Турист Григорий Вильчек (Ulysses)
Григорий Вильчек
был 23 октября 2019 16:24

Ода вольности

Флоренция — Италия Апрель 2008
37 25
5
Ода вольности

«Флоренция с архитектурой Рая…" Эту строчку Бродского неизбежно вспоминаешь, оказавшись рядом с Дуомо. Рассматриваешь часами фасад, абсиду, купол («яйцо, снесенное Брунелески»), изящнейшую кампаниллу. Сперва ее проектировал Джотто — все эти гении Возрождения мнили себя универсалами (сегодня крепость строим, завтра фейерверки запускаем, через неделю красками балуемся), но облажался: запроектировал строение столь утонченное и изящное, что стоять на грешной земле закон тяготения ему бы не позволил. Вовремя поправили, передали заказ другому. И все равно — легкость неземная.

4
Ода вольности

А фасад, фасад! Тут — мозаика из белого, зеленого, розового мрамора, там — тончайшая резьба, а вот еще скульптуры, по экспрессии готовые потягаться с шедеврами Микеланджело. Архитектура впрямь невероятная. Ходишь кругами, разглядываешь каждую деталь, потом садишься на ступеньки спиной к собору — дать глазу, душе отдохнуть, переварить увиденное, не сойти с ума от великолепия и величия. Впрочем, особо не отдохнешь: напротив — прекраснейший баптистерий, левее — жилой дом столь тонко и вдохновенно спроектированный-построенный-украшенный, что больше похож на сказочный дворец. Смотришь на все это с непроизвольной глуповато-счастливой улыбкой, а в голове — один только вопрос: как? Как можно было создать это чудо? Какой фантазией надо обладать, каким чувством прекрасного, каким божественным талантом? Талант, конечно, вещь вообще загадочная и необъяснимая. Но есть еще одно ощущение, исходящее не только от Дуомо, но и от всей Флоренции — ощущение свободы. Свободы творчества, самовыражения, да и просто — свободы.

4
Ода вольности
5
Ода вольности
3
Ода вольности
4
Ода вольности
3
Ода вольности

Флоренция знала разных правителей, и я не обольщаюсь относительно демократичности Флорентийской республики XII или XIV века, искренности участия «народных масс» в борьбе гвельфов и гибеллинов, народного представительства в Синьории и т. д. и т. п. Интриги, борьба влиятельных кланов… Не буду пересказывать историю Флоренции, хотя она и увлекательнее любого голливудского блокбастера. В конце концов, никто иной как флорентиец Маккиавели написал «Государя» — отнюдь не манифест всеобщих прав и свобод. И все же красующаяся на канализационных люках и прочем муниципальном имуществе надпись «Commune di Firenze» имеет полное историческое право на существование.

Палаццо, больше похожие на приграничную крепость, чем на мирное жилище (таковы Палаццо Веккьо иБарджелло, дом Данте и иные дома-цитадели), лишь отчасти гарантировали вельмож от народного волеизъявления. Последнее выражалось не столько в избирательных бюллетенях (или что там у них было 500–600 лет назад), сколько в копьях, стрелах и ядрах. Не угодив народу, легко было отправиться если и не на тот свет, то в изгнание.

1
Ода вольности
Ода вольности

А потому правители старались не столько опустошить казну, набив карманы, сколько вывернуть эти самые карманы, наполнив казну и украсив город. Хотя бы и новым рельефом для Дуомо. Козимо Старший, Лоренцо Великолепный и прочие оставили по себе добрую память. Дома-крепости напоминают, скорее, не о всевластии синьоров, а о непрочности их власти, зависимости от граждан, всегда готовых защитить свои права. И вполне органично и по-флорентийски смотрится вывешенный на Палаццо Веккьо транспарант в защиту прав человека в Тибете. Прямо под ним — мраморный Давид (копия, оригинал — в Академии рядом с другими шедеврами). Держит пращу, готовый защитить права и свободы — что иудеев, что флорентийцев, что тибетцев.

2
Ода вольности

Жили — свободно, творили — свободно. А попробовали бы такое из-под палки создать. Смогли бы? А если за колючей проволокой, чтоб по периметру — конвойные с овчарками, а если что не так — прикладом по ребрам? Что б тогда изваяли-построили? Даже в «гуманных» шарашках более или менее успешно лишь атомные грибы выращивали, создавали так сказать конструктив, ковали оружие победы… А вот что б прекрасное… Не получается никак. Тут свобода нужна, воля… Вот и понастроили флорентийские вольняшки столько, что человечество за пять веков налюбоваться не может, понять — не то чтоб повторить… Для себя строили, для своих сограждан — равных себе по вольности. Для Бога? И для Него тоже. Но не только. Меркато Нуово — новый рынок с простыми и легкими формами, скульптурами знатных граждан-торговцев, головами быков и прочей сельскохозяйственной живности. Именно тут, а не у какого дворца пристроился и бронзовый кабанчик — символ Флоренции. (Кстати, во Флоренции и иных городах-республиках, преимущественно в Тоскане, почти на любом соборе или дворце найдешь барельефы и фрески на «производственную» тему — разделка туш, добыча угля, плавка чугуна и т. п. Труд — в почете).

2
Ода вольности
2
Ода вольности
2
Ода вольности

Или вот, к примеру, Воспитательный дом — приют для сирот. Фасад украшен бело-голубыми медальонами с младенцами в пеленках. Семнадцать, если не ошибаюсь, медальонов — все разные. Каждый младенец — не один из, а личность, равная другим. И творил медальоны не абы какой мазила — Андреа делла Робия. Не стеснялся, нос не воротил. А по соседству на площади стоит важный бронзовый Фердинандо I на вальяжном коне — и тоже не стесняется соседства с пеленками и подгузниками. И почему бы стесняться — растут по соседству будущие граждане свободной Флорентийской республики. Вырастут — и как знать, станет кто-то из них членом Синьории, будет не менее важной шишкой, чем этот самый Фердинандо или иной Медичи. А может, выстроит новый собор, превзойдя самого Брунелески. В общем — потенциальная ровня. И у каждого — свобода расти с рождения так, как хочет и может…

1
Ода вольности
2
Ода вольности

К вечеру хорошо выйти из галереи Уффици, еще не переварив очередную летальную порцию прекрасного, махнуть рукой на прощанье мраморному Данте, пройти по Понте Веккьо.

3
Ода вольности

Натыкаюсь на группу русских туристов. Дама возбужденно делится впечатлениями: «Никогда, никогда еще не видела такой красоты, таких богатств! Я просто сама не своя от этого великолепия…" Эк, думаю, проняло ее флорентийское Возрождение. Но следующая фраза, увы, спускает на землю: дама вела речь про тонны золотых побрякушек, выставленных в бесчисленных ювелирных лавках на старом мосту. Ну и ладно, каждому — свое.

5
Ода вольности
3
Ода вольности

Куда лучше перейти на другую сторону Арно, пройти мимо дворца Питти и подняться к площади Микеланджело, где стоит бронзовая копия его Давида. Оттуда хорошо любоваться другим золотом — золотом заката, залившего анфиладу мостов через Арно.

6
Ода вольности

Любоваться панорамой великого города. Куполами и зубчатыми башнями. Остывающее солнце добавляет охры к терракотовой доминанте черепичных крыш, пейзаж превращается в сепию старой литографии. Хороший вид. И дышится тут легко. Легко и вольно.

4
Ода вольности

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Флоренции
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии