарашки тему развивать не буду - атомную бомбу в них сконструировали, в этом они свою функцию выполнили. Но вот ни теории относительности, ни теории Большого взрыва в них как-то не рождались и родиться из-под палки не могли, полагаю.
А что касается шедевров архитектуры, созданных в условиях свободы и демократии за последнее столетие, скажем, то вот, например, стиль ар-нуво (нам привычней название модерн) - по-моему он бы не появился, если б не возник слой свободных (не только лично свободных в политическом смысле, но и свободных от уз традиции, канона, сословных ограничений) людей, которые стали его заказчиками. Когда-то писал я про московский и питерский модерн, надо б сюда притащить, что ли... А от видов Манхэттена дух не захватывает?
И, кстати, спасибо Вам и elenarossi за эту дискуссию! Для того ж и пишу, чтоб подумать, поспорить. И радостно, когда есть с кем поспорить.
ala
+1
24 октября 2013 г. 15:52
Прочитала вашу с Еленой дискуссию. Интересно, как по разному можно понимать связь свободы и искусства.
Да, модерн! Согласна, что он возник во времена поисков свободными художниками новых форм. Новые технологии, позволившие использовать новые материалы и приемы, плюс мода на восток, а потом мода на сам модерн. Только все это появилось на рубеже веков, т.е при монархиях до европейских революций. Тема эта огромная, в рамках комментариев к рассказу ей становится тесно.
Если притащите сюда модерн: московский, питерский, пражский, венский, северный - какой угодно буду очень благодарна, т.к. люблю это стиль во всех его многочисленных ветвях.
И Вам спасибо за интересный разговор.
Ulysses
31 октября 2013 г. 12:39
Наконец-то выполнил обещание - притащил московский модерн: https://www.tourister.ru/responses/id_7339 Готов к дискуссии, там у меня тоже про свободу
IGHER
+1
24 октября 2013 г. 1:40
Похожие мысли по поводу прямой связи между свободой и созиданием...просто потому что раб никогда творить не будет.
elenarossi
+1
24 октября 2013 г. 11:31
О том, что творчество возможно только в СВОБОДНОМ пространстве - это даже и не обсуждается. А этоха Возрождения! Даже Маркс (сатрап бородатый) утверждал, что в эпоху Возрождения "каждый, в ком сидел Рафаэль, мог свободно развиваться". Это мы знаем.
Мне аналогии с шарашками представляются лишними. Даже возникает ощущение, что мотивацией этого сравнения, было желание .... (не скажу). Все читается между строк - кто хочет поймет так как надо. Тем более я вас так зауважала после ваших многих других рассказов. Да мне и этот рассказ нравится очень. А вот один абзац - не понравился.
И тот самый абзац про шарашки мне тоже показался совершенно неуместным.

Вот Алла со мной согласна и мы понимаем - о чем говорим!
Ulysses
+1
24 октября 2013 г. 11:48
Вот та критика, о необходимости которой тут так много на форуме говорили-писали! И мне эта критика нра...))
А по сути... Перечитал свой текст (спорный абзац) еще раз... Не знаю... Сопоставление с близкой историей нашей страны - разве такая уж натяжка? А если б не с шарашками было сравнение, а с тем же итальянским Средневековьем? Может, оно б и уместнее (и, кстати, пытаюсь сейчас на материале Тосканы обдумать странности этого перехода от Средневековья к Возрождению, может, что-то и напишется), но итальянское средневековье далековато и не столь уж понятно-известно (мне лично), а вот наше недавнее тоталитарное прошлое в памяти живо, даже на эмоциональном уровне. Собственно, весь очерк о Флоренции - выплеск эмоций, а не исследование... Так вот выплеснулось)))
А вообще-то соотношение свободы и творчества тоже не такое уж однозначное. Если о недавней нашей истории говорить, то советская эпоха дала массу замечательных писателей, художников, режиссеров - больше, пожалуй, чем последние 25 постсоветских лет. Возможно, это было порождено стремлением преодолеть ограничения, накладываемые идеологией и цензурой... Такое же можно и в других странах и в другие времена найти. Тоже интересная тема...
elenarossi
+1
24 октября 2013 г. 12:31
Ulysses писал 24 октября 2013 г. 11:48
Вот та критика, о необходимости которой тут так много на форуме говорили-писали! И мне эта критика нра...))

И мне "нра"! Когда интересный собеседник, умеющий слушать и... возражать... Это здорово!
Пока! Убегаю на работу!
Ulysses
24 октября 2013 г. 12:32
Удачного дня!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.